Меню Рубрики

Конспект по профилактике алкогольной зависимости

Профилактика алкоголизма остается одной из актуальных проблем в России. Рост алкоголизации населения России свидетельствует о необходимости разработки новых концепций в профилактике алкоголизма.
Профилактика алкоголизма складывается из двух стратегий:

  1. Снижение факторов риска приводящих к алкоголизму;
  2. Усиление факторов, которые понижают восприимчивость к алкоголизму.

Ни для кого не секрет, что определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо препятствовать началу употребления алкоголя. Обстоятельства способствующие употреблению алкоголя – называются факторами риска. А обстоятельства снижающие употребление алкоголя – называются факторами защиты.

Факторы риска:

  • Проблемы с психическим или физическим здоровьем индивида;
  • Дети, рожденные и воспитанные родителями алкоголиками;
  • Общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь и отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
  • Личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);
  • Раннее начало половой жизни;
  • Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье;
  • Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться;
  • Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

Факторы защиты:

  • Благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье;
  • Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам;
  • Хороший уровень достатка, обеспеченность жильем;
  • Регулярное медицинское наблюдение;
  • Низкий уровень криминализации в населенном пункте;
  • Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение;
  • Соблюдение общественных норм.

Из приведенного выше становится понятно, что профилактика алкоголизма имеет перед собой цель усилить факторы защиты и по возможности убрать факторы риска.
В процессе своей жизни на человека воздействуют как факторы риска, так и факторы защиты и чем больше факторов риска, тем больше шанс стать алкоголиком. Нет единственного фактора, который бы способствовал развитию алкоголизма.

  1. Первичная профилактика алкоголизма;
  2. Вторичная профилактика алкоголизма;
  3. Третичная профилактика алкоголизма.

Первичная профилактика алкоголизма имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя лицами, ранее его не употреблявшими. Первичная профилактика алкоголизма нацелена, прежде всего, на детей, подростков, молодежь. Первичная профилактика алкоголизма способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм, а её усилия направлены не столько на предупреждение алкоголизма, сколько на сохранение или укрепление здоровья.

Вторичная профилактика алкоголизма является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали алкоголь или на людей, у которых уже формируются признаки алкогольной зависимости.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на людей зависимых от алкоголя и является преимущественно медицинской. Третичная профилактика алкоголизма имеет два направления:
1. направлено на предупреждение дальнейшего злоупотребления алкоголем либо на уменьшение будущего вреда от его употребления, на оказание помощи в преодолении алкогольной зависимости;
2. направлено на предупреждение рецидива у людей прекративших употреблять алкоголь.

Разработанные подходы учитывают психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу алкоголизации.

1. Подход, основанный на распространении информации об алкоголе. Данный подход является наиболее распространенным, суть его сводится в предоставлении информации об алкоголе, его вреде для организма и последствиях употребления. Существует три варианта данного подхода:
a. Предоставление информации о фактах влияния алкоголя на организм человека, поведение, а также статистических данных о распространённости алкоголизма;
b. Стратегия запугивания цель, которой – это предоставление информации устрашающего характера (описываются опасные стороны употребления алкоголя);
c. Предоставление информации о том, как изменяется личность пьющего человека.
2. Подход, основанный на эмоциональном обучении. В рамках этого подхода повышается самооценка, определяются значимые личностные цели, развиваются навыки выражения своих чувств и эмоций, развиваются навыки принятия решений, развиваются навыки успешной борьбы со стрессами.
3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Профилактические программы, нацеленные на социальные факторы, способствующие употреблению алкоголя. Данный подход основывается на признании того, что влияние друзей и членов семьи играет не последнюю роль в формировании алкогольной зависимости. Поведение человека постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения, и воздействия примеров (положительных или отрицательных) поведения окружающих. В этом подходе так же проводятся упражнения по устойчивости к социальному давлению, средствам массовой информации и рекламе.
4. Подход, в основе которого лежит формирование жизненных навыков. Жизненные навыки – это навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими людьми и вносить позитивные изменения в окружающий мир. Проблемное поведение – такое, как употребление алкоголя рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь молодым людям в достижении личных целей. Начальная фаза употребления алкоголя наблюдается преимущественно в молодом возрасте и может быть: демонстрацией взрослого поведения, формой протеста родительскому воспитанию, выражением социального протеста, стремлением получить новые ощущения, желанием влиться в группу взрослых, актом отчаяния, ответом на определенные нарушения в психологическом развитии. Цель заключается в повышении у подростков невосприимчивости к различным социальным явлениям, в том числе и к употреблению алкоголя, в повышении индивидуальной компетентности.
5. Подход, основанный на альтернативной потреблению алкоголя деятельности. Предполагалось исходить из психологической модели употребления алкоголя. Употребление алкоголя является попыткой избежать негативных моментов различных фаз развития в жизни подростка. Формируется специфическая позитивная активность (путешествие с приключениями), которая вызывает сильные эмоции, так и обучает преодолевать различные трудности. Участие в таких видах активности поощряется, и привлекаются другие молодые люди для поддержки.
6. Подход, основанный на укреплении здоровья. Подростков обучают методам укрепления и поддержания собственного здоровья, приобщают к здоровому образу жизни, учат избегать факторов негативно влияющих на здоровье.
7. Комбинированный подход. В профилактике алкоголизма обычно используются все выше перечисленные подходы.

1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями употребления алкоголя.
2. Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или наоборот счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги) легче справляются со стрессами без употребления алкоголя и могут эффективно решать задачи.
3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования алкогольной зависимости.
4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия употреблению алкоголя у школьников, студентов, родителей, учителей и др. Достаточные знания о вредном воздействии алкоголя и способах отказа от его употребления ведут к формированию здорового образа жизни.
5. Настрой на здоровый образ жизни уже принимающих алкоголь людей. Для того чтобы настроить пьющего человека на здоровый образ жизни, необходимо сформировать у него активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни.
6. Поощрение человека делающего первые шаги бросить пить. Формирование стремления на прекращение употребления алкоголя.
7. Разработка альтернативных программ досуга людей.

источник

Цель занятия — формирование у подростков стремления к здоровому образу жизни, всестороннее рассмотрение проблемы алкоголизма.

Ребята, каждый из вас, наверное, хочет быть богатым и знаменитым, успешным, популярным. Но в жизни, как на дороге со знаками, мы должны всегда задумываться о том, а правильно ли мы живем?

Людям в вашем возрасте свойственно не очень задумываться о своем здоровье. Однако же думать об этом стоит.

Так как сегодня образование и здоровье становятся основами для успешной карьеры и нормальной, достойной во всех смыслах жизни, И здесь важнейшими условиями успеха, наряду с личными качествами каждого человека, являются также мир и порядок в нашей России.

Сегодня мы подробно поговорим об актуальной проблеме, которую нельзя обойти в нашей жизни. Что по одной китайской мудрости приносит одну радость и много горя? Конечно, алкоголь.

Алкоголь — похититель рассудка — так именуют его с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. — с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло до начала культурного землевладения. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

В Средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения, алхимик, заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым не утомленным, бодрым, тоскующего — веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Что же происходит сегодня в нашей России? Почему чудодейственный эликсир стал приносить людям много горя?

Жизнь — это проста игра. И когда Вы знаете правила игры, значительно легче выживать. В этой игре существуют подводные камни, о которые разбиваются судьбы людей, один из них — алкоголизм. Болезнь, алкоголизм, достаточно часто выводит людей из игры.

Что же такое алкоголизм?

Алкоголизм, по определению — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающие этим заболеванием.

Пьянство, например, это не алкоголизм, это неумеренное употребление спиртных напитков. Оно порождает алкоголизм, но не является болезнью. Алкоголизм характеризуется определенными признаками, которые отличают его от так называемого «привычного», или «бытового», пьянства.

Что же делает алкоголь с организмом человека!?

Принятие алкоголя приводит к печальным последствия. Каждая выпитая рюмка не проходит сквозь наш организм бесследно. При употреблении алкоголя страдают: нервная система (мозг), пищеварительная (желудок, кишечник, печень), сердечно-сосудистая и кровеносная (сердце), репродуктивная система. Алкоголь сокращают жизнь человека на 12 — 18 лет.

Давайте рассмотрим влияние алкоголя на каждую из систем более подробно.

Когда алкоголь попадает в кровь, эритроциты слипаются. В крови образуются тромбы, которые намертво закупоривают микрокапиляры. Капилляры раздуваются и лопаются. При употреблении 100 гр водки, навсегда и безвозвратно умирают несколько тысяч клеток головного мозга. При каждом застолье десятки тысяч. Мертвые клетки мозга выводятся с мочой, а следующий день.

Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в деятельность низших отделов мозга: нарушаются координация движений, например движение глаз (предметы начинают двоиться), появляется неуклюжая шатающаяся походка.

Нарушение работы нервной системы и внутренних органов человека наблюдается при любом употреблении алкоголя: одноразовом, эпизодическом и систематическом.

Сердечно-сосудистая система, (сердце)

Когда алкоголь с кровью попадает в сердце он разрушает клетки вашей сердечной мышцы. Появляются микрорубцы, мышца теряет свою эластичность, работает на пределе возможностей и захлебывается кровью не успевая проталкивать её. Сердце покрывается жировой тканью, поэтому у пьющего человека оно всегда увеличено. В артериях и капиллярах образуются тромбы, которые перекрывают доступ кислорода и питательных веществ к части сердечной мышцы, ткани сердца отмирают — это называется инфаркт.

Все 5-7 часов, пока выпитый алкоголь циркулирует в крови, сердце работает в неблагоприятном режиме. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. Алкоголь нарушает кровообращение в кожных капиллярах — эти малые сосудики сжимаются, загустевают, лопаются (всем известен синдром «красного носа»), поэтому сердце плохо снабжается кровью и испытывает кислородное голодание.

В сердечной мышце накапливается избыточное количество жира, она перерождается, становится дряблой и сердце с трудом справляется с работой. Результат — преждевременный атеросклероз и гипертоническая болезнь.

Пищеварительная система (желудок)

Попадая в желудок алкоголь, эффективно стимулирует выработку ферментов. Ферменты вместе со спиртом агрессивно разрушают слизистую и стенки желудка, в результате желудок переваривает сам себя, а процесс пищеварения превращается в процесс гниения. Последствия — гастрит, язва, рак желудка.

При приеме алкоголя происходит:

— нарушение работы тонкого кишечника (неспособность всасывать питательные вещества)

— разрушение поджелудочной железы (риск возникновения диабета)

— поражение печени, жировая дистрофия, гепатит, цирроз (приводит к летальному исходу).

И напоследок самая важная тема-влияние алкоголя на репродуктивную систему. Это приводит к таким последствиям как:

— нарушение созревания половых клеток(бесплодие)

Если алкоголь попадает в кровь плода, то в первую очередь поражаются печень, сосудистая система, а также те структуры мозга, которые определяют умственную деятельность.

Так неужели тогда стоит сознательно рисковать здоровьем ребенка, употребляя алкоголь, пусть даже в небольших количествах. Ведь только в наших силах свести на нет все риски и родить здорового и крепкого малыша.

Женщина, призванная созидать семейное гнездышко, разрушает его.

Все это лишь те немногие последствия причиняемые употреблением алкоголя. Алкоголь — это яд! Он уничтожает все живое, он убивает надежды и мечты о прекрасном будущем.

Мужчина, который призван быть защитником своей семьи, приносит боль жене и детям.

Алкоголь повышает риск смерти.

  • 15-20% людей, замешанных в дорожно-транспортных происшествиях со смертельным исходом, перед этим употребляли алкогольные напитки.
  • 20 40 % погибших в результате несчастного случая были в состоянии алкогольного опьянения.
  • Более 60 % всех насильственных преступлений, применение силы, убийство, нанесение телесных повреждений, изнасилование, совершается под воздействием алкоголя.

Перед Вами стоит вопрос пить или не пить?

Ведь алкоголь разрушает твое будущее, употребление алкоголя препятствует получению престижной профессии, устройству на работу и карьерному росту.

Так почему, на ваш взгляд, подростки начинают пить?

Будь человеком с сильным характером. Умей отстаивать свое мнение. Выделись из толпы!

Учись дружить по-настоящему. Будь честным, искренним, уважай других!

Будь творческим и расслабляйся в хорошей компании!

Читайте также:  Как можно получить алкогольную зависимость

Обратись за помощью к окружающим.

Давайте не будем терять голову. Подумайте о себе и о своих близких. Берегите себя.

Список использованной литературы.

1. Г.Г. Кулинич «Вредные привычки: профилактика зависимостей», М., «ВАКО»., 2008

2. Популярная медицинская энциклопедия, М., 1979

3. О.Н. Рудякова «Как сохранить здоровье школьников», Издательство «Учитель», 2007

4. Т.А. Шишковец «Осложненное поведение подростков», М., 2006

источник

С детьми было проведено занятие по профилактике алкоголизма. Дети 7 класса ринимали активное участие в занятии.

Занятие для подростков по профилактике алкоголизма

Цель: сформировать у подростков негативное отношение к алкоголю.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества. О чем мы будем говорить, вы догадаетесь сами чуть позже, а сейчас давайте начнем наше занятие.

Упражнение «Запретный плод»

Цель: осознать свое поведение в ситуации запрета.

В центре круга лежит коробка. Детям говорится следующее: «Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?»

Затем ребята по очереди выполняют упражнение. Далее идет обсуждение того, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.

Ребята, представьте, что в этой коробочке находится жидкость, которая вызывает расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падения контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движения и походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиений и т. д. Стали бы вы пить эту жидкость?

Ребята, а к какому выводу можно прийти, выполнив это упражнение? Запретный плод всегда сладок. Человеку всегда хочется попробовать то, что ему неизвестно и то, что ему запрещают. Так и поступило большинство из вас. Многие решились заглянуть в запретное место. Но когда я предложила вам выпить жидкость неизвестного происхождения и рассказала об ее опасном влиянии на организм человека, вы отказались ее выпить.

Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Правильно, об алкоголе.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Я сейчас начну говорить вам «Поменяйтесь местами, те кто…» и если это будет относиться к вам, вы быстро встанете со своих мест и займете любое освободившееся место. Итак, начнем: «Поменяйтесь местами те кто, заботится о своем здоровье. Поменяйтесь местами те, у кого есть близкие и родные люди. Поменяйтесь местами те, у кого есть младшие братья и сестры. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть успешным человеком. Поменяйтесь местами те, у кого есть заветная мечта. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть независимым?»

Ребята, я заметила, что многие из вас хотят быть независимыми людьми. А что вы понимаете под словосочетанием «независимый человек»? Подберите, пожалуйста, несколько похожих слов к слову «независимый».

— В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «независимый» определяется как самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.

— Каковы преимущества есть у людей независимых, свободных, самостоятельных, ответственных?

— Ребята, а что или кто делает человека зависимым? (вредные привычки, плохая компания)

Сейчас мы с вами попробуем понять, что чувствует зависимый человек.

Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1.5 – 3 метра. Цель кукловодов перевести куклу с одного стула на другой. При этом «кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают кукловоды. Одновременно могут работать несколько «троек». Во время обсуждения участники высказываются по очереди.

1. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы?

2. Понравилось ли быть куклой в чужих руках?

3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

4. Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?

— Мы с вами смогли увидеть, что большинство людей, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неприятно, неудобно.

5. Подберите несколько ассоциаций к слову «зависимый». Ребята, а какие чувства у вас вызывает понятие «зависимость»?

6. Сообщение информации: доказано, что алкоголь вызывает сильнейшую зависимость и агрессивное поведение. Ставя специальный эксперимент, ученые наблюдали за поведением приматов, которым давалось спиртное. Было отмечено нарушение правил общежития, имевших место в обычной обстановке, кривляние, безобразное поведение, нежелание ухаживать за своими детенышами, а то и явно агрессивное поведение. В литературе был описан случай, когда стадо диких животных забрело в небольшую непальскую деревушку, где наткнулось на погреб с домашним вином. После употребления спиртного слоны, разгорячившись, пошли по улице, сметая все на своем пути. Сначала они разнесли полтора десятка домов, потом, выйдя к реке Каджара, разрушили мост, соединявший ее берега. Насмерть перепуганным жителям ничего не оставалось делать, как ждать, когда окончится этот погром и, подсчитав убытки, заняться восстановлением поврежденных сооружений. Ведь предъявлять-то претензии было не к кому. Известно, что, попробовав однажды алкоголь, слоны не забудут его вкуса никогда. И работники зоопарков отмечают, что умное животное может даже прикинуться больными для того, чтобы получить знакомую настойку на спирту.

7. Ребята, а видели ли вы когда-нибудь пьяного человека на улице, доводилось ли вам общаться с таким человеком? Расскажите, какие чувства вы испытывали, рассказывая о поведении и внешнем виде пьяного человека.

8. Список ценностей. В жизни каждого из нас есть то, что нам дорого. Составьте, пожалуйста, список своих жизненных ценностей. Далее ребята зачитывают свои списки ценностей.

— Практически у каждого из нас семья является высшей ценностью. Бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сестры являются для нас самыми близкими людьми на свете.

9. Ребята, подумайте и скажите, как злоупотребление алкоголем влияет на семейную жизнь? Знаете ли вы семьи, которые столкнулись с этой бедой? Приведите примеры.

10. Сообщение информации: в 2008 году в детском саду спального района Москвы психологи предложили поиграть малышам в праздник. Дети сели за стол и начали чокаться стаканчиками с водой. Ребята, как вы можете объяснить такое поведение малышей, к чему это может привести в дальнейшем? Наше будущее в наших руках. Как мы можем защитить наших близких? Подумайте, как можно бороться с этой проблемой? Безусловно, лучший способ защитить близких, самим отказаться от потребления алкоголя.

11. Давайте рассмотрим несколько ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, и возможные варианты отказа.

Ситуация 1. За праздничным столом дома родственники или родители предлагают тебе немного выпить.

Ответ: «Алкоголь вреден и опасен для моего здоровья. Я не хочу это пить».

Ситуация 2. Друзья предлагают (заставляют) выпить, объясняя тем, что в компании все должны пить, все уже взрослые и независимые, к тому же это поднимает настроение. В случае отказа ты станешь «белой вороной» и потеряешь свой авторитет.

Ответ: Ты должен задуматься стоит ли дружить с такой компаний, где отношение к тебе определяется количеством выпитого. Являются ли эти люди истинными друзьями, если вовлекают тебя в такую зависимость? Можно объяснить свой отказ занятием спортом, походом в кино, гости, поездкой с родителями и т. д.

— Ребята, какие выводы вы сделали для себя на занятии, что нового для себя узнали?

— Давайте по кругу пожелаем друг другу что-нибудь хорошее.

— Спасибо вам за активное участие, до свидания!

источник

Тема занятия:

Цель занятия:

  1. Сформировать у учеников чёткие знания о влиянии алкоголя на здоровье человека.
  2. Развить привычку самостоятельно мыслить и анализировать поступающую информацию.
  3. Дать понятие о нормах трезвой жизни и о вреде, наносимом «культурой умеренного употребления алкоголя» всему обществу; воспитывать здоровый образ жизни.

Задачи занятия:

  1. Обсудить причины употребления алкоголя.
  2. Обсудить разницу между правильным и неправильным употреблением алкоголя.
  3. Обсудить влияние алкоголя на организм человека.
  4. Показать последствия употребления и злоупотребления алкоголем.
  5. Вырабатывать негативное отношение к алкоголю.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат №7 VIII вида»

по профилактике асоциального поведения

Тема: « Алкоголь и алкоголизм »

Воспитатель : Кузнецова А.Н

  1. Сформировать у учеников чёткие знания о влиянии алкоголя на здоровье человека.
  2. Развить привычку самостоятельно мыслить и анализировать поступающую информацию.
  3. Дать понятие о нормах трезвой жизни и о вреде, наносимом «культурой умеренного употребления алкоголя» всему обществу; воспитывать здоровый образ жизни.
  1. Обсудить причины употребления алкоголя.
  2. Обсудить разницу между правильным и неправильным употреблением алкоголя.
  3. Обсудить влияние алкоголя на организм человека.
  4. Показать последствия употребления и злоупотребления алкоголем.
  5. Вырабатывать негативное отношение к алкоголю.

Место проведения: актовый зал

Продолжительность занятия: 40 минут

Материально-техническое обеспечение занятия : ноутбук, колонки, светоэффекты.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия : разноцветные круги из картона; листы с зашифрованной темой занятия; чистые листы, маркеры; таблички с прилагательными (качества характеризующие пьяного человека) конверты с ситуациями; смайлики; пословицы.

Цель: установления эмоционального контакта с группой; развитие правильного диафрагмального дыхания.

Цель: развивать солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.

Метод: словесный, наглядный

— Ребята, прежде, чем мы начнём наше занятие, давайте поиграем в игру, для которой потребуется все ваше внимание и которая поможет нам сплотиться. Встаньте где-нибудь в зале, каждый сам по себе. Ощутите свое тело, дышите глубоко и свободно, чтобы обеспечить себя свежим кислородом.

— А теперь послушайте правила игры. По моей команде «Начали!» каждому из вас нужно будет коснуться четырех кругов, которые расположены на полу игровой комнаты, затем поздороваться с каждым за руку. Кто все это сделает, должен поднять руку вверх. Пожалуйста, избегайте столкновения с одноклассниками и мебелью и постарайтесь уложиться за одну минуту. Начали!

— А теперь я хочу вас спросить, помните ли вы, по какому пути бежали, и с кем здоровались?

На полу расположены цветные круги.

Упражнение выполняется под музыку.

Тема занятия: «Алкоголь и алкоголизм»

Цель: стимулирование распределения внимания, умения сосредоточиться.

Метод: словесно-наглядный, поисковый.

— Чтобы узнать тему нашего занятия вам придется расшифровать ее. Для вас приготовлены листы на которых написано зашифрованное слово и ключ к разгадке. Постарайтесь разгадать его.

Беседа: «Алкоголь среди подростков»

Цель: информирование об ответственности за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

— Правильно, ребята. Сегодня мы обсудим очень важную и актуальную тему – алкоголь и алкоголизм. Согласно исследованиям, первый контакт с алкоголем происходит в 10-12 лет. Около 5% 13-летних уже регулярно употребляют вино, пиво и шампанское. По результатам опросов, проведенных специалистами, многие российские подростки употребляют алкоголь с разрешения своих родителей – детям не составляет труда достать спиртные напитки. Для молодого поколения алкоголь в основном является групповым переживанием: выпивают, прежде всего, по вечерам с друзьями, на вечеринках или при другом приятном совместном общении. То есть, вряд ли среди молодежи есть пьяницы – одиночки.

— Как вы думаете, что изменяется в поведении человека, принявшего алкоголь, в частности, как ведут себя пьяные подростки?

— Пьяный человек не сможет вовремя остановиться при возникновении конфликтной ситуации или когда его пытаются вовлечь в преступные действия. Бывает и такое, что он бравирует своей «смелостью» и безнаказанностью, совершает правонарушение на публику. В этих случаях у человека ослаблен контроль своего поведения, но это не может служить оправданием: он несет полную ответственность за свои действия перед законом. Состояние алкогольного опьянения не только не освобождает от ответственности, но и усугубляет вину.

Алкоголизм – это заболевание, развитие которого можно остановить, но излечить полностью нельзя. Один из его признаков – неконтролируемое желание употреблять алкоголь. Это прогрессирующая болезнь, и если ее не остановить, результатом может быть потеря рассудка или смерть.

Упражнение: «Мозговой штурм»

Цель: формировать негативное отношение к алкоголю; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

— А сейчас я вам предлагаю по очереди закончить предложение, записанное на доске: «Алкоголь – это…»

— А теперь прочитайте, что у вас получилось.

Все ответы детей фиксируются на доске.

Мини-лекция: «Мифы и правда об алкоголе

Цель: выявление причин употребления алкоголя.

— Алкоголь может иметь положительное воздействие на организм:

Мы знаем много примеров того, как спиртные напитки спасают от простудных заболеваний;

Их можно применить в экстренных случаях, чтобы продезинфицировать раны, спасая человека от возможной гангрены, и для частичного обезболивания;

Врачи подтверждают, что многие спиртовые настойки на лечебных травах и кореньях лечат;

А теперь я напомню отрицательные стороны алкоголя:

Продолжительность жизни реально зависит от выпитого вами;

Не случайно алкоголь оценивается вкусовыми рецепторами как невкусный, неприятный. Первоначальный прием его часто вызывает защитную реакцию организма из-за токсичности вещества, точнее яда. Это тошнота или рвота, головокружение, головная боль и т.д.

Сразу после приема алкоголя возникает особое состояние – эйфория: в течение некоторого времени человек переживает приятные эмоции. Появляется стремление пережить его вновь и вновь, развивается зависимость от алкоголя;

При систематическом употреблении спиртных напитков происходят необратимые функциональные изменения: страдают головной мозг, что может привести к инсульту, и печень – тогда вас ждет цирроз. Желудок может «подарить» гастрит, язву или рак, а сердце – «наградить» гипертонией. Часто пьяницы не следят за собой, поэтому они сами болеют и являются переносчиками многих инфекционных заболеваний.

Очень часто человек в состоянии алкогольного опьянения опасен для окружающих. Именно пьянство в ответе за разрушение семей. Ссоры, ругань, драки… Пьянство несет большой вред формированию личности детей в этих семьях;

Человек в пьяном виде не может контролировать свои поступки, что приводит к ужасным последствиям: самоубийствам, ДТП, различным преступлениям;

Читайте также:  Блокада алкогольной зависимости отзывы

Многие люди умирают из-за употребления суррогатных спиртных напитков – они просто травятся ими, как ядом!

Ответы детей вывешиваются на доску

Цель: развитие мыслительных операций, зрительного восприятия.

источник

Конспект проведения занятия по профилактике алкоголизма

среди учащихся и студентов колледжа.

Цель: Формирование у учащихся и студентов отрицательной установки по отношению к алкоголю.

Задачи: 1)Познакомить учащихся и студентов с основными причинами и предпосылками , по которым возникает болезнь –алкоголизм.

2)Способствовать пониманию основных этапов формирования круга алкогольной зависимости у человека.

3)Развивать способность к формулировке и высказыванию своего мнения.

4) Отрабатывать навыки уверенного отказа от алкогольных напитков.

Материал: плакаты с надписями различных точек зрения: «Согласен», «Согласен, но с оговорками», «Не знаю, не уверен», «Совершенно не согласен»; пластмассовый стаканчик; доска, мел.

Ведущий : «Алкоголизм – как любая другая зависимость – это болезнь, это неудовлетворенность жизнью, это саморазрушение и протест, это простая глупость и невежество, это радостное небытие на фоне страшного горя.

А еще – это взаимосвязь многих биологических , социальных и духовных факторов.

Другими словами, люди пьют по следующим причинам:

— генетическая предрасположенность к алкоголю, наследственность(биологическая основа)

-эмоциональная неудовлетворенность, бегство от жизненных трудностей, попытка заглушить комплекс неполноценности, «боль своего существования»

-нездоровые отношения в семье

-культурные традиции, влияние окружения(социальная основа)

-отсутствие смысла жизни, потеря интереса к себе и окружающему миру, пустота, скука (духовная основа)

Таким образом, алкоголизм бывает двух типов: наследственный и приобретенный под воздействием психологических, социальных и духовных факторов.

И тот и другой тип – это хроническое , прогрессирующее, смертельное заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой жизнедеятельности – тело, психику, душу и социальную жизнь.

Вот некоторые психологические предпосылки к развитию алкоголизма:

— низкая или наоборот завышенная самооценка

— неумение справляться со своими чувствами

— высокий уровень внутреннего напряжения, длительный стресс

— сложность к рискованным ситуациям.

Алкоголизм – это болезнь души, это зависимость, отсутствие свободы и независимости.

Некоторым людям алкоголь на время помогает заполнить вакуум в душе. Но они не замечают, что алкоголь вытесняет из их сознания значимые вещи, не дает проявляться природным талантам и дарованиям, увеличивая тем самым духовную пустоту, лишая поддержки близких.

В отличие от многих заболеваний алкоголизм никогда не начинается внезапно. Ему обязательно предшествует этап выпивки: бары, рестораны, встречи с друзьями, банкеты, фуршеты, праздники.

Но каждый человек, систематически выпивающий «культурно» — рискует стать алкоголиком.

Формирование круга зависимости начинается с кратковременного переживания удовольствия. 1.Человек употребляет алкоголь, чтобы чувствовать себя хорошо сейчас (непринужденно, свободно, легко).

2. Человек увлекается спиртным. Испытывая влечение к алкоголю , пьет не к месту и не знает меры. В состоянии опьянения способен «наломать дров». Происходит утрата количественного и ситуационного контроля.

3.Появляется зависимое мышление, навязчивость. Человек постоянно думает о положительных моментах употребления алкоголя.

4. Человек теряет контроль , стремится найти оправдание своему пьянству, обманывает сам себя. У него развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинается запой, его друзьями становятся собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к спиртному.

5. Человек верит, что может контролировать процесс употребления алкоголя и считает его нормальным – формируется иллюзорное или закрытое мышление.

6.Появляется основной признак алкоголизма – абстинентный синдром.

7. Ежедневное похмелье, распад личности, помутнение памяти, сбивчивость мысли, амнезия. Жизнь идет под откос, становится неконтролируемой. Алкоголь занимает основное место в сознании , без спиртного жизнь кажется бессмысленной. Семья, дети, работа и все остальное уходит на второй план».

Упражнение «Мозговой штурм»

Ребята, как вы думаете , каковы причины употребления молодыми людьми алкогольных напитков? (учащиеся называют причины, ведущий записывает их в левой части доски). А теперь назовите последствия употребления алкогольных напитков (последствия записываются в правой части доски). Например:

за компанию потеря уважения окружающих

модно конфликты с родителями

назло родителям разлад в семье

чтобы испытать новые ощущения деградация умственных

что бы почувствовать себя взрослым способностей личности

от «нечего делать» потеря друзей

чтобы снять боль смерть от алкогольного

Ведущий подводит итог: «Тот, кто выбирает алкоголь, тот для себя выбирает и последствия».

Ведущий : Сейчас я предлагаю вам игру, которая называется «Ассоциации». Назовите 1-2 слова, которые вам приходят на ум, когда вы слышите слова «водка», «алкоголизм», «зависимость». Все ассоциации обсуждаются.

Ведущий : Многие люди употребляя алкоголь, оправдывают себя мифами, т. е. ошибочными представлениями об алкоголе, которые царят у нас в обществе. Давайте рассмотрим их.

1 миф : «Качественный алкоголь безвреден»… Как вы считаете, это так? (выслушиваются мнения учащихся). На самом деле и качественный алкоголь и некачественный одинаково вредны, так как продукт распада этилового спирта — уксусный альдегид , (который образуется после употребления и качественного и некачественного спирта), вредит организму, выводя из строя печень и почки.

2миф : «Спиртное согревает»… А вы как думаете? (учащиеся высказывают свои мнения).

На самом деле употребление алкоголя вызывает лишь иллюзию тепла – расширяя подкожные сосуды, спирт вызывает покраснение кожи, усиливает теплоотдачу и вызывает замерзание.

3миф: «Алкоголь –лучшее лекарство от простуды»…. На самом деле «огненная вода снижает иммунитет, спирт больше раздражает воспаленное горло, затягивая процесс восстановления.

4миф : «Пиво – безвредно»… Пиво относится к слабоалкогольным напиткам, однако это вовсе не означает, что оно безвредно. Частое употребление пива так же как и водка вредит печени и сердцу.

5миф: «Спиртное усиливает аппетит»…. Да, может усиливать аппетит, раздражая стенки голодного желудка и при этом рано или поздно приводя к язве.

6миф : «Алкоголь снимает стресс»… Очень малые дозы , например ,20 мл. водки, действительно помогают расслабиться. Но такой нормы – никто в нашем обществе не придерживается. Если у человека стресс, он выпивает столько , сколько ему нужно , чтобы забыться, а большие дозы алкоголя приводят к депрессии, что только усугубляет стрессовое состояние.

Таким образом, мы с вами сейчас развенчали те мифы об алкоголе, которые сложились у нас в обществе.

Ведущий : «Сейчас мы выполним с вами психологическое упражнение, которое называется «Спорные утверждения». На стенах нашего кабинета, в разных местах расположены плакаты с различными точками зрения : «Согласен», «Согласен, но с оговорками», «Не знаю, не уверен», «Совершенно не согласен».

Цель этого упражнения — выразить свои взгляды на проблему употребления алкоголя.

Я буду зачитывать вам спорные утверждения, а вы будете высказывать свою точку зрения , занимая определенные местоположения под плакатами и комментируя свое мнение.

— Алкоголизм – это преступление

— Небольшие дозы алкоголя – безвредны

— Вино повышает творческий потенциал личности

— У многих людей возникают проблемы из-за алкоголя

Вопросы: 1) Какие чувства у вас возникли, когда вы размышляли над этими утверждениями?

2) Легко ли было высказать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно , когда вы не оказались в большинстве.

3)Легко ли было изменить свою точку зрения?

Ведущий: Сейчас мы поиграем в игру «Рюмка водки». Задание : придумать как можно больше вариантов отказа от принятия алкоголя. Все встаем в круг .У меня есть пластмассовый стаканчик. Представьте, что в нем водка. Задача разными способами попробовать уговорить стоящего справа участника взять стакан , другой отказывается. Отказ должен быть тактичный, но твердый. После этого, стакан переходит к другому участнику и он уговаривает другого выпить. При уговорах используем фразы, которые вы часто слышали от людей, которые вам или кому-либо предлагали выпить. Например: «Что ты, еще маленький, что ли?» «Не будь белой вороной! «, «Не отбивайся от компании», «Выпей, почувствуешь себя раскованней. Девчонкам нравятся раскованные парни» и т. д….

Обсуждение: Легко ли было подбирать достойные отказы? Какие были более эффективные , действенные? Почему? Как вы себя чувствовали в роли уговаривающего? В роли отказывающегося ? Какие еще формы отказа существуют?

Посмотрите на доску. Здесь представлены несколько способов сказать алкоголю «нет».

Что-то мне не хочется, а у вас есть сок или вода?

Алкоголь меня не интересует.

Ты говоришь со мной? Забудь об этом!

Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказал «нет»?

7. Мне нельзя, у меня аллергия…

Надеюсь, если вы попадете в ситуацию, когда вам будут предлагать выпить, вы сумеете дать достойный отказ. Так как вы имеете полное право отказать тем людям, которые несут вам вред. Важно только , что бы ваш отказ звучал уверенно и твердо. От этого зависит ваше здоровье и ваше будущее, а так же будущее ваших детей.

Заключение: Алкоголизм начинает развиваться незаметно, а когда становится явным, то его лечение действительно становится трудной задачей. Если вы замечаете признаки алкоголизма за собой, за своими близкими, то беда уже вошла в ваш дом. Не дайте ей завладеть вами или вашими близкими.

источник

Занятие для подростков по профилактике алкоголизма

Цель: сформировать у подростков негативное отношение к алкоголю.

Место проведения: классная комната, дети сидят в кругу

Оборудование: коробка, листы бумаги, ручки

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества. О чем мы будем говорить, вы догадаетесь сами чуть позже, а сейчас давайте начнем наше занятие.

Упражнение «Запретный плод»

Цель: осознать свое поведение в ситуации запрета.

В центре круга лежит коробка. Детям говорится следующее: «Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?»

Затем ребята по очереди выполняют упражнение. Далее идет обсуждение того, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.

Ребята, представьте, что в этой коробочке находится жидкость, которая вызывает расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падения контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движения и походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиений и т. д. Стали бы вы пить эту жидкость?

Ребята, а к какому выводу можно прийти, выполнив это упражнение? Запретный плод всегда сладок. Человеку всегда хочется попробовать то, что ему неизвестно и то, что ему запрещают. Так и поступило большинство из вас. Многие решились заглянуть в запретное место. Но когда я предложила вам выпить жидкость неизвестного происхождения и рассказала об ее опасном влиянии на организм человека, вы отказались ее выпить.

Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Правильно, об алкоголе.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Я сейчас начну говорить вам: «Поменяйтесь местами, те кто…» и, если это будет относиться к вам, вы быстро встанете со своих мест и займете любое освободившееся место.

Итак, начнем: « -Поменяйтесь местами те, кто, заботится о своем здоровье.

-Поменяйтесь местами те, у кого есть близкие и родные люди.

— Поменяйтесь местами те, у кого есть младшие братья и сестры.

— Поменяйтесь местами те, кто хочет быть успешным человеком.

— Поменяйтесь местами те, у кого есть заветная мечта.

— Поменяйтесь местами те, кто хочет быть независимым?

Ребята, я заметила, что многие из вас хотят быть независимыми людьми. А что вы понимаете под словосочетанием «независимый человек»? Подберите, пожалуйста, несколько похожих слов к слову «независимый».

— В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «независимый» определяется как самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.

— Каковы преимущества есть у людей независимых, свободных, самостоятельных, ответственных?

— Ребята, а что или кто делает человека зависимым? (вредные привычки, плохая компания)

Сейчас мы с вами попробуем понять, что чувствует зависимый человек.

Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1.5 – 3 метра. Цель кукловодов перевести куклу с одного стула на другой. При этом «кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают кукловоды. Одновременно могут работать несколько «троек». Во время обсуждения участники высказываются по очереди.

Вопросы: 1. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы? 2. Понравилось ли быть куклой в чужих руках? 3. Хотелось ли что-либо сделать самому? 4. Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?

— Мы с вами смогли увидеть, что большинство людей, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неприятно, неудобно.

5. Подберите несколько ассоциаций к слову «зависимый». Ребята, а какие чувства у вас вызывает понятие «зависимость»?

6. Сообщение информации: доказано, что алкоголь вызывает сильнейшую зависимость и агрессивное поведение. Ставя специальный эксперимент, ученые наблюдали за поведением приматов, которым давалось спиртное. Было отмечено нарушение правил общежития, имевших место в обычной обстановке, кривляние, безобразное поведение, нежелание ухаживать за своими детенышами, а то и явно агрессивное поведение. В литературе был описан случай, когда стадо диких животных забрело в небольшую непальскую деревушку, где наткнулось на погреб с домашним вином. После употребления спиртного слоны, разгорячившись, пошли по улице, сметая все на своем пути. Сначала они разнесли полтора десятка домов, потом, выйдя к реке Каджара, разрушили мост, соединявший ее берега. Насмерть перепуганным жителям ничего не оставалось делать, как ждать, когда окончится этот погром и, подсчитав убытки, заняться восстановлением поврежденных сооружений. Ведь предъявлять-то претензии было не к кому. Известно, что, попробовав однажды алкоголь, слоны не забудут его вкуса никогда. И работники зоопарков отмечают, что умное животное может даже прикинуться больными для того, чтобы получить знакомую настойку на спирту.

Читайте также:  Избавление от алкогольной зависимости для женщин

7. Ребята, а видели ли вы когда-нибудь пьяного человека на улице, доводилось ли вам общаться с таким человеком? Расскажите, какие чувства вы испытывали, рассказывая о поведении и внешнем виде пьяного человека.

8. Список ценностей. В жизни каждого из нас есть то, что нам дорого. Составьте, пожалуйста, список своих жизненных ценностей. Далее ребята зачитывают свои списки ценностей.

— Практически у каждого из нас семья является высшей ценностью. Бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сестры являются для нас самыми близкими людьми на свете.

9. Ребята, подумайте и скажите, как злоупотребление алкоголем влияет на семейную жизнь? Знаете ли вы семьи, которые столкнулись с этой бедой? Приведите примеры.

10. Сообщение информации: в 2008 году в детском саду спального района Москвы психологи предложили поиграть малышам в праздник. Дети сели за стол и начали чокаться стаканчиками с водой. Ребята, как вы можете объяснить такое поведение малышей, к чему это может привести в дальнейшем? Наше будущее в наших руках. Как мы можем защитить наших близких? Подумайте, как можно бороться с этой проблемой? Безусловно, лучший способ защитить близких, самим отказаться от потребления алкоголя.

11. Давайте рассмотрим несколько ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, и возможные варианты отказа.

Ситуация 1. За праздничным столом дома родственники или родители предлагают тебе немного выпить.

Ответ: «Алкоголь вреден и опасен для моего здоровья. Я не хочу это пить».

Ситуация 2. Друзья предлагают (заставляют) выпить, объясняя тем, что в компании все должны пить, все уже взрослые и независимые, к тому же это поднимает настроение. В случае отказа ты станешь «белой вороной» и потеряешь свой авторитет.

Ответ: Ты должен задуматься стоит ли дружить с такой компаний, где отношение к тебе определяется количеством выпитого. Являются ли эти люди истинными друзьями, если вовлекают тебя в такую зависимость? Можно объяснить свой отказ занятием спортом, походом в кино, гости, поездкой с родителями и т. д.

III . Заключительная часть

— Ребята, какие выводы вы сделали для себя на занятии, что нового для себя узнали?

— Давайте по кругу пожелаем друг другу что-нибудь хорошее.

— Спасибо вам за активное участие, до свидания!

источник

Алкоголизм – это хроническая прогрессирующая патология, разновидность наркомании, которая характеризуется физической и психологической привязанностью к алкоголю (этиловому спирту).

Хронический алкоголизм характерен бесконтрольным применением алкогольных напитков, нарастанием количества необходимой для опьянения дозировки, абстинентным состоянием, разрушением внутренних органов, провалами в памяти.

Профилактика алкоголизма является важной составляющей любого цивилизованного общества, предотвращение алкоголизма всегда носит общественно-политический характер и осуществляется на уровне государства.

Главный действующий элемент всех алкогольных напитков — это этанол, благодаря своему фармакологическому свойству он быстро впитывается в желудочно-кишечный тракт, через стенки кишечника проникает в кровеносные сосуды и по крови достигает головы, где вступает в связь с нервными волокнами мозга.

Появление зависимости происходит из-за влияния этанола на нейрохимические системы головного мозга. Вещество воздействует на механизм синтезирования нейромедиаторов (адреналина, норадреналина, дофамина), прямо или косвенно повышающих активность эндокринных желез.

Особенности взаимодействия этанола с организмом:

  • концентрированность этилового спирта в крови доходит до максимума в течение 40-80 минут после распития спиртосодержащих напитков;
  • этанол выводят из организма в неизмененном виде легкие, почки, железы наружной секреции;
  • биологическая трансформация (метаболизм) элемента производится печенью. У здорового организма процесс распада и выведения этанола осуществляется за 24 часа;
  • окисление этилового спирта у здоровых людей достигает скорости в 0,1 г элемента на 1 кг массы тела в час;
  • около 10% этанола выводится почечной и легочной системами (через дыхание).

Важно! «Природная защита организма от отравления этиловым спиртом – это рвотный позыв, атрофирующийся в процессе развития заболевания».

Общая направленность зависит от общественных, физиологических и психических факторов.

  • алкоголизация населения прямо связана с повышением уровня жизни;
  • традиции застолья;
  • пьющие родственники, друзья;
  • отличие от общепринятых нормативов (гомосексуализм, врожденные или приобретенные патологии).
  • наследственные гены, мутировавшие в ходе эволюции;
  • восприимчивость организма;
  • предрасположенность к алкоголизму.
  • так как этанол стимулирует центральную нервную систему, алкоголь представляется своеобразным антидепрессантом;
  • алкогольные напитки (вино) с древних времен использовались человеком и до сих пор существуют в религиозных обрядах (за исключением некоторых религий);
  • некоторые психосоматические патологии провоцируют развитие зависимости.

Заболевание начинается постепенно, несколькими стадиями, с увеличением степени регрессии к этиловому спирту, снижением возможности контролирования потребляемого спирта и возникновением болезней, вызванных постоянным отравлением организма.

Прогрессирующее заболевание алкоголизмом характеризуется тремя формами.

На неврастенической стадии у больного часто возникает непреодолимая потребность к алкоголю. Если выпить спиртное не представляется возможным, то стремление временно пропадает.

. Исчезает критика алкоголя, и появляется оправдательная причина для употребления напитков. Со временем первая стадия переходит во вторую.

Этот период отмечается повышением терпимости к употреблению алкоголя. Человек полностью теряет контроль над количеством выпитых алкоголических напитков. Возникает биологическая зависимость от этанола, появляется похмельный синдром, который сопровождается головной болью и тремором.

Чтобы унять это состояние, алкоголик начинает применять спиртное для облегчения его, так и возникает взаимосвязь – многодневный запой. Резкое прерывание употребления алкоголя без профессиональной помощи может привести к разным осложнениям: галлюцинациям, бредовым психозам, энцефалопатии или патологическому опьянению.

Желание употреблять алкоголь усиливается, но количество употребляемых напитков резко снижается, организму достаточно минимальной дозировки для вхождения в нужную кондицию. Психические нарушения ведут к полной или частичной амнезии, деградация в психологическом, физическом и общественном плане увеличивается. Больной постоянно испытывает тягу к спиртному, пьет до полного истощения организма.

Важно! «Лечение заболевания может осуществляться только при желании победить пагубную зависимость. Насильственное лечение к положительным результатам не приводит, и больной продолжает употреблять спиртные напитки».

Лечение производится несколькими этапами и включает в себя:

  • Аверсивная терапия – медикаментозный способ купирования алкоголизма и последующей реабилитации патологического состояния, вызванного алкогольным отравлением. При терапии у больных может возникнуть страх перед смертью из-за токсической сочетаемости алкоголя и введенного медикаментозного препарата. Если в период реабилитации аверсивной терапией принимать алкоголь, то могут возникнуть необратимые патологические изменения организма, приводящие к летальному исходу.
  • Психологическое воздействие – закрепляющие способы привития негативного отношения к алкоголизму после аверсивной терапии. При положительных факторах у больного может сформироваться четкая жизненная позиция, что он может справиться с возникающими проблемами без применения алкоголесодержащих напитков.
  • Социальная адаптация – восстановление больного как личности и интегрирование в общественную жизнь.
  • Детоксикация организма – это самый краткий путь выведения из запоя: внутривенное вливание медикаментозных препаратов для корректирования физиологического состояния при резком прерывании потребления спиртных напитков. Данный метод снимает и предотвращает абстинентный синдром.

После детоксикации проводится терапевтическое лечение для предотвращения рецидива, но долгосрочное использование реабилитирующих препаратов может привести к ухудшению физического состояния алкоголика.

Комплексные методы предполагают совмещение двух или нескольких способов терапии. Как правило, это медикаментозная, социальная и психологическая реабилитации больного.

Профилактика пьянства и алкоголизма разнообразна по своей форме и направленности:

  1. Первичная профилактика алкоголизма – это пропаганда информации о вредном влиянии алкогольной продукции и фатальных последствиях, связанных с принятием спиртного. Социально-общественная ориентировка, стимулирование развития интереса к здоровому образу жизни, агитация к спортивному, активному отдыху. Профилактическую ориентацию проводят медицинские работники, педагоги и психологи.
  2. Вторичные профилактические работы ориентированы на вовлеченных в алкогольную зависимость. Эффективность такого способа увеличивается при участии родственников, друзей, сотрудников и т. д. Профилактика выражается в проведении бесед с больным и предупреждении ситуаций, которые могут спровоцировать алкогольный срыв.
  3. Хронический алкоголизм и его профилактика заключаются в реабилитации людей с возможной дегенерацией и деградацией личности, но имеющих стремление избавиться от пагубной привычки. Основные методы заключаются в проведении собраний анонимных алкоголиков, оказании взаимопомощи и поддержки, восстановлении общественного статуса.

Особая степень опасности – это появление алкоголизма у детей и подростков. Причинами могут стать неблагополучные семьи, неправильные идеалы, алкоголическое окружение. Основные профилактические меры направлены на предотвращение развития алкоголизма.

Главную роль в организации детского досуга выполняют государство и муниципальные учреждения через создание и развитие развлекательных комплексов, спортивных клубов, театров и стадионов.

Профилактика предполагает ограничительные меры по реализации, употреблению и пропаганде спиртных напитков на законодательном уровне:

  • запрет на покупку алкоголя детям до 18-ти лет;
  • фиксирование временного отрезка на реализацию алкогольной продукции в торговых точках;
  • запрет употребления алкоголя в общественных местах.

Важно! «Государственные меры особо эффективны при привлечении общественного контроля».

Злоупотребление алкоголем доводит до алкоголизма, но это не значит, что любое применение алкоголя приведет к болезни. .

Журналист-практик, рецепты проверяет на себе.
Знает все про мужчин и народную медицину.

источник

Причины Последствия
за компанию потеря уважения окружающих
модно конфликты с родителями
назло родителям разлад в семье
чтобы испытать новые ощущения деградация умственных
что бы почувствовать себя взрослым способностей личности
от «нечего делать» потеря друзей
чтобы снять боль смерть от алкогольного
опьянения
Ведущий подводит итог: «Тот, кто выбирает алкоголь, тот для себя выбирает и последствия».
Ведущий : Сейчас я предлагаю вам игру, которая называется «Ассоциации». Назовите 1-2 слова, которые вам приходят на ум, когда вы слышите слова «водка», «алкоголизм», «зависимость». Все ассоциации обсуждаются.
Ведущий: Многие люди употребляя алкоголь, оправдывают себя мифами, т. е. ошибочными представлениями об алкоголе, которые царят у нас в обществе. Давайте рассмотрим их.
1 миф: «Качественный алкоголь безвреден»… Как вы считаете, это так? (выслушиваются мнения учащихся). На самом деле и качественный алкоголь и некачественный одинаково вредны, так как продукт распада этилового спирта — уксусный альдегид , (который образуется после употребления и качественного и некачественного спирта), вредит организму, выводя из строя печень и почки.
2миф: «Спиртное согревает»… А вы как думаете? (учащиеся высказывают свои мнения).
На самом деле употребление алкоголя вызывает лишь иллюзию тепла – расширяя подкожные сосуды, спирт вызывает покраснение кожи, усиливает теплоотдачу и вызывает замерзание.
3миф: «Алкоголь –лучшее лекарство от простуды»…. На самом деле «огненная вода снижает иммунитет, спирт больше раздражает воспаленное горло, затягивая процесс восстановления.
4миф: «Пиво – безвредно»… Пиво относится к слабоалкогольным напиткам, однако это вовсе не означает, что оно безвредно. Частое употребление пива так же как и водка вредит печени и сердцу.
5миф: «Спиртное усиливает аппетит»…. Да, может усиливать аппетит, раздражая стенки голодного желудка и при этом рано или поздно приводя к язве.
6миф: «Алкоголь снимает стресс»… Очень малые дозы , например ,20 мл. водки, действительно помогают расслабиться. Но такой нормы – никто в нашем обществе не придерживается. Если у человека стресс, он выпивает столько , сколько ему нужно , чтобы забыться, а большие дозы алкоголя приводят к депрессии, что только усугубляет стрессовое состояние.
Таким образом, мы с вами сейчас развенчали те мифы об алкоголе, которые сложились у нас в обществе.
Ведущий: «Сейчас мы выполним с вами психологическое упражнение, которое называется «Спорные утверждения». На стенах нашего кабинета, в разных местах расположены плакаты с различными точками зрения : «Согласен», «Согласен, но с оговорками», «Не знаю, не уверен», «Совершенно не согласен».
Цель этого упражнения — выразить свои взгляды на проблему употребления алкоголя.
Я буду зачитывать вам спорные утверждения, а вы будете высказывать свою точку зрения , занимая определенные местоположения под плакатами и комментируя свое мнение.
— Алкоголизм – это преступление
— Небольшие дозы алкоголя – безвредны
— Вино повышает творческий потенциал личности
— Алкоголизм – это болезнь
— У многих людей возникают проблемы из-за алкоголя
— Алкоголики – это не люди
Вопросы: 1) Какие чувства у вас возникли, когда вы размышляли над этими утверждениями?
2) Легко ли было высказать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно , когда вы не оказались в большинстве.
3)Легко ли было изменить свою точку зрения?
Ведущий: Сейчас мы поиграем в игру «Рюмка водки». Задание : придумать как можно больше вариантов отказа от принятия алкоголя. Все встаем в круг .У меня есть пластмассовый стаканчик. Представьте, что в нем водка. Задача разными способами попробовать уговорить стоящего справа участника взять стакан , другой отказывается. Отказ должен быть тактичный, но твердый. После этого, стакан переходит к другому участнику и он уговаривает другого выпить. При уговорах используем фразы, которые вы часто слышали от людей, которые вам или кому-либо предлагали выпить. Например: «Что ты, еще маленький, что ли?» «Не будь белой вороной! «, «Не отбивайся от компании», «Выпей, почувствуешь себя раскованней. Девчонкам нравятся раскованные парни» и т. д….
Обсуждение: Легко ли было подбирать достойные отказы? Какие были более эффективные , действенные? Почему? Как вы себя чувствовали в роли уговаривающего? В роли отказывающегося ? Какие еще формы отказа существуют?
Посмотрите на доску. Здесь представлены несколько способов сказать алкоголю «нет».
Нет, спасибо.
Что-то мне не хочется, а у вас есть сок или вода?
Алкоголь меня не интересует.
Ты говоришь со мной? Забудь об этом!
Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказал «нет»?
6. Извини, я за рулем.
7. Мне нельзя, у меня аллергия…
8. ОТСТАНЬ.
Надеюсь, если вы попадете в ситуацию, когда вам будут предлагать выпить, вы сумеете дать достойный отказ. Так как вы имеете полное право отказать тем людям, которые несут вам вред. Важно только , что бы ваш отказ звучал уверенно и твердо. От этого зависит ваше здоровье и ваше будущее, а так же будущее ваших детей.
Заключение: Алкоголизм начинает развиваться незаметно, а когда становится явным, то его лечение действительно становится трудной задачей. Если вы замечаете признаки алкоголизма за собой, за своими близкими, то беда уже вошла в ваш дом. Не дайте ей завладеть вами или вашими близкими.

  • konspekt-po-profilaktike-alkogolizm
    Размер файла: 21 kB Загрузок: 1

источник