Меню Рубрики

Формирование алкогольной зависимости подростков

В настоящее время принято рассматривать алкоголизм как прогрессирующий болезненный процесс, что позволяет выделить три стадии развития заболевания.

Первая стадия алкоголизма постепенно формируется из пьянства. Для нее характерны следующие основные признаки: психическая зависимость от алкоголя, возрастающая стойкость к нему (рост толерантности), частичные нарушения памяти на период опьянения (палимпсесты), переход от эпизодического пьянства к систематическому, астенический симптомокомплекс. Некоторые исследователи важным признаком начала алкоголизма считают исчезновение рвотного рефлекса на алкоголь.

Патологическое влечение к алкоголю, развивающееся на определенном этапе пьянства, приводит к психической зависимости и утрате контроля над количеством потребляемого спиртного. Теперь это влечение носит характер навязчивой идеи, тогда как прежде идея «выпить» в значительной мере зависела от различных ситуацинно-бытовых моментов (прогулы в школе, конфликт в семье, получка, компания и пр.).

В результате систематического пьянства постепенно снижается чувствительность организма к алкоголю. С определенной поры пьющий подросток начинает замечать: чтобы привести себя в состояние опьянения, надо употребить спиртного в 2-3 раза больше, чем прежде.

Изменяется и характер опьянения. Все чаще вместо обычной для него эйфории, приподнятости настроения у таких лиц появляются несвойственные им ранее грубость, подозрительность, злобность, агрессивность. Почти постоянным становится выпадение из памяти некоторых эпизодов, относящихся к состоянию опьянения. Так как у больных в этот период заболевания еще сохраняется критическое отношение к себе и понимание, что «стали пить не так, как другие», они переходят к одиночному пьянству или ищут случайных собутыльников.

Для подростков в начальной стадии алкоголизма (вне состояния опьянения) характерны повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость. По малейшему поводу они кричат, плачут, швыряют вещи. Такие вспышки возбуждения непродолжительны, но повторяются часто. Сознание при этом не нарушается. К своим действиям подростки относятся критически и впоследствии нередко сожалеют о них. Они суетливы, не могут долго усидеть на месте, все время куда-то спешат, тревожатся, у них постоянно ни на что не хватает времени. Они могут с жаром взяться за дело, и деятельность их в короткий промежуток времени может быть весьма продуктивной но вскоре отвлекаются, устают и, не окончив работу, бросают ее. Им трудно сосредоточить внимание, что влечет за собой повышенную отвлекаемость, рассеянность и плохое запоминание. Неудачи в учебе (или работе) раздражают больных, вызывают у них недовольство собой и окружающими. Подчас их «выводят из себя» обычные, не замечаемые здоровыми людьми раздражители: скрип обуви, ход часов, шорох бумаги и пр. И в то же время они «наслаждаются» громкой музыкой, «балдеют» под какофонические звуки до отказа включенного магнитофона Слабость тормозных процессов и повышенная раздражительность нередко проявляются у таких подростков в постоянном чувстве голода, но стоит им начать есть, как аппетит исчезает. Характерны быстрое и легкое половое возбуждение, непродолжительная эрекция и преждевременное семяизвержение. Сон обычно нарушен, сопровождается кошмарными сновидениями, и утром больные чувствуют себя хуже, чем вечером.

Астеническое состояние в начальной стадии алкоголизма при условии воздержания от алкоголя обратимо, но держится в течение 3-4 месяцев после этого, что отличает его от состояния похмелья, которое исчезает обычно на 2-3-й день.

Во второй стадии патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер. Полностью утрачивается контроль над количеством выпитого, а во многих случаях отсутствует и ситуационный контроль.

Ранний признак этой стадии — формирование синдрома похмелья. Вначале синдром похмелья, возникая только после употребления максимальных доз алкоголя, носит периодический характер. В последующем эта связь утрачивается и синдром похмелья становится постоянным спутником заболевания.

Стойкость к алкоголю достигает своего апогея. На определенный период времени она стабилизируется.

Наличие синдрома похмелья, неодолимый характер влечения, высокая стойкость к алкоголю — все это делает подростка зависимым от алкоголя не только в психическом, но и в физическом отношении. На этой стадии заболевания тяга больного алкоголизмом к спиртному определяется не только желанием достигнуть душевного комфорта, но и стремлением облегчить свое физическое состояние.

Еще более меняется форма опьянения. Частичное выпадение памяти, характерное для начальной стадии заболевания, все чаще сменяется полным запамятованием событий, происходивших в состоянии опьянения. Опьянение делает таких лиц несдержанными, социально опасными.

Пьянство становится фактически ежедневным и сопровождается потреблением больших доз алкоголя. Запои могут длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и прекращаются на неопределенный промежуток времени только в связи с внешними обстоятельствами (отсутствие денег, угрожающая конфликтная ситуация и пр.).

Таким образом, наркоманический синдром во второй стадии алкоголизма достигает своего кульминационного развития: патологическое влечение к алкоголю становится наиболее выраженным и приобретает неодолимый характер, утрачивается не только количественный, но и ситуационный самоконтроль, углубляется потребность не только в психическом, но, что еще более важно, в физическом комфорте, формируется синдром похмелья, стойкость к алкоголю достигает своего максимума, окончательно изменяются формы опьянения и потребления алкоголя. Отмечаются достаточно выраженные нарушения функции внутренних органов, возможно возникновение алкогольных психозов Все более заметными становятся признаки изменения личности.

Третья стадия, в отличие от предыдущих, характеризуется уменьшением стойкости к алкоголю снижением его индивидуальной переносимости, усилением физической зависимости от алкоголя, углубляющейся деградацией личности.

Наблюдается изменение состояния похмелья: если раньше оно проявлялось преимущественно физическими признаками (учащенный пульс, потливость повышение артериального давления, нарушение сна, поносы и пр.), то теперь на первый план выдвигаются психические нарушения (кошмарные сновидения, подавленное настроение, немотивированные страхи и пр.). Но даже в тех случаях, когда психические признаки синдрома похмелья отсутствуют (или нерезко выражены), физические нарушения могут достигать такой тяжести что иногда бывают опасными для жизни больного. Этим объясняется неодолимость патологического влечения к алкоголю в конечной стадии заболевания.

Если учесть еще, что синдром похмелья в этой стадии возникает после приема небольших доз алкоголя, то при систематическом пьянстве состояние алкоголика представляет собой по существу непрерывное чередование опьянения и похмелья.

Почти постоянным признаком, свидетельствующим о переходе алкоголизма в конечную стадию, является смена повышенной стойкости к алкоголю ее снижением. Запамятования периода опьянения становятся постоянными и возникают после приема даже сравнительно небольших доз алкоголя. У части подростков (примерно у 30%) в этой стадии заболевания наблюдаются судорожные (эпилептиформные) припадки.

Особенности характера, изменяющиеся и заостряющиеся во второй стадии заболевания, в конечной стадии нивелируются, все более уступая место признакам деградации личности. Как состояние опьянения делает всех людей похожими друг на друга, оглупляя их, точно так же и нарастающая деградация сглаживает индивидуальные особенности личности. Происходит тот же процесс ослабоумливания, только уже необратимый.

Для большинства подростков в конечной стадии алкоголизма характерна апатия, безынициативность, выраженный эгоизм, психическая и физическая слабость. Психическая слабость выражается в быстрой истощаемости эмоций, внимания, незавершенности мышления. Трудоспособность заметно снижена, учеба или привычная работа не ладится, простейшие элементы требуют значительно больших усилий и времени, все новое непосильно. Круг интересов резко сужен, ограничен добычей спиртных напитков. Иногда даже и на это не хватает сил. Такие подростки большую часть времени проводят в постели, общество для них тягостно, а психическое или физическое напряжение мучительно. Сон, несмотря на склонность к внешней заторможенности, нарушен. Аппетит и половое влечение отсутствуют или резко снижены.

источник

Как уже говорилось, сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. У взрослых вначале бывает этап умеренного потребления алкоголя, а затем наступает злоупотребление (бытовое пьянство). Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным; у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.

Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают «тренировать» себя спиртным. При появлении тошноты и позыва к рвоте они убегают подальше, чтобы их не увидели, и после прекращения рвоты снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними. Некоторые ребята заранее уходят и вызывают рвоту искусственно, чтобы иметь возможность пить дальше.

Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания. Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением. Без медицинской помощи возможен смертельный исход.

После передозировок с тяжелыми формами нарушения сознания возникают амнезии — подросток не может вспомнить произошедшего или помнит лишь самое начало выпивки. Раннее появление амнезией — плохой признак с точки зрения прогноза. Амнезия — это всегда следствие нарушения сознания и соответственно повреждения головного мозга. Даже однократная амнезия — грозный симптом, который свидетельствует о неблагополучии центральной нервной системы. А если это частое явление, и амнезии бывают длительными, то тем более. Понятно, что такие тяжелые нарушения в столь юном возрасте неизбежно сказываются на его интеллекте и дальнейшем психическом развитии.

Пьющих подростков не пугают случаи передозировок с последующей амнезией, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. Они регулярно напиваются «до рвоты» и тяжелого опьянения не из-за того, что сознательно хотят достичь именно этого эффекта, а из стремления не отставать от других членов группы, среди которых всегда есть более «опытные» и более выносливые.

Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение и его последствия, но не этого эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной воли, не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая вызывает у них веселье и активность. Я не слышал от подростков, что им самим хотелось напиться до «полной отключки». Обычно они говорят: «Так получилось, я не знал, все пили, и я пил».

В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны. Многие симптомы возникают гораздо раньше, чем при типичном алкоголизме взрослых.

Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений». Они редко сидят и напиваются, как взрослые алкоголики. Выпив, ребята становятся активными, их «тянет на подвиги», и именно это им особенно нравится.

Подростки и в трезвом состоянии не всегда способны контролировать свое поведение, а уж в состоянии опьянения — тем более. И здесь можно ожидать любых чрезвычайных происшествий. Драки, беспорядочные половые связи, изнасилования, кражи, грабежи и другие криминальные действия в состоянии опьянения несовершеннолетние совершают ничуть не реже (если не чаще), чем взрослые.

Делинквентное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного. Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и, ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное. А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно пьющие подростки решаются на криминальные действия. Совершив преступление и оставшись безнаказанными (как нередко бывает), они без всяких опасений вновь совершают противоправные поступки.

Многие родители «прозревают» и узнают о поведении сына или дочери только после задержания их работниками правоохранительных органов.

В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых — и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений.

Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем, и тяжестью алкоголизма существует пропорциональная зависимость – чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых.

Если у взрослых запои возникают обычно на второй, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро — через 1-3 года систематического пьянства. У взрослых алкоголиков похмельный синдром формируется в течение нескольких лет и вначале проявляется соматическими (телесными), а уже потом психическими нарушениями, а у подростков формирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев, и с самого начала появляются психические нарушения: раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Абстинентный синдром у них более длительный, чем у взрослых.

Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем, физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления — некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.

В целом прогноз алкоголизма у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению, да большинство их и не хочет лечиться. В наркологической больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности выпивают или переходят на прием наркотически действующих средств. Чаще, чем взрослые алкоголики, они погибают от несчастных случаев, в драках, бывают и самоубийства.

Профилактика алкоголизма.

«Легче предупредить болезнь, нежели ее лечить»,- неоднократно говорил М.Я. Мудров.

Профилактика- это целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных,психолого-педагогических и психологических мероприятий.

— Ограничить доступ к алкоголю и уменьшить спрос на него, особенно для подрастающего поколения.

— При выявлении ранних изменений личности человека, испытывающего тягу к алкоголю, попытаться «установить» психологический заслон.

— Регулярно, ненавязчиво проводить антиалкогольную пропаганду всеми доступными средствами массовой информации (ЦТ, радио, пресса) с привлечением специалистов и «потерпевших», вышедших из данного состояния (болезни).

— Дифференцированный индивидуальный подход к комплексному лечению алкоголизма.

— Принять юридически обоснованные меры ограждения детей алкоголиков от пагубного влияния их родителей.

Успех борьбы с пьянством и алкоголизмом в значительной мере зависит от их профилактики, одно из ведущих мест в которой занимает санитарно-просветительская работа.

Однако на современном этапе мало только «просветить» человека, рассказать ему об общих гигиенических правилах, его надо научить определенному режиму труда, отдыха, быта в конкретных условиях жизни.

Поэтому цель противоалкогольного санитарного просвещения в настоящее время заключается в следующем:

— разъяснить населению причины возникновения пристрастия к алкоголю и распространенности злоупотребления спиртными напитками;

— на убедительных примерах показать последствия пьянства и алкоголизма;

— воспитывать у населения отношение к алкоголику как к больному, требующему лечения;

— воспитывать нетерпимое отношение к пьянству;

— широко информировать население о мерах профилактики и методах лечения алкоголизма;

Читайте также:  Тест есть алкогольная зависимость или нет

— способствовать формированию гигиенически правильного поведения человека;

— помочь в организации режима труда, досуга.

В настоящее время нужна пропаганда, которая не ограничивалась бы сообщением общеизвестных правил, а строилась на доказательных научных данных, воздействовала не только на разум, но и на чувства слушателей. Очень важно, чтобы она была психологически ярко окрашенной, эмоциональной.

Антиалкогольной пропагандой должны быть охвачены самые широкие слои населения и в первую очередь те, кто любит выпивать по поводу и без повода и при этом не считает себя пьяницей. Очень важно разъяснить, к каким опасным последствиям для здоровья приводит злоупотребление алкогольными напитками, как из пьянства развивается грозное заболевание- алкоголизм со всеми присущими ему симптомами. Особое внимание следует уделить необходимости раннего выявления и лечения алкоголизма, воспитывать непримиримое отношение к любому проявлению пьянства. Необходимо также раскрыть связь алкоголизма с преступностью.

Особо следует остановиться на вопросе о том, как алкоголизм разрушает семью, как от этого страдают дети.

Антиалкогольное воспитание должно проводится не только среди школьников, но и среди их родителей на родительских собраниях.

Очень важно разъяснить родителям, что отношение детей к жизни, их отношение к пьянству во многом зависит от того, как к ним относятся сами родители. Дети, как правило, во всем стараются подражать родителям. Последние должны помнить об этом и не подавать детям дурных примеров.

Родители иногда бывают инициаторами выпивок своих детей. Во многих «благополучных» семьях подчас не считается преступным дать ребенку сухого вина или пива, а иногда потчевать его водкой. «Пусть лучше начнет пить дома», — говорит иной отец, наливая своему сыну-подростку. Да и сами дети, подражая взрослым, нередко наливают себе в рюмку, находясь за общим столом. Такое подражание взрослым может закончиться плачевно.

Родителям, особенно молодым, следует разъяснить вредное влияние алкоголя на потомство, на растущий организм ребенка. Необходимо убедительно показать, что истоки употребления алкоголя детьми в неблагополучии семьи, неправильных взаимоотношений родителей, их ссорах, пьянстве и др.

Наоборот, дружная семья, общие увлечения любимым делом, правильный режим работы- факторы, препятствующие пьянству, равно как и другим отрицательным наклонностям. Необходимо не только разъяснить все это родителям, но и научить тому, как правильно направлять интересы и деятельность ребенка.

Наряду с проведением антиалкогольной пропаганды среди родителей, ею необходимо охватывать и детей. Причем дети сами должны в ней активно участвовать, бороться за трезвую окружающую среду.

Начинать антиалкогольное воспитание молодежи надо с момента поступления их на работу. Содержание бесед имеет другую направленность, чем со старшими школьниками. В них в первую очередь следует подчеркнуть опасность систематического употребления спиртного, показать, как случайные выпивки вызывают пристрастие к алкоголю. Показать отрицательное влияние алкоголя на трудоспособность.

В беседах с учащейся молодежью внимание следует акцентировать на вопросах влияния алкоголя на память, внимание и другие психические функции.

Надо постараться выработать у детей собственное отрицательное отношение к употреблению алкоголя. Ребенок не только должен твердо знать, что алкоголь вреден и употребление его опасно. Он еще должен обладать определенными моральными и волевыми качествами, позволяющими ему отстоять свои убеждения в компании, где его будут уговаривать выпить подчас весьма уважаемые им старшие друзья или сверстники.

Некоторые родители воспитывают своих детей в оранжерейных условиях, выполняя все их желания и капризы, не приучая их к умению сдерживать свои порывы и желания. В результате из таких детей нередко вырастают черствые эгоисты. И такие люди, попадая в компанию пьющих, легче попадают под их влияние.

Дата добавления: 2015-11-23 ; просмотров: 1134 | Нарушение авторских прав

источник

Толчком к увлечению ребенка спиртным становятся в первую очередь социальные и психологические факторы. Физиология «подключается» в последнюю очередь, основные же причины подросткового и детского алкоголизма происходят извне.

Причина детского пьянства кроется в неустойчивости формирующейся психики. Очень характерны изменения поводов приобщения к первой рюмке у детей и подростков в зависимости от их возраста.

Например, до 10-летнего возраста знакомство ребенка с алкоголем обычно происходит случайно, по недосмотру взрослых. Иногда малышу могут предложить попробовать алкоголь смеха ради, либо для аппетита или от простуды.

Среди мотивов, что способствуют употреблению алкоголя, является желание подростков выглядеть взрослым. Они знают, что алкоголь и дети – это несочетаемое понятие: вина, пива, водки ребенку не дают.

Когда подросткам удается достать спиртное, они нередко распивают его. Стоит заметить, что мало кто из детей заботится о закуске, поскольку не видят в ней необходимости.

В результате спиртное быстро попадает в кровь и начинает разрушительную работу.

Как только первая порция алкоголя попадает в организм ребенка, появляется угроза формирования зависимости. Пока только психологической. Но до опасной перестройки обменных процессов рукой подать: особенности деятельности ЦНС и основных систем маленького организма способствуют быстрому привыканию к этиловому спирту:

  • детский мозг содержит больше воды и меньше белка. Вот почему этанол быстро растворяется и усваивается мозговым веществом, а зависимый подросток залпом выпивает огромную дозу спиртного;
  • мочевыделительная система не справляется с высокой токсической нагрузкой, успевая переработать и вывести только 8-9% спирта;
  • через месяц-другой регулярных проб начинаются первые запои. Пока еще на 2-3 дня, но быстро их длительность и тяжесть увеличивается;
  • заболевание катастрофически прогрессирует, картина опьянения ухудшается;
  • если взрослый человек в состоянии без особых последствий пить 5-7 лет, то детям и подросткам достаточно года регулярного пьянства, чтобы полностью деградировать.

Чем меньше возраст маленького экспериментатора и выше доза, тем быстрее захлопнется алкогольный «капкан». Лечить детский алкоголизм трудно, поскольку продукты обмена этилена встраиваются во внутренние процессы на этапе их биологической закладки.

На первых трех стадиях зависимости еще можно вернуть ребенка к нормальной жизни. Успех лечения напрямую зависит от времени принятия мер: в идеале это начальные отклонения от нормы. Однако картина детской патологии отличается от взрослой зависимости весьма существенно.

Одна из картин нашей современной жизни – компании детей и подростков, сидящих во дворе или в парке и попивающих пиво или слабоалкогольные напитки. Словосочетание «детский алкоголизм» уже довольно часто встречается в диагнозах врачей-наркологов, и проблема пьющих детей – одна из наиболее тревожных для нашего общества.

Дети – это будущее нации, а алкоголизм подрывает здоровье подростков и приводит к необратимым изменениям в молодом организме.

Сегодня в средствах массовой информации все чаще поднимается вопрос по поводу борьбы с детским алкоголизмом, и это уже привело к некоторым результатам: среди подростков проводятся разъяснительные беседы, продажа спиртных и слабоалкогольных напитков запрещена лицам, не достигшим совершеннолетия.

Однако статистика показывает, что количество пьющих детей пока что не уменьшается. Каковы причины этого явления и как с ним бороться?.

Спиртное, регулярно попадающее в детский организм, наносит ему огромный ущерб и приводит к необратимым изменениям внутренних органов и центральной нервной системы. Поскольку дети более восприимчивы к действию токсичных веществ, состояние опьянения наступает у них гораздо быстрее, чем у взрослых, что зачастую приводит к тяжелому отравлению алкоголем .

Последствия детского алкоголизма могут быть следующими:

  • изменения в составе крови;
  • снижение защитных функций организма, вследствие чего повышается восприимчивость к различным заболеваниям;
  • нарушение работы пищеварительного тракта;
  • проблемы с печенью и почками;
  • нарушение функций поджелудочной железы;
  • ухудшение работы сердечно-сосудистой системы;
  • появление различных психических отклонений.

Помимо этого, детский алкоголизм влечет за собой ранее начало половой жизни у подростка, следствием чего могут стать венерические заболевания, нарушения в работе половой системы, бесплодие.

Специалисты, занимающиеся проблемами детского алкоголизма, разработали комплекс мер, которые предпринимаются для лечения этого заболевания. Помимо устранения физической зависимости от алкоголя. ребенку необходима помощь психотерапевта, который поможет избавиться от психологической зависимости.

Лечение детского алкоголизма наиболее действенно в стационаре. Находясь под наблюдением специалистов, ребенок пройдет ряд процедур, направленных на очищение организма от токсичных веществ и восстановление функций всех жизненно важных систем.

От употребления первой рюмки спиртного до развития тяжелейшей формы заболевания проходит от нескольких месяцев до года. Из-за мощной психологической зависимости подростковый организм плохо отвечает на терапию. Поэтому начинать лечение детского алкоголизма нужно как можно раньше.

Клиническая схема зависит от стадии заболевания, возраста пациента и особенностей его состояния.

Особенность лечения такого вида зависимости – пубертатный возраст. У подростков алкоголизм протекает гораздо тяжелее, чем у взрослых. Поэтому существуют ограничения на прием некоторых лекарств и методов. Опасными для организма ребенка станут условно-рефлекторная или сенсибилизирующая терапии.

Еще очень важно выявление зависимости от алкоголя как можно раньше, что позволит значительно облегчить процесс лечения. Реабилитацию проводить можно только в стационарных условиях и под контролем специалистов. Первоначально ребенку осуществляют дезинтоксикацию и назначают специальные ноотропные препараты, затем прописывают витамины.

Основное лечение для алкоголика подросткового возраста является психотерапевтическое. При этом обязательно учитывается легко ранимая психика подростка.

Для комплексного лечения рекомендуется применение средств из арсенала народной медицины – общеукрепляющие отвары и настои лекарственных трав. Дополнительно рекомендовано приобщение к социально значимой деятельности и спорту.

Очень важно, чтобы родители вовремя заметили девиантное поведение подростка, свидетельствующее о детском алкоголизме. Чтобы не послужило мотивом проблемы, борьбу с алкогольной зависимостью нужно начинать немедленно: любая задержка нанесет непоправимый вред.

  • Испробовано множество способов, но ничего не помогает?
  • Очередное кодирование оказалось неэффективным?
  • Алкоголизм разрушает вашу семью?

источник

Употребление спиртного с самых ранних лет наносит непоправимый вред здоровью, а также опасно развитием тяжелой зависимости. Молодежь в силу психологических особенностей подвержена негативному влиянию внешнего мира, поэтому крайне важно, чтобы каждый ребенок был огражден от причин, вызывающих подростковый алкоголизм. Узнайте о пагубных последствиях этого увлечения в столь юном возрасте.

Согласно медицинским источникам, тяжелая психологическая и физиологическая зависимость от спиртного развивается у молодых людей, которые хотя бы раз в неделю употребляют спиртное. При этом абсолютно не важно, какой это будет напиток: вино, коктейль или пиво. Алкоголизм у подростков развивается в самые короткие сроки. Так, если 13-летний ребенок систематически «балуется» спиртным, то к 15 годам у него сформируется стойкая зависимость от этанола.

Важно понимать, что систематическое злоупотребление алкоголем – это вид наркомании и бороться с ним нужно соответствующими мерами, прежде всего, превентивного характера. В условиях современности, когда всюду пропагандируется культ вседозволенности, родители должны приложить максимум усилий, чтобы уберечь ребенка от отрицательного влияния окружающего мира и воспитать любимое чадо самодостаточным волевым человеком.

Абсолютное большинство молодых людей не способно критически оценивать собственное состояние, поэтому без помощи взрослого здравомыслящего человека несовершеннолетнему алкоголику сложно побороть возникшую проблему. Как правило, у юношей и девушек, злоупотребляющих спиртным, быстро нарастает социальная дезадаптация. На этом фоне забрасывается учеба, возникают (либо усиливаются) семейные конфликты, нередко появляются проблемы с законом. Помимо всего прочего, особенности подросткового алкоголизма состоят в следующем:

  • кратковременной эйфории, быстро сменяющейся депрессивно-злобным настроем;
  • двигательном возбуждении;
  • полном выключении сознания;
  • скором развитии психологической и интеллектуальной деградации;
  • стремительном формировании стойкого компульсивного влечения к спиртному;
  • низкой эффективности лечения;
  • девиантном поведении.

Алкоголизм у подростков развивается под влиянием целого ряда биологических и психосоциальных факторов. При всем этом не стоит забывать простую истину о том, что личность формирует среда. В этом плане исследователи придают особенное значение первичному опыту, который ребенок в первые годы своей жизни получает, общаясь с родителями. Собственно, поэтому семьи алкоголиков считаются априори опасными в отношении формирования пагубной (врожденной) зависимости у детей.

Дефекты воспитания нередко усугубляются негативным влиянием сверстников. В большинстве случаев дети алкоголиков попадают в асоциальные подростковые группы. Пребывание в кругу таких «друзей» оборачивается выпивкой, приемом наркотиков, неправомерными поступками и другими подобными действиями. На этом социальные причины подросткового алкоголизма не исчерпываются. Так, отдельного внимания требует телевидение. Реклама спиртного самым негативным образом влияет на несовершеннолетних, вызывая у последних желание ощутить «незабываемый» вкус популярных напитков.

При всем этом ученые установили, что детский алкоголизм может возникать и по физиологическим причинам. На формирование пагубной зависимости у ребенка могут влиять течение беременности, осложненный родовой процесс. Широкомасштабные исследования показали, что у людей, регулярно злоупотребляющих алкоголем, развиваются вспомогательные метаболические механизмы, позволяющие организму эффективнее избавляться от этанола.

Ввиду этого эйфория у тяжело зависимых людей развивается после употребления огромного количества спиртного, что в конечном итоге оборачивается самыми негативными последствиями для организма. В этом отношении особенно опасен пивной алкоголизм у подростков. Помните, что систематическое употребление слабых спиртных напитков тоже способствует формированию физиологической зависимости от этанола.

К числу психологических факторов раннего алкоголизма относят особенности характера и умственные способности подростка. Противоречивые или завышенные требования к ребенку со стороны родителей, сопровождающиеся недостаточным вниманием к его интеллектуальным способностям и физическим нуждам, увеличивают вероятность развития у несовершеннолетнего тяги к приему алкогольных напитков.

Современная медицина рассматривает алкоголизм у подростков в качестве прогрессирующего болезненного процесса. Как и любое другое патологическое состояние, данный синдром характеризуется специфической клинической картиной. При этом каждая последующая фаза привыкания сопровождается разными физико-психическими нарушениями. Между тем наркологи выделяют следующие стадии развития алкоголизма у подростков:

  1. Первая – характеризуется появлением навязчивой, но преодолимой психологической зависимости от спиртного.
  2. Вторая – предусматривает возникновение компульсивного влечения к алкоголю и абстинентного синдрома.
  3. Третья – обуславливается непреодолимой тягой к спиртосодержащим напиткам.

В последнее время алкоголизм среди молодежи распространяется с огромной скоростью. Согласно статистике, около 75% подростков в возрасте до 15 лет уже когда-либо пробовали спиртное, тогда как к 17 годам с запрещенными напитками знаком практически каждый несовершеннолетний. Кроме того, примерно 5-7% отравлений в детском и подростковом возрасте приходятся на алкогольную интоксикацию. При этом важно сказать, что прием обычной для взрослого дозы спиртного может обернуться для неокрепшего организма летальным исходом.

Личность ребенка постоянно претерпевает множество изменений. В случае, если на каком-то из этапов психологического или социального развития подросток начинает приобщаться к спиртному, происходит сбой. При такой ситуации ребенок, как правило, начинает постепенно отставать в развитии, а потом и вовсе деградирует. Помимо всего прочего, алкоголь оказывает пагубное влияние на все системы организма. Так, регулярное употребление спиртного разрушительным образом воздействует на нервные клетки головного мозга.

Прием этанолсодержащих напитков вызывает сильное торможение умственных способностей. По этой причине ранняя алкоголизация приводит к остановке процесса формирования этических и нравственных норм. Кроме того, спирт отключает «центры самоконтроля», в результате чего у подростка пропадает способность к адекватному восприятию поступающей извне информации. Ситуация осложняется еще и тем, что сознание человека в состоянии опьянения концентрируется исключительно на негативных моментах и полностью игнорирует любые попытки собеседника уйти от конфликта.

Ранняя алкоголизация приводит к развитию подросткового конформизма и психопатизации. Происходящие на фоне злоупотребления спиртными напитками личностные изменения являются неоспоримым свидетельством развития у ребенка психоорганического синдрома, или состояния общей психической беспомощности. При этой патологии у подростка в той или иной степени могут превалировать признаки апато-абулического или аффективно-неустойчивого состояния. Первый синдром характеризуется интеллектуальным снижением, изоляцией, тогда как второй – резкими перепадами настроения.

Читайте также:  Психокоррекционная программа алкогольной зависимости

Алкогольная зависимость откладывает свой отпечаток не только на личности ребенка, но и на его внешнем облике. Пьющие подростки, как правило, худощавы, бледны, у них слабо развиты вторичные мужские либо женские половые признаки. Регулярное поступление этанола в организм нарушает нормальное функционирование желудочно-кишечного тракта, ввиду чего ребенок недополучает питательных веществ. Вследствие этого его волосы, ногти становятся ломкими, а кожа приобретает сероватый оттенок.

Влияние алкоголя на организм ребенка настолько губительно, что может привести к развитию самых страшных недугов. Так, печень подростка, которая обезвреживает поступающие алкогольные токсины, еще не способна синтезировать достаточное количество ферментов, отвечающих за расщепление этанола. Как следствие, яды скапливаются в органе и постепенно разрушают его. На этом этапе у подростка, как правило, диагностируется цирроз печени. Кроме того, прием алкоголя негативно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой и репродуктивной систем ребенка.

Тяжелая форма зависимости сопровождается выраженными интеллектуальными и соматическими нарушениями, поэтому у специалистов, как правило, не возникает вопросов относительно природы этих явлений. При отсутствии явных признаков пагубного пристрастия проводится гипердиагностика алкоголизма, что, по мнению некоторых наркологов, необоснованно.

Своевременное выявление опасной зависимости у подростков в большинстве случаев защищает пациентов, уже начавших систематически употреблять алкоголь, от развития тяжелой формы пристрастия. Больных изолируют от компании собутыльников. Смена привычного образа жизни способствует разрушению характерных для алкоголизма установок и поведенческих паттернов.

Лечение запущенных форм зависимости зачастую малоэффективно по причине отсутствия у подростков критического отношения к собственному поведению и интенсивной тяги к спиртному. Использование имплантов, специальных аверсивных препаратов и других похожих методик в обычной ситуации не приносит желаемого результата. Наилучший эффект от лечения достигается при проведении психотерапии в условиях специализированного реабилитационного центра.

Известно, что подростковый возраст всегда сопровождается кризисом во взаимоотношениях между родителями и детьми. По этой причине в указанный период необходимо не только «закручивать гайки», но и уделять ребенку побольше внимания, проявлять интерес к его увлечениям и потребностям. К сожалению, понятия алкоголь и подростки в настоящее время практически неразделимы, но общими силами можно изменить ситуацию к лучшему.

Возможно, для этого родителям придется чем-то пожертвовать, например, выделять ежемесячно определенную сумму, чтобы подросток мог посещать всевозможные кружки, спортивные, художественные и другие школы. При всем этом важно помнить, что самой лучшей профилактикой детского алкоголизма является поддержание теплых доверительных отношений с собственным ребенком.

источник

Подростковый алкоголизм — алкогольная зависимость, возникающая в подростковом возрасте. Имеет определенные отличия от алкоголизма у взрослых. Наблюдается быстрое развитие компульсивного влечения и формирование физической зависимости. Из-за недостаточной психической и физической зрелости пациентов подростковый алкоголизм сопровождается быстрым возникновением и прогрессированием тяжелых соматических, психопатологических и интеллектуальных расстройств. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, осмотра, беседы с подростком и его родителями. Тактика лечения определяется индивидуально, ведущая роль отводится психокоррекционным мероприятиям.

Подростковый алкоголизм – серьезная проблема современного общества. Точные данные о распространенности алкогольной зависимости в пубертатном возрасте отсутствуют, однако, согласно статистике, более 10% всех госпитализаций подростков в психоневрологические стационары осуществляются в связи с постановкой диагноза «подростковый алкоголизм». По результатам опросов, в 90-е годы средний возраст юношей на момент первого употребления спиртного составлял 16-18 лет. Спустя десятилетие этот возраст снизился до 10-12 лет. При этом, если раньше подростковый алкоголизм чаще диагностировался у подростков мужского пола, то с начала XXI века половые различия практически стерлись и спиртное начали активно принимать не только юноши, но и девушки.

Алкоголизм у взрослых возникает через 5-10 и более лет регулярного употребления спиртного. Для развития подросткового алкоголизма требуется всего 2-3 года регулярного приема этанолсодержащих напитков. Отличительными особенностями алкоголизма у подростков являются более явные и более грубые изменения со стороны всех органов и систем. Подростковый алкоголизм влечет за собой быстрое ухудшение физического здоровья, психическую и интеллектуальную деградацию. У больных часто выявляются необратимые изменения репродуктивной системы, обуславливающие бесплодие и рождение детей с врожденными аномалиями. Лечение подросткового алкоголизма осуществляют специалисты в области наркологии.

Подростковый алкоголизм формируется под влиянием целого ряда биологических и психосоциальных факторов. Отмечается наследственная предрасположенность – у детей алкоголиков зависимости от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания) возникают в 3-4 раза чаще по сравнению со сверстниками — детьми непьющих родителей. При этом у сыновей алкоголиков подростковый алкоголизм диагностируется гораздо чаще, чем у дочерей. Исследователи предполагают, что эта особенность – результат наследственности, связанной с полом ребенка.

Повышенное влечение к алкоголю и другим психоактивным веществам у подростков нередко возникает после черепно-мозговых травм. Вероятность развития подросткового алкоголизма также повышается при наследуемых акцентуациях характера и психопатиях. При каждой акцентуации выявляются свои типичные причины употребления алкоголя. Подростки эпилептоидного типа принимают спиртное «чтобы отключиться», дети шизоидного типа – чтобы упростить общение со сверстниками и заглушить постоянные внутренние противоречия. Толчком для развития подросткового алкоголизма у истероидов и гипертимов становится желание привлечь внимание и повысить собственный статус в глазах группы. Астеники используют спиртное, как способ ухода от конфликтов, депрессивные подростки – как «лекарство» для нормализации настроения.

К числу психосоциальных факторов, увеличивающих вероятность развития подросткового алкоголизма, относят искажения системы воспитания в родительской семье, влияние ближайшего окружения, социальных установок и стереотипов. Искажения системы воспитания могут проявляться в виде гиперопеки, чрезмерного контроля, противоречивых или завышенных требований, двойных стандартов или недостаточного внимания к эмоциональным, интеллектуальным и физическим нуждам ребенка. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, в детстве нередко выявляются эпизоды физического насилия со стороны родителей.

Дефекты воспитания усугубляются влиянием сверстников. Подросток испытывает потребность «завоевать» место в группе, повысить свой социальный статус. При попадании в асоциальные компании это оборачивается выпивкой, приемом наркотиков, кражами и другими подобными действиями. Определенное влияние на развитие подросткового алкоголизма оказывают обусловленные переходным возрастом неустойчивость самооценки, повышенная чувствительность к стрессам, тревожность и импульсивность. Факторами, непосредственно влияющими на развитие подросткового алкоголизма, являются потребность детей получить удовольствие, уменьшить тревогу и страх, облегчить общение со сверстниками, испытать необычные ощущения и не быть «белой вороной».

Впервые подростки обычно употребляют алкоголь в компании сверстников. В последующем прием спиртного становится своеобразной групповой потребностью. Пока подросток не в своей компании – желание выпить отсутствует. Как только он попадает в привычную среду – активируются соответствующие стереотипы поведения. Развитию подросткового алкоголизма способствует возникновение своеобразных представлений о «хорошем времяпрепровождении». Наряду с беседами, спорами, прогулками, прослушиванием музыки и посещением ночных клубов выпивка начинает восприниматься, как неотъемлемый элемент нормального общения. Многие специалисты рассматривают этот этап, как период формирования групповой психической зависимости, предваряющий развитие подросткового алкоголизма.

Этап формирования личной психической зависимости сглажен и практически не отслеживается из-за преобладания яркой эйфории, отсутствия внутренних противоречий и однозначной положительной мотивации к употреблению спиртного. Особенно быстро подростковый алкоголизм развивается у больных психопатией. Уже после нескольких приемов алкоголя возникает компульсивное влечение, однако, в отличие от компульсивного влечения у взрослых, оно также проявляется только при контакте с группой. Появление компульсивного влечения соответствует началу алкоголизации. Эпизодическое употребление алкоголя быстро сменяется регулярным, подростковый алкоголизм прогрессирует, развивается физическая зависимость.

У подростков быстрее, чем у взрослых, возникает анозогнозия (отрицание алкоголизма), исчезает способность контролировать количество выпитого. При подростковом алкоголизме в короткие сроки формируется алкогольное мировоззрение: «без спиртного – не жизнь», «возможность выпить – свидетельство благополучия» и т. д. Уже на этапе возникновения компульсивного влечения появляются психопатологические расстройства. Больной подростковым алкоголизмом становится злобным и агрессивным или безвольным, вялым, безынициативным.

При этом изначально существующие акцентуации и особенности личности «смешиваются» с проявлениями подросткового алкоголизма, образуя сложную специфичную картину, что иногда приводит к переоценке тяжести психической деградации. При изменении условий жизни (прекращении контакта с группой, смене обстановки и т. д.) и адекватной психологической коррекции на ранних стадиях подросткового алкоголизма большинство психических нарушений становятся менее выраженными или исчезают.

После формирования физической зависимости психопатологические проявления становятся более стойкими. При воздержании у больных подростковым алкоголизмом развивается абстинентный синдром, который также отличается от аналогичного состояния у взрослых алкоголиков. У взрослых первыми признаками абстиненции являются дисфория и расстройства психики, у подростков – вегетативные нарушения. Выявляется брадикардия, снижение АД, бледность кожи и слизистых, отсутствие потливости. При усугублении подросткового алкоголизма в период абстиненции на первый план выходят психические изменения – дисфория, истерические реакции или депрессивные расстройства. В отличие от взрослых, у подростков не бывает истинных запоев. Долго сохраняется тошнота и рвота при употреблении большой дозы алкоголя. Алкогольные психозы при подростковом алкоголизме развиваются крайне редко.

Алкоголь крайне негативно влияет на интеллект, психику и тело подростка. Этанол нарушает образование новых нейронных связей, которые в норме должны активно формироваться в детстве и в юности. При подростковом алкоголизме снижается способность к обучению, ухудшаются процессы усвоения новой информации и переработки ранее полученных данных. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, возникает соответствующее представление о социальных нормах, формируется установка, допускающая неумеренное употребление спиртных напитков, асоциальное поведение и т. д.

Пациенты, страдающие подростковым алкоголизмом, попадают в неблагоприятную социальную среду. Одни подростки отказываются от дальнейшего обучения и выбирают низкооплачиваемый неквалифицированный труд, другие начинают воровать и попадают в колонии для несовершеннолетних. Даже при раннем лечении подросткового алкоголизма это обстоятельство нередко оказывает влияние на всю их дальнейшую жизнь. Пациенты, ставшие членами асоциальных компаний и преступных группировок, часто возобновляют употребление спиртного после лечения, снова вступая в контакт с привычным окружением.

При подростковом алкоголизме страдают все органы и системы. Нарушается деятельность внутренних органов; повышается вероятность развития заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, дыхательной и мочевыводящей систем. У зависимых подростков чаще повышается артериальное давление, развивается тахикардия и аритмия, возникает гастрит, гепатит, панкреатит, пиелонефрит, цистит и уретрит. Переохлаждения в пьяном виде и снижение иммунитета приводят к учащению инфекционных заболеваний легких и верхних дыхательных путей. Пациенты, страдающие подростковым алкоголизмом, часто ведут беспорядочную половую жизнь, что влечет за собой нежелательные беременности, распространение гонореи, сифилиса и других половых инфекций.

Диагноз выставляется на основании анамнеза, беседы с больным и его родителями. При тяжелом подростковом алкоголизме, сопровождающемся выраженными психическими, интеллектуальными и соматическими нарушениями, постановка диагноза обычно не представляет затруднений. При отсутствии выраженных изменений возможна гипердиагностика подросткового алкоголизма. Специалисты полагают, что в 30-50% случаев диагноз выставляется ошибочно, поскольку наркологи принимают характерные для подростков имитационные формы поведения (нарочито демонстративное пьянство, достижение глубокого опьянения «как у взрослых», опохмеление при отсутствии абстиненции) за симптомы подросткового алкоголизма.

Однако такую гипердиагностику нельзя считать необоснованной или вредной, поскольку алкоголизм у подростков развивается стремительно. Ранняя постановка диагноза предотвращает дальнейшую алкоголизацию и защищает пациентов, уже начавших регулярно употреблять алкоголь, от развития тяжелой зависимости. Больных изолируют от привычной компании собутыльников. Смена условий жизни и режима дня, а также изменение привычной активности способствуют разрушению характерных для подросткового алкоголизма патологических установок и паттернов поведения.

Лечение тяжелых стадий алкоголизма у подростков часто оказывается неэффективным из-за упорной анозогнозии, отсутствия критики к собственному поведению и интенсивной патологической тяги к спиртному. Использование имплантов, аверсивных препаратов и других подобных методик обычно не приносит желаемого результата. Наилучший эффект лечения подросткового алкоголизма наблюдается при проведении психологической коррекции в условиях специализированного реабилитационного центра и длительной изоляции от привычного круга общения. Психотерапию сочетают с учебой, трудотерапией и занятиями спортом.

источник

Проблема алкогольной зависимости у подростков стала привлекать пристальное внимание специалистов в последнюю четверть XX в.

В этот период были опубликованы фундаментальные работы, посвященные клинике и диагностике данного заболевания (Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., 1980; Найденова Н.Г., 1982; Братусь Б.С, Сидоров П.И., 1984; Пятницкая И.Н., 1984; Личко А.Е. и др., 1985; Кондратенко В. Т., 1988; Личко А.Е., Битенский Б. С, 1991; Сидоров П.И., Митюхляев А.В., 1999).

В ряде исследований показана значительная роль индивидуально-личностных особенностей в ее развитии (Эйдемиллер Э.Г. и др., 2000; Минков Е.Г., 2000; Надеждин А.В., 2002; Худяков А.В., 2003; Леус Э.В., Сидоров И.И., 2006; Carvajal S.C., 2000; Dani J.A., Harris R.A., 2005).

Во многих исследованиях отечественных и зарубежных авторов подчеркивается роль микросоциальных факторов в возникновении алкогольной зависимости у подростков (Москаленко В.Д., 1999; Макеева А.Г., 2003; Милушева Г.А., Найденова Н.Г., 2002; Худяков А.В., 2003; Чернобровкина Т.В., 2008; Буторина Н.Е., Буторин Г.Г., 2009; Голышева В.А., 2010; Погосов А.В., Куракова М.Г., 2011; Kaplan И.В., 1980; Chassin L., 1993; Van Der Vorst H., 2006).

В литературе широко обсуждается значительная роль наследственных факторов в виде врожденной биологической предрасположенности к развитию алкоголизма (Москаленко В.Д., 1991; Анохина И.П., 1999; Кибитов А.О. и др., 2008.).

Анализ литературы показывает, что при изучении факторов, способствующих ранней алкоголизации подростков, выявлен многообразный комплекс действующих на них неблагоприятных биологических и микросоциальных условий, находящихся в связи с индивидуально-психологическими особенностями личности.

Различные формы нарушенного и задержанного развития, резидуально-органические состояния, другие психические и поведенческие расстройства зачастую становятся преморбидным фоном. Наиболее существенные важные социальные параметры риска адресуются к семье, ее структуре, морально-этическому уровню, семейным взаимоотношениям, особенностям воспитания подростков в семье.

Начальные проявления алкогольной зависимости у подростков имеют характерную возрастную специфику и существенно отличаются от таковых у взрослых (Личко А.Е., Битенский В.С., 1991; Буторина Н.Е., Буторин Г.Г., 2009).

По мнению Ю.А. Строганова и В.Г. Капанадзе (1978), для ранней алкоголизации характерно групповое употребление алкоголя, начальными мотивами которого могут быть нежелание отставать от товарищей, любопытство, ложно понимаемый путь к статусу взрослого человека.

Мотивы повторных употреблений алкоголя связаны с желанием испытать «веселое настроение», чувство раскованности, уверенности в себе. Мотивация ранней алкоголизации объясняет частое замещение подростками алкоголя различными суррогатами и другими дурманящими средствами.

В ряде работ, посвященных клинике наркологической патологии у подростков, основное место занимает анализ групповой динамики приобщения к потреблению ПАВ. Развитие аддиктивного поведения при злоупотреблении подростками наркотическими и токсическими веществами (кроме алкоголя) описано B.C. Битенским и соавт. (1989). Ими выделено два пути — поли- и моносубстантный.

При полисубстантном адциктивном поведении подростки пробуют различные токсические вещества, среди которых постепенно выбирают наиболее привлекательное. В случае моносубстантного аддиктивного поведения они злоупотребляют только одним веществом, чаще всего потому, что именно к нему имеется доступ. Этот путь авторами назван первичным мононаркотизмом. По нему развивается зависимость от алкоголя.

В качестве примера приводится формирование зависимости к самогону в сельской местности, а также к гашишу в некоторых регионах. Отмечают, что от первых случайных проб подростки переходят к эпизодическому злоупотреблению, а в последующем у них постепенно формируется групповая психическая зависимость.

Читайте также:  Как бороться с алкогольной зависимостью мужа

B.C. Битенский и А.Е. Личко (1991) утверждают, что в дальнейшем другие вещества подростки используют изредка как заменители избранного для злоупотребления средства или усиления его действия. Исследователи выделили следующие этапы развития аддиктивного поведения: первых проб, поискового «полинаркотизма», выбора предпочитаемого вещества.

Следует, однако, отметить, что предложенное авторами разделение на этапы является схемой, части которой не всегда четко определяются в каждом отдельном случае наркологического заболевания.

Выделение этапов развития злоупотребления подростками наркотическими и токсическими веществами не сопровождалось описанием и анализом клиники отдельных наркологических заболеваний.

А.Е. Личко (1985) определены критерии злоупотребления алкоголем и алкоголизма у подростков. Ранняя алкоголизация проявляется п знакомстве со спиртными напитками в возрасте до 16 лет и регулярном их употреблении в старшем подростковом возрасте. Ранний алкоголизм диагностируют при развитии признаков первой стадии болезни до 18 лет.

По наблюдениям Г.М. Энтина и соавт. (1987), из числа подростков, злоупотребляющих алкоголем, к 18 годам алкоголизм формируется у 20%, а к 25-27 годам — у 50%. А.Л. Игонин и Е.Ю. Иконникова (1993) при обследовании 372 подростков, злоупотребляющих алкоголем, диагностировали алкоголизм у 31%, в том числе у 85 человек — I стадию, а у 30 человек — II.

По данным, представленным S. Kuppennan (1996), если молодые люди начинали употреблять алкоголь ранее 15 лет, то в возрасте 18—29 лет среди них оказывалось 40% больных алкоголизмом. Если же начало употребления алкоголя происходило после 19 лет, то лишь у 10% лиц формировалась алкогольная зависимость.

В литературе подробно описаны отличия клинической картины раннего алкоголизма от типичных проявлений алкоголизма у взрослых. Отмечается, что они определяются возрастными особенностями психического развития (Найденова Н.Г., 1982; Личко А.Е. и др., 1985; Гиндикин В.Я., Макушкин Е.В., 2007).

Обращается внимание на то, что в начальной стадии раннего алкоголизма регулярный прием алкоголя почти всегда происходит в компании сверстников, что обусловлено влиянием реакций группирования. При этом после ухода подростка из группы пьющих злоупотребление алкоголем не прекращается, а сопровождается поисками новой компании, в которой возобновляется регулярное употребление алкоголя.

А.Е. Личко (1985) подробно описал основные и дополнительные признаки I стадии алкоголизма у подростков. К основным признакам отнесены индивидуальная психическая зависимость и стертая картина абстиненции. Последняя, по мнению автора, проявляется в виде резко обостряющегося влечения к алкоголю в сочетании с нерезко выраженной депрессией и достаточно клинически очерченной дисфорией.

К дополнительным признакам этой стадии были отнесены угасание защитных рефлексов на передозировку, повышение толерантности к алкоголю, а также социальная дезадаптация.

А.Л. Игонин (1992) отметил, что основные особенности алкоголизма у подростков — размытость симптомов, быстрое развитие компульсивного влечения, отсутствие истинных запоев, быстрый рост и непродолжительная толерантность, ложное опохмеление, плохо выраженная стадийность, частое сочетание с токсикоманией и наркоманией.

П.И. Сидоров и А.В. Митюхляев (1999) указали на существенно более редуцированные проявления абстиненции у несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом. Этап постабстинентных расстройств у них, как и у взрослых, проявляется в экзацербации патологического влечения к алкоголю в сочетании с разнообразными аффективными расстройствами, зависящими от возраста и преморбидных особенностей личности.

Н.Г. Найденова (1985) отметила, что после проявлений абстинентного синдрома (АС) в виде депрессивно-дисфорических, диссомнических и астенических нарушений, длящихся 3—5 дней, длительное время (до 2 мес) у больных сохраняется патологическое влечение к алкоголю. По мнению А.Л. Игонина (1992), идеаторный компонент влечения к алкоголю у подростков выражен слабее, а аффективный более отчетливо, чем у взрослых.

Отмечено, что для подростков характерно стремление употреблять алкоголь в дозах, которые вызывают состояние тяжелого опьянения. В отличие от взрослых вначале это проявление бравады перед сверстниками, а уже спустя 3—4 мес становится отражением патологического влечения. Помимо этого, палимпсесты у подростков могут наблюдаться уже при первых употреблениях опьяняющих доз алкоголя, то есть еще в период ранней алкоголизации (Личко А.Е. и др., 1985).

Ряд авторов (Личко А.Е., 1985; Буторина Н.Е., 1985; и др.) отмечали изначальное отсутствие рвотного рефлекса у части подростков с ранним алкоголизмом, это объясняется парциальной незрелостью вегетативных механизмов. Данная особенность, а также быстрый рост и увеличение массы тела, по мнению ученых, определяют относительность критерия повышения толерантности к алкоголю у несовершеннолетних.

По мнению А.Е. Личко (1985), утренняя анорексия, свойственная алкоголизму взрослых, у подростков определяется с трудом ввиду их псевдоабстинентного поведения — стремления к опохмелению по утрам из-за следования примеру взрослых.

Помимо этого, к наиболее значимым признакам раннего алкоголизма А.Е. Личко относил быстрое нарастание изменений личности с выраженными эмоционально-волевыми и интеллектуально-мнестическими расстройствами, напоминающими проявления алкогольной энцефалопатии у взрослых.

Отмечено, что симптоматика подросткового алкоголизма отличается нестойкостью и склонностью к быстрому обратному развитию, включая и толерантность к алкоголю (Сидоров П.И., 1984). О регредиентном характере течения болезни у несовершеннолетних, по мнению П.И. Сидорова и А.В. Митюхляева (1999), свидетельствовало и то, что половина из тех лиц, у которых в подростковом возрасте был диагностирован алкоголизм I стадии, спустя 10 лет не имела признаков заболевания.

источник

Отчего возникает болезнь под названием алкоголизм, которую нередко человек «творит своими руками»? Почему подростки становятся алкоголиками?

Для подростков, начинающих часто употреблять алкоголь, особую значимость имеет положительное отношение к алкоголю и частому употреблению его родителей. Создатель отечественной подростковой психиатрии и наркологии А. Е. Личко пишет, что особенно раскрепощает подростков в отношении употребления алкоголя пьянство родителей, у которых этот недуг еще не привел к заметному социальному снижению.

Тяжелый алкоголизм одного из родителей, приводящий к его социальному краху, иногда способствует отрицательному отношению подростка 14-16 лет к алкоголю. Но, к сожалению, к 18 годам такое положение меняется, и подростки начинают под влиянием сверстников терпимо, а затем и положительно относиться к употреблению алкоголя.

Одной из важных характеристик жизни подростков является тенденция к группированию, поэтому формирование зависимости к алкоголю проходит один своеобразный период, описанный А. Е. Личко с сотрудниками, – период групповой зависимости. Подросток испытывает желание и употребляет его только в группе сверстников, в которой он вращается. Часто такая группа формируется на улице, «во дворе». Вне этой группы подросток не думает об алкоголе, равнодушен к нему.

Этот феномен считается одним из признаков «предболезни», т. е. при нем болезни еще нет, но постепенно возникают (вначале непостоянно) ее различные проявления. Происходят определенные изменения характера подростков. Они становятся грубее, резче, теряют уважение к взрослым, манкируют учебой и домашними обязанностями, теряют тонкую эмоциональность и сочувствие к близким. Характерно, что эти изменения появляются задолго до формирования явных симптомов болезни: болезненного влечения к алкоголю и физической зависимости от алкоголя, о которых мы напишем позднее.

Еще один признак периода предболезни – изменение суточного ритма (вялость, сонливость, чувство слабости и разбитости, ощущение общего дискомфорта, более выраженные по утрам, постепенно сглаживающиеся в течение дня и сменяющиеся некоторым оживлением и уменьшением дискомфорта к вечеру).

Риск болезни усиливается, и его факторы переходят из потенциальных в непосредственные, способствующие формированию болезни.

Факторы риска раннего алкоголизма (до 18 лет), выделенные наркологами А. Е. Личко, И. Д. Муратовой, Ю. В. Поповым и др.:

– алкоголизм отца, развивающийся до рождения подростка;

– алкоголизм матери, особенно для дочерей;

– расстройство личности эпилептоидного типа;

– слабые реакции на относительно большое количество алкоголя при первых его пробах (отсутствие нарушений походки, точности движений и др.);

– ранее возникающий вариант опьянения с раздражительностью и выпадение из памяти части периода состояния опьянения;

– быстрое нарастание переносимости значительных доз алкоголя;

– диагностируемая врачами врожденная или приобретенная слабость нервной системы (неустойчивость настроения, склонность к судорожным реакциям, метеочувствительность и др.);

– употребление ингалянтов, предшествующее или перемежающееся с у потреблением алкоголя.

Мысли о выпивке занимают все большую роль в психической деятельности человека, они принимают болезненный навязчивый характер. Тем не менее, человек сохраняет способность отказаться от употребления алкоголя, если ему в связи с этим грозят какие-то неприятности, он может кого-то серьезно подвести, не выполнить важного поручения и т. д.

Таким образом, злоупотребляющий алкоголем еще может контролировать ситуацию и самостоятельно отказываться от выпивки. Такое явление называют психической зависимостью от алкоголя. На этом этапе подростка еще можно с помощью педагогических, психологических и, в ряде случаев, лекарственных средств вернуть на путь здоровой трезвой жизни.

Формируется болезненное влечение на фоне одного очень характерного явления: от выпивки к выпивке развивается способность переносить все более высокие дозы спиртного, исчезает рвотный рефлекс на сравнительно высокие дозы алкоголя.

Интересы продолжающего употреблять алкоголь подростка все больше сосредотачиваются на этой «процедуре», на посещении компаний или мест, где алкоголь употребляют постоянно. И от этого начинают страдать учеба и, конечно, семейные отношения пьющего подростка.

Возникает своеобразная ситуация, когда он, будучи в значительной мере поглощен мыслями о выпивке, превращается из пассивно подчиняющегося группе (групповая зависимость) в активно ищущего возможности выпить, самому организовать «компанию». В общем бывшая компания для выпивки ему не нужна. Иными словами у подростка возникает болезненное влечение к алкоголю пока на психическом уровне. Его мысли часто сосредоточены на поисках спиртного, при разговорах на «алкогольные» темы он заметно оживляется. Алкоголь для него теперь – средство поднять настроение, заставить забыть о неприятностях, почувствовать себя свободно и уверенно.

Отчетливо наблюдаемая у взрослых потеря контроля над количеством выпитого и игнорирование ситуации, в которой происходит выпивка, у подростков может перекрываться манерой их пьянства. Здесь также сказывается подростковый максимализм. Независимо от периода развития болезни они пьют, пока есть что пить, и нередко стараются искусственно «усилить» тяжесть своего опьянения, бравируют этим, полностью игнорируя ситуацию.

Среди других признаков начальной стадии болезни у подростков отмечаются утреннее отсутствие аппетита, бессонница, выпадение из памяти отдельных эпизодов состояния опьянения, раннее изменение картины опьянения (вместо состояния беззаботности, легкости и приподнятого настроения появляются раздражительность, злобность склонность к агрессии). У взрослых изменение картины опьянения происходит гораздо позже – в развернутой стадии болезни, т. е. через несколько лет после начала злоупотребления алкоголем. У некоторых подростков возникают неприятные ощущения в области сердца, утомляемость, ощущение жара, боли в желудке (начальные признаки гастрита).

Если основным болезненным проявлением начальной стадии алкоголизма является болезненное влечение к алкоголю, то развернутая стадия болезни характеризуется, в первую очередь, физической зависимостью от алкоголя. К этому времени частое употребление алкоголя вызывает в организме сложные биохимические изменения, которые понуждают подростка к постоянному присутствию алкоголя в организме. Это и называют физической зависимостью от алкоголя.

Только в присутствии алкоголя человек ощущает определенный телесный комфорт. Болезнь вошла в такую стадию, когда человек теряет способность контролировать количество употребляемого алкоголя и учитывать ситуацию, в которой происходит выпивка. В это время человек уже безоговорочно болен, влечение к алкоголю становится неодолимым.

При полном прекращении приема алкоголя возникает характерное состояние, называемое острой абстиненцией, или состоянием отнятия. Оно характеризуется дрожанием рук, особенно пальцев, потливостью, ощущением жара, сильным влечением к алкоголю (желанием опохмелиться и облегчить свое состояние), снижением аппетита, утомляемостью, раздражительностью, снижением настроения, тревогой, учащением пульса, повышением артериального давления.

Выраженная острая абстиненция наблюдается у подростков, перенесших родовые травмы и ушибы головы, тяжело болевших детскими инфекциями. У таких больных часто обнаруживаются нерезко выраженные признаки органического поражения головного мозга: раздражительность, иногда злобность и склонность к агрессии, неустойчивость настроения, ослабление памяти, судорожная готовность (появление судорог при отравлениях, в том числе и алкоголем), повышенная температура и др.

Болезненное (патологическое) влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер, оно теперь является основным мотивом его употребления. Человек не в силах отказаться от него. Единственный выход к нормальной жизни для такого человека – полное прекращение употребления любых алкогольных напитков, а также наркотических веществ. О наличии же хронической болезни говорит возврат всех ее признаков после начала употребления алкоголя независимо от срока воздержания от алкоголя (будь то месяцы или даже годы).

Алкоголь пагубно действует на еще продолжающий формироваться мозг подростка и на его психику. Поэтому при его частом употреблении возникают черты характера, мешающие нормальному общению с окружающими, приводящие к конфликтам. Такими чертами являются взрывчатость, эгоцентризм, лживость.

Серьезным, хотя и в три раза реже встречающимся, чем у взрослых, проявлением алкогольной зависимости являются алкогольные психозы. Число подростков, поступающих в больницу в связи с алкогольными психозами, составляет 1,5 % от всех подростков, госпитализируемых по поводу алкогольной зависимости. Самый частый вариант алкогольного психоза – алкогольный делирийбелая горячка»), возникающий после интенсивного и длительного употребления алкоголя. Он возникает на высоте тяжелой острой алкогольной абстиненции.

Делирий относится к состояниям нарушенного сознания и характеризуется нарушением ориентировки в окружающем. Психическое состояние ухудшается постепенно, обычно к ночи и на третьи сутки после прекращения употребления алкоголя. Появляется бессонница, нарастает тревога. Подросток перестает понимать, где он находится. Будучи дома, думает, что он в школе, на рыбалке или в лесу. Он видит массу несуществующих объектов (зрительные галлюцинации): мелкие звери, птицы, насекомые. Могут видеться паутина, проволока, текущая вода.

Поведение больных соответствует их болезненным переживаниям: они что-то ловят, перепрыгивают, стряхивают с себя. Развернутый делирий обычно носит сценоподобный характер: больные алкоголизмом подростки якобы смотрят кино, наблюдают за играми, блуждают по лесу. При этом могут появляться слуховые, обонятельные (запахи) и тактильные (прикосновения) галлюцинации. Делириозные сцены могут носить и устрашающий характер: погони, нападения, драки, когда агрессия направлена против больного.

Подростки то заинтересованы, то испуганы, то недоумевают. После исчезновения делирия они обычно могут рассказать о том, что с ними происходило, однако часть пережитого иногда выпадает из памяти. При устранении делириозных переживаний подростки сохраняют уверенность в реальности пережитого (остаточный бред), но через несколько дней появляется уверенность (критика) в болезненном характере пережитого.

Возникновение делирия часто происходит при одновременном употреблении и других дурманящих веществ. Могут развиваться и другие варианты алкогольных психозов, например острый бредовой психоз. При этом варианте психоза подросток полностью сохраняет ориентировку в окружающем, но замечает в нем угрозу для себя (погоню, арест, физическую расправу). А. Е. Личко (1985) пишет, что в 16 % случаев такие состояния возникают у подростков мужского пола, впервые в жизни употребивших большое количество алкоголя.

Злокачественное течение алкогольной зависимости (быстрое формирование физической зависимости от алкоголя) наблюдается у подростков с определенными характерологическими чертами – эпилептоидного и неустойчивого типа, а также у подростков, перенесших черепно-мозговые травмы или имеющих ранние признаки органических поражений головного мозга).

Публикуется по: Спринц А.М., Ерышев О.Ф. Химические и нехимические зависимости.

источник