Меню Рубрики

Алкоголизм повод причина последствия родительское собрание

РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «Алкоголизм — повод, причина. и последствия»

Авторы: Батнасунов С. Ш., преподаватель спецдисциплин и Батнасунова A.M., мастер производственного обучения

Рассмотрена и рекомендована к применению на заседании методического совета ГБОУ СПО КРК «Интеграл»

Протокол №________ от __________ 201______г.

357070 Ставропольский край,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Родительское собрание — это эффективная форма одновременной взаимодействия с коллективом родителей всей группы. Но часто можно наблюдать такую картину, когда на родительском собрании в группе присутствуют 5-6 родителей с тревожно-отсутствующим взглядом, которые обреченно ждут своей участи, я педагог с удовольствием констатирует негативные факты из жизни коллектива. Это приводит к тому, что уже в начальной школе родители испытывают чувство тревожного ожидания перед посещением родительского собрания, а на средней ступени обучения просто перестают на него ходить.

Как сделать так, чтобы собрание было родителям интересно и полезно носило познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если уже с самого начать работу с группой педагог будет формировать традиции проведения родительских собраний, о которых уже упоминалось выше.

Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формировании культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей.

Хорошей традицией родительских собраний в колледже являете; оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному типографский вариант, руками самих студентов, с помощью родительской комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указывается имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, примерные временные рамки собрания, контактный номер телефона, по которому можно позвонить и узнать информацию о собрании. Прочитав эти строки, кто-то может сказать, что подготовка такого приглашения отнимет много времени. Однако имение такой подход к организации системы в работе с родителями поможет формировать уважение к профессиональной деятельности педагога подчеркнет значимость встреч мастера с родителями, будет стимулировать их интерес к колледжу и культуру родительского взаимодействия друг с другом.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога Мастер производственного обучения лучше знает родителей его группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов.

1. Анализ учебных достижений студентов группы. В этой части родительского собрания мастер производственного обучения знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности группы, с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить с повышенной тревожности родителей и. передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Мастер производственного обучения делится наблюдениями о поведении ребят и значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид студентов и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию колледжа, как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного студента, тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление проступков студента.

3. Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогический компетентности родителей — одна из важнейших задач работы и сотрудничества мастера производственного обучения. Следует предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, групповые вечера, приобретение учебных пособий и т.д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Отметим, что финансовые проблемы лучшее всего заранее обсудить с родительским комитетом.

5 Личные беседы с родителями. На этом этапе особое внимание следует обратить на тех родителей, дети которых имеют проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний. Задача мастера производственного обучения — стремиться обеспечить им чувство безопасности, дав понять, что их здесь не осуждают, а стремятся помочь.

Очень эффективна тактика присоединения «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании.

Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию. Разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом дальнейших размышлений.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации колледжа и коллег- педагогов. Советы психологов:

1. Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

2. Отведите на проведение собрания не более: 1,5 часов.

3. Самый приятный звук для человека _ его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей

4. Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

5. Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

6. Предупредите родителей, что вся информация должна стать достоянием детей.

7. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

8. Дайте понять родителям, что вы хорошо: понимаете, как трудно ребенку учиться.

9. В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

10. Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

11. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

• осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы;

• сравнивать успехи отдельных студентов и разных классов; давать

• негативную оценку всему классу; переоценивать значение отдельных

• предметов; избирать для общения назидательный тон.

Будьте предельно корректны и тактичны!

Тема: «Алкоголизмповод, причина. и последствия»

«Пьянство» и «культура» — вот два понятия, взаимоисключающие друг друга; как лед и огонь, свет и тьма.

Задачи: обратить внимание родителей учащихся на проблему собрания; обсудить с родителями методы борьбы с алкоголизмом; способствовать осознанию родителями важности данной проблемы и влиянию ее на дальнейшую жизнь и судьбу молодых людей; показать родителям отношение старшеклассников к данной проблеме.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения; пагубное влияние алкоголизма; методы борьбы с алкоголизмом.

Подготовительная работа: диагностическое исследование среди старшеклассников (см. приложение); классный час «Исторический экскурс в последствия алкоголя»; алкоголизм в шаржах: конкурс сатирического плаката среди старшеклассников; сочинение-эссе «Мое отношение к пьянству».

Комментарии для учителя. Данное собрание в одиннадцатом классе — еще одно напоминание родителям о том, что их дети выросли и совсем скоро они выйдут из стен школы, которая их направляла, контролировала дела и поступки, учебу и сферу взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В ходе собрания классный руководитель попытается еще раз напомнить родителям о том, что они должны обратить самое серьезное внимание на подготовку своего ребенка к взрослой жизни. В первую очередь, эта подготовка подразумевает умение юноши и девушки сказать «нет» в ситуации, требующей от них принятия решений. Одной из таких серьезных проблем является проблема алкоголизма, подготовку к которой зачастую начинает именно семья.

Наше собрание мы посвятим проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека.

Возможно, кто-то из вас скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что алкоголизм не щадит никого, он, как спрут, поражает человека всего без остатка.

П. Анализ сочинений-эссе «О пьянстве»

«Мой отец пьет. Об этом не знает никто в нашем доме и даже в нашем подъезде. Об этом знаем мы, его семья: мама, мой брат и я. Если бы мы имели возможность уйти, уехать, убежать, мы бы давно это сделали. Нонам очень жаль маму. Мы с братом видим, как ей тяжело сидеть погибающего отца, но сделать мы ничего не можем.

Отец — очень хороший человек, его работа ответственна. На работе его все очень любят и уважают, но когда он приходит домой, то первым делом он пьет. Он пьет, когда ест, когда смотрит телевизор. Потом засыпает, а, просыпаясь, опять пьет. И так всю ночь.

Утром он долго моется, приводит себя в порядок и идет на работу. Невозможно смотреть в его больные виноватые глаза, в груди растет нена­висть, которая, перемешиваясь с жалостью, требует выхода.

Я ненавижу вечера в своем доме, я ненавижу людей, которые позволя­ют себе перестать быть людьми. »

III.Анализ диагностического исследования

IV.Исторический экскурс в проблему. Цифры и факты

(Оформляется в виде плаката, который вывешивается на доске.) Впервые в России водка появляется в 1432 г. Ее привезли купцы из Италии.

В1552 г. в России при Иване Грозном был открыт первый кабак.

В 1652 г. были введены ограничения на продажу спиртного в России.

В185 7 г. по всей России прокатились трезвые бунты, спиртное не про­давалось в выходные и праздничные дни.

В 1914 г. царское правительство ввело сухой закон на время первой мировой войны. Это привело к следующим результатам: прогулы сокра­тились на 47%, производительность труда выросла на 17%, преступность сократилась в два раза.

В 1980 г. на душу населения в России выпускалось 108 литров алкоголя, что превышало средний мировой уровень в 2,5 раза,

В 1983 г, выпускалось 30 литров в год на человека, с учетом детей и стариков. В последние годы активного принятия алкоголя значительно выросло количество дебильных и умственно отсталых детей. В 2,5 раза увеличилось количество детских домов, в которых живут дети при живы> родителях.

V.Обсуждение дискуссионных вопросов по теме собрания

Вопросы готовятся заранее, к их подготовке могут быть подключены учащиеся. Вопросы могут быть обсуждены со специалистами заранее. Ответы можно записать на видео.

1. Могут ли говорить о том, что употреблять спиртное нельзя, людям, которые сами регулярно употребляют спиртные напитки?

2. Можно ли оскорблениями решить проблему алкоголизма?

3. Где можно получить помощь в борьбе с алкоголизмом?

4. Может ли церковь помочь в борьбе с пьянством?

5. Какие общественные организации помогают бороться с пьянством?

6. Что можно считать пьянством, а что — нет?

7. Можно ли выпившего человека выгонять из дома или не пускать его в дом?

8. Как нужно веста себя с подростком, который пришел домой в не­трезвом виде?

9. Что делать, если подросток говорит, что так поступают вместе, с кем он дружит?

10. Как поступить, если сын или дочь просят на свой день рождения купить им спиртное, так как им нужно угостить своих друзей?

VI.Ознакомление с положительным опытом воспитания детей по проблеме собрания

Родители с положительным примером воспитания детей в семье делятся своим опытом, мнением.

VII.Презентация сатирических плакатов

Собрание 2. «АЛКОГОЛИЗМ — повод, причина. и последствия» Анкетирование обучающихся «Я и алкоголь»

1. Помнишь ли ты, в каком возрасте впервые попробовал алкогольный напиток?

2. Какой это был алкогольный напиток?

4. Как ты отнесся к этому предложению?

5. Как часто ты употребляешь спиртные напитки?

6. Что может послужить поводом для принятия спиртных напитков?

7. Ты их покупаешь сам или тебя угощают?

8. Какие ощущения у тебя возникают, когда ты пьешь спиртное?

9. Ругают ли тебя за употребление спиртных напитков родители?

10. Как ты реагируешь на их ругань?

11. Предлагают ли тебе твои родные спиртные напитки?

12. Ты отказываешься или пьешь вместе с ними?

13. Сколько ты можешь выпить за один раз?

14. Тянет ли тебя к употреблению спиртных напитков?

Диагностика 1

1. Наш сын /дочь принимает спиртные напитки:

а) пытаемся с этим бороться;

б) не видим ничего страшного, если сын/ дочь иногда принимают спиртное;

в) не обращаем внимания, надеемся, что все пройдет само собой.

3. В нашей семье мы употребляем спиртное:

г) когда и этом есть необходимость.

4. Друзья нашего сына /дочери:

а) не пьют спиртное совсем;

б) пьют только легкое спиртное;

г) не могут обойтись без спиртного.

а) можно обойтись без употребления спиртных напитков;

б) нельзя обойтись без употребления спиртных напитков;

в) все зависит от ситуации;

г) можно, но только по большим праздникам.

Обучающиеся получают список поводов для принятия спиртных напитков, расставляют их по степени значимости в собственной семье.

• Приход знакомых и соседей.

1. Воронов В. Разнообразные формы воспитательной работы. Воспитание школьников, 2001 г., № 6.

2. Высоцкий В.В. Стихотворения. — Екатеринбург, — 2004 г.

3. Маленкова А.Н. Воспитание в современной школе. М., 1999 г .

4. Составители: А.Н.Борисов, М.Г. Новак. Энциклопедия для юношей. — СПБ, 2006 г.

5. Титова Е.В. Если знать как действовать: разговор о методике воспитания М, 2003 г.

6. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. — М, 1991 г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10110 — | 7188 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Родительское собрание . «Пагубное влияние алкоголя».

Цели: актуализировать проблему алкоголизма у подростков;

выяснить: какова роль родителей в формировании негативного отношения детей к употреблению алкоголя.

Задачи: обозначить масштабы подросткового алкоголизма;

определить причины подросткового алкоголизма;

выработать способы реагирования на случаи употребления алкоголя детьми.

Участники собрания: классный руководитель, родители учащихся, психолог, юрист, медицинский работник, учитель биологии.

Подготовительный этап: проведено анкетирования учащихся с целью выявления случаев употребления алкоголя учащимися класса (Анкета. Приложение 1), презентация по теме собрания (Приложение 3)

Оформление: на слайде написано высказывание:

«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство»

Классный руководитель: В подростковом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт ими, они составляют основной смысл его жизни и заставляют действовать. Нередко самым простым способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность в себе, легкость в общении, отвлечься от своих проблем.

Опросы, проводимые среди подростков, показывают, что каждый третий школьник 13-16 лет знаком с алкоголем. И наши дети не являются исключением. (результаты анкетирования, вопросы 1, 2, 4)

Выступление медицинского работника: Из истории алкоголизма

«Алкоголь» в переводе с арабского означает нечто эфирное. Напитки, которые содержат спирт, называются алкогольными. Чем выше крепость алкогольного напитка, тем сильнее его опьяняющее действие. Пиво тоже считается алкогольным напитком. В пиве содержание алкоголя может быть различным: от 0 до 10% и более. Среднее содержание алкоголя в пиве 3,5%, по западной статистике 5%. Это значит, что при употреблении бутылки водки или 8 бутылок пива в организм попадает одинаковое количество алкоголя.

Спирт является сильным ядом, который, попадая в организм, не только пьянит, но вызывает зависимость и разрушает организм. Смертельная доза для подростка составляет 50-100 г. Эксперты Всемирной организации здравоохранения подсчитали, что потребление более 8 литров алкоголя в год на душу населения считается опасным для психического и физического развития нации. В России эта цифра достигает 14 литров.

Медики пришли к выводу: при употреблении пива в сравнении с другими алкогольными напитками хронический алкоголизм развивается в три-четыре раза быстрее. Пиво является самым агрессивным из легальных наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. Поэтому часто пивные вакханалии заканчиваются драками, насилием, убийствами.

Читайте также:  В чем причина алкоголизма у женщин

Пивной алкоголизм ведёт к деградации поколений, с наглядным проявлением чего мы уже сталкиваемся на каждом шагу во дворах, в транспорте, на улице. Геннадий Онищенко, главный санитарный врач России, так сказал об этом: «Не СПИД, не туберкулёз погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения». По статистике Минздрава РФ 60% молодёжи в России страдает пивным алкоголизмом.

Выступление психолога: Причины подросткового алкоголизма

Традиционно специалисты выделяют три группы факторов риска, которые могут повышать вероятность раннего приобщения ребёнка к алкоголю.

Первая группа – биологические факторы. До сих пор учёными не установлено, существует ли наследственная предрасположенность к использованию алкоголя. Уже давно замечено, в семьях алкоголиков дети гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но есть ли ген алкоголизма? И гены ли виноваты? Ведь пристрастие к алкоголю детей может быть результатом домашнего воспитания, которое в семьях алкоголиков зачастую далеко от идеального.

К биологическим факторам риска раннего приобщения к алкоголю относят различные нарушения внутриутробного и послеродового развития ребёнка. Иначе говоря, токсикозы, инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорождённого,- всё это может сыграть негативную роль в дальнейшем. Это способствует формированию ощущения физиологического дискомфорта. Став взрослым, человек может использовать химические стимуляторы для снятия этого ощущения. Это может явиться причиной употребления алкоголя.

Помимо биологических факторов риска свою негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребёнка (психологические факторы риска). Для детей с неустойчивой психикой характерна резкая переключаемость, невозможность длительное время сосредотачиваться на выполнении задания, быстрая утомляемость, вызванная даже не очень сложной работой. Начиная какое–то дело, они часто не доводят его до конца. У них отмечаются быстрые перепады настроения, ярко выражена жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие дети легко идут на «эксперименты» с алкоголем.

Говоря о биологических и психологических факторах риска, важно понимать, что они могут лишь потенциально способствовать приобщению к алкоголю. Реализуется ли этот потенциал – зависит от взрослых, окружающих ребёнка. Если они сумеют научить ребёнка регулировать своё состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счёт разных источников, не разрушающих его физическое и психическое здоровье, можно смело утверждать, что любая химическая зависимость ему не угрожает.

Выступление юриста: 7 апреля 2006 г вступил в силу Федеральный закон «Об ограничении розничной продажи и потребления пива и напитков, изготовленных на его основе». Действие закона распространяется на продажу пива с содержанием этилового спирта более 0,5%. На пиво безалкогольное ограничения не распространились.

Также вступил в силу Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

Теперь продавать и распивать пиво в общественных местах, детских и медицинских учреждениях, в учреждениях культуры, на улице и на транспорте запрещено. А несовершеннолетним нельзя продавать пиво даже в барах и магазинах. Несовершеннолетним запрещено посещать торговые точки, где ведется продажа алкоголя на разлив. Однако вопреки закону на улице по-прежнему можно встретить подростков, распивающих пиво.

По результатам анкетирования употреблению пива подростками способствуют следующие факторы риска:

  1. их знакомство с этим алкогольным напитком, происходит в том возрасте, когда уровень самоконтроля недостаточен, система ценностей неразвита;
  2. друзья употребляют пиво, а подростки, как известно подвержены влиянию сверстников;
  3. употребление пива родителям в присутствии детей.

Способствует приобщению подростков к алкоголю и реклама пива.

Многие подростки считают, что употребление алкоголя, в том числе и пива, не только вредно, но и полезно. Это говорит о недостатке у них знаний о влиянии пива на организм.

Классный руководитель: Мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство. Ещё до первого знакомства у подростков образуется определённое представление об этом продукте, о его особом возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем оказывается не таким, каким оно представлялось: “горький вкус”, жжение во рту, головокружение, тошнота. После такого неприятного знакомства большинство подростков избегают на некоторое время употребление алкоголя. Затем появляется вторая группа мотивов, которая формирует пьянство как тип поведения правонарушителей. Это влияние на подростка компании старших по возрасту ребят, отсутствие контроля со стороны родителей, отсутствие интереса подростка к учебе, труду, общественной жизни. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртные напитки, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Анализ проведения свободного времени подростками, склонными к употреблению алкоголя, показывают, что в целом для них характерно примитивное, бесцельное времяпрепровождение: игра в карты, в том числе на деньги, “бренчание” на гитаре, праздное гуляние по улицам, посещение баров.

Учитель биологии и химии: Алкоголь, принятый внутрь, через 5 -10 минут всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь — яд для любой живой клетки. Проникнув в организм алкоголь, очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов в конце концов, погибают. Под действием алкоголя нарушаются все физиологические процессы в организме, а это приводит к тяжелым заболеваниям печени, почек, сердца, сосудов, головного мозга, нарушается работа нервной системы.

Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу. Сначала они расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров. Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.

Ученые выяснили, что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга вслед за усиливающимся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших, так называемых подкорковых отделов мозга. Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению, утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии.

Потребление алкоголя тяжело сказывается на деторождении. Алкоголизм родителей приводит не только к олигофрении, но и к другим психическим заболеваниям детей, например, родители-алкоголики отмечены у 60% детей, страдающих эпилепсией.

Пьянство укорачивает жизнь человека на 15-20 лет.

Классный руководитель: Роль семьи в формировании отрицательного отношения детей к употреблению алкогольных напитков

Давно установлено, что формируются вредные привычки, как правило, в детстве. Поэтому задача родителей – воспитать у детей с самого раннего возраста отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков. Если у человека еще в детстве выработано отрицательное отношение к алкоголю, то и взрослым он, даже оказавшись в критической ситуации, не будет злоупотреблять им. Важным фактором, определяющим раннее отношение ребёнка к употреблению алкогольных напитков, являются алкогольные традиции семьи. Именно в семье закладываются основы поведения ребёнка, его отношение к разным сторонам жизни.

Советский педагог А.С.Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение – самая главная вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент его жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеётесь или читаете газету- всё это имеет для ребёнка большое значение. А если дома вы грубы или хвастливы или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь печальные последствия».

В семье подросток должен получить первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребления. Имеют значения не только беседы об опасном влиянии алкоголя на здоровье, но и отдельные замечания, просто разъяснения причин собственного отрицательного отношения к распитию спиртного, к пьяницам. Антиалкогольное воспитание должно быть частью общего воспитания. Оно проводится постоянно. Антиалкогольное воспитание в школе обернутся пустой фразой, если дети в семье, наблюдая употребление спиртных напитков родителями, будут невольно проходить «курс алкогольного воспитания». Поэтому необходимо в семьях знать — будущее ваших детей в ваших руках. Не забывайте, что дети всё время смотрят на вас, берут с вас пример. Стремятся подражать. Поэтому, прежде всего, откажитесь от употребления алкоголя. «Пьяный быт» разлагающе действует на ребенка. Конечно, сила личного положительного примера имеет большое значение, но это далеко не все. Не менее важно постоянное внимание к школьным успехам ребёнка, его внешкольной жизни, умение организовать его свободное время – заинтересовать спортом, помочь выбрать занятие по интересам в кружках и секциях и т.д. Правильная организация свободного времени, интересный и содержательный отдых не оставляют места праздности, безделью, скуке – той почве, которая способствует формированию вредных привычек.

А сейчас мы с вами попытаемся подобрать правильные способы реагирования на случаи употребления алкоголя вашими детьми. Я предлагаю вам разделиться на две группы и дать свои варианты ответов.

  1. Ваш ребёнок пришёл со школьного вечера поздно, разговаривая с ним, вы почувствовали от него запах алкоголя. Как вы поступите в данном случае?

Совет классного руководителя:( Объяснить ребенку, как алкоголь влияет на организм человека. Конечно, безнаказанным оставлять нельзя. Но наказание должно быть гуманным, не унижающим чести и достоинства подростка)

  1. От постороннего человека вы узнаёте, что ваш ребёнок употребляет алкоголь. Вы просите его честно в этом признаться, но он всё отрицает. Что вы будете делать?

Совет классного руководителя: (Привести убедительные доводы, что вы верите человеку, сообщившему вам об употреблении ребенком алкоголя, т.к. у него нет причин вас обманывать. Далее поступить как в первой ситуации)

  1. Ваши друзья – взрослые — на Новогоднем празднике за столом вашему ребёнку наливают в бокал шампанское. Как вы на это отреагируете?

Советы классного руководителя: (Сделать тактичное замечание другу и вежливо сказать, что шампанское тоже является алкогольным напитком, а детям алкоголь употреблять нельзя)

  1. Ваша дочь встречается с молодым человеком, который часто употребляет пиво. Какими будут ваши действия?

Советы классного руководителя: (Попросить дочь собрать информацию о вреде пива и поделиться ею с молодым человеком)

Классный руководитель: Мы рассмотрели несколько примеров, как реагировать, если ваши подозрения подтвердились, и вы убедились, что ваш ребенок употребляет алкогольные напитки. Думаю, что в таких ситуациях вам поможет Памятка для родителей (Приложение 2)

Решение родительского собрания:

  1. Научить ребёнка регулировать своё состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счёт разных источников, не разрушающих его физическое и психическое здоровье.
  2. Родителям дать первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребления.
  3. Воспитывать у детей с самого раннего возраста отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков.
  4. Вести контроль со стороны родителей за проведением свободного времени ребенком, повышать мотивацию к учебе, интересоваться личной жизнью подростка.
  5. Быть в тесном контакте со школой в вопросах воспитания детей.

А.Н. Маюров «Антиалкогольное воспитание», М., «Просвещение», 1987 г.

Н.А. Касаткина «Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе», Волгоград, «Учитель», 2003 г.

А.В. Давыдова «Классные часы-8 класс», М., «Вако», 2010г.

Е.А. Воронова «Здоровый образ жизни в современной школе», Ростов-на Дону, «Феникс», 2007 г.

Собрание подготовила и провела Магина Людмила Геннадьевна.

источник

ЗАДАЧИ: обратить внимание учащихся на проблему классного часа, способствовать осознанию важности данной проблемы и влиянию ее на дальнейшую судьбу старшеклассников.

Форма проведения: беседа с элементами дискуссии.

Вопросы для обсуждения: пагубное влияние алкоголизма, методы борьбы с алкоголизмом.

Подготовительная работа: Выпуск сатирических плакатов, диагностическое исследование среди учащихся класса и родителей.

1) Сатирические плакаты “Алкоголизм в шаржах”.

2) Плакаты с высказываниями о пьянстве.

“Пьянство” и “культура” — вот два понятия, взаимоисключающие друг друга; как лед и огонь, свет и тьма. (Н. Семашко)

Водка белая, но красит нос и чернит репутацию. (А. П. Чехов)

1. Вступительное слово учителя.

2. Исторический экскурс (выступает один из учащихся класса).

3. Почему люди пьют (выступает один из учащихся).

4. С чего начинается пьянство (выступает один из учащихся).

5. Влияние алкоголя на животных. Кролик-алкоголик (выступает один из учащихся).

6. Белая горячка. Симптомы этого заболевания (чтение эпизода из романа В. Шишкова “Угрюм-река”).

7. Выступление родителя-медика о влиянии алкоголя на организм подростка.

8. Обсуждение дискуссионных вопросов по теме собрания.

9. Анализ диагностического исследования и анкетирования (выступление психолога).

10. Презентация сатирических плакатов

1. Вступительное слово учителя.

Наш классный час мы посвятим проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека. Возможно, кто-то скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что алкоголизм не щадит никого, он, как спрут, поражает человека всего без остатка.

Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник

Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умеющих еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов — Коран (VII в.)

Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н. И. Костомаров (1817-1885) доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с XVI столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются “Царевы кабаки”, дававшие массу денег в казну. Тем не менее уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ “продавать водку по одной чарке человеку”. Запрещалось продавать вино “питухам” (т. е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре в указ была внесена поправка: “Чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять”, чем фактически поддерживалось пьянство.

С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Бернс. Его слова сохраняют актуальность и в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин. (перевод С. Я. Маршака)

Вот как об этом говорится в стихотворении Владимира Котова:

Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну и пей другую,
И седьмую, и восьмую, —
Просят, давят, жмут “друзья”!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!

4. С чего начинается пьянство.

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживается их характерные изменения от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают “для аппетита”, “лечат вином” или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: “праздник”, “семейное торжество”, “гости” и т. д. С 14-15 лет появляется такие поводы, как “неудобно было отстать от ребят”, “друзья уговорили”, “за компанию”, “для храбрости” и т. д. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: “Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки”.

Читайте также:  Как лечат от алкоголизма в израиле

Иллюстрацией этого может служить история подростка, описанная врачами.

Больной Геннадий К.

Первое значительное опьянение в 14 лет. Знакомство со спиртными напитками представлялось подростку логичным и естественным этапом в жизни, отражающим возросшую самостоятельность и взрослость.

Ритуал приема спиртного в компании начинался задолго до процедуры непосредственного потребления. Ум в ожидании застолья (когда кто-то пошел в магазин за вином) подросток возбуждался, отмечалось повышение настроения, болтливость. На следующий день после этого обменивался с собутыльниками воспоминаниями о “пьянке” со смакованием деталей и эпизодов. В компании было принято пить помногу, напиваясь до состояния оглушения. Редко кто имел деньги на водку, поэтому пили дешевые вина.

Уйдя из школы, поступил в ПТУ по специальности слесаря. К занятиям совершенно не готовился, “выезжал вначале на наглости и сообразительности”. Через 8 месяцев был отчислен за неуспеваемость. Затем пошел на работу в дорожно-строительное управление. Работа была “грязной и на улице”, не понравилась. Но появились свои деньги, и возросли затраты на алкоголь. Трудовая деятельность воспринималась только как источник средств на спиртное. Появились опоздания, прогулы, выход на работу в нетрезвом состоянии. Отношения в коллективе стали остроконфликтными. В 15 лет уволился с этой работы. Алкоголь очень быстро повлиял на его характер. Следующие три месяца нигде не работал. Свое шестнадцатилетие отметил со спиртным в кругу “друзей и родителей”. В состоянии опьянения “просто так” компанией избили четырех сверстников. Не без гордости вспоминает, что был “на зоне”, будучи осужденным на два года.

После освобождения из колонии первую неделю пил ежедневно. Потом устроился работать слесарем в морском порту. За лето трижды доставлялся в медицинский вытрезвитель. Вынужден был уйти с работы. “Отдохнув” месяц, устроился подсобным рабочим в “Горгаз” – помогал развозить газовые баллоны по городу.

Пил регулярно — обычно с пятницы до понедельника. Изменился характер опьянения: снизилось веселящее действие спиртного, напротив, алкоголь способствовал ухудшению настроения, возникновению раздражительности, агрессивности.

По словам матери, стал совершенно нетерпимым дома: крайне вспыльчив и раздражителен, если не давала денег на спиртное, бил стекла в окнах, разбил телевизор. Приступы ярости сменялись истерическими рыданиями и сценами раскаяния.

Умер от острой сердечной недостаточности после очередного запоя.

Приведенная история болезни показывает правоту старой мудрости: “Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”.

Для несовершеннолетних пьющих характерны: наигранность, бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые легко сменяются подавленностью, беспомощностью. Они затрудняют прогнозировать события, теряют способность реагировать на стимулы прошлого и будущего, не могут вырваться из плена сиюминутных переживаний и побуждений, живут одним днем. У них наблюдаются легковесность и поверхностность суждений, излишняя словоохотливость, повышенная самооценка. Такова психология пагубного пристрастия к алкоголю.

5. Влияние алкоголя на животных. Кролик-алкоголик.

Болезненное пристрастие к алкоголю может возникнуть у любого вида животных, если их приучать пить вино. Типичными объектами наблюдений за действием алкоголя на живой организм служат лабораторные крысы и мыши.

При отсутствии алкогольного напитка животные ведут себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха. Некоторые крысы после периода возбуждения безвольно растягиваются на полу клетки – точь-в-точь, как пьяница в состоянии похмелья.

Если крольчихам в течение беременности вводить в желудок спирт, то у них треть плодов окажется мертвыми, а масса тела выживших крольчат будет значительно меньше, чем в контроле – у крольчих, не принимающих спирт.

Белая горячка. “Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты”,– писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.

Картина белой горячки очень точно передана В. Шишковым в его романе “Угрюм-река”: “И вдруг увидал – пересекая простор, к нему быстро полз небывало огромных размеров удав. Черная с желтыми пятнами кожа осклизла, лоснилась сыростью. Прохор съежился, замер. Глаза злобного гада взъярились, молниеносно он бросился к Прохору, . . . [Прохор], не помня себя, ударил удава по морде и бросился к двери, к другой, к третьей, но все двери мгновенно скрывались, он – к окну, он – к другому, исчезли и окна. А змеище поспешно за ним: с воплем, подобным визгу свиньи под ножом, Прохор кидался на стены, бежал, падал, опрокидывал мебель. Наконец, изнемог, повалился, как падаль, в ряд с мертвецами: весь пол кабинета покрыт смердящими трупами. От трупного запаха Прохору сделалось тошно. . . Со всех сторон нарастал потрясающий ужас. Вот топот, и ржанье, и звяк копыт: порвался табун бешеных коней и скачет по трупам прямо на Пpoxopa. . . ”

Белая горячка – наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. и), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Ее симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Днем галлюцинация несколько затухает, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте. В медицинской литературе описан случай, когда такого больного, ориентирующегося в реальной обстановке, отправили в больницу для лечения на общественном транспорте в сопровождении жены.

На станции метро ему внезапно представилось, что на него движется группа вражеских солдат с автоматами. Он перепрыгнул через перила мостика над линией и упал на крышу вагона, а с нее – на платформу, где его подхватили пассажиры.

Другой больной поступил в больницу с множеством ножевых ранений. На вопрос врача, как это произошло, алкоголик ответил, что к коже у него, прицепились чертики и он срезал их бритвой.

Другой формой психоза является алкогольный бред. Он возникает и после кратковременного пьянства, но в отличие от белой горячки не сопровождается галлюцинациями. Однако таких больных преследуют навязчивые мысли. Чаще всего это бред подозрительности, преследования, ревности. Пьянице, например, кажется, что против него устроен “заговор”. Не видя выхода из создавшегося положения, он пытается кончить жизнь самоубийством.

Еще один вид алкогольного психоза описан выдающимся русским врачом С. С. Корсаковым в 1887 году. При корсаковском психозе больной утрачивает память на текущие события и не может восстановить факты последних лет жизни. Начало психоза напоминает белую горячку, но затем возникают своеобразные провалы памяти, хотя у большинства больных сохранены знания и профессиональные навыки периода, предшествовавшего алкоголизму,

Больной может подробно рассказать сюжет кинокартины, виденной 30 лет назад, перечислить фамилии школьных товарищей, но рассказать содержание телевизионной передачи, которую он недавно просмотрел, или назвать имена его соседей по дому он не может. Он даже не помнит, что ел сегодня на завтрак, как зовут его лечащего врача.

7. Выспупление родителя-медика о влиянии алкоголя на организм подростка (медсестры детской поликлиники).

Она рассказала о пагубном влиянии алкоголя на организм подростка и о первой помощи при отравлении алкоголем. Ученикам было рассказано об оказании первой помощи при отравлении алкоголем.

8. Обсуждение дискуссионных вопросов по теме собрания.

1. Можно ли оскорблениями решить проблему алкоголизма?

2. Где можно получить помощь в борьбе с алкоголизмом?

3. Что можно считать пьянством, а что — нет?

4. Можно ли выпившего человека выгонять из дома или не пускать его в дом?

5. Как нужно вести себя с подростком, который пришел домой в нетрезвом виде?

9. Анализ диагностического исследования и анкетирования (см. приложение).

10. Презентация сатирических плакатов.

Анкетирование учащихся “Я и алкоголь”

1. Помнишь ли ты, в каком возрасте впервые попробовал алкогольный напиток?

2. Какой это был алкогольный напиток?

4. Как ты отнесся к этому предложению?

5. Как часто ты употребляешь спиртные напитки?

6. Что может послужить поводом для принятия спиртных напитков?

7. Ты их покупаешь сам или тебя угощают?

8. Какие ощущения у тебя возникают, когда ты пьешь спиртное?

9. Ругают ли тебя за употребление спиртных напитков родители?

10. Как ты реагируешь на их ругань?

11. Предлагают ли тебе твои родные спиртные напитки?

12. Ты отказываешься или пьешь вместе с ними?

13. Сколько ты можешь выпить за один раз?

14. Тянет ли тебя к употреблению спиртных напитков?

Диагностика 1 (для родителей на родительском собрании)

1. Наш сын /дочь принимает спиртные напитки:

а) пытаемся с этим бороться;
б) не видим ничего страшного, если сын/ дочь иногда принимают спиртное;
в) не обращаем внимания, надеемся, что все пройдет само собой.

3. В нашей семье мы употребляем спиртное:

а) очень редко;
б) по праздникам;
в) как все;
г) когда в этом есть необходимость.

4. Друзья нашего сына /дочери:

а) не пьют спиртное совсем;
б) пьют только легкое спиртное;
в) пьют достаточно часто;
г) не могут обойтись без спиртного.

а) можно обойтись без употребления спиртных напитков;
б) нельзя обойтись без употребления спиртных напитков;
в) все зависит от ситуации;
г) можно, но только употребляя по большим праздникам.

Диагностика 2 (для учащихся)

Учащиеся получают список поводов для принятия спиртных напитков, расставляют их по степени значимости в собственной семье.

– Приход знакомых и соседей.

1. В. Н. Ягодинский “Школьнику о вреде никотина и алкоголя”. Москва “Просвещение” 1985г.

источник

Цель: обозначить проблемы, возникающие в семейных отношениях в связи со злоупотреблениями.

Задачи: обсудить мифы об алкоголе, последствия влияния алкоголизма на детей; убедить родителей серьезно относиться к проблеме детского алкоголизма; принимать строжайшие меры по борьбе с этим недугом.

Оформление: написать на доске цитату: «Пьянство есть упражнение в безумии» (Пифагор).

I. Вступительное слово учителя

— Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. Одна из страшных болезней общества — пьянство. Не только взрослые, но и подростки приобщаются к употреблению спиртного, и самое опасное — это то, что дети считают эту зависимость нормальным явлением.

Специалисты считают алкоголь наркотиком №1, который является частью повседневной жизни. Он почти всюду: во время праздников или отдыха, во время ссор и примирений, когда у нас стресс или горе. Это кажется нам таким естественным, что мы об этом даже не задумываемся. Но как же это влияет на наших детей? Они учатся у нас. Они привыкают к мысли, что алкоголь — неотъемлемая часть жизни. Этот вывод они делают потому, что так ведут себя родители. Семейная наследственность и предрасположенность к формированию алкоголизма имеет непосредственное отношение. Определенную роль в формировании у детей и подростков «программы» на потребление алкоголя играет телевидение, реклама, видеопродукция, где отражается жизнь во всей своей красе. А если в жизни детей возникают еще и трудности, то для многих бутылка может казаться единственным спасением.

Мы, как родители, можем сделать многое, чтобы предупредить интерес к алкоголю.

Самое важное — жизненная среда, в которой дети могли бы развивать свою индивидуальность: это является эффективной защитой от влечения к спиртному и другим наркотикам.

II. Анализ анкетирования подростков

Обсуждение с родителями ответов учащихся на вопросы анкеты «Что я думаю об алкоголе?» (см. дополнительный материал к собранию). Анкетирование необходимо провести заранее.

III. Родительский всеобуч

— Почему дети и подростки пьют спиртное? Оказывается, среди подростков 13-14 лет существует несколько мифов об алкоголе и причинах его употребления:

• они уверены, что с банкой пива выглядят взрослыми;

• они считают, что алкоголь помогает улучшить настроение, быть веселее, раскованнее в общении с другими людьми;

• они не хотят отставать от своих ровесников, которые уже пробовали алкоголь из интереса;

• они чувствуют себя «крутыми», уверенными в себе;

• у них много проблем, забот, и алкоголь помогает на время забыть о них;

• отношение к пиву в народе (и как следствие, у детей) не как к алкогольному напитку, а как к квасу или газировке;

• подростки уверены, что зависимости от алкоголя не бывает;

• они считают, что на здоровье алкоголь не влияет.

— Что должны рассказать родители своим детям об алкоголе? Прежде всего — развенчать устойчивые мифы. О чем говорит статистика?

• Выпивку как одну из трех наиболее часто используемых форм досуга назвали 28% мальчиков и 18,8% девочек.

• 70% подростков-правонарушителей воспитывается в семьях пьяниц и алкоголиков.

• От 60 до 80% разводов происходит по причине пьянства одного или обоих супругов.

• 80% хулиганских актов, 70% убийств и других тяжких преступлений совершается в состоянии опьянения.

• Среди лиц, судимых за воровство, пьяницы составляют 60%.

• 88,7% погибших от несчастных случаев находились в состоянии алкогольного опьянения.

— Как наступает алкогольная зависимость? Многие дети, которые пьют, начинают с того, что дома во время праздников пробуют спиртное с разрешения родителей. «Почему бы нет? — говорят взрослые. — Что может быть от одного маленького стаканчика или глотка шампанского?». «Конечно, они не могут пристраститься от такого количества алкоголя», — считают взрослые. Но дети подвергаются опасности особенно тогда, когда «первая проба» не вызывает отрицательных реакций организма и ребенок начинает чувствовать вкус к спиртному.

Подростки хотят чувствовать себя взрослыми, решать свои проблемы самостоятельно, не желают принять помощь взрослых. Алкоголь им кажется лучшим средством избавления от трудностей и неприятностей. Сначала они чувствуют себя лучше, страхи и заботы уходят на второй план. Возникает желание повторить. Постепенно происходит привыкание. Многие попадают в зависимость, которая в таком возрасте может сформироваться за 1 -1,5 года с начала потребления алкоголя. А болезненная страсть приводит к тому, что проблем становится еще больше. При употреблении алкоголя происходят грубые изменения системы жизненных ценностей и направленности личности. Иерархия ценностей преобразуется таким образом, что на первый план выходят те цели и интересы, которые связаны с влечением к алкоголю. Результатом является то, что человек полностью исключает себя из социальной среды: от него отворачиваются друзья, наступает острое чувство одиночества, сознание своей ненужности и бесполезности. Как следствие этого, он с еще большим рвением продолжает употреблять алкоголь. Круг замыкается, и уже непонятно, в чем причина употребления и где следствие этого.

Дети более уязвимы в этой ситуации, они испытывают стыд и страх за будущее.

Каковы же первые признаки зависимости? Прежде всего, утрата защитного рвотного рефлекса, что говорит о том, что организм адаптировался к повторному приему токсического вещества (этанола) и служит свидетельством систематического поступления алкоголя в организм. Появление у потребителя алкоголя похмелья и запоя служит показателем развития уже второй стадии алкогольной зависимости.

Иллюстрацией может служить история болезни подростка, описанная врачами. Больной Александр Б. пробовал спиртное с 9 лет «по чуть-чуть». Первое значительное опьянение в 14 лет. Знакомство со спиртными напитками представлялось подростку логичным и естественным этапом в жизни, отражающим возросшую самостоятельность и взрослость. Ритуал приема спиртного начинался в компании еще до процедуры непосредственного потребления. Уже в ожидании застолья (когда кто-то шел в магазин за вином) подросток возбуждался, отмечалось повышенное настроение, болтливость. На следующий день обменивался с собутыльниками воспоминаниями о «пьянке» со смакованием деталей и эпизодов. В компании было принято пить помногу, напиваясь до состояния оглушения. Денег на спиртное не было, поэтому подростки начали заниматься мелкими кражами сначала у своих родителей, а потом «рекитировали салаг». Попав в милицию, Александр был предупрежден и поставлен на учет, и из школы пришлось уйти из-за прогулов, опозданий, нежелания и неспособности учиться. Поступил в ПТУ, но в состоянии острого алкогольного опьянения «просто так» компанией избили четырех сверстников. Не без гордости вспоминал, что 2 года был «на зоне». После освобождения из колонии первую неделю пил ежедневно. Изменился характер опьянения: снизилось веселящее действие алкоголя, напротив, спиртное способствовало ухудшению настроения, возникновению раздражительности, агрессивности. По словам матери, стал совершенно нетерпим дома: крайне вспыльчив и раздражителен, если не давала денег на спиртное, бил стекла в окнах, разбил телевизор. Приступы ярости сменялись истерическими рыданиями и сценами раскаяния. По повестке явился в подростковый наркологический кабинет, согласился с врачом, что «нервы нужно подлечить». Клятвенно заверил, что по выданному направлению утром сам явится в стационар, но только через 3 дня удалось санитарной бригадой вывести больного из дома в состоянии тяжелого опьянения. Выйдя из стационара, умер от острой сердечной недостаточности после очередного запоя.

Читайте также:  Из за чего у людей начинается алкоголизма

— Что важно знать про пивной алкоголизм? Особую настороженность вызывает массовое употребление пива и слабоалкогольных напитков детьми. Пиво содержит от 2,8 до 12% алкоголя (20-40 граммов чистого спирта в одной бутылке). Особенность данной концентрации такова, что процесс всасывания алкоголя начинается еще в ротовой полости. В желудке всасывание спирта в данной концентрации происходит в несколько раз быстрее, чем всасывание водки, т. к. не требует дополнительного разведения желудочным соком. Следовательно, более крепкие напитки в желудке разбавляются желудочным секретом. Все это ведет к тому, что опьянение при употреблении пива развивается практически сразу. Токсическое влияние на центральную нервную систему 1 бутылки легкого пива более сильное, чем при употреблении 50 мл водки. Частое употребление пива отрицательно сказывается не только на нервной системе, но и на остальных системах организма. Избыток выпитой жидкости увеличивает объем циркулируемой крови, вследствие чего увеличивается нагрузка на сердце. Кобальт, который добавляют в пиво для увеличения пенообразования, обладает выраженным кардиотоксическим действием — формируется «пивное сердце» (алкогольная кардиомиопатия). Избыток углеводов в пиве (хмель и солод) в сочетании с алкоголем ведет к отложению этих веществ в организме в виде жира. Постоянный высокий уровень углеводов в организме ведет к повышенной нагрузке на поджелудочную железу. С высокой частотой формируется жировая дистрофия печени, хронический панкреатит и, как следствие, нарушение всего обмена веществ в организме. Итог — это формирование алкогольной зависимости. Причем у любителей пива это заболевание протекает более злокачественно и имеет менее благоприятные прогнозы. Причин этому несколько:

• легкая доступность пива, низкая стоимость по сравнению с крепким алкоголем;

• обилие рекламы пива в СМИ и навязывание «пивного образа жизни» с экранов телевизоров;

• формирование позитивного общественного мнения о пиве и социальной терпимости к употребляющим пиво в общественных местах;

• отношение к пиву в народе не как к алкогольному напитку, а как к квасу или газировке;

• меньшая активность защитных рефлексов организма при употреблении пива вследствие низкой концентрации алкоголя в нем.

— Чем опасен алкоголь для развивающегося организма? Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшие дозы спиртного вызывают у подростков бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение. Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к алкогольным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функции.

Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении, которое нередко у подростков заканчивается смертельным исходом. Особенно ранима нервная система и головной мозг. Сегодня выявлена форма эпилепсии, которая обусловлена исключительно злоупотреблением спиртными напитками. Судорожные припадки чаще всего наступают в состоянии похмелья и прекращаются при воздержании от алкоголя. Во время приступа лицо больного бледнеет, он теряет сознание и падает, бьется головой об пол, может получить различные увечья. При малой алкогольной эпилепсии дело ограничивается тем, что больной теряет сознание на несколько секунд: вдруг прекращает говорить, замирает, не успев упасть, приходит в себя.

— Одна из бед нашего времени — реклама алкоголя. Средства массовой информации часто создают привлекательные образы людей, которые употребляют алкоголь и курят, но в реальной жизни их не так уж много. Абсолютное большинство известных актеров, музыкантов, певцов, которых мы так часто видим на экранах телевизоров, пришли к выводу о необходимости трезвого, здорового образа жизни. Чтобы быть успешным в профессии, надо все силы отдавать работе, поэтому алкоголь они исключают из своей жизни. Реклама пива, алкоголя делается для того, чтобы повысить прибыль частных компаний. «Пивные магнаты» наживаются на чужом здоровье, на несчастье семей, где есть зависимые от алкоголя люди.

А в реальности алкоголь притупляет разум, нарушает координацию движений, разрушает здоровье. Он не помогает решать возникшие проблемы, а только осложняет их. Употребление алкоголя — прерогатива взрослых, но алкоголь не способен превратить подростка во взрослого человека. Только время и опыт могут сделать это. Более того, употребление алкоголя несовершеннолетними является нарушением закона.

— Как повысить самоуважение подростка и помочь ему отказаться от алкоголя? Как ни странно, предрасположенность к употреблению алкоголя и наркотических средств непосредственно связана с уровнем самоуважения. Исследования психологов свидетельствуют, что страдающие алкоголизмом или злоупотребляющие наркотиками обычно низко ценят себя. Дети, имеющие высокий уровень самоуважения, чаще говорят «нет», когда им предлагают алкоголь и наркотики. Вот 5 принципов формирования самоуважения подростка:

1. Одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения. Поощряйте даже маленькие достижения и делайте это чаще. Его упорство и попытки сделать что-либо важнее полученных результатов.

2. Помогайте вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели.

3. Исправляйте и оценивайте поступок или действие, не личность самого ребенка. Например, лучше сказать: «Лазить по заборам опасно, ты можешь ногу сломать», чем: «Ты не должен лазить по заборам — это глупо» (или: «Так делают только дураки»).

4. Дайте вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по домашним делам, ощущает себя частью команды и, достигая результатов в исполнении своих обязанностей, получает чувство удовлетворения. Планируйте свободное время подростка, знакомьтесь с его друзьями.

5. Показывайте ребенку, как вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему. Объятия, улыбка и слова: «Я люблю тебя», «Мы гордимся тобой», «Я верю в тебя» помогут ребенку ощущать ваше хорошее отношение к нему. Доверие — вот главное условие взаимопонимания детей и родителей.

— Когда дети становятся старше, они сообщают, что эти действия имели для них большую ценность. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи могут дать ребенку основу для самоуважения, так же как и полные; в них могут существовать такие же крепкие и продолжительные связи между родителями и детьми. Не забывайте, что, вероятнее всего, ваш ребенок будет перенимать вашу точку зрения и суждения, наблюдая, как семейные ценности влияют на ваше поведение. Вот еще несколько принципов, которые могут помочь предотвращению приобщения ребенка к употреблению алкоголя и наркотиков.

• Рассказывайте о своих личных или религиозных установках и убеждениях, касающихся пьянства и потребления наркотиков.

• Имейте собственные оригинальные суждения, принимайте решения самостоятельно, а не потому, что так делают все.

• Относитесь с уважением к сохранению своего здоровья и ведите здоровый образ жизни.

• Выработайте у себя убеждения и привычки, — и это очень важно! — которые помогали бы вам контролировать свое поведение в отношении алкоголя и наркотиков.

— Несомненно, что ваши жизненные принципы являются ключом к здоровью ваших детей. Ваш ребенок сможет руководствоваться полученными в детстве, важными и предпочтительными с его точки зрения стандартами, когда окажется в принуждающей его к употреблению алкоголя или наркотиков ситуации. Ваше отношение к вредным привычкам для ваших детей характеризует количество выпитого и выкуренного вами. Ваше поведение показывает им, как, когда и где вы пьете или курите. Особенно опасно бравировать этими привычками перед детьми. А вот если родители воздерживаются от выпивки, это является положительным примером.

Иногда непьющие и некурящие родители ошибочно считают излишним или неважным разъяснение своих принципов детям. Этим родителям следует помнить, что они воспитывают детей не только примером своего поведения.

Используя некоторые приемы, вы сможете дать хорошие модели поведения на вечеринке или семейном празднике. Не фиксируйте внимание собравшихся на алкогольных напитках и их употреблении, предлагайте гостям безалкогольные напитки, не принуждайте их принимать спиртное и следите за тем, чтобы не выпивали те, кто за рулем.

Если один из родителей — алкоголик, то эксперименты детей с алкоголем предупредить труднее, чем в семье с обоими непьющими родителями; если оба страдают алкоголизмом, то нередко прививают детям патологические стереотипы поведения. Однако есть несколько принципов, помогающих уменьшить вредное влияние семейного алкоголизма.

• Не пытайтесь скрывать или смягчать правду. Подростки могут справляться со своими проблемами лучше, если знают, что кто-то в семье страдает алкоголизмом.

• Необходимо объяснить подростку, что алкоголизм — это болезнь, подобно раку или диабету. И они могут ненавидеть болезнь, но любить больного родителя.

• Помогите детям осознать, что они не виноваты в алкоголизме своих родителей и не несут ответственности за него.

• Объясните, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Надо твердо принять позицию «не хочу быть как все», если в вашей компании принято пить.

— Подводя итоги нашего разговора, составим таблицу, где будут отражены факторы риска употребления алкоголя подростками и факторы защиты от него.

Факторы риска

Факторы защиты

Проблемы психического и физического здоровья

Семейная стабильность и сплоченность, семейные традиции. Адекватное воспитание и теплые, дружественные отношения в семье

Рождение в семье больных алкоголизмом

Средний и высокий уровень обеспеченности семьи

Регулярное общение со сверстниками, употребляющими алкоголь

Высокий уровень интеллекта и устойчивость к стрессу. Физическое и психическое благополучие

Личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, неприятие социальных норм)

Высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников

Высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень доходов в семье

Соблюдение норм общества и умение контролировать свое поведение

Проблемы межличностного общения в семье, со сверстниками, в школе

Нормализация отношений в семье, поиск хороших друзей вне школы

IV. Педагогический практикум

— Когда подросток заявляет, что собирается на вечеринку с друзьями, в голове родителей проносятся страшные картины: алкоголь, сигареты, детская наивность и никаких взрослых. Как поступить?

— А что говорят о таких ситуациях психологи? Как не обидеть ребенка недоверием и быть уверенным в его безопасности? Если категорически запретить, подросток может устроить «революцию» и отправиться на вечеринку без позволения старших. Если разрешить, то последствия могут быть разными. Чтобы отпускать сына или дочь на праздник в его компанию с легким сердцем, заранее целенаправленно создавайте в семье фундамент доверия.

• Больше общайтесь всей семьей, рассказывайте ребенку о своей жизни, о жизни других людей, обсуждайте фильмы, книги. Часто случается, что в беду попадают дети, выращенные в замкнутом мирке, где на все накладываются запреты. Они мечтают вырваться из этого замкнутого мирка и «оторваться вовсю». А попав в новую среду, они оказываются полностью дезориентированными и от неуверенности начинаюю вести себя вызывающе, «доказывают», что они тоже взрослые. А у ребенка, подготовленного в семейном кругу, формируется умение вести себя в различных ситуациях, чувствовать их и в нужный момент проявлять осторожность и быстроту реакции и говорить «нет».

• Воспитывайте в детях пунктуальность. Очень важно научить ребенка неукоснительно соблюдать договоренности: вовремя звонить, вовремя приходить, предупреждать родителей о внезапном изменении намеченных планов. Сами будьте образцом организованности, не заставляйте домашних волноваться.

• Периодически обсуждайте с ребенком правила поведения в экстремальных ситуациях. Прививайте детям культуру празднования. Если у вас дома принято в праздники устраивать конкурсы и играть в шарады, петь и танцевать, а не только планомерно набивать желудки и употреблять спиртное, дети тоже будут стремиться к интересному общению. А это лучшая гарантия того, что праздник без родителей пройдет без проблем. Фундамент доверия — это уверенность в том, что ваш ребенок — разумный человек, который в состоянии воспользоваться своей самостоятельностью, не попадая при этом в неприятные истории.

V. Проект решения родительского собрания

1. Родители должны приложить все усилия, чтобы ребенок не стал зависим от алкоголя.

2. Если беда пришла, не надо стыдиться говорить о проблеме, а надо решать ее вместе с ребенком, обращаться в специализированную службу.

Круг чтения для родителей

Годфрей Р. Код тинейджеров, или как с нами говорить про. все! М., 2007. Рэт Годфрей — 18-летний выпускник средней школы в Честере. Его мама — семейный консультант, автор 13 книг. В книге сына она выступает от лица родителей. Три года Рэт собирал материалы и писал свою книгу. Он опросил примерно 1000 подростков. Сверстники рассказали ему о том, как родители говорят с ними на разные трудные темы, что из этого выходит и почему часто не выходит ничего.

«Трудные» темы разведены в книге по главам: «Наркотики», «Алкоголь и сигареты», «Секс» и т. д. В конце каждой главы мама Рэта делится своими впечатлениями и открытиями, как подростки оценивают попытки родителей говорить с ними о том, о чем многие из них вообще предпочитают молчать. Она говорит о том, как, с ее точки зрения и по мнению специалистов, можно взломать «код тинейджера» и найти с ним общий язык. Очень полезную книжку написал тинейджер. Избавил нас, родителей, от мучительных попыток угадать, что думают наши дети о нашей родительской педагогике. Знать нам это совершенно необходимо. Но кто решится подойти к отпрыску после бурного объяснения на тему: «Когда ты вернулся после вечеринки, от тебя разило спиртным. Ты знаешь, чем это закончится?», «Чем ты занималась с этим парнем в машине?». Кто такие вопросы рискнет задавать своим взрослеющим детям, не боясь окончательно потерять авторитет? Пожалуй, никто. Главный вывод из тинейджеровских откровений о родителях и их попытках оказать им помощь — они не отвергают наши усилия с порога! Они совсем не против того, чтобы родители дали поддержку или полезный совет. Удается это сделать родителям любящим, уважающим своих детей и деликатным.

Анкета «Что я думаю об алкоголе?»

1. Где в повседневной жизни вам встречается алкоголь?

2. Как вы реагируете на это? Принимаете ли эту ситуацию? Участвуете ли вы в этом?

3. Знаете ли вы о наркотическом воздействии алкоголя на организм?

4. Что, по вашему мнению, происходит с детьми, в семье которых частые злоупотребления алкоголем?

5. Можно ли решить жизненные проблемы с помощью алкоголя?

6. Пиво — это алкогольный напиток? Употребляя его, можно ли приобрести алкогольную зависимость?

7. Вы пьете пиво или водку? Если да, то знают ли об этом ваши родители?

Авторы составители: Черных Ольга Геннадьевна, Малюгина Валентина Александровна

источник