Меню Рубрики

Анкета алкогольной наркотической зависимости

Этот тест разработан специалистами нашего наркологического центра «Хелпер» для того, чтобы вы могли понять, являетесь ли вы или ваш родственник, знакомый или друг — алко- или наркозависимым.

По окончании прохождения теста вы получите не окончательный диагноз, а только определенную информацию к размышлению. Далее вам предстоит самостоятельно решать: как вести себя дальше и куда стоит обратиться.

Попытайтесь ответь на все вопросы честно, ведь эта информация будет использована только вами и её больше никто и никогда не увидит.

Если вы сомневаетесь в каком-либо ответе, то стоит отвечать утвердительно, т. е. «Да».

Для прохождения теста понадобятся лист бумаги и ручка.

Записывайте номера вопроса и рядом с ним пишите ваш ответ — «Да» или «Нет», соответственно.

  1. Имеются случаи алкоголизма или наркомании в роду?
  2. Имеют место случаи, когда вы принимаете больше, чем окружающие?
  3. Появляется чувство радости о предстоящем употреблении.
  4. Появляется чувство возбуждения при виде спиртного на прилавке магазина.
  5. Участились случаи, когда вам не хотелось останавливаться, в то время как окружающим было уже достаточно?
  6. Появилось ли чувство беспокойства о предстоящих «трезвых» мероприятиях?
  7. Имеются случаи длительного НЕ употребления спиртного или наркотика?
  8. Имеются случаи длительного употребления спиртного или наркотика?
  9. Имеется ощущение морального удовлетворения после употребления?
  10. Имеются страх и опасение «трезвой» жизни?
  11. Имеется чувство угнетенности при отсутствии алкоголя или наркотика?
  12. Появилась тяги к спиртному или наркотику?
  13. Имеется ощущение «похмелья» после употребления накануне?
  14. Случается потребность в новой дозе спиртного или наркотика для снятия «похмелья»?
  15. Наблюдается усиление раздражительности?
  16. Участились состояния гнева, которое сменяется безразличием ко всему?
  17. Наблюдается ухудшение памяти?
  18. Наблюдается снижение интеллектуальных способностей?
  19. Появляются частые перепады настроения?
  20. Появляются сложности в общении?
  21. Появляется безразличие к работе или учебе?
  22. Наблюдается потеря или отсутствие увлечений и интересов.?
  23. Наблюдается повышенная склонность к праздности и удовольствиям?
  24. Наблюдается полное отсутствие занятий физкультурой и спортом?
  25. Наблюдается ослабление силы воли?
  26. Участились бессонницы, снизилась активность в дневное время суток?
  27. Усилились состояния подавленности?
  28. Наблюдается изменение аппетита, которое проявляется как в его снижении, так и в резком усилении?
  29. Появилась тяга к сладкому, особенно к сладким жидкостям?
  30. Наблюдается перемена цвета лица — бледность кожных покровов лица или «землянистый» оттенок?
  31. Наблюдается резкое похудание?
  32. Наблюдается изменение размера зрачков?
  33. Наблюдается быстрое разрушение зубов?
  34. Наблюдается торможение речи или нарушение артикуляции или, наоборот, быстрая речь «скороговоркой»?
  35. Участились явления лживости?
  36. Появились неприязнь и грубость, в особенности при общении со знакомыми, родными и близкими?
  37. Изменились интересы и увлечения?
  38. Изменился круг знакомых?
  39. Появились денежные долги?
  40. Наблюдается продажа личных вещей?
  41. Появились случаи воровства?
  42. Наблюдается нарушение пищеварения, которое проявляется в беспричинной рвоте, поносе, запоре?
  43. Наблюдается снижение количества положительных эмоций?
  44. Наблюдаются частые стрессы, депрессия, подавленность?
  45. Посещает чувство одиночества?
  46. Наблюдается нарастание агрессии?
  47. Наблюдается низкая устойчивость к психо-эмоциональным нагрузкам?
  48. Наблюдается склонность к азартным играм?
  49. Наблюдается низкая самооценка?
  50. Присутствует неспособность просить о помощи?
  51. Наблюдается склонность к необдуманным поступкам?
  52. Наблюдается склонность к уединению?
  53. Наблюдается скрытность?
  54. Наблюдается озлобленность?
  55. Наблюдаются частые немотивированные уходы из дома?
  56. Появилась неопрятность одежды, когда ранее такого не наблюдалось?
  57. Наблюдается ношение одежды с длинными рукавами дома и в жару?
  58. Наблюдается потеря интереса к своему внешнему виду?
  59. Наблюдается нарушение ритма дня?
  60. Появилась скрытность телефонных разговоров?
  61. Появились суицидальные наклонности?

Теперь подсчитайте общее количество ответов «Да».

В зависимости от этого количества можно предполагать следующие результаты:

  • 0-10 — отсутствие зависимости.
  • 11–28 — раннее проявление зависимости (хорошо поддаётся лечению).
  • 29–45 — среднее проявление зависимости.
  • 46–61 — тяжелая зависимость.

Проявление положительных ответов в количестве до 10 — может являться проявлением какого-либо заболевания или нарушение нервно-психического состояния, но, в целом, это показатель — в приделах нормы.

При всех остальных результатах (более 10 баллов) необходима консультация специалиста. В качестве подтверждения или опровержения этого психологического теста могут быть применены химические тесты на наркотики или алкоголь.

Подробности по телефону наркологического центра «Хелпер» — 8 (495) 645-60-03 .

источник

ответьте, пожалуйста, на эти вопросы с максимальной честностью (можно анонимно)

1. Возраст:
А) от 7 до 14;
Б) от 15 до 25;
В) от 26 до 35;
Г) от 36 до 50;
Д) от 50 и выше.

2. Род деятельности: ________________________________________ __

3. Семейное положение:
А) Замужем/Женат;
Б) Незамужем/Холост;
В) Разведена/Разведен.

4. Образование:
А) Нет;
Б) Среднее;
В) Средне-специальное;
Г) Незаконченное среднее;
Д) Незаконченное высшее;
Е) Высшее.

5. Употребляете ли Вы алкогольные напитки?
А) Да;
Б) Нет.

6. Как часто?
А) Каждый день;
Б) Регулярно;
В) Раз в неделю уж точно;
Г) Редко, но бывает;
Д) Только по праздникам или другим поводам;
Е) Я не пью, да и вообще, я против.

7. По какому поводу?
А) Праздник;
Б) Выходной;
В) Свободное время;
Г) Встреча с друзьями;
Д) Повод пообщаться;
Е) Снять стресс;
Ж) Другое__________________________________ ______

8. С кем Вы обычно употребляете алкогольные напитки?
А) С друзьями;
Б) С коллегами/с одногруппниками;
В) С новым/ми знакомым/ми;
Г) Один/одна;
Д) Неважно;
Е) Другое ________________________________________

9.Где обычно Вы употребляете алкогольные напитки?
А) В квартире у себя/у друзей/у знакомых;
Б) На улице/во дворике;
В) В кафе/баре/ресторане;
Г) Неважно где, главное в тепле;
Д) На даче;
Е) Другое ________________________________________

10. Какие именно напитки Вы предпочитаете?
А) Коньяк/Виски;
Б) Водка;
В) Ликер;
Г) Вино/вермут/шампанское ;
Д) Пиво;
Е) Легкие коктейли;
Д) Кока-кола/сок;
Е) Другое__________________________________ _______

11. В каком количестве Вы употребляете алкогольные напитки?
А) Пока могу, пью;
Б) Всегда могу остановиться;
В) В умеренном, чтобы быть в адекватном состоянии;
Г) Я никогда не чувствовал/ла себя пьяным;
Д) Одного бокала/рюмки/стакана с меня хватит;
Е) Другое ________________________________________ _

12. Как Вы относитесь к распитию спиртных напитков в общественных местах, транспорте, парках и др. местах досуга?
А) Положительно;
Б) Не обращаю внимания;
В) Мне все равно;
Г) Мне противно;
Д) Отрицательно;
Е) Другое ________________________________________ _

13. Как Вы относитесь к лицам, находящихся в нетрезвом состоянии, в общественных местах?
А) Положительно;
Б) Не обращаю внимания;
В) Мне все равно;
Г) Мне противно;
Д) Отрицательно;
Е) Другое ________________________________________ _

14. Какого возраста людей Вы чаще всего встречали на улице в нетрезвом состоянии?
А) Учащихся/Студентов;
Б) Лиц среднего возраста;
В) Вполне состоятельных людей;
Г) Лиц без определенного места жительства;
Д) Пожилых людей;
Е) Другое ________________________________________ _

15. Какого пола людей Вы чаще всего встречали на улице в нетрезвом состоянии?
А) Мужского;
Б) Женского.

16. Как Вы считаете, распитие спиртных напитков в России нужно контролировать?
А) Да;
Б) Нет;
В) Другое ________________________________________ _

17. Как Вы считаете, продажа спиртных напитков несовершеннолетним гражданам способствует развитию алкогольной зависимости в будущем и деградации личности?
А) Да;
Б) Нет;
В) Другое__________________________________ ________

18. Как Вы относитесь к новому закону о запрете продаж спиртных напитков с содержанием алкоголя более 11% после 23:00 до 8:00? (за исключением некоторых супермаркетов)
А) Положительно;
Б) Не обращаю внимания;
В) Мне все равно;
Г) Он бесполезен;
Д) Отрицательно;
Е) Другое ________________________________________ _

19. Вы считаете, что алкоголизм – это болезнь и ее надо лечить?
А) Да;
Б) Нет;
В) Другое ________________________________________ _

20. Нужно ли, по Вашему мнению, вводить в России «Сухой Закон»?
А) Да;
Б) Нет;
В) Другое ________________________________________ _

источник

Анкета «Выявление отношения подростков к алкоголю»

1.Мое желание выпить зависит от настроения.

а) всегда; б) иногда ; в) никогда

2.Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться.

а) иногда; б) всегда; в) другое.

4.Я люблю выпить в веселой компании.

5. Я боюсь пить спиртное потому, что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение у сверстников.

6.Спиртное не вызывает у меня веселого настроения.

7.К спиртному я испытываю отвращение.

8.Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги.

9.Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии.

10.Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам.

11.Спиртные напитки меня пугают.

12.Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир.

13.Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить компанию.

Анкета «Что значит алкоголь для подростка».

1.Ходите ли вы на дискотеку?

3.Вы употребляете спиртное?

4.В каком возрасте вы впервые попробовали спиртные напитки?

5.Для чего вы употребляете спиртное?

в) потому что это делают все мои друзья.

6.Какие из спиртных напитков вам больше нравятся?

7.Как вы выбираете спиртные напитки?

8.Часто ли вы употребляете спиртные напитки?

9.Где это вы употребляете спиртные напитки?

10.У вас дома принято употреблять спиртные напитки?

11.Как вы думаете, в праздники обязательно употреблять спиртные напитки?

Анкета для изучения уровня информированности и отношения подростков к алкоголю и наркотическим веществам.

1.Употребляет ли наркотические вещества кто-либо из твоего окружения?

2.Употребляет ли спиртные напитки кто-либо из твоего окружения?

3.Я пробовал наркотические вещества.

4.Я употребляю спиртные напитки.

5.Знаете ли вы о последствиях употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ?

в) недостаточно подробно, понаслышке;

6.Если знаете, что из каких источников?

б) от учителей, воспитателей;

8.Как ты думаешь, почему твои сверстники начинают употреблять наркотики?

б) от желания расслабиться и забыть, хотя бы на время, о проблемах;

в) чтобы не быть «белой вороной» в компании;

г) чтобы стать более авторитетным;

е) из-за непонимания последствий;

ж) чтобы доказать, что уже способен принимать самостоятельные решения.

9.Как ты поступишь, узнав, что кто-то из друзей употребляет наркотики:

а) попытаешься рассказать о губительности наркозависимости;

б) прекратишь с ним общаться;

г) попытаешься убедить этого не делать;

д) тоже захочешь попробовать;

е) посчитаешь, это личное дело каждого, и не предпримешь никаких шагов.

10.Как тебе кажется, поддался бы ты влиянию своей компании, если бы она употребляла наркотики:

11.Заботишься ли ты о своем здоровье:

Тест для выявления подростков,

нуждающихся в антиалкогольной помощи

1.Первое в жизни употребление алкоголя оставило у вас приятные воспоминания?

2.Алкоголь для вас — средство занять свободное время?

3.Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц?

4.Разговоры о выписке вызывают у вас желание выпить?

5.Приходила ли вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребления алкоголя?

6.Появлялось ли у вас когда-нибудь чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя?

7.Считают ли некоторые ваши знакомые, что вы много пьете?

8.Считают ли некоторые ваши родные или родственники, что вы много пьете?

9.Бывает ли вам трудно провести день рождения или праздник, совершенно не выпивая.

10.Бывает ли вам трудно воздержаться от принятия алкоголя?

11.Были ли у вас когда-либо неприятности в учебе из-за употребления алкоголя?

12.Задерживались ли вы дружинниками или милицией в состоянии опьянения?

13.Забывали ли вы события минувшего вечера после выпивки?

14.Случалось ли вам выпивать утром, натощак, чтобы улучшить свое состояние?

Открытая анкета для педагогов школы

«Причины алкоголизации подростков»

1.Как вы думаете, какова степень влияния алкоголизма родителей на социализацию подростков?

2.Встречались ли в вашей практике такие случаи негативного влияния на подростка?

3.как вы можете охарактеризовать личность таких подростков, их поведение?

4.Каково ваше собственное отношение к таким подросткам?

5.На ваш взгляд, в каком возрасте происходит знакомство с алкоголем?

6.Не могли бы вы сейчас назвать причины, побуждающие подростков к употреблению спиртных напитков?

7.Какая из них является основной (занимает первое место)?

8.Какую работу проводите вы по предупреждению алкоголизма среди детей и подростков?

10.Какие методы профилактик, с вашей точки зрения, могут быть наиболее результативны?

Открытая анкета для родителей «Ваши дети и алкоголь»

1.Как вы думаете, употребляет ли ваш ребенок спиртные напитки?

3.На ваш взгляд, где он может их употреблять?

4.Принято ли у вас в семье употреблять спиртные напитки7

5.Проводите ли вы с подростком беседу на тему «Алкоголизм»?

6.Много ли времени вы уделяете своему ребенку?

7.На ваш взгляд, что больше влияет на ребенка в подростковом возрасте: семья или окружающая его среда?

8.Знаете ли вы всех друзей вашего ребенка?

9.Какие отношения у вас в семье?

10.Пользуетесь ли вы какой-нибудь литературой по воспитанию своего ребенка или используете только свой личный опыт?

Социальное анкетирование по темам: «Контрацепция» и «Вредные привычки»

Укажите свой возраст______

Б)студент: РязГМУ, РГРТУ, РГАТУ, РГУ

Где Вы проживаете в настоящее время?

В) снимаю жилье (имею свое жилье)

Каков уровень благосостояния Вашей семьи?

А) критически низкий ( денег не хватает даже на питание)

Б) низкий (удается только более или менее нормально питаться)

В) удовлетворительный (денег хватает на питание и товары первой необходимости)

Г) хороший (денег хватает на все необходимые покупки, но без роскоши)

Д) обеспеченный (хватает на все)

Употребляете ли Вы алкоголь?

Употребляют ли Ваши друзья спиртные напитки?

Когда Вы начали употреблять алкоголь?

Какой алкогольный напиток Вы попробовали первым?

В каком количестве обычно Вы употребляете алкоголь?

В) до состояния открытости, раскованности

Какие алкогольные напитки Вы чаще всего употребляете?

Б) слабоалкогольные напитки, коктейли (ягуар, блэйзер, отвертка, страйк)

Г) крепкие напитки ( водка, коньяк, настойки)

Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

С какой целью? (возможно несколько вариантов ответов)

А) чтобы снять напряжение (после учебы/работы)

Б) чтобы повысить свое настроение

В) чтобы поддержать компанию

Г) чтобы казаться взрослым

Д) чтобы привлечь внимание

Разрешают ли Вам употреблять алкоголь в семейном кругу?

Часто ли употребляют спиртные напитки Ваши родители? (подчеркнуть)

Реакция Ваших родителей, когда они узнали, что вы употребляете спиртные напитки?

Б) объясняли вред алкоголя

Кто Вам рассказывал о вреде алкоголя? (подчеркнуть)

Г) средства массовой информации

18. Сколько денег Вы тратите на алкоголь в месяц?

Количество выкуриваемых Вами сигарет?

С какого возраста Вы начали курить?

Вследствие чего Вы начали курить? (возможно несколько вариантов ответов)

Сколько денег Вы тратите на сигареты в месяц?

Приходилось ли Вам употреблять психотропные вещества?

Б) иногда, время от времени

Б) под воздействием других людей

Во сколько лет Вы начали принимать психотропные вещества?

А) до поступления в институт

Б) после поступления в институт

Что конкретно Вы принимали/принимаете?

Г) Курительные смеси («Спайс»)

Употребляют ли Ваши друзья?

Знаете ли Вы места в Рязани, где покупают психотропные вещества?

Сколько денег Вы тратите на психотропные средства в месяц?

По вашему какие негативные последствия несут в себе эти пороки?­­­­­­­­Алкоголь__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

31. В каком возрасте вы начали половую жизнь?

32. Используете ли вы средства контрацепции?

33. Если используете, то, какие?

Г) гормональные противозачаточные средства («таблетки»)

34. Количество половых партнеров за всю жизнь?

35. Количество постоянных партнеров на данный момент?

36. Регулярность половых актов?

37. Принимаете ли вы гормональные контрацептивные препараты ( «таблетки» )

38. Если да, то какие (напишите название препарата)?

В) необходимость постоянного применения

40. Как вы думаете, какой метод контрацепции наиболее эффективен?

Г) гормональные противозачаточные таблетки

41. Используете ли вы методы экстренной контрацепции (способ предотвращения нежелательной беременности после незащищенного полового акта)?

42. Какие средства вы применяете для экстренной контрацепции?

Г) большая доза противозачаточных таблеток

43. Прерывали ли вы беременность?

44. Лечились ли вы от половых инфекций?

45. Из каких источников Вы получили информацию о способах контрацепции?

46. Кто, по Вашему мнению, должен заботиться о контрацепции?

Достоверность, как и у любого опросника, невысокая, однако как повод задуматься — вполне подойдет. По сути, это те же вопросы, которые задает нарколог на приеме.

1. Как вам кажется, вы пьете нормально? (под «нормально» имеется в виду, что вы пьете меньше или столько же, сколько большинство других).
Ответ «НЕТ» — 2 балла.

2. Случалось ли вам проснуться после выпивки и обнаружить, что вы можете вспомнить только часть вечерних событий?
Ответ «ДА» — 2 балла.

3. Случалось ли вашей жене (мужу), родителям или другим близким родственникам высказывать беспокойство по поводу вашего отношения к алкоголю?
Ответ «ДА» — 1 балл.

4. Можете ли вы на вечеринке удовольствоваться только одной-двумя рюмками?
Ответ «НЕТ» — 2 балла.

5. Случалось ли вам испытывать чувство стыда из-за своего отношения к спиртному?
Ответ «ДА» — 1 балл.

6. Как считают ваши друзья или родственники – вы пьете как большинство других людей или больше?
Ответ «БОЛЬШЕ» — 2 балла.

7. Можете ли вы прекратить пить, когда захотите?
Ответ «НЕТ» — 2 балла.

8. Случалось ли вам посещать собрания Анонимных Алкоголиков?
Ответ «ДА» — 5 баллов.

9. Случалось ли вам, подвыпив, вступать в драку?
Ответ «ДА» — 1 балл.

10. Случалось ли так, что из-за спиртного у вас возникали проблемы в отношениях с женой (мужем), родителями или другими близкими родственниками?
Ответ «ДА» — 2 балла.

11. Случалось ли вашей жене (мужу), родителям или другим близким родственникам обращаться к кому-либо за помощью в связи с вашим пьянством?
Ответ «ДА» — 2 балла.

Читайте также:  Против алкогольной зависимости ком

12. Случалось ли вам из-за выпивки расставаться с друзьями или подругами?
Ответ «ДА» — 2 балла.

13. Случались ли у вас осложнения на работе из-за выпивки?
Ответ «ДА» — 2 балла.

14. Случалось ли вам терять работу из-за пьянства?
Ответ «ДА» — 2 балла.

15. Случалось ли пренебрегать своими обязательствами перед семьей или работой в течение двух или более дней подряд из-за того, что вы были пьяны?
Ответ «ДА» — 2 балла.

16. Можно ли сказать, что вы довольно часто выпиваете до полудня?
Ответ «ДА» — 1 балл.

17. Предупреждал ли вас врач, что у вас проблемы с печенью? Цирроз?
Ответ «ДА» — 2 балла.

18. Случалось ли вам после основательного запоя впадать в белую горячку, то есть испытывать сильную дрожь, слышать голоса или видеть то, чего в реальности не существует?
Ответ «ДА» — 2 балла.

19. Случалось ли вам обращаться за помощью по поводу собственного пьянства?
Ответ «ДА» — 5 баллов.

20. Случалось ли вам лежать в больнице из-за пьянства?
Ответ «ДА» — 5 баллов.

21. Бывало ли так, что из-за спиртного у вас возникали проблемы с психикой и вас помещали в психиатрическую больницу?
Ответ «ДА» — 2 балла.

22. Случалось ли вам обращаться за помощью к психиатрам или к другим врачам, к священнику или кому-либо еще из-за обострения эмоциональных проблем под влиянием пьянства?
Ответ «ДА» — 2 балла.

23. Случалось ли вам быть задержанным за управление автомобилем в нетрезвом виде?
Ответ «ДА» — 2 балла.

24. Случалось ли вам попадать под арест (даже на несколько часов) из-за ненадлежащего поведения в нетрезвом виде?
Ответ «ДА» — 2 балла.

Результаты: 5 или более баллов, набранных по результатам теста, с достаточно большой вероятностью свидетельствуют о том, что тестируемый балансирует на грани алкоголизма.

Конечно, иногда эти же баллы могут набрать и обычные люди, в зависимости от стечения тех или иных обстоятельств. Например, на заседание группы Анонимных Алкоголиков можно придти в качестве журналиста или привести своего родственника. А в том, что они могут бросить пить, когда захотят, уверено подавляющее большинство алкоголиков. Поэтому итоговую оценку результатов все равно должен проводить врач.

Цель: выявление степени зависимости личности от алкогольных веществ (в соответствии с одним из семи существующих уровней).

Анкета может использоваться как в работе социального педагога (классного руководителя), так и предлагаться подросткам и юношам для самоанкетирования.

Скрининг-анкета, позволяющая определить уровень алкоголизации личности, состоит из 14 вопросов, на которые следует отвечать «да» или «нет». Ответы с помощью ключа переводятся в баллы и сум­мируются.

1. Первое в жизни употребление алкоголя оставило у Вас приятные воспоминания?

2. Алкоголь для Вас – средство занять свободное время?

3. Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц?

4. Разговоры о выпивке вызывают у Вас желание выпить?

5. Приходила ли Вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребление алкоголя?

6. Появлялось ли у Вас когда-нибудь чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя?

7. Считают ли некоторые Ваши знакомые, что Вы употребляете много алкоголя?

8. Считают ли Ваши родственники, что Вы употребляете много алкоголя?

9. Можно ли весело провести праздник или день рождения, совершенно не выпивая?

10. Бывает ли Вам трудно воздержаться от приема алкоголя?

11. Были ли у Вас когда-нибудь неприятности по учебе или на работе из-за употребления алкоголя?

12. Задерживались ли Вы милицией в состоянии опьянения?

13. Забывали ли Вы часть минувшего вечера после выпивки?

14. Случалось ли Вам выпивать утром натощак, чтобы улучшить свое состояние?

Значение ответов для юношей

Значение ответов для девушек

· нулевой — второй уровни – 0–20 баллов;

· третий – четвертый уровни – 21–58 баллов.

Все, кто набирает более 20 баллов, нуждаются в повышенном вни­мании, и их целесообразно отправить на консультацию к наркологу (в первую очередь тех, кто набрал более 30 баллов).

· нулевой – второй уровни – 0–15 баллов;

· третий – четвертый уровни – 16–78 баллов.

В повышенном внимании нуждаются набравшие более 15 баллов, в первоочередном — получившие свыше 35 баллов.

Характеристика уровней алкоголизации

Нулевой – полная трезвость.

Первый – единич­ное или эпизодическое употребление алкоголя, сопровождающееся неприятными ощущениями.

Второй – эпизодическое употребление с эйфорией и уже хорошей переносимостью.

Третий – высокий риск развития алкоголизма, когда возникают эксцессы на почве употребления алкоголя (2 раза в месяц и чаще), и случаются приемы небольших доз по утрам, чтобы поднять настроение.

Четвер­тый – формирование психической зависимости от алкоголя, со­провождающейся активным стремлением к выпивкам.

Пятый – фор­мирование физической зависимости от алкоголя с повышенной непереносимостью, активным похмельным синдромом и стремлением пить еще и еще.

Шестой — это алкогольный распад личности: за­пойные пьянства, вызывающие злобность и агрессивность.

Необходимо отметить, что если до третьего уровня включительно человек нуждается лишь в мерах социального контроля, то на четвер­том уровне они уже обязаны быть дополнены мерами медицинской воздействия. На пятом же и шестом уровнях человек нуждается в дли­тельном или даже постоянном лечении и контроле извне.

Анкета «Завзятый ли Вы курильщик?»

Цель: выявление степени аддикции подростка к табакокурению.

1. Сколько сигарет Вы выкуриваете в день?

2. Каково содержание никотина в сигаретах, которые Вы курите?

3. Глотаете ли Вы дым, когда курите?

4. Когда Вы больше курите: с утра или во второй половине дня?

• во второй половине дня – 2 балла.

5. Когда Вы выкуриваете первую сигарету?

• утром, встав с постели – 2 балла;

6. Курите ли Вы в постели, когда болеете?

7. Какая сигарета доставляет Вам большее удовольствие?

• первая – 1 балл; •последующая – 0 баллов.

8. Трудно ли для Вас не курить в общественных местах?

Суммируйте полученные баллы

0–3 балла. Ваш организм еще не успел свыкнуться с курением. Вам будет легко бросить эту вредную привычку.

4–6 баллов. Вы уже пристрастились к сигарете. Нужно немед­ленно бросать курить.

7–9 баллов. Ваш организм уже зависим от никотина. Если будете продолжать так же много курить, положение быстро ухудшится.

10 и более баллов. Можете считать, что Вы прикованы к сигарете. Чтобы бросить курить, Вам понадобится много терпения и силы воли, но сделать это необходимо.

Анкета «Вредные влияния на организм и здоровье»»

Цель: выявление степени информированности учащихся о пагубных последствиях употребления различных психоактивных веществ, формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Анкету целесообразно использовать в рамках классного часа или какого-либо другого занятия, посвященного проблеме профилактики пагубных привычек. Правильные ответы на вопросы должны быть подтверждены информацией из медицинских справочников, статистических данных и т. д. На вопросы анкеты учащиеся отвечают только «да» или «нет».

1. Здоровый человек может выпить 3 кружки пива за один час без последующей потери самоконтроля или замедления реакции? Ответ: нет.

2. Употребление алкоголя в смеси с определенными наркотиками может привести к смертельному исходу? Ответ: да.

3. Крепкие напитки (ром, виски, джин, водка и т. д.) являются более вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т.д.)? Ответ: нет.

4. Алкоголь – это яд? Ответ: да.

5. По меньшей мере, половина дорожных происшествий являются результатом вождения в нетрезвом виде? Ответ: да.

6. Препятствует ли алкоголь быстрой реакции? Ответ: да.

7. Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвение тканей после чего они не восстанавливаются? Ответ: да.

8. Беременные женщины не должны пить, поскольку исследования показали, что алкоголь способен повредить еще не родившемуся ребенку и может вызвать у него умственную отсталость? Ответ: да.

9. Является ли большинство алкоголиков деградировавшими людьми? Ответ: да.

10. Алкоголь искажает ощущения и иногда приводит к тому, что выпившему человеку становится жарко при опасно холодной погоде? Ответ: да.

11. Может ли подросток стать алкоголиком от систематического употребления пива? Ответ: да.

12. Многие алкоголики начинают пить до 20-летнего возраста? Ответ: да.

13. 25% всех смертей от рака обусловлены курением табака? Ответ: да.

14. Выкуривание хотя бы 1–4 сигареты в день удваивает риск заболеваний сердца? Ответ: да.

15. Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности среди мужчин? Ответ: да.

16. Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яды? Ответ: нет.

17. Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы? Ответ: да.

18. Пассивное курение (вдыхание дыма) не опасно? Ответ: нет.

19. Одна треть мест в больницах занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака? Ответ: да.

20. 50% смертей от заболеваний сердца среди женщин являются результатом курения? Ответ: да.

21. Опасно ли для здорового человека выкуривание одной сигареты в день? Ответ: да.

22. Среди женщин смертность от рака легких, вызываемого курением, превышает смертность от рака груди? Ответ: да.

23. Большинство наркотиков не вызывает серьезных осложнений здоровья, если они принимаются в умеренных количествах? Ответ: нет.

24. Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят? Ответ: да.

25. Марихуана вызывает у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была интересна? Ответ: да.

26. Одноразовое применение наркотика не приносит вреда? Ответ: нет, приносит.

27. В каждой дозе марихуаны содержатся неизвестные ядовитые вещества? Ответ: да.

28. Каждый ли раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются? Ответ: да.

29. После принятия определенных наркотиков принимающий их нуждается в еще большем количестве для получения такого же эффекта? Ответ: да.

30. От инфицированной иглы невозможно заразиться СПИДом? Ответ: нет.

31. Алкоголь – наркотик, стимулирующий центральную нервную систему, позволяющий ощутить свободу и прилив энергии? Ответ: нет.

32. Знаете ли вы, что есть наркотические лекарства, которые могут быть опасны и вызвать серьезные осложнения здоровья, если их принимать долго и в неправильных дозах? Ответ: да.

33. Токсикомания менее вредна, чем прием наркотиков? Ответ – нет.

34. Является ли смягчающим обстоятельством совершение преступления человеком, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и др. вида опьянения? Ответ – нет, отягчающим.

Методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?»

Цель: выявление у учащихся, демонстрирующих нарушения ЗОЖ, причин, вызывающих данные отклонения.

Инструкция: учащиеся дают письменные ответы на 12 вопросов-утверждений по следующей шкале: 5 баллов – всегда; 4 балла – часто; 3 балла – иногда; 2 балла – редко; 1 балл – никогда. Максимальное количество баллов в сумме составляет 60, минимальное – 12.

Прочтите приведенные ниже варианты ответов относительно представленного суждения и проставьте напротив соответствующие им оценки в баллах.

«Мне мешает вести здоровый образ жизни»:

1. Состояние моего здоровья.

3. Погодно-климатические условия.

4. Недостаток свободного времени.

5. Свободная продажа сигарет, пива и алкогольных напитков.

6. Недостаточное внимание ко мне со стороны классного руководителя.

7. Недостаточное внимание ко мне со стороны учителя физкультуры.

8. Недостаточное внимание ко мне со стороны медицинских работников (школы).

9. Недостаточное внимание ко мне со стороны директора школы.

10. Негативная компания во дворе, на улице.

11. Негативная компания из числа одноклассников.

12. Нарушение(я) с моей стороны норм здорового образа жизни.

Участники подсчитывают общее количество баллов и знакомятся с интерпретацией результатов.

12–28 баллов – низкий уровень помех: ученик в состоянии справиться с имеющимися незначительными проблемами в ведении ЗОЖ;

29–44 баллов – средний уровень: ученик не в состоянии самостоятельно решить проблемы, связанные с ведением ЗОЖ; ему нужна корректная и оперативная помощь со стороны как одноклассников и друзей, так и со стороны взрослых (родителей, учителей);

45–60 баллов – высокий уровень: состояние здоровья данного ученика (как физическое, так и психологическое) должно вызывать глубокие опасения и тревогу, нужны срочные, порой радикальные меры по устранению имеющихся проблем.

Анкета «Доля риска»

Цель: выявление склонности подростка к употреблению ПАВ (наркотических средств).

Инструкция: учащиеся дают письменные ответы на 12 вопросов-утверждений по следующей шкале: 3 балла – всегда; 2 балла – часто; 1 балл – редко. Максимальное количество баллов в сумме составляет 36, минимальное – 12.

Прочтите приведенные ниже варианты ответов относительно представленного суждения и проставьте напротив соответствующие им оценки в баллах.

«Высоким риском употребления наркотиков является»:

2. Потеря доверительных отношений с родителями.

7. Снижение успехов в школе.

8. Потеря возможности учиться/работать.

10. Контакт с криминальным миром.

11. Духовная бедность: наркотик как «волшебное средство».

12. Использование более сильных наркотиков.

Участники подсчитывают общее количество баллов и знакомятся с интерпретацией результатов.

18–22 балла: вы делаете все возможное, чтобы не попасть в зависимость от наркотиков и понимаете их вред. Вероятно, вы почти не попадаете в рискованные ситуации.

14–17 баллов: вы делаете много для того, чтобы избежать попадания в зависимость, при этом вы достаточно либерально относитесь к употреблению наркотиков другими людьми и, возможно, считаете, что к вам это не имеет отношения.

13 и менее баллов: по-видимому, вы относитесь к своему здоровью безответственно.

Имейте в виду, что ваша позиция по отношению к наркотикам не сформирована, и вы можете попасть в группу риска.

1.1 Анкета «Что ты знаешь о табакокурении»

Инструкция: проверь свои знания.

1. Когда, кем и откуда был впервые завезён табак в Европу?
1. В XVI веке испанцами из Америки.
2. В XVII веке китайцами.
3. В XVIII веке англичанами из Индии.

2. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?
1. Сигареты с фильтром.
2. Сигареты с низким содержанием никотина.
3. Нет.

3. Сколько веществ содержится в табачном дыме?
1. 20-30.
2. 200-300.
3. Свыше 3000.

4. Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?
1. Не более 20%.
2. 40%.
3. 100%.

5. Как курение влияет на работу сердца?
1. Замедляет его работу.
2. Заставляет учащённо биться.
3. Не влияет на его работу.

6. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?
1. Аллергия.
2. Рак лёгкого.
3. Гастрит.

7. Что происходит с физическими возможностями человека, который курит?
1. Они повышаются.
2. Они понижаются.
3. Не изменяются.

8. Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб. см табачного дыма?
1. До 3 миллионов.
2. До 10 000.
3. До 1000.

9. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
1. Стаж не имеет значения.
2. Чем дольше куришь, тем сложнее бросить.
3. Чем больше куришь, тем легче бросить курить.

10. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?
1. Курить никогда не было модно.
2. Курить модно.
3. Мода на курение прошла.

11. Что такое пассивное курение?
1. Нахождение в помещении, где курят.
2. Когда куришь за компанию.
3. Когда активно не затягиваешься сигаретой.

12. Что вреднее?
1. Дым от сигареты.
2. Дым от газовой горелки.
3. Выхлопные газы.

13. Какие профессии менее доступны для курящих?
1. Спортсмен-профессионал.
2. Токарь.
3. Врач.

14. При каком царе табак появился в России?
1. При Иване Грозном.
2. При Петре I.
3. При Екатерине II.

15. Какой русский царь ввёл запрет на курение?
1. Алексей Михайлович.
2. Петр I
3. Екатерина II.

16. Каково основное действие угарного газа?
1. Образует карбоксигемоглобин.
2. Вызывает кашель.
3. Влияет на работу печени.

17. На сколько лет рискуют раньше умереть женщины, мужья которых курят?
1. На 4 года.
2. На 10 лет.
3. На 15 лет.

18. Как много взрослых мужчин в нашей стране курит?
1. 10%.
2. 30%.
3. Около 50%.

19. Много ли мужчин осуждает курение женщин?
1. 10-20%.
2. 40-60%.
3. Более 80%.

20. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?
1. На 1-2 года.
2. На 5-6 лет.
3. На 8 лет и более.

21. Из тысячи подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?
1. Не менее 100 человек.
2. Менее 200 человек.
3. Около 250 человек.

22. Каков процент желающих бросить курить?
1. 25%.
2. 65%.
3. 85%.
4. 100%.

23. У кого наибольшая зависимость от табака?
1. У тех, кто начал курить до 20 лет.
2. У тех, кто начал курить после 20 лет.
3. Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.

Правильные ответы: 1.1, 2.3, 3.3, 4.1, 5.2, 6.2, 7.2, 8.1, 9.2, 10.3, 11.1, 12.1, 13.1, 14.1, 15.1, 16.1, 17.1, 18.3, 19.3, 20.3, 21.3, 22.3, 23.1

Читайте также:  Чем лечить алкогольную зависимость без ведома больного

1.2 Анкета «Что мы знаем о курении?»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

1. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

2. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

3. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

4. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

5. Одной сигареты достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровеносное давление, нарушились нормальное кровообращение и циркуляция воздуха в легких.

6. Большинство курящих получают удовольствие и не собираются бросать курить.

1.3 Тест «Мои знания о курении»

Инструкция: при ответе на вопрос напишите сбоку «верно» или «неверно».

1. Подростки курят, чтобы «быть как все».

2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает

4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

10.Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.

1. Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Верно 5. Неверно

6. Неверно 7. Неверно 8. Верно 9. Неверно 10.Неверно

1.4 Тест «Незаконченное предложение»

Инструкция: продолжите фразу.

2. Сигарета в руке — это показатель.

3. Не курить — это значит не.

4. Курение в нашей семье — это.

5. В моей семье курит лишь — .

1.5 Анкета «Вредно ли курить?»

Инструкция: прочтите, пожалуйста, эти утверждения и найдите нужный вариант ответа.

Сколько веществ содержится в табачном дыме?

источник

Анкета «Наркотики и подросток»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

3. Чем занимаешься в свободное время?

— занимаюсь в спортивной секции;

— занимаюсь в кружке, изостудии;

— собираемся со сверстниками во дворе, подъезде, подвале;

4. Знаешь ли ты, что такое наркомания?

5. Предлагали ли тебе когда-нибудь наркотик?

-знакомый, сам употребляющий наркотики.

7. Пробовал ли ты наркотическое вещество?

8. Знаешь ли ты о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?

— знаю, но со мной этого не случится;

— знаю, но я всегда смогу бросить принимать;

9. Как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков?

— достоверной информацией о наркотиках и последствиях их употребления;

— осознанием гибельности пути употребления наркотиков;

— запретами со стороны родителей и взрослых;

10. Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах о наркомании?

— людям, испытавшим на себе действие наркотиков;

11. Как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?

— вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков;

— вызывает желание попробовать;

— не влияет на мое отношение к наркотикам;

12. Нужна ли тебе информация о наркотиках, наркомании и последствиях?

13. Где бы ты хотел получить эту информацию?

— из специальной литературы;

14. Что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет наркотики?

— посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер;

— поговорил бы с другом и предложил свою помощь;

— ничего бы не сделал, это его личное дело;

Методика выявления степени информированности о вредных привычках

Данная методика предназначена для выявления отношения к вредным привычкам учащихся 6 – 11 классов.

Она состоит из 3 – х частей:

1 часть с вопросами № 1, № 2, №3 основана на методике «Незаконченные предложения», предполагающей свободный ответ на предложенный вопрос.

2 часть с вопросами №4, №5, №6, № 7, №8 основана на вопросах и вариантах ответа на них. Каждый вариант ответа имеет свою модальность (А – положительную, Б – нейтральную, В – негативную).

3 часть с вопросами № 9 и № 10 основана на вопросах и вариантах ответа на них. Выявляется степень информированности респондента о вредных привычках и мнение об источниках их появления.

1 часть. Продолжите, пожалуйста, предложения:

1. По моему мнению, вредные привычки это: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Самыми пагубными вредными привычками я считаю: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Последствиями вредных привычек я считаю: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 часть. Ответьте на предложенные Вам вопросы, выбрав один из вариантов ответа.

4. Ваше отношение к вредным привычкам?

5. Какой способ борьбы с вредными привычками Вы выберете?

А – ничего не будете делать

Б – оставите на сегодняшнем уровне

6. Если среди Ваших друзей окажется человек, который употребляет наркотики то вы?

А – продолжите с ним общаться

Б – измените к нему отношение

В – перестанете с ним общаться

7. Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать наркотики то вы?

Б – Оставите выбор за ним (ней)

В – Попытаетесь отговорить

8. Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать алкоголь или табачные изделия то вы?

Б – Оставите выбор за ним (ней)

В – Попытаетесь отговорить

3 часть. Ответьте на предложенные Вам вопросы, выбрав один из вариантов ответа.

9. Что, по вашему мнению, является источником появления вредных привычек?

В – Средства массовой информации

Г – Ближайшее окружение человека

Свой ответ — ______________________________________________________________

10. Оцените Вашу степень информированности о видах и способах употребления алкоголя, табачных изделий и наркотических средств от 1 до 10: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся учебных заведений, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.

Анкета помогает получить информацию:

— о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;

— дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;

— помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;

дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.

Анкета для учащихся начальной школы

Инструкция: постарайтесь ответить на следующие вопросы.

1. С какого возраста, по твоему, человеку можно:

— употреблять спиртные напитки

2. Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю): — мальчикам
— девочкам

3. Как твои родители относятся к таким привычкам?

4. Твои родители курят, употребляют спиртные напитки, наркотики:
отец
— мать

Инструкция: постарайтесь ответить на следующие вопросы.

1. С какого возраста, по-твоему, человеку можно:

— употреблять спиртные напитки

— употреблять спиртные напитки

3. С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)

4. Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда):

— употребляешь спиртные напитки

5. Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:

6. Твои родители курят, употребляют спиртные напитки, наркотические вещества:
отец
— мать

7. Как родители относятся к твоим привычкам?

8. Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю):
юношам
— девушкам

2.7 Анкета для опроса школьников 5, 6, 7-х классов по проблемам

1. Знаешь ли ты, что такое психоактивные вещества? Если знаешь, приведи примеры.

2. Есть ли у тебя друзья, которые курят?

3. Есть ли у тебя друзья, которые принимают алкогольные напитки?

4. Есть ли у тебя знакомые, которые употребляют наркотики?

6. Как ты думаешь, почему некоторые ребята курят?

7. Курит ли у тебя кто-нибудь из родителей?

8. По-твоему, насколько вредно курить?

А) совсем невредно, так как курение на здоровье не влияет;

Б) курить опасно, так как курение приводит к серьёзным нарушениям здоровья;

В) курить можно понемногу, ведь многие курят;

Г) возможные другие причины (сформулируй).

9. Какие наркотики и токсические вещества тебе известны?

10. По-твоему, насколько опасно действие наркотиков и токсических веществ?
А) и то, и другое опасно, так как сильно влияет на психику;

Б) и то, и другое разрушает внутренние органы и опасно для здоровья;

В) главное — не привыкать к наркотикам, а иногда их принимать не опасно.

11.Что тебя беспокоит в жизни больше всего?
А) твои отношения с родителями;

Б) отношения со сверстниками;

Г) трудности в усвоении учебного материала;

Д) чем заняться в свободное время;

12. Как ты обычно проводишь свободное время?

13. Знают ли твои родители, где и с кем ты проводишь свободное время?
А) да, знают всегда;

2.8 Анкета для опроса школьников 8, 9,10,11-х классов по проблемам

1. Злоупотребления какими психоактивными веществами, на твой взгляд, больше
распространено сейчас среди твоих сверстников?

3. Среди твоих друзей есть такие, которые курят?

5. Как ты думаешь, почему ребята курят?

6. Как ты думаешь, курение опасно для здоровья, чем?

7. Говорят, что на дискотеках можно приобрести наркотики. О каких наркотиках ты слышал?

8. Как ты думаешь, какие из наркотиков легче всего достать в вашем городе, поселке?

9. Среди твоих друзей есть такие, кто употребляет наркотики или токсические
вещества?

10. Приходилось ли тебе хотя бы раз пробовать наркотики или токсические вещества?

11. Как ты думаешь, почему подростки начинают принимать токсические вещества
или наркотики?

12. Как ты считаешь, наркотики употреблять опасно? Почему?

13. Что тебя беспокоит в жизни больше всего?

А) возможность приобретения интересующей профессии?

Б) твои отношения с родителями;

В) отношения между родителями;

Г) отношения со сверстниками;

Е) трудности в усвоении учебного материала;

14. Как ты обычно решаешь свои проблемы?
А) советуешься с родителями;

В) решаешь проблемы самостоятельно.

15. Знают ли твои родители, где и с кем ты проводишь свободное время?
А) да, знают всегда;

ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ НОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

С точки зрения склонности человека к попаданию в зависимость от химических веществ психостимулирующего ряда в достаточной степени понятно одно: чем более выражена у человека склонность к поиску новых ощущений, тем выше вероятность того, что, попробовав один из наркотиков такого типа, он быстро попадёт в зависимость от него.

Мы приводим краткий вариант психологического опросника М. Цукермана, который позволяет показать степень выраженности такой потребности у каждого отдельного человека.

Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его.

1. а) Я бы предпочёл работу, требующую многочисленных разъездов и путешествий,

б) Я бы предпочёл работать на одном месте.

2. а) Меня взбадривает свежий, прохладный день,

б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.

3. а) Мне не нравятся все запахи человеческого тела,

б) Мне не нравятся все запахи человеческого тела.

4. а) Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать на
меня незнакомое воздействие,

б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих
галлюцинации.

5. а) Я бы предпочёл жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надёжен и
счастлив,

б) Я бы предпочёл жить в неопределённые, смутные дни нашей истории.

6. а) Я не могу вынести поездку на машине с водителем, который любит скорость,

б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это
возбуждающим.

7. а) Если бы я был продавцом, то предпочёл бы твёрдый оклад, а не сдельную зарплату с риском заработать мало или совсем ничего,

б) Если бы я был продавцом, то я бы предпочёл работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать.

8. а) Я не люблю спорить с людьми, взгляды которых резко отличаются от моих, поскольку такие споры всегда неразрешимы,

б) Я считаю, что люди, которые не согласны с моими взглядами, больше стимулируют моё мышление, чем люди, которые согласны со мной.

9. а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование,

б) Страхование – это то, без чего не смог бы позволить себе обойтись ни один человек.

10. а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным,

б) Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.

11. а) Наиболее важная цель в жизни – жить на полную катушку и взять от неё столько, сколько возможно,

б) Наиболее важная цель в жизни – обрести спокойствие и счастье.

12. а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней,

б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.

13. а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармоничность,

б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.

14. а) Худший социальный недостаток – быть грубым, невоспитанным человеком,

б) Худший социальный недостаток – быть скучным человеком, занудой.

15. а) Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей, даже если они немного неуравновешенны,

б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».

16. а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть, есть какая-то неосознаваемая потребность причинить себе боль, вред,

б) Мне бы понравилось водить мотоцикл или ездить на нём.

Обработка и интерпретация

Полученные ответы соотносятся с ключом:

Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в новых ощущениях.

Высокий уровень потребностей в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие у вас влечения, возможно бесконтрольного, к новым,»щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.

Риск попасть в зависимость от кокаина и других психостимуляторов очень велик.

От 6 до 10 баллов – средний уровень потребностей в новых ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.

Вероятность попасть в ситуацию психической зависимости – низкая. Скорее всего, вы сможете справиться с собой и преодолеть собственные ошибки, если вы их уже совершили.

Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 5 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности, порой в ущерб получению новых впечатлений и рискованных удовольствий. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.

Скорее всего, вы не станете даже экспериментировать с приёмом наркотиков. И правильно сделаете.

1. Белогуров «Профилактика подростковой наркомании. Москва 2003.

2. Климович для педагогов и родителей по профилактике вредных привычек». Москва 2003.

3. «Классные часы 11 класс». Волгоград 2004.

4. «Родительские собрания 5-11 классы» Москва 2004.

5. , Грановская P. M. «Психологическая защита у детей» СПб., 2000.

6. Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия/ сост. . — Мн.: Харвест, 2003.

источник

1.1 Анкета «Что ты знаешь о табакокурении»

Инструкция: проверь свои знания.

1. Когда, кем и откуда был впервые завезён табак в Европу?
1. В XVI веке испанцами из Америки.
2. В XVII веке китайцами.
3. В XVIII веке англичанами из Индии.

2. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?
1. Сигареты с фильтром.
2. Сигареты с низким содержанием никотина.
3. Нет.

3. Сколько веществ содержится в табачном дыме?
1. 20-30.
2. 200-300.
3. Свыше 3000.

4. Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?
1. Не более 20%.
2. 40%.
3. 100%.

5. Как курение влияет на работу сердца?
1. Замедляет его работу.
2. Заставляет учащённо биться.
3. Не влияет на его работу.

6. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?
1. Аллергия.
2. Рак лёгкого.
3. Гастрит.

7. Что происходит с физическими возможностями человека, который курит?
1. Они повышаются.
2. Они понижаются.
3. Не изменяются.

8. Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб. см табачного дыма?
1. До 3 миллионов.
2. До 10 000.
3. До 1000.

9. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
1. Стаж не имеет значения.
2. Чем дольше куришь, тем сложнее бросить.
3. Чем больше куришь, тем легче бросить курить.

10. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?
1. Курить никогда не было модно.
2. Курить модно.
3. Мода на курение прошла.

11. Что такое пассивное курение?
1. Нахождение в помещении, где курят.
2. Когда куришь за компанию.
3. Когда активно не затягиваешься сигаретой.

12. Что вреднее?
1. Дым от сигареты.
2. Дым от газовой горелки.
3. Выхлопные газы.

Читайте также:  Как избавится от алкогольной зависимости без помощи врачей

13. Какие профессии менее доступны для курящих?
1. Спортсмен-профессионал.
2. Токарь.
3. Врач.

14. При каком царе табак появился в России?
1. При Иване Грозном.
2. При Петре I.
3. При Екатерине II.

15. Какой русский царь ввёл запрет на курение?
1. Алексей Михайлович.
2. Петр I
3. Екатерина II.

16. Каково основное действие угарного газа?
1. Образует карбоксигемоглобин.
2. Вызывает кашель.
3. Влияет на работу печени.

17. На сколько лет рискуют раньше умереть женщины, мужья которых курят?
1. На 4 года.
2. На 10 лет.
3. На 15 лет.

18. Как много взрослых мужчин в нашей стране курит?
1. 10%.
2. 30%.
3. Около 50%.

19. Много ли мужчин осуждает курение женщин?
1. 10-20%.
2. 40-60%.
3. Более 80%.

20. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?
1. На 1-2 года.
2. На 5-6 лет.
3. На 8 лет и более.

21. Из тысячи подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?
1. Не менее 100 человек.
2. Менее 200 человек.
3. Около 250 человек.

22. Каков процент желающих бросить курить?
1. 25%.
2. 65%.
3. 85%.
4. 100%.

23. У кого наибольшая зависимость от табака?
1. У тех, кто начал курить до 20 лет.
2. У тех, кто начал курить после 20 лет.
3. Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.

Правильные ответы: 1.1, 2.3, 3.3, 4.1, 5.2, 6.2, 7.2, 8.1, 9.2, 10.3, 11.1, 12.1, 13.1, 14.1, 15.1, 16.1, 17.1, 18.3, 19.3, 20.3, 21.3, 22.3, 23.1

1.2 Анкета «Что мы знаем о курении?»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

1. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

2. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

3. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

4. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

5. Одной сигареты достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровеносное давление, нарушились нормальное кровообращение и циркуляция воздуха в легких.

6. Большинство курящих получают удовольствие и не собираются бросать курить.

1.3 Тест «Мои знания о курении»

Инструкция: при ответе на вопрос напишите сбоку «верно» или «неверно».

1. Подростки курят, чтобы «быть как все».

2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает

4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

10.Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.

1. Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Верно 5. Неверно

6. Неверно 7. Неверно 8. Верно 9. Неверно 10.Неверно

1.4 Тест «Незаконченное предложение»

Инструкция: продолжите фразу.

2. Сигарета в руке — это показатель.

3. Не курить — это значит не.

4. Курение в нашей семье — это.

5. В моей семье курит лишь — .

1.5 Анкета «Вредно ли курить?»

Инструкция: прочтите, пожалуйста, эти утверждения и найдите нужный вариант ответа.

Сколько веществ содержится в табачном дыме?

Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?

Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб.см. табачного дыма?

Верно ли, что в большинстве стран модно курить?

1.Курить никогда не было модно.

На сколько лет раньше рискуют умереть женщины, мужья которых курят?

Много ли мужчин осуждает курение женщин?

Из 1000 подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?

У кого наибольшая зависимость от табака?

1. У тех, кто начал курить до 20 лет.

2. У тех, кто начал курить после 20 лет.

3. Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.

Правильные ответы:1.3, 2.1, 3.1, 4.3, 5.1, 6.1,7.3, 8.3, 9.1.

1.6 Анкета «Отношение к алкоголю»

Инструкция: прочтите эти утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.

1. Здоровый человек может выпить три кружки пива за один час без последующей потери самоконтроля или замедления реакции.

2.Употребление алкоголя в смеси с определенными наркотиками может привести к смертельному исходу.

3. Крепкие напитки (виски, ром, джин, водка и т.д.) являются более вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т.д.).

5. Половина дорожных происшествий является результатом вождения в нетрезвом виде.

6. Алкоголь препятствует быстрой реакции.

7. Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвение тканей (после чего они не восстанавливаются).

8. Беременные женщины не должны пить, поскольку исследования показали, что алкоголь способен повредить еще не родившемуся ребенку и иногда может вызвать у него умственную отсталость.

9. Большинство алкоголиков — деградировавшие люди с низким уровнем образования.

10. Алкоголь искажает ощущения и иногда приводит к тому, что выпившему человеку становится жарко при опасно холодной погоде.

11. Подросток может стать алкоголиком от пива.

12. Многие алкоголики начинают пить до 20-летнего возраста.

А теперь оцените свой результат:

1.7 Анкета по проблеме наркомании для образовательных учреждений

Инструкция: выберите правильный ответ или несколько и пометьте галочкой.

Ваш возраст_______________ Пол_________________

1. Что Вам известно о наркотиках?

2. Есть ли у Вас друзья или знакомые, пробовавшие или употребляющие наркотические и токсические вещества?

3. Предлагали ли Вам друзья или знакомые попробовать наркотические или токсические вещества?

4. Пробовали ли Вы сами наркотические или токсические вещества?

5. Если пробовали, то какие?___________________________________________________

6. Что на Ваш взгляд толкает людей на потребление наркотиков?

7. О каких видах наркотиков, распространяемых на территории Липецкой области Вам известно?_________________________________________________________________

8. Наркомания – это:

9. Специалисты утверждают, что наркомания неизлечима. Ваша точка зрения?

а) да, это диагноз на всю жизнь

б) да, практически неизлечима

г) нет, излечение зависит от человека

10. Какая зависимость труднее всего поддается лечению?

11. Российским законодательством в уголовном порядке наказывается:

а) употребление наркотиков

б) изготовление наркотиков

в) хищение или вымогательство наркотических веществ

12. Считаете ли Вы, что употребление наркотиков каннабисной группы (марихуана) вызывает привыкание, зависимость?

13) Какое чувство вызывают у Вас наркоманы?

14. Что, на Ваш взгляд, может изменить ситуацию с незаконным потреблением наркотиков?

а) изменение законодательства в сторону ужесточения ответственности за сбыт и распространение наркотиков

б) введение обязательного принудительного лечения от наркомании

в) усиление антинаркотической пропаганды среди молодежи

г) увеличение числа досуговых учреждений (доступность кружков, секций)

15. Следует ли вводить, на Ваш взгляд, обязательное анонимное тестирование несовершеннолетних и молодежи на предмет раннего выявления наркоманов?

16. Какие формы профилактики наркомании Вы считаете наиболее интересными?

Укажите их.___________________________________________________________

1.8 Анкета «Наркотики и подросток»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

1. Много ли у тебя свободного времени?

2. Как ты учишься?

3. Чем занимаешься в свободное время?

— занимаюсь в спортивной секции;

— занимаюсь в кружке, изостудии;

— собираемся со сверстниками во дворе, подъезде, подвале;

4. Знаешь ли ты, что такое наркомания?

5. Предлагали ли тебе когда-нибудь наркотик?

6. Если предлагали, то кто?

-знакомый, сам употребляющий наркотики.

7. Пробовал ли ты наркотическое вещество?

8. Знаешь ли ты о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?

— знаю, но со мной этого не случится;

— знаю, но я всегда смогу бросить принимать;

9. Как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков?

— достоверной информацией о наркотиках и последствиях их употребления;

— осознанием гибельности пути употребления наркотиков;

— запретами со стороны родителей и взрослых;

10. Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах о наркомании?

— людям, испытавшим на себе действие наркотиков;

— работникам правоохранительных органов;

— средствам массовой информации;

11. Как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?

— вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков;

— вызывает желание попробовать;

— не влияет на мое отношение к наркотикам;

12. Нужна ли тебе информация о наркотиках, наркомании и последствиях?

13. Где бы ты хотел получить эту информацию?

— из специальной литературы;

14. Что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет наркотики?

— посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер;

— сообщил бы классному руководителю;

— поговорил бы с другом и предложил свою помощь;

— ничего бы не сделал, это его личное дело;

1.9 Методика выявления степени информированности о вредных привычках

учащихся 6 – 11 классов

Данная методика предназначена для выявления отношения к вредным привычкам учащихся 6 – 11 классов.

Она состоит из 3 – х частей:

1 часть с вопросами № 1, № 2, №3 основана на методике «Незаконченные предложения», предполагающей свободный ответ на предложенный вопрос.

2 часть с вопросами №4, №5, №6, № 7, №8 основана на вопросах и вариантах ответа на них. Каждый вариант ответа имеет свою модальность (А – положительную, Б – нейтральную, В – негативную).

3 часть с вопросами № 9 и № 10 основана на вопросах и вариантах ответа на них. Выявляется степень информированности респондента о вредных привычках и мнение об источниках их появления.

1 часть. Продолжите, пожалуйста, предложения:

1. По моему мнению, вредные привычки это: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Самыми пагубными вредными привычками я считаю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Последствиями вредных привычек я считаю: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 часть. Ответьте на предложенные Вам вопросы, выбрав один из вариантов ответа.

4. Ваше отношение к вредным привычкам?

5. Какой способ борьбы с вредными привычками Вы выберете?

А – ничего не будете делать

Б – оставите на сегодняшнем уровне

6. Если среди Ваших друзей окажется человек, который употребляет наркотики то вы?

А – продолжите с ним общаться

Б – измените к нему отношение

В – перестанете с ним общаться

7. Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать наркотики то вы?

Б – Оставите выбор за ним (ней)

В – Попытаетесь отговорить

8. Если Ваш (а) друг (подруга) решит попробовать алкоголь или табачные изделия то вы?

Б – Оставите выбор за ним (ней)

В – Попытаетесь отговорить

3 часть. Ответьте на предложенные Вам вопросы, выбрав один из вариантов ответа.

9. Что, по вашему мнению, является источником появления вредных привычек?

В – Средства массовой информации

Г – Ближайшее окружение человека

Свой ответ — ______________________________________________________________

10. Оцените Вашу степень информированности о видах и способах употребления алкоголя, табачных изделий и наркотических средств от 1 до 10: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1.10 Анкета «Вредные привычки. Как им противостоять?»

Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.

Ваш пол___________________________ Возраст_____________________________

1. Считаете ли вы серьезной проблему получения школьниками, студентами, молодежью информации о влиянии различных вредных привычек на организм (свой и окружающих)?

2. Как вы считаете, обладаете ли вы достаточной информацией о реальном действии на организм наркотических средств, табака, алкоголя и мерах профилактики, борьбы и лечения? Источник поступления сведений:

А) школьное и студенческое образование
Б) пресса и телевидение
В) общение со сверстниками или укажите другой источник

3. Что вы считаете вредными привычками? (перечислить)

5. Какая (какие) из вредных привычек, на ваш взгляд, является наиболее вредной и почему? (обосновать ответ)

6. Назовите наиболее распространенную вредную привычку среди ваших знакомых и назовите причины, на ваш взгляд, являющиеся основой возникновения этой привычки.

7. Как вы относитесь к наличию вредных привычек у своих близких и друзей?

8. Влияет ли на продолжение дружеских отношений факт приема наркотиков вашим другом (подругой)?

9. Какие причины, на ваш взгляд, могут служить оправданием постоянного приема алкоголя или наркотиков?

10. Есть ли для вас разница, какой именно вид наркотических препаратов принимает человек?

11. Одинаково ли ваше отношение к наличию вредных привычек у мужчин и женщин?

12. Возможно ли, на ваш взгляд, избавиться от вредных привычек самостоятельно?

13. Как вы считаете, нужны ли социальные меры борьбы с вредными привычками, и какие меры, на ваш взгляд, являются наиболее действенными?

14. Имеете ли вы вредные привычки? Если да, то:

А) какие?
Б) в каком возрасте приобретены?
В) при каких обстоятельствах?

15. Испытываете ли вы комфорт или дискомфорт от наличия у вас вредной привычки? Если да, то, что именно вам нравится (не нравится)?

16. Хотите ли вы избавиться от своих вредных привычек? Если да, то что вы пытались предпринять или планируете предпринять в связи с этим?

17. Имеете ли вы личный опыт избавления от вредной привычки? Если да, то, каким способом вам удалось достичь успеха?

18. Ваше отношение к рекламе табака и спиртных напитков в средствах массовой информации?

19. Ваше отношение к наличию у 45% современных школьников России вредных привычек?

20. Если бы вы узнали, что ваш ребенок курит, принимает алкоголь, наркотики, то:

А) какова была бы ваша реакция на это?

Б) какие действия вы бы предприняли (или не предприняли) бы в связи с этим фактом?

21. Как совмещаются занятия спортом с наличием вредной привычки?

22. Каково ваше отношение к употреблению допингов в различных видах спорта?

23. Какое действие на организм оказывает курение?

24. Какое действие на организм оказывает постоянный прием спиртных напитков?

25. Какое действие на организм оказывает прием наркотических препаратов?

26. Каково побочное действие приема допингов спортсменами?

27. Каковы, на ваш взгляд, последствия глобальной наркотизации России на современном этапе?

28. Назовите факторы, способствующие, на ваш взгляд, увеличению числа курящих, пьющих, принимающих наркотики детей в России?

29. В каких странах проблема наркомании стоит столь же остро, как в России и каковы, на ваш взгляд, причины этого явления?

30. Ваши предложения по мерам борьбы с распространением наркомании в России.

31. Ваши предложения по мерам борьбы с распространением курения и алкоголя в России.

1.11 Анкета «Что ты знаешь о наркотиках»

1. Наиболее распространенный наркотик в России

2. Какая возрастная группа наиболее подвержена наркотической зависимости?

3. Большинство наркоманов впервые употребили наркотик

4. Какое из перечисленных веществ приносит огромный вред здоровью большинству населения России:

5. Какое из перечисленных веществ представляет наибольшую опасность?

· ингалянты (средства бытовой химии).

6. Что лучше помогает отрезветь пьяному?

7. Как долго остается анаша в организме после курения?

8. Что делает анашу особенно опасной сегодня?

· она широко распространена;

· она может влиять на физическое и умственное развитие;

· дети младшего возраста употребляют ее;

Ответы:
1. Алкоголь. Осторожно – это опасно! Вы можете найти его в киосках, в магазинах, ресторанах, почти в каждом доме. Его даже рекламируют по телевизору. Многие люди, включая подростков, употребляют его, не задумываясь о будущем.

3. За компанию. Большинство людей пробуют наркотик впервые в компании друзей.

4. Сигареты. Миллионы людей курят. Ежегодно тысячи людей умирают из-за привычки курить. Курение приводит к сердечным заболеваниям, заболеваниям легких, раку. Это делает табак самым опасным наркотиком.

5. Ингалянты (средства бытовой химии). Их употребление очень быстро приводит к умственному недоразвитию, тем более, что наркотик часто употребляют дети.

6. Время. Холодная вода, кофе, физическая нагрузка не помогут быстрому отрезвлению. Требуется много времени, чтобы организм освободился от алкоголя.

7. До одного месяца. Тетра-гидроканабиол (наркотическое вещество, содержащееся в конопле) накапливается в жировых клетках организма и обезвреживается очень долго.

8. Все вместе. Этот наркотик очень распространен среди молодежи. Его употребление задерживает физическое и умственное развитие, нарушает память, внимание, способность приобретать знания, что затрудняет, а порой делает невозможным дальнейшее обучение.
Анаша часто является «воротами» для других наркотиков. Она, конечно, не «заставляет» людей применять другие наркотики, но наступает время, когда она не дает прежних ощущений, тем самым, вынуждая принять более сильный наркотик.

1.12 Анкета для проверки знаний по проблеме наркомании

Инструкция: постарайтесь ответить на следующие вопросы. Ответ помечайте крестиком под одним из утверждений.

источник