Меню Рубрики

Алкоголизм в детском подростковом и юношеском возрасте

В подростковом возрасте в основном происходит завершение интеллектуального развития, при этом соподчиненные отношения между идеаторной и аффективной сферой еще не установлены. Отмечаются незрелость и несбалансированность основных черт личности и характера, повышенная эмоциональная возбудимость. Подростки озабочены поисками собственных эталонных моделей поведения, завоеванием авторитета у сверстников. Отсюда вытекает склонность как к эмансипации, так и к сближению со сверстниками (Личко, 1977). Половое созревание приводит к усилению полового и других форм влечений. Все эти обстоятельства как бы создают предпосылки для возникновения в подростковом возрасте различных вариантов отклоняющегося поведения. Одним из таких вариантов является систематическая алкоголизация, ведущая к алкоголизму.

Ранний алкоголизм чаще отмечается у трудных подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, учащихся вспомогательных школ и ПТУ.

На начальном этапе формирования заболевания выпивки, как правило, групповые, а состояния опьянения достаточно глубоки. Нарушения памяти по типу палимпсестов выявляются редко. Считается, что в среднем ранний алкоголизм формируется в 3 раза быстрее. По данным В. В. Макарова (1981), ранний алкоголизм чаще возникает у больных с резидуально-органической недостаточностью (с остаточными явлениями органического поражения ЦНС) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью: гипертимно-неустойчивых в сочетании с педагогической запущенностью; пубертатным кризом (критический период развития в подростковом возрасте) в сочетании с конфликтными отношениями в семье; пубертатным кризом в сочетании с гиперопекой.

Установлено, что алкоголизм в подростково-юношеском возрасте формируется тем быстрее, чем моложе больной. Формирование заболевания совпадает с формированием личности. У таких больных, как правило, отсутствует здоровый личностный стержень, изначально складывается как бы «алкогольная личность». Больные плохо ориентированы как в вопросах личностной самооценки, так и в заболевании. Существует резко выраженная и труднопреодолимая некритичность в отношении основных проявлений алкоголизма и последствий систематического употребления спиртного. Симптоматика алкоголизма нестойка и полиморфна. Форма потребления алкоголя подвержена значительным вариациям. В структуре алкогольного опьянения у больных встречаются разнообразные проявления, часты тяжелые случаи опьянения и криминальное поведение в опьянении. Алкогольный абстинентный синдром сформирован у подростков не до конца и кратковремен, но привычка к опохмелению может базироваться на копировании поведения собутыльников, а не на собственном внутреннем стремлении к опохмелению.

На II стадии заболевания, как правило, формируются запои. Быстро развивается заострение преморбидных личностных особенностей и изменения личности по алкогольному типу; характерны многочисленные нарушения социальной адаптации: лица молодого возраста, больные алкоголизмом, находятся в хронически конфликтных отношениях с близкими, бросают учебу, не удерживаются на работе. Они часто попадают в антисоциальные компании, совершают противоправные действия, а также суицидальные поступки (попытки самоубийства).

В то же время возможна и имеет место гипердиагностика подросткового алкоголизма. Связано это с тем, что организм подростков еще не созрел, поэтому подлинная алкогольная зависимость как таковая может и не развиваться. Подростковый организм не всегда в состоянии перестроиться на патологический «алкогольный гомеостаз». В связи с этим иногда вместо «раннего алкоголизма» более оправдано употребление термина «злокачественная алкоголизация».

источник

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ АЛКОГОЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Пьянство и алкоголизм в подростковом и юношеском возрасте имеют некоторые особенности в сравнении с пьянством и алкоголизмом взрослых. Это связано с физиологической и социальной незрелостью подростков и юношей, с их специфическим положением младших, несовершеннолетних, наконец, учащихся. Вместе с тем этапы формирования алкоголизма и типичные его проявления те же: формирование психической и физической зависимости, изменение переносимости алкоголя, утрата количественного, а затем ситуационного контроля, похмельный синдром, запои, социальные и биологические осложнения хронической алкоголизации.

Длительное время случаям употребления алкоголя в подростковом и юношеском возрасте особого значения не придавали, рассматривая их скорее как исключение из правил и связывая алкоголизацию с особенно неблагополучными условиями жизни (например, родители-алкоголики и т. д.). Однако в последнее время эту точку зрения пришлось изменить. Все больше спивается молодых людей из совершенно, на первый взгляд, «нормальных» семей, где родители обладают порой даже высоким общественным положением. Число употребляющих алкоголь подростков и юношей (а также и девушек) в годы, предшествовавшие выходу постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», все возрастало. В последние десятилетия подростково-юношеский алкоголизм стал серьезной социальной и медицинской проблемой во всех развитых странах.

Первоначально нарастание употребления алкоголя несовершеннолетними привлекло внимание в связи с увеличением числа совершаемых ими правонарушений. Все чаще при анализе этих правонарушений выяснялось, что противоправные действия совершены в состоянии алкогольного опьянения . Например, при анализе причин правонарушений, совершенных подростками и юношами 13—18 лет и приведших их в исправительно-трудовую колонию, было установлено, что 52% в момент совершения противоправных действий находились в состоянии опьянения, 13% стремились раздобыть деньги на спиртное, 8,6% подтолкнули к противоправным действиям пьяные дружки (Антиалкогольное воспитание в семье и школе.— Благовещенск, 1983.— С. 103). Затем внимание правоохранительных органов и медицинских работников стал привлекать факт увеличения числа несовершеннолетних, попадающих в медвытрезвители. Рост числа злоупотребляющих алкоголем девочек и девушек стал нагляден в связи с увеличением числа специфических для них проступков — беременность и роды несовершеннолетних, распущенное поведение и т. д. Постепенно подростково-юношеский алкоголизм вырос в самостоятельную проблему, имеющую медицинский, педагогический, юридический аспекты.

Подростково-юношеский алкоголизм формируется на «стыке» возрастных особенностей подростков и юношества и специфического воздействия микросреды, насыщенной алкогольными установками, традициями и оказывающей на несовершеннолетнего интенсивное алкогольное давление. На вопрос взрослым «с кем вы, будучи подростком, юношей начали употреблять спиртные напитки?» были получены такие ответы (Г. М. Подоров): с товарищами по учебе и двору — 33,9%, с товарищами по работе — 52,4%, с родными и близкими в семье — 15,4%. Из опрошенных 663 учащихся старших классов на вопрос «с кем, в какой обстановке впервые попробовали спиртное?» 42,5% ответили — дома, в праздники, с родителями, 9,2% — дома, но без родителей, 18,1% — на вечеринке у друзей, 16,3% — угостили работающие товарищи, 4% — на проводах в армию.

В приобщении несовершеннолетних к алкоголю играют роль многие факторы. Непонимание взрослыми особенно большого вреда даже эпизодического употребления алкоголя в подростковом и юношеском возрасте ведет к тому, что они нередко не только не запрещают это употребление, но даже и угощают младших, несовершеннолетних. Началу употребления алкоголя в подростковом и юношеском возрасте способствует и безразличное отношение к этому взрослых, даже если сами они спиртное не употребляют, бесконтрольность младших. Наконец, вероятность начала употребления алкоголя в подростковом и юношеском возрасте возрастает в случае неправильных отношений, которые складываются между ними и взрослыми. Например, подростки и юноши, жизнь которых излишне регламентируется взрослыми, в случае прекращения контроля оказываются беззащитными перед алкогольным давлением среды. Это как раз те случаи, когда «образцовый ученик», «примерный сын», «отличник» и т. д. в короткий срок неожиданно для родителей становится на путь антисоциального поведения или вовлекается в систематическое употребление алкоголя. Подростки и юноши, стремление которых к самостоятельности подавляется взрослыми, оказываются чувствительными к алкогольному давлению среды в случае, если одним из компонентов этого давления выступает употребление алкоголя в качестве символа взрослости, самостоятельности, независимости, и начинают самоутверждаться путем систематического употребления алкоголя.

Существенное значение в приобщении несовершеннолетних к алкоголю имеют подростковые и юношеские компании. Образование подростками, юношами компаний, групп принято считать одной из специфических особенностей этого возраста. В любом возрасте несовершеннолетние охотнее общаются с теми, кто старше их, и менее охотно — с младшими. Если отношения подростка, юноши со взрослыми, с родителями складываются гармонично, если его в семье понимают, поддерживают, критикуют строго за дело (причем разъясняют ему суть его ошибок, не обижая его), не ограничивают в его стремлениях и интересах, никогда никакая компания не станет для него ближе и дороже собственных родных и близких. При этом подросток, юноша будет охотно общаться со сверстниками, принимать участие в их коллективных мероприятиях, но наиболее весомым для него будет мнение родителей, наибольшую уверенность в себе ему будет внушать именно их поддержка, а не одобрение кого-либо другого.

В случае же, если отношения подростка, юноши в семье неудовлетворительны, если между ним и взрослыми конфликт, общение со сверстниками наполняется особым содержанием и начинает играть иную социальную роль. Образуемые такими подростками компании в той или иной степени оказываются противопоставленными окружающим, основу их составляют подростки, юноши, контакты которых со взрослыми в той или иной степени нарушены. В этом случае внутригрупповые отношения становятся самодовлеющими, устойчивыми к воздействию извне.

Прежде всего, для компаний последнего вида свойствен жесткий конформизм. Это может показаться довольно странным, если учесть, что подростки и юноши вообще, а члены таких компаний в особенности, по мнению окружающих, всегда в той или иной степени что-то нарушают, чего-то не выполняют и т. д. При этом следует отметить, что конформизм, если не диктат, тем жестче, чем примитивнее интересы, характер общения в такой компании. Проявляется он в первую очередь в том, чтобы все были одинаковы в моментах, связанных со взаимоотношениями, с совместным проведением времени. Групповые лозунги («у нас некурящих нет!», «пьем как все» и т. д.) становятся обязательными к исполнению. Иногда приобщение именно к таким, внешним маркерам поведения становится способом, облегчающим подростку, юноше вхождение в компанию.

Конформизм играет в таких компаниях важную роль, так как, кроме противопоставленности окружающим людям и внутригрупповому конформизму, «за душой» таких компаний ничего нет. По существу, эта требовательность, диктат — механизм самосохранения компании, так как содержательной, позитивной основы ее существования нет. Низкий социальный уровень, социальная незрелость таких компаний проявляется самым разнообразным образом. Здесь тоже есть свои табу, есть, напротив, сигналы, которые автоматически ведут к каким-либо действиям. Вспомним сакраментальное «наших бьют». Некоторым подросткам, юношам достаточно услышать этот возглас от одного из членов их компании, и они, как автоматы, бросаются на помощь, ввязываются в драку, не разбираясь: кто бьет, за что бьет, да и бьет ли вообще.

В подобных компаниях употребление алкоголя становится практически неизбежным моментом общения, взаимоотношения ее членов, и новички активно вовлекаются в это как прямым принуждением остальных, так и самим психологическим климатом таких компаний. Следует учитывать важный момент: если даже подросток, юноша хорошо знает о вредном действии алкоголя, мотивы его употребления в связи со взаимоотношениями в такой компании всегда оказывается сильнее мотивов воздержания в связи с пониманием его вреда: «. неудобно было отставать от товарищей», «друзья уговорили», «все так поступают» и т. д. Здесь отчетливо выступает незрелость социального сознания: с виду мотивы приобщения к действиям других членов компании привлекательны. Действительно, подросток, юноша, употребляя алкоголь, ориентируются не на себя со своим здоровьем, а на других людей, учитывают не только и не столько собственное мнение, сколько мнение других. Казалось бы, это похвально. Однако это узкий, примитивный коллективизм, скорее даже псевдоколлективизм. Основой подлинного коллективизма является цель, осознаваемая с позиций и интересов всего общества, а не просто группы людей, мнения которых совпали. Естественно, ориентация на общественные интересы требует от человека определенного уровня зрелости, а также и обращенности к обществу. Компании же, о которых мы говорим, как раз характеризуются ограниченностью, замкнутостью и противопоставленностью остальным людям, обществу.

Мотивы употребления алкоголя несовершеннолетними представлены в следующей таблице

(по данным Н. Г. Яковлевой. Профилактика пьянства и алкоголизма.— М., 1983.— С. 118).

Как видим, между эпизодически и систематически употребляющими алкоголь несовершеннолетними нет различий по первым трем мотивам и эти различия весьма велики по трем следующим мотивам. С одной стороны, это свидетельствует о том, что скука, психическое напряжение, а также стремление к самоутверждению в группе сверстников (несомненно употребляющих спиртное) являются действенными стимуляторами перехода от эпизодического употребления алкоголя к систематическому. С другой стороны, принимая во внимание, что сравниваемые группы отражают два последовательных этапа приобщения подростков к алкоголю, можно сделать вывод, что его употребление усиливает переживание скуки и психическое напряжение (поэтому и увеличивается число подростков, указывающих этот мотив), а также ослабляет переживание подростком своей неполноценности во взаимоотношениях со сверстниками.

Скука, психическое напряжение. Откуда они могут появиться в подростковом, юношеском возрасте? Следует учитывать, что важным предрасполагающим фактором этого является недоразвитие или нарушение у подростков и юношей механизмов осуществления деятельности (удовлетворения потребностей) — как самих поведенческих актов, так и их оценки. Это порождает внутреннюю неудовлетворенность собой, своим положением, конкретными жизненными ситуациями, вызывает психическое напряжение и т. д. и толкает на поиски выхода из этого своеобразного психологического тупика, в котором оказывается подросток или юноша.

Дело в том, что наиболее устойчивым фактором психики является активность индивида, проявляющаяся в разного рода потребностях. Данная от природы, эта активность должна быть ориентирована определенным образом в процессе воспитания путем формирования определенных потребностей и накопления опыта их удовлетворения. Отсюда следует важный педагогический вывод: у подростков, юношей в процессе воспитания необходимо развивать разумные потребности, нагружать учащихся полезными делами, не позволять им слоняться без дела, организовывать их деятельность так, чтобы совершенно свободного, ничем не занятого времени у них практически не было.

Нарушение механизмов оценки результатов деятельности, наряду с невозможностью удовлетворения потребностей, способствует увеличению склонности к злоупотреблению алкоголем, поскольку порождает тревожность, неуверенность индивида в себе, неудовлетворенность результатами деятельности независимо от объективного их содержания, что выступает как характерологические его черты.

В этих случаях подросток, юноша не в состоянии за счет реализации внутренних механизмов психики найти для себя зону психологического комфорта, снять психическое напряжение: ведь в норме оно снимается лишь целенаправленной деятельностью с ощутимыми и позитивно оцениваемыми ее результатами. Наиболее доступным путем такого выхода оказывается систематическое употребление алкоголя — то ли благодаря его свойствам снимать психическое напряжение, то ли из-за способности выступать в качестве универсального подкрепителя любой деятельности благодаря его эйфоризирующим свойствам. Таким образом, любое действие, любая деятельность, подкрепляемая действием алкоголя, субъективно начинает оцениваться как деятельность, ведущая к положительным для индивида результатам.

Употребление подростками, юношами алкоголя имеет некоторые особенности. Поскольку оно, несмотря на интенсивное алкогольное давление со стороны, не всегда все же одобряется, подростки, особенно самые младшие, нередко пьют тайком, в подъезде, торопливо передавая бутылку из рук в руки, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно. Очень быстро для них становится нормой пить по любому поводу (даже перед экзаменами); при этом, с одной стороны, в отсутствие состояния хотя бы легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно (например, отправляясь на танцы, на вечер), с другой — сама по себе трезвость становится для них странным состоянием: по их мнению, особые причины нужны уже не для того, чтобы выпить, а для того, чтобы воздержаться. Порою подростки, юноши считают нормой упиться до полного оглушения: для них важно не просто выпить какое-то количество спиртного (есть и такой мотив), поэтому выпивание до беспамятства необязательно является следствием утраты количественного контроля. Характерно именно стремление к полному отключению — только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная. В связи с этим существенное значение приобретает факт употребления подростками крепленых плодово-ягодных и низкокачественных виноградных вин, которым производители дают заманчивые названия — «Солнцедар», «Лучистое», «Золотая осень», «Аромат сада» и т.д., а потребители за их качество и специфику действия — названия «чернила» и «бормотуха». Во-первых, эти спиртные напитки дешевы; подросткам, юношам по цене они значительно более доступны, чем традиционная водка. Во-вторых, они сладкие и закуски не требуют в той степени, как водка. В-третьих, «забирают» они крепче, так как, помимо этилового алкоголя, в них содержится большое количество других продуктов брожения, оказывающих на психику еще более одурманивающее действие. Не случайно в постановлении ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» в качестве одной из важных практических мер предусматривается полное прекращение к 1988 г. выпуска плодово-ягодных вин.

Читайте также:  Что принимать при диабете 2 типа при алкоголизме

Если причина начала алкоголизации лежит в социальной среде, то закрепление алкоголизации, формирование зависимости человека от алкоголя объясняется специфическим его действием как наркотического вещества на центральную нервную систему, особенностями обмена алкоголя и нервной ткани. На незрелую нервную систему и психику алкоголь оказывает особенно интенсивное, глубокое и необратимое действие, и чем человек моложе, тем разрушительнее это действие. Кроме того, в ходе полового созревания специфически снижается устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя и поэтому вредное его влияние на подростков и юношей особенно велико.

Известно, что любой токсический фактор более неблагоприятно влияет на процессы, органы, системы, находящиеся в состоянии становления, чем уже сформированные, поскольку одним из основных различий между формирующимся и сформированным органом, системой, организмом в целом является различие в уровне надежности функционирования. При этом период полового созревания (соответственно, подростковый и ранний юношеский возраст) занимает особое место в плане чувствительности организма к алкоголю.

В этом возрасте при одинаковых условиях и степени употребления алкоголизм формируется примерно в 2,5—4 раза быстрее, чем при начале систематического употребления алкоголя в зрелом возрасте.

Влияние алкоголя на центральную нервную систему, ведущее к ухудшению течения нейрофизиологических процессов, к нарастанию свойственной подростковому и юношескому возрасту диссоциации функций коры и подкорки, а также свойственная возрасту способность запечатления («впечатления») в психику способствуют усилению действия алкоголя, быстрому формированию и закреплению сначала психологической, а затем физиологической зависимости от него. В течение 1—3 месяцев происходит начальная адаптация к алкоголю, в следующие 3—12 месяцев — усвоение стереотипов алкогольного поведения, примерно в течение 1,5 лет формируется психическая зависимость (т. е. подросток, юноша уже алкоголик), в конце концов за 3—5 лет формируется физическая зависимость от алкоголя. В некоторых случаях это происходит и раньше — через 1—3 года систематического употребления алкоголя. Примером чрезвычайно быстрого развития алкоголизма вплоть до физической зависимости является следующий: мальчик 10 лет в течение 3 месяцев систематически пил в небольшом количестве домашние вина и наливки (видимо, в связи с их сладким вкусом), имея к ним доступ. Когда это было обнаружено родителями и дальнейшее употребление алкоголя было прекращено, у него развился типичный похмельный синдром алкоголика, со столь тяжелыми проявлениями, что потребовалась медицинская помощь (В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин. Юношеские психопатии и алкоголизм.— М., 1980.— С. 156).

Алкоголизм у подростков и юношей течет злокачественнее не только по темпам, но и по содержанию каждого из этапов. Например, похмельный синдром не только формируется очень быстро, но и характеризуется особой раздражительностью, мрачностью, злобностью, вспыльчивостью и агрессивностью алкоголика, частыми колебаниями настроения, кошмарами по ночам.

При этом, чем моложе страдающий алкоголизмом, тем влечение к алкоголю неодолимее. Для несовершеннолетних алкоголиков характерны полное отсутствие критичности в оценке своего поведения и состояния, быстрые изменения психики — остановка в развитии личности, деформация эмоциональной сферы, а также астенические черты — повышенная утомляемость, рассеянность, отсутствие интереса к окружающему, инертность, они легко бросают работу, учебу и т. д.

Несколько слов о злоупотреблении алкоголя девочками-подростками и девушками. В течение подросткового возраста мотивы употребления алкоголя у девочек не меняются. Это — употребление алкоголя во время праздника, дня рождения, семейного торжества. В среднем они знакомятся с алкоголем на два-три года позже мальчиков. Девушки чаще знакомятся с алкоголем в ситуациях межполового общения — их угощают, предлагают им выпить спиртного иногда просто «за компанию», иногда с умыслом, учитывая специфическое растормаживающее действие алкоголя на половое поведение. Социально женский пол более устойчив к алкоголю, чем мужской, поскольку для лиц женского пола очень важное значение имеют понятия о приличиях, о женском достоинстве и т. д. Но по складу психики, по особенностям эмоциональной сферы женщины менее устойчивы к специфическому действию алкоголя. Поэтому ослабление антиалкогольных стандартов, распространение «питейных» обычаев скорее вовлекает лиц женского пола в злоупотребление алкоголем.

Таким образом, специфическая для подростков и юношей высокая чувствительность организма к алкоголю сочетается с дефектами психолого-педагогического плана, порожденными особенностями среды, недостатками воспитания. Постепенно накапливаясь, они все более отчетливо проявляются, особенно в том возрасте, когда контроль семьи, родителей ослабевает и человек во все большей степени самостоятельно регулирует свое поведение. Совокупность биологических и социальных факторов и определяет особую сенситивность подросткового и юношеского возраста к алкогольному злу.

Каждый взрослый человек, и учитель в первую очередь, должен помнить, что основной контингент тяжелых алкоголиков, людей, являющихся балластом общества, формируется из начавших употребление в детском, подростковом, юношеском возрасте. Вместе с тем, это период, когда алкогольные установки, убеждения, стереотипы только формируются, и воздействовать на употребляющего алкоголь в этот период легче, чем на человека с окончательно деформированной алкоголем психикой.

источник

Все права на материалы принадлежат их авторам. Материалы сайта были взяты из открытых источников. По всем вопросам обращаться по адресу axe на birsk.ru

В медицинской практике описано немало примеров алкоголь­ного отравления детей после рождения, если мать или кормилица пили вино или пиво с целью «стимуляции» образования грудного молока. У детей при этом возникали судороги, а иногда даже при­ступы эпилепсии. Известно судебное дело, возбужденное родите­лями четырехмесячного ребенка против приходящей няни, кото­рая в их отсутствии потчевала своего подопечного вином из буты­лочки с соской, чтобы он крепко спал.

Иногда, считая, будто алкоголь усиливает аппетит, родители дают грудному ребенку те или иные спиртные изделия в неболь­шом количестве. Существует мнение, что это излечивает малокро­вие, улучшает сон и облегчает прорезывание зубов. В некоторых местностях бытует также опасное представление о том, что упо­требление небольших доз спиртного в раннем детстве будто бы предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом воз­расте. Такие заблуждения и предрассудки приводят зачастую к тра­гическим последствиям, прежде всего к отравлению ребенка.

Алкогольные отравления составляют примерно 7 % всех случаев отравления детей. Минимальную дозу спиртного, вызывающую гибель ребенка, назвать трудно, так как дети пьют его тайком от взрослых. По мнению некоторых врачей, младенец может погиб­нуть даже от смоченной алкоголем пеленки, в которую он завер­нут. Описан случай смерти ребенка в возрасте до года в результате трехкратного (за сутки) наложения водочного компресса на груд­ную клетку при кашле. По мнению фармаколога Н. П. Кравкова, минимальной смертельной дозой для ребенка, не достигшего 10-летнего возраста, можно считать примерно 15 г чистого спирта (2 — 3 столовые ложки водки). Однако практике известен случай гибели пятилетнего малыша, выпившего 10 г спирта.

Не менее трагично и второе из наиболее частых последствий употребления детьми спиртного — привыкание их к алкоголю, т.е. возникновение наркотической зависимости.

Положительное отношение детей к алкоголю формируется очень рано. Это в определенных условиях может отрицательно повлиять на процесс формирования и развития личности. Маленькие дети, зачастую сидя со взрослыми за одним праздничным столом, могут наблюдать, а нередко и участвовать в застолье. Этот факт свиде­тельствует о безответственном отношении взрослых к тому, что дети при этом перенимают алкогольные традиции. Мнение, что малыши 2 — 3 лет мало что понимают и запоминают, — очень опас­ное, но весьма распространенное заблуждение. Маленькие дети всегда подражают взрослым, и особенно родителям, как самым близким и авторитетным людям.

В семьях, где традиционное употребление спиртного по празд­никам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети вос­принимают алкогольное застолье как естественное, причем обя­зательное явление. Об этом свидетельствуют сюжеты детсадов­ских послепраздничных игр, имитирующих поведение взрослых за праздничным столом. Всегда в группе детей найдется органи­затор «празднества», объявляющий себя «тамадой», строго со­блюдающий «правила» застолья, например такие: «После первой рюмки не закусываем», «Пить надо до дна» и др. Участники игры, вспоминая прошедший праздник в своей семье, делятся друг с другом сведениями о том, какие алкогольные изделия подава­лись к столу, как и по какой рецептуре можно приготовить само­гон или «слезы садовода», сообщают, сколько водки, самогона, чачи или других подобных изделий им предложили попробовать или дали выпить их родители.

источник

В последнее десятилетие особую тревогу вызывает «омоложение» алкоголизма, которое обуславливается, в первую очередь, кризисными социально-экономически­ми изменениями в стране. Рассмотрим психологическую специфику подросткового и юношеского алкоголизма. Большинство семей детей алкоголиков находится за чер­той бедности. Государство, по существу, полностью отка­залось от ранее существовавшей системы профилактики алкоголизма и наркомании. Средства массовой информа­ции до определенного времени соревновались в рекламе крепких спиртных напитков, в настоящее время продол­жается реклама на пиво. Введена вседозволенная, бескон­трольная продажа алкогольных напитков. В большинстве случаев коммерческие киоски располагаются рядом с дет­скими садами и учебными заведениями. Пиво отнесено к категории слабоалкогольных напитков и стало обычным, полностью доступным для детей и подростков. Наблюда­ется увеличение криминальных, аморальных и неполных семей с искореженной системой воспитания. Растет бес­призорность, безнадзорность, бродяжничество, преступ­ность несовершеннолетних. Школа (учителя, психологи, социальные педагоги) дистанцируется от активного и дей­ственного воспитания детей группы риска, занимает по­рой позицию невмешательства в процесс алкоголизации и криминализации детей и подростков, перекладывая эти функции на плечи правоохранительных органов.

В силу вышесказанного социально-экономический аспект следует рассматривать как ведущий, но не решаю­щий фактор «омоложения» алкоголизма. Другим факто­ром в этом процессе являются органические поражения головного мозга, мозговые инфекции, тяжелые отравле­ния, перенесенные в первые годы жизни, неблагоприят­ные воздействия окружающей среды, криминальная, амо-

ральная, неполная семьи, акцентуации характера, умст­венная отсталость и пограничные формы умственной от­сталости. Как показали результаты опросов среди подро­стков, злоупотребляющих спиртным, такое поведение воспринимается ими как «форма протеста». Для таких мо­лодых людей характерны враждебность и отчуждение по отношению к взрослым и непринятие их взглядов и прин­ципов. Очень часто общение с родителями вызывает у по­дростков сильные стрессы, они не получают поддержки со стороны семьи. Их «алкогольный протест» указывает на отчужденность от семьи и общества. По этой причине зло­употребляющие алкоголем молодые люди оказываются более предрасположенными и к совершению правонару­шений.

Следующим немаловажным фактором приобщения детей и подростков к алкоголю являются специфические особенности поведения, характерные для данного возрас­та, в частности потребность к группированию со сверст­никами из потребности идентификации с ними. Употреб­ление спиртного становится характерным занятием для определенной группы, поэтому подросток, который хочет стать членом такой компании, также начинает пить. Упо­требление алкоголя — это важная часть роли взрослых, ко­торую им так не терпится играть. Это своеобразный ритуа­льный обряд перехода во взрослый мир. Очень часто упо­требление алкоголя подростками является реакцией на ощущение тревоги и одиночества. Алкоголь позволяет им на определенное время освободиться от неуверенности в себе, стеснительности, беспокойства, преодолеть обще­ственные запреты. Как показали исследования, злоупот­ребляющие алкоголем испытывали чувство неудовлетво­ренности собой, отличались безответственностью, незре­лостью представлений о жизни, замкнутостью, ненадеж­ностью, эгоистичностью, недоверчивостью и неприняти­ем общепринятых норм и правил 2000).

Не все молодые люди, иногда позволяющие себе креп­ко выпить, становятся потенциальными алкоголиками. Проблемная ситуация возникает тогда, когда молодой че­ловек начинает выпивать в основном по психологическим причинам, а не просто за компанию или по поводу како­го-либо события. Частое употребление алкоголя с целью расслабиться и снять психологическое напряжение гово­рит о существовании серьезных личностных проблем. Та-

кие подростки плохо контактируют с членами семьи и од­ноклассниками, хуже учатся, более склонны к соверше­нию правонарушений, реже участвуют во внеклассных ме­роприятиях, чаще не ночуют дома. Очень немногие из них пристрастились к алкоголю настолько, что приблизились к опасной черте алкоголизма, но уже сейчас в их поведе­нии видна психологическая неуравновешенность, кото­рая заставляет выражать протест или искать убежища от проблем с помощью спиртного.

Эти и другие обстоятельства составляют важнейшие предпосылки подросткового и юношеского алкоголизма, способствующие более раннему усвоению алкогольных традиций, установок, на фоне которых формируются все психические процессы и личность в целом.

Б. С. Братусь, анализируя динамику психического раз­вития детей, злоупотребляющих спиртным, обратил вни­мание, что дошкольный период не вызывает особых опа­сений у воспитателей: дети подвижны, охотно общаются со сверстниками, их ведущая деятельность соответствует возрасту. Однако иногда отмечается повышенная возбу­димость или истощаемость, несколько изменен и характер их игр: в них больше присутствуют мотивы наказания, элементы жестокости, что, прежде всего можно отнести за счет влияния микросреды. Вследствие семейного неблаго­получия эти дети попадают в группу социально и педаго­гически запущенных, и их подготовка к школе оказывает­ся недостаточной по сравнению с нормой: они менее при­способлены к учебе и школьным требованиям поведения. Их основные отличия от нормы обычно сводятся к тому, что они более утомляемы, более нетерпеливы, возбудимы и раздражительны, не способны к длительному сосредото­чению внимания, к длительным психическим нагрузкам. Оказывается, им трудно учиться, уже к младшему подро­стковому возрасту у них появляются трудности в поведе­нии, они становятся нарушителями спокойствия в классе, больше, чем другие, тянутся к уличным компаниям, име­ют склонность рано приобщаться к алкоголю.

По мере усложнения школьной программы таким де­тям становится все труднее усваивать школьную програм­му. Их умственная работоспособность ограничивается 15—25 минутами, вторая половина урока проходит мимо их внимания. Они становятся невнимательными, отвлека­ются, отвечают невпопад. Все это вызывает осуждение,

раздражение учителей, насмешки со стороны сверстников и стойкое негативное отношение к ним. Такому ребенку не под силу бывает самостоятельно справиться с выполне­нием домашнего задания без дополнительной помог взрослых. В неблагополучной семье подобная помощь, как правило, отсутствует. Отсюда раздражение, недовольство родителей и обвинения ребенка в лени, тупости, глу­пости, нередки различные наказания — от лишения ка­ких-либо благ до физического наказания.

В результате важнейшие потребности ребенка этого возраста, тесно связанные с его учебной деятельность» (потребность в одобрении взрослых, окружающих, роди­телей, сверстников, потребность в самоуважении и пр.), начинают ущемляться, фрустрироваться, постепенно создавая глубокий внутренний дискомфорт.

Читайте также:  Как избавится от алкоголизма в домашних условиях народными средствами

Выходы из этого положения могут быть различными и,: сожалению, далеко не всегда благополучными: иногда такой ребенок становится на время забитым, подобострастным, тихим; иногда, напротив, стремится компенсировать недостатки учебы бравадой, дерзостью, выходками на уроке иногда — ролью постоянного шута в классе; иногда, если позволяют физические силы, — драками и т. п. В исследовании Е. Н. Голубевой, проведенной под руководством Б. С. Братуся, было показано, что уже в раннем детстве и младшем школьном возрасте на операциональном уровне воспринимаются и усваиваются будущими «трудными» детьми разнообразные асоциальные формы поведения, например «выясни отношений» как обязательная драка и т. п.

Наблюдения показывают, что именно с подросткового возраста эти дети начинают злоупотреблять алкоголем. Было бы ошибкой думать, что подросток ввиду своего отя­гощенного психического развития выбирает в качестве предмета новых потребностей собственно алкоголь. Как правило, им выбирается не алкоголь, а компания, группа в которой обязательным элементом общения, времяпровождения является выпивка. Это компания, группа, которую в литературе называют по-разному — уличной, дворе вой, асоциальной и т. п. Эти группы могут быть однородными по возрасту или разнородными, с двумя-тремя старшими заводилами. Чем же привлекают эти группы, почему из широкого спектра предметов, отвечающих потребностному состоянию подростка (часто неосознанным желани-

ям личностного общения, самоутверждения, взрослости и т. п.), выбирают именно алкоголь?

Главным здесь является то, что в «уличной» микросре­де подростки, если ни в каком другом месте не находят ре­ального поля для самоутверждения, могут обрести нако­нец высокий социальный и личностный статус, проник­нуться самоуважением, чего они не в состоянии были сде­лать ни в школе, ни в своей семье, ни в какой-либо социально приемлемой внешкольной деятельности. В группе подросток удовлетворяет потребность в свободном, нерегламентированном общении, там он не просто проводит досуг, а находит средство для самовыражения (Кон И. С, 1989). Группа, особенно сначала, кажется новичку полной демократизма, теплоты, лишь позднее обнаруживаются ее жесткость, иерархия, обязательное подчинение лидерам, корпоративность и т. п. Употребление же алкоголя имеет здесь особое значение. Именно групповая выпивка нередко играет роль психологического рубежа, своеобразного по­священия в члены группы. Потребление спиртных напит­ков, в свою очередь, требует денег, которых у подростков, только начинающих самостоятельную жизнь, либо нет, либо очень мало, что толкает группу на первые выраженные асоциальные, криминальные поступки. Алкогольные экс­цессы подростков (несовершеннолетних) — это и способы «взрослого» самоутверждения, проведения досуга, свобод­ного общения. Алкоголизм среди детей и подростков изна­чально групповой по своему характеру. Едва ли можно встретить подростков, употребляющих алкоголь в одиноч­ку. Им обязательно нужны зрители для разворачивания своеобразного подросткового алкогольного театра.

С началом систематического употребления алкоголя у подростков неизбежно возникают конфликты в учебном заведении, на работе, в семье. Однако, как правило, в ис­ториях больных ранним алкоголизмом это противодейст­вие микросреде ограничивалось либо мерами репрессив­ного характера (выговоры, порицания, административное воздействие), либо их «пуганием» последствиями алкого­лизма, пагубными перспективами связи с «дурной компа­нией». Подобные меры, будучи негативными, не могли оградить подростка от «уличной» компании. Эти меры не сочетались с психологически обоснованными запросами подростка социально приемлемого стиля жизни и таких форм деятельности, в которых они могли бы быть успеш-

ными и удовлетворяли их эмоциональные чувства и соци­альные ожидания. Его потребности в личном эмпатийном общении, ощущении собственной значимости, защищен­ности, силы удовлетворялись только в этой девиантной группе. «Уличная» компания, пусть в извращенной фор­ме, но давала им все необходимое. В подобной ситуации сопротивление, а тем более репрессии окружающих взрос­лых лишь увеличивали внутреннюю сплоченность компа­нии, отрезая подростку, или, во всяком случае, крайне за­трудняя, путь возвращения к благополучному детству.

Внешние черты личности подростка, для которого за­труднен возврат в благополучную среду, достаточно по­дробно описаны клиницистами. Они отмечают, что боль­ным ранним алкоголизмом свойственны возбудимость, агрессивность, сексуальные извращения, заостренность характерологических черт, депрессивные реакции, нару­шение социальной адаптации, узость интересов, асоциа­льные тенденции, циничность, эмоциональная холод­ность, утрата привязанности к семье и т. д. Для целей кри­минологического исследования следует особо отметить такие черты подростков-алкоголиков, как подозритель­ность, недоверчивость, повышенная мнительность, нео­боснованная ревность, готовность к болезненной фикса­ции ошибочных утверждений. В мотивационной сфере изменяется содержание потребностей и перестраивается иерархия мотивов. Алкоголь становится ведущим моти­вом поведения. Все перечисленные качества действитель­но приводят к усилению репрессивных мер по отношению к подростку или полному дистанцированию и изоляции его от общества, тем самым провоцируя бродяжничество или раннюю криминализацию.

источник

Употребление алкоголя в семье, имеющее главным образом характер так называемого культурного пития, — один из важнейших факторов алкогольной преемственности поколений, вовлечения в пьянство детей, подростков, юношества.

Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей, рассматривается

как существенный индикатор психического здоровья нации.

В медицинской практике описано немало примеров алкогольного отравления детей после рождения, если мать или кормилица пили вино или пиво с целью «стимуляции» образования грудного молока. У детей при этом возникали судороги, а иногда даже приступы эпилепсии. Известно судебное дело, возбужденное родителями четырехмесячного ребенка против приходящей няни, которая в их отсутствии потчевала своего подопечного вином из бутылочки с соской, чтобы он крепко спал.

Иногда, считая, будто алкоголь усиливает аппетит, родители дают грудному ребенку те или иные спиртные изделия в небольшом количестве. Существует мнение, что это излечивает малокровие, улучшает сон и облегчает прорезывание зубов. В некоторых местностях бытует также опасное представление о том, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве будто бы предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте. Такие заблуждения и предрассудки приводят зачастую к трагическим последствиям, прежде всего к отравлению ребенка.

Алкогольные отравления составляют примерно 7 % всех случаев отравления детей. Минимальную дозу спиртного, вызывающую гибель ребенка, назвать трудно, так как дети пьют его тайком от взрослых. По мнению некоторых врачей, младенец может погибнуть даже от смоченной алкоголем пеленки, в которую он завернут. Описан случай смерти ребенка в возрасте до года в результате трехкратного (за сутки) наложения водочного компресса на грудную клетку при кашле. По мнению фармаколога Н. П. Кравкова, минимальной смертельной дозой для ребенка, не достигшего 10-летнего возраста, можно считать примерно 15 г чистого спирта (2—3 столовые ложки водки). Однако практике известен случай гибели пятилетнего малыша, выпившего 10 г спирта.

Не менее трагично и второе из наиболее частых последствий употребления детьми спиртного — привыкание их к алкоголю, т. е. возникновение наркотической зависимости.

Положительное отношение детей к алкоголю формируется очень рано. Это в определенных условиях может отрицательно повлиять на процесс формирования и развития личности. Маленькие дети, зачастую сидя со взрослыми за одним праздничным столом, могут наблюдать, а нередко и участвовать в застолье. Этот факт свидетельствует о безответственном отношении взрослых к тому, что дети при этом перенимают алкогольные традиции. Мнение, что малыши 2—3 лет мало что понимают и запоминают, — очень опасное, но весьма распространенное заблуждение. Маленькие дети всегда подражают взрослым, и особенно родителям, как самым близким и авторитетным людям.

В семьях, где традиционное употребление спиртного по праздникам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети воспринимают алкогольное застолье как естественное, причем обязательное явление. Об этом свидетельствуют сюжеты детсадовских послепраздничных игр, имитирующих поведение взрослых за праздничным столом. Всегда в группе детей найдется организатор «празднества», объявляющий себя «тамадой», строго соблюдающий «правила» застолья, например такие: «После первой рюмки не закусываем», «Пить надо до дна» и др. Участники игры, вспоминая прошедший праздник в своей семье, делятся друг с другом сведениями о том, какие алкогольные изделия подавались к столу, как и по какой рецептуре можно приготовить самогон или «слезы садовода», сообщают, сколько водки, самогона, чачи или других подобных изделий им предложили попробовать или дали выпить их родители.

Одним словом, программирование уважительного отношения к алкоголю как к обязательному элементу любого праздника начинается с самого раннего возраста.

В процессе детских игр с «алкогольным содержанием» ясно проявляются аспекты оценки детьми роли алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, а также его опьяняющее действие. Ритуалы формируют у ребенка уважительное отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртного воспринимается как положительный факт, дающий повод для необычных форм поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Таким образом, уже в первые годы жизни у ребенка создается модель будущего алкогольного поведения.

Родителям необходимо помнить об ответственности за антиалкогольное воспитание детей начиная с первых лет их жизни (а в соответствии с современными рекомендациями — даже с эмбрионального периода), не ограничиваясь высказываниями о вреде алкоголя, а демонстрируя преимущества трезвого образа жизни собственным примером. Мировая статистика свидетельствует о прямой зависимости между уровнем потребления алкоголя родителями и злоупотреблениями спиртными изделиями их детей. А ключевым периодом в антиалкогольном воспитании являются младший школьный и особенно подростковый возрасты.

Необходимо знать, что у детей и подростков алкоголизм развивается катастрофически быстро. Если у взрослых людей переход от простого пьянства к алкоголизму в зависимости от интенсивности пьянки занимает от 5 до 10 лет, то формирование хронического алкоголизма у подростка происходит в 3—4 раза быстрее, иногда минуя этап регулярного потребления. И чем молниеноснее развитие алкоголизма, тем необратимее его последствия.

Явление это объясняют так. Мозговая ткань ребенка гораздо богаче водой и беднее белком, чем у взрослого. В воде же алкоголь прекрасно растворяется. Всасывание спирта в организме ребенка тоже происходит быстрее, чем у взрослого. Лишь 7% из всосавшегося алкоголя выводится легкими и почками. Остальные 93 %, окисляясь в самом организме, действуют как яд, не встречающий практически никакого противодействия. В детском и подростковом возрасте алкоголь особенно разрушительно влияет на печень, находящуюся в стадии формирования. Токсическое поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов; отрицательно реагируют на присутствие в организме алкоголя сердце, легкие, желудок, кроветворные органы, эндокринная и нервная системы. Алкоголь нарушает и функцию почек. Активные клетки почек погибают, следовательно, организм в меньшей степени освобождается от вредных шлаков. Поэтому молодой человек, часто употребляющий спиртное, постоянно находится в состоянии отравления: с одной стороны, сам алкоголь является сильным ядом, а с другой — в тканях всех органов накапливаются необеззараженные вещества, мешающие дальнейшему росту и развитию организма. Алкоголь ослабляет, тормозит и угнетает развитие всех органов и систем. Чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкогольного яда. Это определяет высокую смертность среди подростков и юношей, страдающих алкоголизмом.

У здорового ребенка не может быть влечения к алкоголю. Наоборот, вкус и запах спиртных напитков вызывают у него отвращение,

Почему же первоначальное неприятие не исключает повторных выпивок? Что заставляет детей преодолеть в себе отвращение к хмельным напиткам и стать в. конце концов рабами алкоголя?

Исследованиями установлено, что подростка влечет не вкус спиртного, а его действие — состояние опьянения. Ведь поначалу степень опьянения у 90% знакомящихся с алкоголем подростков легкая, с ощущением прилива сил, возникновением чувства довольства, комфорта, повышением настроения. У некоторых опьянение протекает с элементами дурашливости. При такой степени опьянения не бывает выраженной алкогольной интоксикации, потери самоконтроля. За небольшое отклонение в поведении никто не ругает, в таком состоянии подросток не попадает в милицию. У него формируется убеждение, что прием алкоголя — вполне естественное и закономерное явление в жизни. Но потребность в спиртном быстро нарастает, и в неокрепшем физически организме формируется алкогольная зависимость со всеми ее трагическими последствиями как для самого человека, рано приобщившегося к спиртному, так и для общества в целом.

Каковы же основные побудительные мотивы выпивок несовершеннолетних?

Рассмотрим главные причины ранней алкоголизации подростков, указываемые большинством исследователей этой проблемы.

Социологические исследования подтверждают, что первым фактором, провоцирующим пьянство детей, является алкогольное окружение, которое составляют прежде всего пьющие ближайшие родственники: отец, реже мать, иногда оба родителя. К ним могут присоединиться старшие братья или сестры. Отрицательное влияние последних может сказываться и самостоятельно при родителях-трезвенниках. Чаще всего представители старшего поколения в пьющих семьях имеют низкий уровень образования, в основном это неквалифицированные рабочие. Потребление алкоголя в семье не считается злом, поэтому приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства. Тем не менее установлено, что дети из семей, в которых им не запрещалось хмельное, впоследствии прибегают к выпивкам вне семьи в 9 раз чаще по сравнению со сверстниками, которым потребление спиртных напитков было строжайше запрещено родителями. Даже в том случае, когда сыновья больных алкоголизмом родителей воспитываются с раннего возраста в семьях с трезвыми обычаями, они в 4 раза чаще идут по стопам своих отцов, нежели их сверстники.

Вторая причина пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя представляется им символом самостоятельности, мужества, средством самоутверждения. Этому способствует неосведомленность детей и подростков о свойствах алкоголя и трагических последствиях его потребления. А обманчивое удовольствие, испытываемое от первоначально малых доз спиртного, формирует ошибочное представление о благотворном его влиянии на организм и способствует быстрому привыканию к алкоголю.

Привлекательность для подростков спиртного усугубляется популяризацией алкоголепития в кино и телевизионных передачах. Социологи США считают, что для подростков, проводящих до 5 ч у телевизора, примеры пьющих кино- и телегероев — наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Подсчитано, что в самых популярных программах, идущих в США с 20 до 23 ч, за каждый час показывают в среднем 7,02 случая употребления алкогольных напитков (безалкогольных только 3,33 случая). При этом положительные герои прикладываются к рюмке в 5 раз чаще отрицательных.

Наши юные телезрители лишь в период действия известных постановлений и указа по борьбе с пьянством и алкоголизмом были в значительной мере избавлены от подобной рекламы потребления спиртного.

Еще одна причина подросткового пьянства — пример сверстников. У детей и подростков из неблагополучных (особенно неполных) семей, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пьющие подростки имеют реальные возможности для самоутверждения, проникаются самоуважением, чего не в состоянии добиться ни в семье, ни в школе. Участие в «алкогольной компании», где почти всегда лидируют «заводилы», состоящие на учете в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимые, чревато не только приобщением к алкоголю. Обычно оно связано еще и с выполнением новичком «обязательной программы» — хулиганских действий и других уголовно наказуемых правонарушений. Из-за возникающих в результате этого конфликтов прерывается учеба, без сожаления меняются одно за другим места работы, которая рассматривается теперь лишь как средство получения денег на покупку алкоголя.

Читайте также:  Может ли человек сам вылечиться от алкоголизма

Если у сверстников с трезвенническими установками этот период жизни связан с максимальным духовным ростом, с учебными и профессиональными интересами, то у пьющих подростков такие формы деятельности становятся несовместимыми с постоянной и уже непреодолимой потребностью в алкоголе. У них нарушается внимание, память, мышление, падает работоспособность, изменяется обмен веществ, поскольку организм уже не может обходиться без алкоголя. Диагноз состояния — алкоголизм. Избавиться от него самостоятельно подросток не может, необходимо лечение.

В последние годы выявлена еще одна причина влечения подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. Попытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязанностей приводят к формированию у подростка комплекса таких черт характера, как безволие, зависимость, безответственность, неподготовленность к жизни. Внешне это благополучные, тихие, смирные, легко подчиняющиеся дети и подростки. У них как бы «соглашательский» тип характера, аморфный, без яркой индивидуальности. Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности приводит к поиску легких путей решения проблем, к подчинению дурным влияниям. Потребление спиртного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным (благодаря материальной обеспеченности родителей), хотя и иллюзорным выходом из трудных ситуаций. Они — продукт среды. В хорошем коллективе они могут стать хорошими людьми, учениками и работниками, а в компании антисоциальных подростков легко спиваются. Их будущее зависит от окружения, в котором им придется жить и работать.

Не все несовершеннолетние, так или иначе вовлекаемые в выпивки, становятся на путь регулярного пьянства. Объясняется это тем, что помимо перечисленных факторов в приобщении к пьянству и в развитии алкоголизма большую роль играют особенности личности самого человека. Психологи утверждают, что наибольшая вероятность заболевания алкоголизмом наблюдается у детей с мозговой недостаточностью, выраженной часто в стертой форме и обусловленной различными, в том числе и родовыми, черепно-мозговыми травмами, неблагоприятно протекающей беременностью, задержкой физического и умственного развития, синдромами психической заторможенности или возбуждения, психопатиями.

Сейчас активно изучаются биологические аспекты алкоголизма. Исследуется значение наследственности и особенностей обмена веществ, предрасполагающих к этой болезни. Согласно имеющимся данным, с помощью биологических маркеров можно выделить группы риска, что позволит вести целенаправленную профилактическую работу по отношению к людям с врожденной склонностью к алкоголизму.

Итак, похмельный синдром у подростков формируется спустя 1 — 3 года после начала систематического пьянства. Последовательность развития этого негативного процесса такова:

I этап — начальная адаптация к спиртному;

II этап — усвоение стереотипов алкогольного поведения;

III этап — формирование психической зависимости от алкоголя;

IV этап — отчетливо выраженная физическая зависимость от алкоголя.

V подростков, страдающих алкоголизмом, спиртное становится необходимым компонентом обменных процессов в организме, именно поэтому при воздержании возникает похмельный синдром. Он проявляется в виде общего недомогания, головных болей, нарушения сна, деятельности сердечно-сосудистой и желудочной систем, пониженного настроения, выраженного желания принять спиртное. Известны случаи суицида подростков в состоянии похмельного синдрома.

Говоря об особенностях подросткового возраста, нельзя не учитывать и такой важной социально-гигиенической проблемы, как акселерация.

Современные условия жизни оказывают на нервную систему ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад. Поток информации стал несравненно обильнее, впечатления — разнообразнее и богаче, темп жизни ускорился. Происходит определенное ускорение и психического развития. Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость представлений. Возникает диспропорция между физическим развитием и социальным статусом. При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения. Ранняя алкоголизация выступает, как правило, индикатором социально-психологической несостоятельности личности, бедности и неразвитости ее нравственно-ценностной сферы, является признаком дефицита социально значимого поведения, носит компенсаторный характер, создавая иллюзию деятельности и эмоциональности.

Употребление спиртного подростками, независимо от дозы, рассматривается как патология, так как в любом случае приводит к алкогольному отравлению. Особенность алкоголизации несовершеннолетних состоит в том, что у них отсутствует этап умеренного употребления. Любая принятая доза алкоголя является для подростка чрезмерной, поэтому сам факт ее приема должен рассматриваться как злоупотребление. Основанием для такого утверждения является очень часто встречающаяся у подростков тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания. Чтобы не выглядеть в кругу пьющих ребят «белой вороной», многие подростки «тренируют» себя спиртным, убегая при позывах к рвоте подальше от компании (иногда вызывая рвоту искусственно), и, освободившись таким образом от части принятого алкоголя, возвращаются и продолжают пить, надеясь приобрести устойчивость к этому интоксиканту, т. е. «пить как все». При этом степень опьянения несовершеннолетних может достичь такого уровня, когда без медицинской помощи возможен смертельный исход. Но даже если этого не произошло, передозировка алкоголя приводит к амнезии, т. е. потере памяти вследствие повреждения клеток головного мозга. Подросток, придя затем в сознание, в лучшем случае может вспомнить только начало выпивки. Если опьянения такого уровня у подростков неоднократны, а амнезии длительны, то это отрицательно сказывается на психическом состоянии, и прежде всего на уровне интеллекта.

Утрата спасительного рвотного рефлекса, происходящая по мере алкоголизации несовершеннолетних, повышает переносимость спиртного, формируя влечение к нему, причем гораздо быстрее, чем у взрослых. В состоянии опьянения подросток на этой стадии уже не испытывает дискомфорта. Ему, наоборот, очень весело, он весьма активен, готов к «подвигам», ищет «приключений». Но контролировать свое поведение опьяневший подросток не в состоянии. Изменяются интересы и характер. Учащиеся теряют интерес к занятиям, пропускают уроки, грубят учителям и родителям. Любыми способами добывают деньги на выпивку. Отсюда — драки, кражи, грабежи, а затем — беспорядочные половые связи, изнасилования и другие криминальные действия, вплоть до убийств. А так как преступления, совершаемые несовершеннолетними, чаще всего остаются безнаказанными, противоправное поведение подростков не только продолжается, но и усугубляется. Главное: по разным причинам, образ жизни таких подростков для большинства их родителей остается тайной вплоть до задержания юных нарушителей законов работниками правоохранительных органов.

Между началом злоупотребления спиртными изделиями и характером протекания алкоголизма у подростков существует достоверно определяемая связь: чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Самым опасным, безусловно, является злокачественное (ускоренное) течение алкоголизма.

Вот как характеризует эту форму алкогольной болезни Д. Д. Еникеева: «Злокачественное течение алкоголизма характеризуется стремительным формированием патологического влечения к алкоголю (в некоторых случаях после одно- двукратного приема спиртного), отсутствием этапов борьбы мотивов «выпить» или «не выпить» (возникшее влечение без раздумий реализуется), изначальным отсутствием количественного контроля (т.е. с самого начала пьющий подросток не контролирует количество потребляемого алкоголя и пьет до состояния тяжелого опьянения) или его ранней утратой, систематическими передозировками и последующими амнезиями, появлением неуправляемого поведения уже на начальной стадии алкоголизма и социальными конфликтами»1.

Описанная патология характерна для подростков, страдавших еще до начала алкоголизации различными психическими заболеваниями, такими, например, как психопатия, эпилепсия, последствия черепно-мозговых травм и др. Основная черта характера таких детей — неконтролируемое поведение. Их родители, будучи пьющими, а чаще алкоголиками с низким интеллектом, сами приобщают своих отпрысков к спиртному. Они не обременяют себя воспитанием детей, так как и сами пренебрегают общепринятыми правилами поведения, а иногда просто не знают, что таковые существуют.

«Кумиры» подобных подростков — социально неблагополучные взрослые люди, как правило с криминальным прошлым, неумеренно пьющие. Подражание таким людям приводит подростков к деградации и декомпенсации, опережающим по срокам возникновения основные симптомы алкоголизма. Дети прекращают учебу, не могут выполнять даже несложную работу, не требующую квалификации, не удерживаются ни на одном рабочем месте из-за нарушений трудовой дисциплины и систематического пьянства.

При злокачественном варианте подросткового алкоголизма родители вынуждены прибегать к помощи нарколога. Но и на этом этапе подростки с такой формой алкоголизма даже в условиях типового наркологического отделения ведут себя неадекватно: отказываются от лечения или имитируют прием назначаемых лекарств (кладут таблетки за щеку, а затем потихоньку их выплевывают; а иногда, проглотив лекарство, при первой возможности избавляются от него, искусственно вызывая рвоту), не соблюдают режим лечебного учреждения. А главное, при содействии друзей или пьющих родителей подростки продолжают пить, что приводит к алкогольным галлюцинациям, сопровождаемым судорожными припадками.

Как правило, попытки близких избавить подростков от злокачественной алкогольной болезни не дают желаемого результата. Родственники в конце концов не выдерживают их безобразного поведения и непрекращающегося пьянства, предоставляют им полную свободу, фактически отказываясь от них.

Дальнейший сценарий жизни подростков, страдающих злокачественной формой алкоголизма, как правило, весьма однообразен: вначале они попрошайничают, затем начинают воровать и после неоднократных судимостей попадают в колонии для несовершеннолетних, покидая которые пополняют «армию» бомжей.

К счастью, далеко не все подростки обречены на описанный выше образ жизни. Абсолютное большинство детей в нашей стране получает среднее образование, многие — высшее. Каково же их отношение к употреблению спиртного?

Результаты различных исследований позволили выделить семь уровней вовлеченности учащихся старших классов в употребление спиртных изделий.

Нулевой уровень характеризует школьников, не знакомых с опьянением и эйфоризирующим действием спиртного. Алкоголь не употребляется ими либо в соответствии с традициями семьи, либо благодаря личной установке на полную трезвость. Отношение к спиртным изделиям активно (реже — пассивно) отрицательное. У школьников данной группы выработана личная стратегия поведения, направленная на отказ от употребления алкоголя в любых ситуациях.

I уровень — начальный, характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртного. Употребление алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощущений как от органолептического действия спиртного (запах, вкус), так и от опьянения, заканчивающегося явлениями астении. Эйфории от употребления этанола обычно не возникает. Переносимость алкоголя низкая. Школьники, относящиеся к этому уровню, к потреблению алкоголя не стремятся. Выпивают только в тех случаях, когда нельзя отказаться. Большинство их близких, знакомых и друзей редко употребляют алкоголь и относятся к нему отрицательно или безразлично. На I уровне вовлеченности в употребление спиртного меры воспитательного и запретительного характера могут привести к прерыванию или полному прекращению алкоголизации.

II уровеньэпизодическое употребление алкоголя, характеризуется знакомством старшеклассников с различными изделиями, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртного хорошо переносятся, вызывая эйфорию, что придает привлекательность потреблению алкоголя. Но сами учащиеся редко становятся инициаторами выпивок. Мотивы употребления разнообразны: повысить коммуникабельность, поступать «как все», выглядеть более взрослым и самостоятельным.

На этом уровне вовлеченности в употребление спиртных напитков хорошо скоординированные меры воспитательного характера могут приостановить процесс алкоголизации.

III уровень — уровень высокого риска развития алкоголизма, отличается усилением эйфоризирующего, активирующего и релаксирующего действия спиртного. Алкоголь все еще доставляет больше приятных ощущений, чем неприятных. Расширяется число поводов для выпивок, алкоголь употребляется уже более 2 раз в месяц. За алкогольными эксцессами следует утренняя соматопсихическая астения. Отношение к алкоголю активно или пассивно положительное. Формируются товарищеские отношения с выпивающими людьми. Возникают эпизодические конфликты с различными социальными институтами как результат пьянства.

Мотивы употребления: улучшить настроение, повысить тонус или расслабиться, повысить уверенность в себе, весело провести время в компании, временно уйти от реальности.

Учащиеся с III уровнем вовлеченности в употребление алкоголя нуждаются в мерах социального контроля, ограничивающих развитие пьянства. Еще существует вероятность прекратить пьянство на основе убедительного разъяснения реальной опасности развития алкоголизма в ближайшее время. Существенно могут повлиять также медицинские и психологические меры воздействия, направленные на профилактику и лечение дисгармонии в формировании характера и личности.

уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Учащиеся сами становятся активными инициаторами выпивок. Отношение к алкоголю безусловно положительное. Частота его потребления — несколько раз в неделю. Влечение к спиртному отмечается не только в вечерние часы, но и в течение всего дня. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние, а эйфория от спиртного бывает особенно яркой. Алкоголь используется как допинг, как регулятор поведения и настроения. Теряют значение конструктивные, одобряемые обществом мотивы, связанные с обучением, повышением профессионального уровня, интересами семьи, укреплением здоровья, творческими увлечениями. Прерываются контакты с прежними друзьями, а новые знакомства, как правило, обусловлены совместным употреблением алкоголя.

К мотивам употребления спиртного, выявленным для III уровня, добавляется стремление уйти от неприятностей. В той же степени, что и на III уровне, мотивы отказа от алкоголя также не формируются или обусловлены санкциями со стороны социальных институтов.

Характерно, что на IV уровне вовлеченности в употребление алкоголя учащиеся (теперь уже фактически больные) оказывают выраженное сопротивление попыткам ограничить их пьянство. Тем не менее меры запретительного и воспитательного характера еще могут подействовать. Возрастает роль медицинского вмешательства. Лечение у нарколога, постоянный контроль со стороны учебного заведения, семьи как во время активной терапии, так и в последующем оставляют надежды на успешное преодоление алкогольной болезни.

V уровень — уровень физической зависимости от алкоголя. На фоне усиливающейся психической зависимости от алкоголя формируется повышенная переносимость спиртного, подавляется защитная рвотная реакция на его передозировку. Все чаще нарушается память в периоды опьянения. Наблюдаются изменения личности алкогольной природы, происходит десоциализация.

Основным признаком этого уровня вовлеченности в употребление алкоголя является похмелье, или абстинентный синдром. Он выражается ощущением разбитости, понижением настроения, взрывчатостью, тревожностью, обидчивостью. Сомато-вегетативный симптомокомплекс характеризуется головными болями, головокружением, нарушением сна, потливостью, снижением аппетита, утренней тошнотой и рвотой, ознобом, дрожанием пальцев рук или всего тела. Если у взрослых похмелье длится обычно от 2 до 8 сут., то в подростковом возрасте оно короче — от 24 до 36 ч.

Проявления абстинентного синдрома смягчаются новой дозой алкоголя.

Второй существенный признак V уровня вовлеченности в употребление алкоголя — потеря количественного контроля в процессе его приема. Примета этого признака состоит в том, что первая доза спиртного уже не вызывает состояние эйфории, а, наоборот, создает ощущение дискомфорта, психического напряжения. Надеясь на то, что дополнительные порции алкоголя устранят неприятное самочувствие, больной принимает новые дозы спиртного до опьянения тяжелой степени, иногда вопреки противодействию со стороны компании.

Мотивы употребления алкоголя на V уровне алкоголизации: устранить плохое самочувствие — следствие предыдущей выпивки, добиться эйфории, устраниться от реальности, повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время, забыть неприятности. Мотивы отказа от спиртного обусловлены страхом перед санкциями со стороны социальных институтов, ухудшением здоровья, желанием жить, как «другие люди». Иногда на этой стадии подростки уже понимают болезненный характер своего состояния. Они то ищут помощи, чтобы избавиться от своего пристрастия к хмельному, то оказывают отчаянное сопротивление любым попыткам ограничить их пьянство. Налицо — борьба мотивов. Такие юноши нуждаются в продолжительном лечении и постоянном контроле. Длительные меры запретительного характера и перевоспитание необходимы для поддержания ремиссий, состояний воздержания от алкоголя.

Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 11 ; Нарушение авторских прав

источник