Меню Рубрики

Курс занятий по алкогольной зависимости

УНИКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ! КУРС ПО ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ ЗАВИСИМОСТЕЙ (алкогольной, табачной, наркотической и др.) И ФОРМИРОВАНИЮ ТРЕЗВЫХ УБЕЖДЕНИЙ по методу Г.А. Шичко.

Геннадий Андреевич Шичко — ученый, доктор биологических наук. Его метод избавления от зависимостей — один из самых научно обоснованных методов, в основу которого легла теория социального программирования на вредные привычки. Этот метод имеет широкое применение: избавление от алкогольной, наркотической, табачной многих других зависимостей.

В основу методики не входит применение никаких медикаментозных добавок, никаких заменителей табака и уж тем более не кодирование с помощью физических воздействий.

Метод Шичко основан на утверждении о том, что поведение человека определяется социальными стереотипами, закладываемыми в его сознание в процессе социализации. Если говорить проще, то человеческий мозг – это как компьютер, в котором находятся миллионы программ, которые подсказывают, какое поведение должно быть правильным в определенной ситуации, как нужно питаться, спать, разговаривать с родными и как – с коллегами, незнакомыми людьми.

Со временем данные программы переходят из сознания в подсознание человека, он начинает автоматически следовать этим стереотипам. Люди при рождении не страдают от акогольной, никотиновой или наркотической зависимости, они полностью свободны от этих привычек. Но из-за того, что современное общество считает алкоголь и курение одной из норм поведения, то в подсознании закладывается положительное отношение к данному процессу, и со временем употребления алкоголя и курение превращаются в привычку, которая позже перерастает в физиологическую и психологическую зависимость.

Человек без того, чтобы выпить алкоголя или выкурить сигарету, уже не может расслабиться. В его подсознании формируются стереотипы определенных действий в определенных ситуациях, на которые вырабатываются условные рефлексы. Поэтому, чтобы освободиться от алкогольной или никотиновой зависимости, следует разрушить находящуюся в подсознании программу на употребление алкоголя или курение.

Процесс разрушения данной программы и лег в основу метода Шичко. Как перестать употреблять алкоголь или бросить курить, согласно данной методике ленинградского ученого? Все просто: разрушение программы на употребление алкоголя или курение происходит с помощью целенаправленной речи, путем воздействия на сознание человека доверительной информации. Используются аутотренинг, ситуационные игры, Гетеротренинг.

Желающему избавиться от зависимостей рекомендуется вести дневник. Занятия строятся по принципу учебного процесса. Человек, желающий избавиться от вредной привычки, должен пройти 10-дневный курс занятий, каждое из которых не может превышать 2 часов.

Предлагаем изучить и применять видеозаписи занятий по методу Г.А. Шичко. Проводит занятия социальный педагог Фахреев Владимир Анварович. Курс был проведён с 9 по 17 ноября 2013г. в г.Магнитогорске для всех желающих.

Фахреев В.А. — спецкурс — 1 занятие:

Фахреев В.А. — спецкурс — 2 занятие (часть 1):

Фахреев В.А. — спецкурс — 2 занятие (часть 2):

Фахреев В.А. — спецкурс — 3 занятие:

Фахреев В.А. — спецкурс — 4 занятие:

Фахреев В.А. — спецкурс — 5 занятие:

Фахреев В.А. — спецкурс — 6 занятие:

Фахреев В.А. — спецкурс — 7 занятие:

Фахреев В.А. — спецкурс — 8 занятие

Фахреев В.А. — спецкурс — 9 занятие:

Также рекомендуем прочитать книгу, написанную человеком, который многие годы помогает людям избавляться от пагубных зависимостей по методу Шичко. Раз и навсегда расправившись с собственными вредными привычками, В.В. Лапшичев решил пропагандировать удивительное средство, которое помогло ему – метод Г.А. Шичко. Сотни «выпускников» Вадима Лапшичева навсегда расстались с пьянством, наркотиками, табакокурением, пристрастием к неумеренной еде. Практически все, кто действительно хочет навсегда избавиться от напасти, преодолевает ее.

Эта книга расскажет, что следует делать, чтобы навсегда избавиться от пристрастий, которые губят, коверкают жизнь.

Что даст вам, читателям, эта книга? Во-первых, вы сможете по ней самостоятельно работать над своей проблемой. Это будет труднее, чем если бы при вас был опытный наставник. Но – дорогу осилит идущий, все в ваших руках! Идите по намеченному пути до конца – и победа будет за вами!

Во-вторых, вы узнаете из книги о многих и многих людях, которые, прибегнув к методу Шичко, навсегда избавились от пьянства. Пусть их пример станет для вас путеводной звездой, доказательством того, что неразрешимых проблем не бывает.

Все написанное автор книги прошел своими ногами, испытал на собственной шкуре. Однажды судьба счастливо ему улыбнулась: он попал на занятия по методу Геннадия Андреевича Шичко в клуб «Невский оптималист» и с усердием приступил к работе по методу Шичко. Ему удалось усвоить и практически утвердить для себя трезвенные убеждения на основе обретения правдивых научных знаний.

Наконец, хоть эта книга и посвящена непосредственно проблеме пьянства и алкоголизма, вы сможете использовать базовые средства метода Шичко для борьбы с любыми зависимостями. В основе работы над собой – всегда скрупулезное ведение дневников, преодоление себя, перестройка сложившихся негативных установок.

Прочитать онлайн книгу «Самый надежный и правдивый метод избавления от любой вредной привычки. Метод Шичко» можно здесь: http://knigosite.org/library/read/6570

Рекомендуем также посмотреть видео Дмитрия Троцкого «КАК ПОМОЧЬ МАТЕРИ (РОДИТЕЛЯМ) ИЗБАВИТЬСЯ ОТ АЛКОГОЛИЗМА? ГЛУБИННЫЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ТАБАЧНОЙ, АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ» (НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД): https://lubodar.info/kak-pomoch-izbavitsya-ot-alkogolizma/
+++
Полезная статья? Расскажите друзьям и подпишитесь на рассылку ключевых новых статей. БлагоДарим! Форма подписки в верхнем правом углу страницы.
+++
Другие полезные статьи:

ВНИМАНИЕ! ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНАМ НЕЛЬЗЯ ПИТЬ И КАПЛИ АЛКОГОЛЯ: https://lubodar.info/pochemu-zhenshhinam-nelzya-pit-i-kapli-alkogolya/

ОСТОРОЖНО: КЕФИР! ПРО КВАС И КЕФИР. ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПИТЬ КЕФИР, ОСОБЕННО ДЕТЯМ! https://lubodar.info/ostorozhno-kefir-pro-kvas-i-kefir/

СЕКРЕТЫ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЛЮДЕЙ (АЛКОГОЛЬ, ТАБАК, НАРКОТИКИ): https://lubodar.info/sekrety-manipulyasii-soznaniem-lyudej/

КАК БРОСИТЬ КУРИТЬ (ПОДБОРКА ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И МАТЕРИАЛОВ): https://lubodar.info/kak-brosit-kurit/

ЛЕКЦИЯ МАРИНЫ ГРИБАНОВОЙ «ПРАВДА О НАРКОТИКАХ» – о зависимостях весело и интересно: https://lubodar.info/pravda-o-narkotikah-o-zavisimostyah/

СЛАВЯНЕ – ИСКОННО ТРЕЗВЫЙ НАРОД! Профессор В.Г.Жданов ОБ ИСТОРИИ АЛКОГОЛЯ НА РУСИ: https://lubodar.info/trezvost-na-rusi/

СМОТРЕТЬ ВСЕМ! ИСТОРИЯ ОДНОГО ОБМАНА: АЛКОГОЛЬ: https://lubodar.info/istoriya-odnogo-obmana-alkogol/

Мы «За сухой закон»! К чему привели антиалкогольные ограничительные меры 1985 -1989 годов: https://lubodar.info/my-za-suhoj-zakon/

ТРЕЗВЫЕ (БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ) СВАДЬБЫ – ВОЗРАСТАЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ! https://lubodar.info/trezvye-bezalkogolnye-svadby/

ПОЛНАЯ, АБСОЛЮТНАЯ ТРЕЗВОСТЬ СЛАВЯНСКОГО МИРА – первый залог того, что Славянский Мир сможет выполнить свою миссию по восстановлению на Планете Гармоничной Жизни, Духовности и поспособствует вступлению в полную силу начавшейся Эпохи Волка! https://vk.com/wall-49560567_1196

ТЕХНОЛОГИЯ УБИЙСТВА ДУШИ ИЛИ КАК ЧЕЛОВЕКА ПРЕВРАТИТЬ В ВЫРОДКА (ЧТО СЕЙЧАС УСПЕШНО И РЕАЛИЗУЮТ): https://lubodar.info/tehnologiya-ubijstva-dushi/

источник

Цель занятия — формирование у подростков стремления к здоровому образу жизни, всестороннее рассмотрение проблемы алкоголизма.

Ребята, каждый из вас, наверное, хочет быть богатым и знаменитым, успешным, популярным. Но в жизни, как на дороге со знаками, мы должны всегда задумываться о том, а правильно ли мы живем?

Людям в вашем возрасте свойственно не очень задумываться о своем здоровье. Однако же думать об этом стоит.

Так как сегодня образование и здоровье становятся основами для успешной карьеры и нормальной, достойной во всех смыслах жизни, И здесь важнейшими условиями успеха, наряду с личными качествами каждого человека, являются также мир и порядок в нашей России.

Сегодня мы подробно поговорим об актуальной проблеме, которую нельзя обойти в нашей жизни. Что по одной китайской мудрости приносит одну радость и много горя? Конечно, алкоголь.

Алкоголь — похититель рассудка — так именуют его с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. — с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло до начала культурного землевладения. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

В Средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения, алхимик, заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым не утомленным, бодрым, тоскующего — веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Что же происходит сегодня в нашей России? Почему чудодейственный эликсир стал приносить людям много горя?

Жизнь — это проста игра. И когда Вы знаете правила игры, значительно легче выживать. В этой игре существуют подводные камни, о которые разбиваются судьбы людей, один из них — алкоголизм. Болезнь, алкоголизм, достаточно часто выводит людей из игры.

Что же такое алкоголизм?

Алкоголизм, по определению — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающие этим заболеванием.

Пьянство, например, это не алкоголизм, это неумеренное употребление спиртных напитков. Оно порождает алкоголизм, но не является болезнью. Алкоголизм характеризуется определенными признаками, которые отличают его от так называемого «привычного», или «бытового», пьянства.

Что же делает алкоголь с организмом человека!?

Принятие алкоголя приводит к печальным последствия. Каждая выпитая рюмка не проходит сквозь наш организм бесследно. При употреблении алкоголя страдают: нервная система (мозг), пищеварительная (желудок, кишечник, печень), сердечно-сосудистая и кровеносная (сердце), репродуктивная система. Алкоголь сокращают жизнь человека на 12 — 18 лет.

Давайте рассмотрим влияние алкоголя на каждую из систем более подробно.

Когда алкоголь попадает в кровь, эритроциты слипаются. В крови образуются тромбы, которые намертво закупоривают микрокапиляры. Капилляры раздуваются и лопаются. При употреблении 100 гр водки, навсегда и безвозвратно умирают несколько тысяч клеток головного мозга. При каждом застолье десятки тысяч. Мертвые клетки мозга выводятся с мочой, а следующий день.

Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в деятельность низших отделов мозга: нарушаются координация движений, например движение глаз (предметы начинают двоиться), появляется неуклюжая шатающаяся походка.

Нарушение работы нервной системы и внутренних органов человека наблюдается при любом употреблении алкоголя: одноразовом, эпизодическом и систематическом.

Сердечно-сосудистая система, (сердце)

Когда алкоголь с кровью попадает в сердце он разрушает клетки вашей сердечной мышцы. Появляются микрорубцы, мышца теряет свою эластичность, работает на пределе возможностей и захлебывается кровью не успевая проталкивать её. Сердце покрывается жировой тканью, поэтому у пьющего человека оно всегда увеличено. В артериях и капиллярах образуются тромбы, которые перекрывают доступ кислорода и питательных веществ к части сердечной мышцы, ткани сердца отмирают — это называется инфаркт.

Все 5-7 часов, пока выпитый алкоголь циркулирует в крови, сердце работает в неблагоприятном режиме. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. Алкоголь нарушает кровообращение в кожных капиллярах — эти малые сосудики сжимаются, загустевают, лопаются (всем известен синдром «красного носа»), поэтому сердце плохо снабжается кровью и испытывает кислородное голодание.

В сердечной мышце накапливается избыточное количество жира, она перерождается, становится дряблой и сердце с трудом справляется с работой. Результат — преждевременный атеросклероз и гипертоническая болезнь.

Пищеварительная система (желудок)

Попадая в желудок алкоголь, эффективно стимулирует выработку ферментов. Ферменты вместе со спиртом агрессивно разрушают слизистую и стенки желудка, в результате желудок переваривает сам себя, а процесс пищеварения превращается в процесс гниения. Последствия — гастрит, язва, рак желудка.

При приеме алкоголя происходит:

— нарушение работы тонкого кишечника (неспособность всасывать питательные вещества)

— разрушение поджелудочной железы (риск возникновения диабета)

— поражение печени, жировая дистрофия, гепатит, цирроз (приводит к летальному исходу).

И напоследок самая важная тема-влияние алкоголя на репродуктивную систему. Это приводит к таким последствиям как:

— нарушение созревания половых клеток(бесплодие)

Если алкоголь попадает в кровь плода, то в первую очередь поражаются печень, сосудистая система, а также те структуры мозга, которые определяют умственную деятельность.

Так неужели тогда стоит сознательно рисковать здоровьем ребенка, употребляя алкоголь, пусть даже в небольших количествах. Ведь только в наших силах свести на нет все риски и родить здорового и крепкого малыша.

Женщина, призванная созидать семейное гнездышко, разрушает его.

Все это лишь те немногие последствия причиняемые употреблением алкоголя. Алкоголь — это яд! Он уничтожает все живое, он убивает надежды и мечты о прекрасном будущем.

Мужчина, который призван быть защитником своей семьи, приносит боль жене и детям.

Алкоголь повышает риск смерти.

  • 15-20% людей, замешанных в дорожно-транспортных происшествиях со смертельным исходом, перед этим употребляли алкогольные напитки.
  • 20 40 % погибших в результате несчастного случая были в состоянии алкогольного опьянения.
  • Более 60 % всех насильственных преступлений, применение силы, убийство, нанесение телесных повреждений, изнасилование, совершается под воздействием алкоголя.

Перед Вами стоит вопрос пить или не пить?

Ведь алкоголь разрушает твое будущее, употребление алкоголя препятствует получению престижной профессии, устройству на работу и карьерному росту.

Так почему, на ваш взгляд, подростки начинают пить?

Будь человеком с сильным характером. Умей отстаивать свое мнение. Выделись из толпы!

Учись дружить по-настоящему. Будь честным, искренним, уважай других!

Будь творческим и расслабляйся в хорошей компании!

Обратись за помощью к окружающим.

Давайте не будем терять голову. Подумайте о себе и о своих близких. Берегите себя.

Список использованной литературы.

1. Г.Г. Кулинич «Вредные привычки: профилактика зависимостей», М., «ВАКО»., 2008

2. Популярная медицинская энциклопедия, М., 1979

3. О.Н. Рудякова «Как сохранить здоровье школьников», Издательство «Учитель», 2007

4. Т.А. Шишковец «Осложненное поведение подростков», М., 2006

источник

Тренинг по профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков.

Обоснование актуальности опыта

Описание содержания опыта

Условия реализации и внедрения опыта. Перспективы применение опыта в массовой практике

Обоснования для групповой работы с подростками

Встреча № 1 «Знакомство в группе»

Встреча №2 «Введение в тему алкогольной и наркотической зависимости»

Встреча № 3 «Отработка навыка говорить «НЕТ»»

Встреча № 5 «Алкоголь: отношение, понимание, проблемы»

1. Обоснование актуальности опыта, его практической значимости.

В последнее время проблема подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма стала очень актуальной. Большое количество современных подростков хотя бы раз в жизни сталкивалось с этой проблемой: кто-то сам пробовал курить травку или выпивать, кому-то предлагали знакомые, у кого-то принимают наркотики друзья или приятели. Даже те, кто сами лично не сталкивались с этой бедой, все равно что-то да слышали о ней. Для того, чтобы справиться с растущей волной наркомании необходимо проводить больше просветительской и профилактической работы среди подростков: не все из них правильно понимают степень опасности наркотической и алкогольной зависимости. Твердая личная позиция негативного отношения к ним – гарантия того, что в случае столкновения подростка с предложением ему наркотика, он откажется его принятия. Тренинг «Профилактика наркотической и алкогольной зависимости» направлен на предотвращение употребления подростками алкоголя и наркотиков, а также на пропаганду здорового образа жизни.

Читайте также:  Как избавить близкого человека от алкогольной зависимости

сформировать у подростков негативное отношение к принятию наркотиков;

выработать навыки отказа от наркотиков, научить их отстаивать свои интересы.

осознать мотивы, толкающие людей на употребление наркотиков.

обеспечить достаточную информированность подростков о вреде наркотических веществ и алкоголя.

разрушить иллюзии и ложные представления относительно алкоголя и наркотиков.

развивать у подростков навыки общения друг с другом, умение жить в обществе.

Новизна работы заключается в том, что она представляет собой практически первый опыт обобщения разных методов работы с подростками. В качестве одного из основных методов работы нами предлагается тренинг по профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков.

5. Описание содержания опыта, его технология.

В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в понимании каждым участником проблемы наркотической зависимости. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. В процессе тренинга развиваются техники самопознания и понимания проблемы: анализ, обратная связь, рефлексия.

Занятия организовываются из группы 10 – 15 человек, продолжительность каждого занятия 2 часа, частота занятий 1 – 2 раза в неделю. Продолжительность встреч может варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности участников.

Программа тренинга включает в себя следующие этапы:

1 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – 2 ЧАСА.

Цели данного этапа включают в себя знакомство с участниками тренинга, первичную диагностику ожиданий от работы, ориентирование в программе и диагностику личностных характеристик участников. Последнее необходимо сделать для полного представления психолога о будущем участнике, а также для того, чтобы оценить возможности его работы в группе и проследить динамику изменений подростка в отношении к самому себе, обществу и проблеме наркотической зависимости. Для тестирования рекомендуется использовать следующие методики (на выбор): «Определение уровня субъективного контроля (УСК)», «Акцентуации характера» Шмишека, «16-ти факторный личностный опросник» Р. Кеттела, тест Л. Сонди.

Подбор в группу включает в себя следующие критерии:

Участие в тренинге только по желанию самих подростков.

Лица, работающие в группе, не должны страдать явными физическими недостатками.

Нежелательно участие в группе тех, кто страдает сильными болями, обладает значительно сниженным интеллектом, имеет любые расстройства сознания (галлюцинации, бред), двигательные расстройства.

Участники тренинга не должны быть зависимыми от приема наркотиков или алкоголя. Данный тренинг имеет в основном профилактическую и просветительскую значимость.

Кроме того, на этом этапе необходимо подготовить помещение, где тренинг будет проводиться. Комната должна быть не маленькой, но и не огромной. Участникам должно быть комфортно. Необходимо заранее подготовить стулья для участников (лучше расставить их по кругу). В комнате должно быть окно, помещение должно проветриваться. В помещении должно быть не жарко, однако необходимо исключить и низкую температуру воздуха. Важно, чтобы в момент проведения тренинга в помещении не было посторонних.

2 ЭТАП – ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ – 2 ЧАСА (встреча №1)

Целью данного этапа будет знакомство участников между собой, а также создание атмосферы принятия и доверия в группе.

3 ЭТАП — ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ — 3 ЧАСА (ВСТРЕЧА №2).

Цели данного этапа заключаются в умении осознавать свой опыт, связанный с алкоголем и наркотиками, а также в умении осознавать мотивы, толкающие людей на прием дурманящих средств.

4 ЭТАП — ОТРАБОТКА НАВЫКА ГОВОРИТЬ «НЕТ» — 4 ЧАСА (ВСТРЕЧА №3 — 4).

Данный этап направлен на осознание участниками различий между людьми, на тренировку навыков отстаивания своих интересов, на умение говорить «нет».

5 ЭТАП — ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АЛКОГОЛИЗМА — 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №5).

Цели данного этапа направлены на тренировку умения выделять признаки, по которым можно сказать, что имеется алкогольная зависимость, а также на понимание того, как алкоголь влияет на взаимоотношения между людьми.

6 ЭТАП — УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ НА СЕБЯ — 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №6).

Основной целью этапа будет осознание участниками тренинга понятий «дискриминация» и «ответственность», умение принимать ответственность в сложных ситуациях на себя.

7 ЭТАП — ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ В ГРУППЕ — 2 ЧАСА (ВСТРЕЧА №7).

На данном этапе необходимо провести рефлексию пройденных занятий и полученного в них опыта. Рекомендуется также провести повторную диагностику участников с целью измерения динамики работы в группе. Можно использовать такие методики, как «УСК» и «Акцентуации характера подростков» Эйдемиллера.

8 ЭТАП — ДОКУМЕНТАЦИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГОМ РАБОТЫ ГРУППЫ — 3 ЧАСА.

После завершения работы группы психолог должен провести рефлексию всех занятий, оценить эффективность тренинга, задокументировать результаты в тетради, подвести итог работы.

Стратегическую линию программы можно изобразить таким образом:

Получение информации о вреде наркотиков и алкоголя

Осознание важности отказа от принятия наркотиков

Формирование осознанной позиции непринятия

По отношению к алкоголю и наркотикам

Закрепление позитивного опыта работы в группе,

рефлексия полученных знаний

6. Условия реализации и внедрения опыта.

Перспективы применения опыта в массовой практике.

Программа предназначена для работы с подростками и молодежью 13 – 18 лет, хотя при незначительных изменениях может использоваться и для работы с лицами, достигшими зрелого возраста.

Предполагаемая работа имеет просветительское и практическое значение.

ОБОСНОВАНИЯ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ.

Особенности подростковой психологии заключаются в стремлении подростков к объединению в группы. Самореализация в этом возрасте предполагает удовлетворение потребностей в уважении и самоуважении при растущем стремлении к независимости от давления родительского авторитета. Это возраст(13-16 лет) называют еще периодом второй перерезки пуповины, что является необходимым этапом в развитии суверенной личности. Организуя профилактическую работу, необходимо все это иметь в виду. Очевидно, что использование средств и методов, усиливающих авторитарное давление (запреты, нотации, запугивание и т.п.), не соответствует потребностям данного возраста. Предлагаемый же групповой метод учитывает последние, хотя и делает более сложным и многомерным процесс педагогического взаимодействия, который можно представить в общих чертах, разделив его на четыре этапа:

Установление доверительного контакта с группой.

Установление договорных отношений с группой (прояснение ожидания сторон, где психолог выступает в роли человека, помогающего подростку познакомиться с проблемой наркомании, разрешить его страхи и сомнения, а также научиться справляться с затруднительными ситуациями).

Завершение работы, подведение итогов и оценивание результатов работы.

Каждое занятие включает в себя следующие этапы.

Введение. Необходимо привлечь внимание участников, познакомиться (на первом занятии), обсудить цели, задачи и структуру предстоящих занятий, пробудить интерес и сформировать мотивацию к участию в данной программе (или на данном занятии).

«Тело» занятия. Выполняются специальные упражнения, разыгрываются ролевые ситуации, организуется обсуждение и обратная связь, тренируются навыки.

Заключение. Делается акцент на центральной теме, проясняются существенные моменты, дается общая обратная связь.

Ведущему необходимо придерживаться следующих основных правил для того, чтобы

поддерживать самооценку участников,

обеспечивать безопасность самораскрытия,

создавать благоприятную групповую атмосферу на основе доверия и приятия,

исследовать процесс взаимодействия в группе и обеспечить формирование смысла (осознание того, что происходит).

Давайте каждому возможность говорить.

Идентифицируйте собственные чувства и говорите о своих переживаниях.

Уважайте уникальность каждого участника и его переживаний.

Слушайте, что говорит человек и осознавайте, как это влияет на вас.

Занятие лучше всего начинать с разминочного упражнения, не несущего смысловой нагрузки. Его цель – снять напряжение и обеспечить общую эмоциональную вовлеченность. После этого целесообразно предложить участникам вспомнить прошлое занятие и поделиться мыслями и чувствами, оставшимися после него, могут быть вопросы или предложения по ходу занятий. Далее идет основная часть с проигрыванием ситуаций и выполнением специальных упражнений. В заключение предлагается вспомнить все занятие и поделиться впечатлением.

познакомить участников между собой,

обеспечить атмосферу принятия и безопасности,

выработать правила групповой работы,

прояснить ожидания участников и познакомить их с программой занятий.

Информирование участников, введение новых понятий и терминов:

ТРЕНИНГ — активные методы работы в группе, направленные на решение каких-либо личностных проблем (в данном случае — на профилактику наркотической и алкогольной зависимости).

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — определенный тип жизнедеятельности человека, благодаря которому он способен выполнять профессиональные, общественные и бытовые функции в оптимальных для здоровья условиях.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — форма деструктивного поведения, которое приносит вред самому человеку и обществу, это уход от реальности посредством изменения своего психического состояния.

РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания человеком своего внутреннего состояния, оценка своих ожиданий и впечатлений от групповой работы

Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый последующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

УПРАЖНЕНИЕ «САМЫЙ-САМЫЙ МОЙ ПЛАКАТ»

Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов: 1.Имя. 2.Возраст. 3.Знак зодиака. 4.Мой любимый цвет.

Нарисовать: а) чем я люблю заниматься, б) так я выгляжу, когда счастлив, в) вот мое любимое место.

Эти плакаты прикрепляются на груди и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течение 15 минут.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛЕДНИЙ – ЛИШНИЙ».

Участники рассаживаются на стулья, ведущий становится в центр круга. Он задает любой вопрос, приходящий ему в голову, а все, кто ответил бы на этот вопрос утвердительно, меняются местами (ведущий тоже принимает участие). Таким образом, один из них, не успевший занять свободный стул, становиться ведущим , придумывает и задает новый вопрос и т.д.

НАПРИМЕР: «Меняются все, кто по знаку зодиака Овен!» или «Меняются все юноши» или «Меняются те, у кого зеленые глаза!» и т.д.

Участники по кругу говорят о том, зачем они пришли на тренинг, чего ждут от занятий, о своих целях и желаниях. Для прояснения групповых ожиданий задаются следующие вопросы:

Что бы я хотел получить от занятий?

Чего я жду от ведущего группы?

УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВЫЕ ПРАВИЛА».

Есть несколько вариантов по выработке групповых правил. Можно предложить высказаться желающим о том, какие они хотели бы установить на занятиях правила, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Ведущий фиксирует на ватмане все предложения, затем идет короткое обсуждение. Вот некоторые из правил:

Закон «ОО» (о пунктуальности).

Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, другие молча слушают, и, прежде, чем взять слово, поднимают руку.

Без оценок: принимаются разные точки зрения, никто никого не оценивает.

«Здесь и теперь»: то, что происходит на занятии, остается между участниками и не выходит за пределы круга.

Правило «стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становиться неприятным или небезопасным, то, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».

Групповые правила можно не записывать на ватмане, а

РЕФЛЕКСИЯ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

Каждый из участников, кто хотел бы высказаться, говорит о

своих ощущениях от занятия, о своих чувствах и пожеланиях.

Участники тренинга с закрытыми глазами ходят по комнате и стараются построиться по росту.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ.

осознание собственного опыта, связанного с алкоголем и

осознание мотивов, толкающих людей на употребление

выяснение имеющихся предрассудков и ложных представлений.

НАРКОМАНИЯ — болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в список наркотиков и появление зависимости от этих веществ.

ЭЙФОРИЯ — состояние безграничного счастья, обычно неадекватно оцененное человеком.

ДИСФОРИЯ — тоскливо-злобное настроение.

ТОКСИКОМАНИЯ — болезнь, проявляющаяся в зависимости от веществ, не включенных в список наркотиков (транквилизаторы, нитрокраски, циклодол, пары ацетона, клея, эфедрон).

НАРКОТИКИ — вещества, прием которых вызывает изменение психики человека (опийные, гашишные).

ПРИВЕТСТВИЕ «Я – АССОЦИАЦИЯ».

Каждый из участников тренинга (по кругу) называет свое имя,

Добавляя к нему тот предмет, животное, явление и т.д., с которым он себя ассоциирует. Остальные, называя свое имя, повторяют предыдущие.

Все стоят в кругу. Ведущий мысленно рассчитывает участников на 1 – 3. Всем первым номерам он на ухо говорит: «Чукчи!», вторым: «Японцы!», третьим: «Европейцы!». После этого образовавшиеся команды здороваются своим способом с остальными и т. д.

Участникам предлагается вспомнить ситуацию, когда они общались с человеком, злоупотребляющим алкоголем или наркотиками. В течение 5 минут они делятся друг с другом этим опытом в парах, при этом один в течение этого времени рассказывает, а другой слушает, затем роли меняются. После этого в общем кругу составляется список чувств, которые испытывали участники, когда рассказывали и когда слушали.

Чувства говорящего чувства слушающего

Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ЗАЧЕМ ЛЮДИ УПОТРЕБЛЯЮТ

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь. Ведущий фиксирует все ответы по мере поступления на ватмане, поощряя к активности всех участников. В конце подводится итог и обобщение, задается вопрос о том, были сделаны какие-либо открытия. В ходе обсуждения надо обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя, и есть ли другие способы достичь этого эффекта. Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещений дискотеки, разговора с подругой или другом и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ: «ПЕРЕДАЙ НЕВИДИМЫЙ ПРЕДМЕТ»

Участники по кругу передают друг другу какой-то невидимый предмет (при этом каждый должен передавать то, что, как ему кажется, он получил от своего соседа). В конце упражнения все высказываются по поводу того, что им передали, что передавали другому человеку они сами и что при этом чувствовали.

Цель упражнения: Научить участников эмпатийным переживаниям и умению чувствовать другого человека, развивать взаимопонимание и сплоченность в группе.

«ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ».

Также в режиме мозгового штурма подростки выделяют причины употребления наркотиков и последствия.

Поиск новых приключений денежные трудности

За компанию плохое самочувствие

Чтобы расслабиться столкновение с законом

Читайте также:  Кодировка от алкогольной зависимости телефоны

Для вдохновения истощение

Обычно оказывается последствий значительно больше, что позволяет оценить наглядно степень риска.

Участники группы делятся на четверки. В подгруппах они должны вспомнить все мифы, касающиеся наркотиков, которые знают. Например: “Марихуана совершенно безопасна”.

“ Алкоголики – люди без будущего”

“ Под наркотиком усиливаются сексуальные ощущения”

“ В жизни все надо попробовать”

“ Достаточно 1 раз попробовать, чтобы стать наркоманом”.

Затем организуется дискуссия, в ходе которой каждая группа

отстаивает свою точку зрения. После этого, уже в кругу, обсуждаются все мифы.

После упражнения полезно дать участникам дополнительную информацию, развенчивающую мифы, и статистические данные, существующие в обществе.

Каждый из участников (по желанию) говорит о своих чувствах и ощущениях прошедшего дня, делится впечатлениями.

Участники становятся в круг, прижимаясь друг к другу. После этого они начинают толкаться.

Участники по кругу дарят своему соседу тот подарок, который им хотелось бы сделать. (Вручение подарка чисто символическое).

ОТРАБОТКА НАВЫКА ГОВОРИТЬ «НЕТ».

осознание различий, существующих между людьми; принятие их такими, какие они есть;

тренировка навыков отстаивания своих интересов, умения говорить «нет», нон-конформизм.

ЗАВИСИМОСТЬ — состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества. Зависимость характеризуется высокой толерантностью от вещества, влечением продолжать употребление вещества и возникновением проблем, обусловленных злоупотреблением этим веществом.

ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ — неспособность воспринимать реальность как все люди, субъективное переживание собственной нормальности через ощущения.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ — зависимость тканей организма, наличие толерантности и абстинентного синдрома.

АБСТИНЕНЦИЯ — болезненные ощущения в организме, вызванные отсутствием в нем вещества, вызывающего зависимость, ломка.

Каждый член группы по кругу произносит свое имя три раза с разной интонацией. Группа повторяет имя 3 раза, выдерживая интонацию представляющегося.

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречному по 2 фразы, начинающиеся со слов:

— я отличаюсь от тебя тем, что…

Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и трудно сделать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы в сущности похожи и в тоже время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

УПРАЖНЕНИЕ «Запретный плод»

В центр комнаты помещается коробочка, в которой лежит какой-либо предмет. Участникам предлагается следующая инструкция: «Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?» Далее участники по очереди выполняют упражнение. В итоге идет обсуждение того, как легко было выполнять это упражнение, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.

ЦЕЛЬ: осознать свое поведение в ситуации запрета.

Преимущества отказа от Недостатки отказа от

приема алкоголя в группе приема алкоголя в группе

сохранить здоровье «белая ворона»

быть сильным потерять прежних друзей

избежать неприятностей насмешки

После сбора мнений проводиться обсуждение. Упражнение призвано создать основу для способности делать осознанный выбор.

Дается задание участникам составить список аргументов в пользу выпивки (тосты), 10 вариантов. Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен вежливо отказаться, найдя контраргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7минутони меняются ролями. Во время общего обсуждения выделяются те варианты отказа,, которые были наиболее эффективными, кроме того, участники делятся своими чувствами, возникшими в той или иной роли.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так далее по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительны, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжить уговоры.

Двое желающих принимают на себя роли подружек,, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной – уговорить другую выпить с ней спиртное, используя всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают обратную связь той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции и те, что были неубедительны.

Б. Сходная ситуация, но уговаривающей стороной должен быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними взаимная симпатия. Остальное аналогично.

Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем тесный круг, потянем руки к середине круга. По моей команде одновременно возьмемся за руки и сделаем так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами».

Потом предлагается распутаться, не разнимая рук. Упражнение завершается одним из 3-х вариантов:

Все участники окажутся в одном кругу.

В результате окажется 2 или больше независимых круга.

Образуются круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Перечень терминов: депрессия, передозировка, привыкание, страхи и т. д.

ПРИВЕТСТВИЕ «ГРУППОВОЙ НАТЮРМОРТ».

Каждый участник говорит, с каким предметом в данный момент, он себя ассоциирует. В итоге из этих предметов составляется групповой портрет-натюрморт.

Задается тема для обсуждения:

“ Допустимо ли употребление наркотиков в обществе?”

“ Эффективно ли бороться с алкоголизмом при помощи сухого закона?” и т. д.

Все рассчитываются на 1 – 2. Первые номера отстаивают одну точку зрения, а вторые – противоположную. Действие идет по кругу, при этом отвечающий должен перефразировать предыдущего участника, а затем возразить, обращаясь к следующему по кругу участнику. Когда круг закончится, упражнение продолжается, но точки зрения меняются на противоположные, благодаря нечетному количеству участников. Таким образом, каждый будет отстаивать противоположные точки зрения, что формирует более осознанную позицию в отношении алкоголя и наркотиков, кроме того, происходит тренировка навыков отстаивания своей позиции в процессе общения.

Все участники вместе с ведущим встают в круг, взявшись за руки. Делая вдох, все вместе резко выбрасывают руки вверх, затем на выдохе, также резко наклоняясь. Опускают руки вниз произнеся «Бум-м!» (изображая колокол). Частоту ударов регулирует один из участников. ЦЕЛЬ: снять напряжение, сплотить группу.

ЗАВЕРШЕНИЕ ДНЯ «СКАЖИ КОМПЛИМЕНТ».

Участники по кругу говорят друг другу комплименты. Круг потом можно повторить еще раз.

АЛКОГОЛЬ: ОТНОШЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ.

осознание своего отношения к алкоголю;

понимание того, как влияет алкоголь на взаимоотношения с другими людьми;

выделение признаков, по которым можно сказать, что имеется алкогольная проблема.

АЛКОГОЛИЗМ — болезнь, вызванная зависимостью от приема спиртосодержащих напитков.

Участники предлагается поздороваться со всеми своим способом. Остальные по кругу повторяют.

Мячик перекидывается по кругу, тот, кто кидает его называет имя человека, которому кидает мяч. Игра проводится в очень быстром темпе. ЦЕЛЬ: ввести участников в рабочее состояние; групповое сплочение.

Участникам предлагается представить себя в нескольких социальных ролях и с этих позиций ответить на следующие вопросы.

Допустимо ли употребление алкоголя подростками?

С какого возраста можно употреблять алкоголь?

Какова реакция на то, что подросток употребляет алкоголь?

Какова доля ответственности за то, что подросток употребляет алкоголь?(в %).

На индивидуальную работу дается 10 минут, затем все ответы обсуждаются, суммируются на ватмане. Особый акцент делается на вопросе ответственности, необходимо помочь подросткам осознать ответственность за совершаемые поступки и то, насколько эти поступки совпадают с их намерениями, т.е. являются на самом деле желательными.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ «АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ»

Зачитываются предложения под диктовку, во время паузы участники должны их закончить:

Когда я вижу пьяного, я чувствую…

Человек с алкогольными проблемами – это…

Общаясь с алкоголиками, мне труднее всего бывает…

Когда я наблюдаю поведение алкоголика, я понимаю…

Когда я замечаю, что мне трудно отказаться от приема алкоголя, я сознаю, что…

Главным признаком алкогольной зависимости, как мне кажется, является…

Затем участники в парах зачитывают свои предложения. Следует

отметить как самые типичные, так и отличные варианты ответов.

Представьте, что все мы — атомы. Они все время двигаются и иногда соединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все будем двигаться по комнате, и я буду говорить, какое-то число, и вы будете объединяться.

ЗАВЕРШЕНИЕ: «ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ».

Все становятся в круг. Пожимая друг другу по очереди руку, надо попрощаться с ним, передавая ему какое-либо чувство (радость, поддержку, ласку и т.д. Потом чувства называются.

дискриминация и проблема наркомании;

понимание своей ответственности в построении отношений с другими людьми;

осознание понятия «дискриминация» как явление принадлежности к тому, что воспринимается как чуждое; ярлыки; значение общественного мнения.

ДИСКРИМИНАЦИЯ — принадлежность к кому-то или чему-то, что воспринимается как чуждое.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — контроль человека за своей деятельностью, с точки зрения общественных норм и принципов, умение самому отвечать за свои поступки.

КОНФОРМИЗМ — влияние на человека групповых правил, его согласие с ними, даже если они противоречат личному мнению по вопросу, несамостоятельность, боязнь принимать решения самому или идти против мнения большинства.

НОН-КОНФОРМИЗМ — самостоятельность в принятии решений и в поступках, независимость от группы, умение отстоять свои интересы.

По кругу каждый называет 5 своих положительных и 3 отрицательных качества.

Все участники, кроме одного, становятся в круг. Инструкция: стоящие в кругу должны не пустить в круг того, кто за ним; последнему, наоборот, нужно попасть в круг; пропустивший будет выдворен за круг. По окончании все делятся своими чувствами, плавно переходя на тему дискриминации. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались притеснениям. Этим опытом делятся в парах или выносят несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем на дискриминацию, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол.

УПРАЖНЕНИЕ «ОБСУЖДЕНИЕ ИСТОРИИ».

«Володя и Катя дружат уже больше года. Последнее время Катя стала замечать, что Володя сильно изменился, стал часто пропускать уроки, у него появились «подозрительные друзья. Однажды на дискотеке Володя позвал Катю в пустой класс и признался, что уже несколько месяцев балуется «ханкой», ему это нравится, но он не считает себя наркоманом; Катя ему очень нравится, и поэтому он ей предложил попробовать уколоться вместе. Катя была сильно встревожена, от предложения отказалась и тот же вечер рассказала о случившемся своей подруге Тане; та ее внимательно выслушала, но вмешиваться не стала, сказав, что это не ее проблема.

После бессонной ночи Катя наутро решила рассказать обо всем еще одной однокласснице. Она знала, что у Светы от наркотиков в прошлом году погиб брат. Света тут же взяла инициативу в свои руки, заверив Катю, что все уладит. Она сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран экстренный педсовет и поставлены в известность родители Володи. В результате от юноши отвернулись сверстники, только Дима, его друг с третьего класса, оставался рядом и уверял, что все это можно пережить. Володя наркотики больше не употребляет, но с Катей отношения нарушились.»

После чтения участникам необходимо определить рейтинг персонажей рассказа, отвечая на вопросы:

Кто вызывает большую симпатию?

Чьи действия были наиболее правильными?

Группа делится на подгруппы по 4 – 5 человек, в которых осуществляется обмен мнениями, желательно прийти к общей точке зрения. Затем идет общая дискуссия. Ключевые понятия: «ответственность» и «дискриминация»

РИСУНОК «КАКОЙ Я ВИЖУ ПРОБЛЕМУ НАРКОМАНИИ».

Надо нарисовать, как участники видят наркоманию и наркоманов. Потом рисунки выкладываются в круг и идет обсуждение.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОЙДИ МИМО СКАЛЫ»

На полу чертиться линия. Участники выстраиваются по ней. Первый в цепочке должен пройти мимо «скалы», которую составляют остальные. Далее по цепочке. Потом идет обсуждение, где было проходить легко, кто пропускал идущего, кто строил ему преграды, что чувствовали участники.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ «ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Проводится аналогично описанному ранее.

Быть ответственным для меня означает…

Некоторые люди более ответственны, — это люди, которые…

Безответственные люди – это…

Самый тяжелый вид ответственности для меня – это …

Ответственного человека я узнаю по …

Чем сильнее моя ответственность, тем больше я …

Я побоялся нести ответственность за …

Быть ответственным по отношению к самому себе – это…

Я несу ответственность за…

Проводится обсуждение в парах и кругу. Ведущий помогает участникам прояснить их точки зрения и осознать степень ответственности за свои чувства, мысли, поступки. Проводятся отличия в понимании «ответственности за других» и «ответственного отношения к другим».

ЗАВЕРШЕНИЕ «ПРОЩАНИЕ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ»

Все участники выходят в круг. Тренер предлагает каждому

участнику согнуть руки в локтях на уровне груди, при этом

ладони направлены в центр круга.

далее один из участников выходит в центр круга, закрывает

глаза, находит пооочередно ладони каждого. При касании

рук он мысленно прощается с участником и передает ему чувства

благодарности за прожитое вместе время. Каждый участник

рефлексия проведенных занятий и полученного на них опыта

Каждый из участников выходит в круг и представляется по имени (можно по имени-отчеству, фамилии, т.е. как удобно самому представляющемуся). При этом группа точно знает, что перед ней знаменитая, выдающаяся личность. Поэтому она встречает участника аплодисментами и бурными овациями.

УПРАЖНЕНИЕ «СКУЛЬПТУРА ЗАВИСИМОСТИ».

Участники путем “броуновского движения” делятся на группы по 3 человека. Каждая из них должна придумать и показать скульптуру любого вида зависимости (алкогольной, наркотической и т.д.). Когда одна группа показывает, остальные должны попытаться угадать, что она обозначает. После этого покаэывающие говорят, что они имели в виду, создавая композицию и почему именно этот вариант выбрали.

Участники по кругу делятся своими впечатлениями, отвечая на вопросы:

Чему я научился во время обучения?

Над чем хотел бы работать дальше?

Читайте также:  Социальная работа с родителями с алкогольной зависимостью

Как буду использовать полученный опыт в повседневной жизни?

Что мне может в этом помешать?

Какие ресурсы (качества, способности, знания и т.д.) есть у меня, чтобы преодолевать препятствия?

Один из участников тренинга выходит из комнаты. Остальные должны придумать ему небольшое стихотворение, отражающее

память о работе в группе. Вышедший же, в свою очередь, пишет на листке,как ему кажется,вспомнят о нем остальные. Потом можно каждому лично или всем вместе проверить, как совпали эти результаты.

УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ»

ЦЕЛЬ: Составить групповой портрет. Группа обсуждает, какую часть тела каждого человека взять на составление общего портрета. На основании этого он и составляется.

Стоящим в кругу участникам предлагается помахать всем рукой, стоя в круге лицом друг к другу. Далее все поворачииваются спиной к кругу,

оборачиваются и снова машут друг другу рукой. Затем отходят еще

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Организация и проведение занятий Школы по борьбе с алкоголизмом

Методические рекомендации подготовили:

– главный врач ГБУЗ «Областная наркологическая больница», главный внештатный специалист по наркологии Министерства здравоохранения Пензенской области.

– медицинский психолог ГБУЗ «Областная наркологическая больница».

– заведующая поликлиническим отделением «Доверие» ГБУЗ «Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи», врач-дерматовенеролог.

– заведующий кафедрой психиатрии – наркологии, психотерапии и сексологии ГОУ ДПО «Пензенский институт усовершенствования врачей» Росздрава.

– декан терапевтического факультета, доцент кафедры психиатрии ГОУ ДПО «Пензенский институт усовершенствования врачей» Росздрава.

– заведующий курсов психиатрии медицинского института ПГУ, кн. м.н., доцент.

Материалы предназначены для врачей, психологов, социологов и других специалистов, занимающихся этой проблемой.

Основные цели обучения в Школе по борьбе с алкоголизмом:

· обеспечение реализации программы здорового образа жизни;

· повышение уровня информированности населения о вреде употребления алкогольных напитков;

· уменьшение риска неблагоприятных последствий употребления алкоголя на здоровье населения;

· повышение ответственности населения за сохранение своего здоровья;

· формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни;

· воспитание у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни.

Профилактическая работа может выполняться любыми специалистами, имеющими медицинское образование (врачи, фельдшера, медицинские сестры).

Рекомендуемое оснащение Школы по борьбе с алкоголизмом:

    методические материалы; методические и обучающие материалы, брошюры, памятки, буклеты и др.; оборудование для демонстрации методического материала; видеоматериалы; журнал учета; доска, канцелярские принадлежности; тестовый контроль для оценки обучения (анкета).

В данных методических материалах представлены тренинговые занятия, которые проводятся совместно врачом и психологом, а также большой блок информационного материала, который можно использовать при проведении занятий.

В своей работе нужно использовать мультимедийные видеодемонстрации по теме, слайды, яркие отрывки из литературных произведений.

Целевая группа может быть выбрана по различным критериям: возраст, место работы или профессия, образование, культурные особенности и т. д. Для каждой из групп следует применять различную специфику работы по распространению информации, по проведению семинаров.

Целевой группой данного пособия являются подростки и молодые люди 13-18 лет. Подросткам свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутым и стремление влиться в группу сверстников. А это может привести к поведению, опасному для здоровья. Подросток воспринимает и быстро впитывает как хорошее, так и плохое. Проводя тренинг для подростков, мы даем им возможность приобретать необходимые знания, умения и навыки для сохранения здоровья, которые будут использоваться ими в течении жизни.

Тема тренинга: ««Проблемы, связанные с алкогольной зависимостью, профилактика алкоголизма»

Цель: Повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с алкогольной зависимостью, выработать и развить навыки предотвращения или отказа от вредной привычки и сохранения здоровья у подростков.

    Предоставление достоверной информации об отношении общества к алкоголю, о влияние алкоголя на все органы и системы организма, о социальных, экономических и других последствиях употребления алкоголя, о развитии алкоголизма; Обращение к собственной личности и составляющим собственной личности; Обращение к элементам зависимого поведения; Восприятие и выражение чувств; Умение решать конфликты без помощи психоактивных веществ; Обсуждение собственных вариантов поведения; Повышение самооценки; Мотивирование к дальнейшему использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни и самостоятельному информированию друзей и знакомых;

Данная программа рассчитана на 4 занятия с подростками 7-10 классов. Эта программа будет гораздо продуктивнее и интенсивнее, если работать в небольших группах (8-10 человек). Встречи проходят 1-2 раза в неделю, примерно по 50-70 минут. Работа направлена на профилактику аддиктивного поведения

1. Подростки должны понять что между аддиктивным поведением и зависимостью от психоактивных веществ очень тонкая грань;

2. Участники должны научится воспринимать и выражать свои чувства;

3. Уметь справляться с конфликтными ситуациями без алкоголя;

4. Выработать собственные варианты поведения в ситуациях связанных с употреблением психоактивных веществ.

5. Уметь оказать помощь другим подросткам, у которых есть проблемы, связанные с употреблением алкоголя.

В ходе тренинга будут использованы следующие приемы и техники:

    Групповая работа Мозговые штурмы Беседы Дискуссии Лекции Ролевые игры

Введение в проблематику алкоголизма

Происхождение и развитие алкоголизма

Цель: Знакомство группы. Создание предпосылок для сближения группы. Обучение релаксации. Вхождение в тему. Выявление осведомленности участников о теме разговора.

источник

Разработанный в прошлом столетии метод Шичко является довольно своеобразным и необычным способом борьбы с алкоголизмом. Его главной особенность является то, что человек должен использовать его самостоятельно. Таким образом, люди, не желающие афишировать свою зависимость, могут бросить пить без посторонней помощи. Также метод широко используется для лечения курения и токсикомании.

Специалисты рекомендуют методику Шичко тем людям, которые искренне хотят бросить пить и навсегда избавиться от алкоголизма. Мужчинам и женщинам, втайне желающим продолжать пьянство, техника вряд ли поможет. Поэтому ни в коем случае нельзя навязывать алкоголику лечение по данной технологии. Если человек не хочет прекращать пить – она ему не поможет даже при условии точного выполнения всех шагов.

Метод Шичко был придуман кандидатом биологических наук, советским физиологом Шичко Геннадием Андреевичем в 50-х годах прошлого века. Еще несколько десятилетий автор дорабатывал и совершенствовал свою методику. Окончательно сформировалась она только в 80-х годах, после чего начала широко применяться на практике.

Шичко всегда был искренне уверен в том, что главным в борьбе с алкоголизмом является осознание проблемы и искреннее желание человека бросить пить. Геннадий Андреевич был ярым противником всех остальных методов лечения алкоголизма (медикаментозного, психотерапевтического и гипнотического). Он утверждал, что человек может помочь себе сам, а все остальные варианты бессмысленны. Поэтому Шичко не советовал алкоголикам принимать какие-либо препараты или посещать различных гипнотизеров.

Суть метода заключается в систематической работе над собой. Алкоголик должен самостоятельно устранить сформировавшуюся под воздействием внешней среды «питейную запрограммированность». Человек четко выполняет все пункты программы, благодаря чему постепенно, шаг за шагом, движется к выздоровлению.

Программу Геннадия Андреевича для лечения алкоголизма не стоит путать с немедикаментозной методикой восстановления зрения, включающую ряд упражнений для глаз. Метод Шичко-Бейтса был разработан американским офтальмологом и широко пропагандировался советским ученым. К сожалению, он так и не был признан наукой, из-за чего принадлежит к методам альтернативной (нетрадиционной) медицины.

Избавление от алкоголизма с помощью метода Шичко происходит по строго установленной схеме. Человек выполняет специальные упражнения в конкретном порядке. Если он все делает правильно – лечение заканчивается полным выздоровлением. Многим людям удается навсегда бросить пить всего за несколько месяцев.

Самым важным в борьбе с алкоголизмом является осознание человеком своей проблемы. Алкоголик должен полностью признать свою болезнь и осознанно прийти к выводу, что ему необходимо лечение. Лишь пройдя этот сложный путь можно использовать метод Шичко и надеяться на выздоровление.

Чтобы правильно понять суть методики, необходимо очень внимательно изучить ее. Эту статью необходимо прочитать хотя бы 2-3 раза. Это поможет правильно интерпретировать приведенные в ней советы и рекомендации. Читать статью нужно до тех пор, пока все спорные моменты не будут полностью понятны.

Алкоголик должен сделать четыре снимка – в начале лечения, на десятый, тридцатый и сотый день. Когда у него на руках будет два фото – он должен периодически рассматривать их. Благодаря этому он сможет заметить, как сильно влияет алкоголь на его внешний вид. Для удобства и наглядности фотографии лучше распечатать.

Человеку потребуется описать весь процесс развития его алкогольной зависимости. Всю информацию следует записывать в специальную тетрадку или дневник. Начать следует с первого употребления алкоголя. Важно вспомнить детали и то, как именно прогрессировал алкоголизм. Следует описывать то, как пьянство влияло на взаимоотношения с близкими, друзьями, коллегами.

Фиксировать необходимо все – реакцию на спиртные напитки, собственные чувства, осуждение близких, проблемы в личной жизни и на работе, возникающие из-за пьянства. Все необходимо записывать в хронологическом порядке. Периодически (раз в 4-5 дней) аутоанамнез следует перечитывать и дополнять. При необходимости к этому можно подключить близких и родственников.

Этот шаг очень важен, поскольку очень сильно помогает бросить пить. Человек должен завести дневник в тот самый момент, когда решит лечиться с помощью метода Шичко. Он должен тщательно описывать свои мысли, планы, произошедшие с ним события. Периодически дневник нужно перечитывать и делать выводы.

С этой целью можно обратиться к гипнотизеру или психотерапевту. Геннадий Андреевич предлагал свою методику. Он советовал человеку сесть на стул, положить руки на колени и трижды повторить про себя, что его левая рука не поднимается. Спустя полминуты попытаться поднять собственную руку, внимательно наблюдая за ее движением. Если рука поднялась медленно и с трудом – степень внушаемости высокая. Если же она двигалась в привычном ритме – низкая.

Их нужно составлять или подбирать исходя из уровня своей внушаемости. Фразы должны настраивать на соблюдение трезвого образа жизни, формирование отвращение к алкоголю, полный отказ от спиртного. Человек может произносить что-то вроде «алкоголь мне противен, он вызывает у меня неприятные ощущения, у меня появляется тошнота, рвота и головная боль после употребления спиртного». Подобные упражнения очень сильно влияют на подсознание.

С помощью текстов внушения человек должен уверить себя в том, что ему нет необходимости употреблять спиртное. С самого утра он должен твердить себе, что ему не хочется пить. Снизить тягу к алкоголю поможет и правильное питание. Как известно, сытость подавляет желание выпить. Если все это не помогает бросить пить – лучше обратиться к наркологу для подбора более эффективного метода лечения.

Для начала человек должен определиться, на какой период он готов отказаться от употребления спиртного. Многим тяжело дается решение быть трезвенником до конца жизни. Поэтому можно настроить себя на трезвость длительностью полгода или год. Для этого следует написать письмо-обязательство. В нем человек должен пообещать бросить пить на конкретный срок. Данное письмо нужно периодически перечитывать.

Человеку потребуется прочитать как можно больше «противоалкогольной литературы». Он должен ознакомиться с механизмом действия этилового спирта на организм человека и всеми тяжелыми последствиями алкоголизма. Наиболее значимые факты и цитаты лучше выписать и постоянно перечитывать.

Основываясь на полученных знаниях, человек должен написать как можно больше сочинений об алкоголизме. Также он может писать о своем самочувствии, отношениях с близкими. Не будет лишним описание изменений в своей жизни после отказа от спиртного. Сочинения можно давать читать другим алкоголикам. Подобные упражнения помогают закрепить результат и убедиться в том, что трезвый образ жизни очень полезен.

Бывший алкоголик может познакомиться с людьми, которые также недавно излечились от пьянства. Он может общаться с ними, интересоваться их историями и обмениваться опытом. Человек может создать небольшое общество из своих знакомых или присоединиться к какому-то уже существующему кружку. Вместе с ними он может выполнять упражнения для закрепления полученного результата.

Не будет лишним найти для себя какое-то хобби. Новые интересы занимают немалое место в жизни человека, поэтому у него нет времени думать о выпивке. Также можно обратиться в больницу для выявления и лечения заболеваний, возникших из-за длительного пьянства.

Прежде чем выбирать этот метод лечения алкогольной зависимости, следует внимательно изучить его недостатки и преимущества. Возможно, людям с низкой внушаемостью он не подойдет и не поможет. В таком случае потребуется кодирование или другие, более сильные методики.

Лечение алкоголизма по методике Шичко имеет следующие преимущества:

  • Безопасность. Упражнения, из которых состоит методика, не несут абсолютно никакой угрозы физическому или психическому здоровью человека. Наоборот, метод настраивает мужчин и женщин на полноценный, здоровый образ жизни, чем оказывает им неоценимую услугу.
  • Доступность. В отличие от медикаментозного или психотерапевтического кодирования, данный метод не требует никаких затрат. Человеку не приходится платить деньги за недешевые препараты и процедуры. Ему достаточно ознакомиться с методикой в интернете и приступить к самолечению. Все перечисленные упражнения довольно просты и понятны, а выполнять их совсем нетрудно.
  • Возможность лечиться самостоятельно. Многие мужчины и женщины не хотят афишировать свою проблему, из-за чего отказываются от визитов к врачу или приглашения нарколога на дом. Благодаря методу Шичко данная проблема исчезает, а избавление от алкоголизма становится очень удобным. Человек может бросить пить без чьей-либо помощи, не выходя из дома.
  • Отсутствие необходимости приема лекарственных препаратов. БАДы, дисульфирамсодержащие, гомеопатические и другие средства имеют определенные противопоказания и способны вызывать побочные эффекты. Известны случаи, когда они наносили серьезный урон здоровью человека. К тому же, большинство из них отпускается по рецепту и стоит недешево. С помощью метода Шичко избавление от алкоголизма возможно без их применения.
  • Лечение не только алкогольной, но и других видов зависимости. Методика советского ученого с успехом применяется для лечения зависимости от никотина, гашиша, марихуаны, ароматических смесей и других веществ, вызывающих у человека формирование зависимости.
  • Полное отсутствие противопоказаний. Данную методику может использовать каждый желающий. Лечение можно начинать без предварительного обследования и сдачи анализов. Однако специалисты советуют все-таки проконсультироваться с врачом перед тем, как применять метод.
  • Невозможность применения для людей, не осознающих свою болезнь;
  • Сравнительно высокая вероятность неправильного выполнения упражнений;
  • Необходимость иметь большую силу воли, выдержку и пунктуальность;
  • Немалая вероятность того, что человеку надоест лечение или он «сорвется».

источник