Меню Рубрики

Алкоголизм повод причина последствия классный час

ЗАДАЧИ: обратить внимание учащихся на проблему классного часа, способствовать осознанию важности данной проблемы и влиянию ее на дальнейшую судьбу старшеклассников.

Форма проведения: беседа с элементами дискуссии.

Вопросы для обсуждения: пагубное влияние алкоголизма, методы борьбы с алкоголизмом.

Подготовительная работа: Выпуск сатирических плакатов, диагностическое исследование среди учащихся класса и родителей.

1) Сатирические плакаты “Алкоголизм в шаржах”.

2) Плакаты с высказываниями о пьянстве.

“Пьянство” и “культура” — вот два понятия, взаимоисключающие друг друга; как лед и огонь, свет и тьма. (Н. Семашко)

Водка белая, но красит нос и чернит репутацию. (А. П. Чехов)

1. Вступительное слово учителя.

2. Исторический экскурс (выступает один из учащихся класса).

3. Почему люди пьют (выступает один из учащихся).

4. С чего начинается пьянство (выступает один из учащихся).

5. Влияние алкоголя на животных. Кролик-алкоголик (выступает один из учащихся).

6. Белая горячка. Симптомы этого заболевания (чтение эпизода из романа В. Шишкова “Угрюм-река”).

7. Выступление родителя-медика о влиянии алкоголя на организм подростка.

8. Обсуждение дискуссионных вопросов по теме собрания.

9. Анализ диагностического исследования и анкетирования (выступление психолога).

10. Презентация сатирических плакатов

1. Вступительное слово учителя.

Наш классный час мы посвятим проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека. Возможно, кто-то скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что алкоголизм не щадит никого, он, как спрут, поражает человека всего без остатка.

Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник

Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умеющих еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов — Коран (VII в.)

Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н. И. Костомаров (1817-1885) доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с XVI столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются “Царевы кабаки”, дававшие массу денег в казну. Тем не менее уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ “продавать водку по одной чарке человеку”. Запрещалось продавать вино “питухам” (т. е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре в указ была внесена поправка: “Чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять”, чем фактически поддерживалось пьянство.

С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Бернс. Его слова сохраняют актуальность и в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин. (перевод С. Я. Маршака)

Вот как об этом говорится в стихотворении Владимира Котова:

Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну и пей другую,
И седьмую, и восьмую, —
Просят, давят, жмут “друзья”!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!

4. С чего начинается пьянство.

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживается их характерные изменения от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают “для аппетита”, “лечат вином” или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: “праздник”, “семейное торжество”, “гости” и т. д. С 14-15 лет появляется такие поводы, как “неудобно было отстать от ребят”, “друзья уговорили”, “за компанию”, “для храбрости” и т. д. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: “Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки”.

Иллюстрацией этого может служить история подростка, описанная врачами.

Больной Геннадий К.

Первое значительное опьянение в 14 лет. Знакомство со спиртными напитками представлялось подростку логичным и естественным этапом в жизни, отражающим возросшую самостоятельность и взрослость.

Ритуал приема спиртного в компании начинался задолго до процедуры непосредственного потребления. Ум в ожидании застолья (когда кто-то пошел в магазин за вином) подросток возбуждался, отмечалось повышение настроения, болтливость. На следующий день после этого обменивался с собутыльниками воспоминаниями о “пьянке” со смакованием деталей и эпизодов. В компании было принято пить помногу, напиваясь до состояния оглушения. Редко кто имел деньги на водку, поэтому пили дешевые вина.

Уйдя из школы, поступил в ПТУ по специальности слесаря. К занятиям совершенно не готовился, “выезжал вначале на наглости и сообразительности”. Через 8 месяцев был отчислен за неуспеваемость. Затем пошел на работу в дорожно-строительное управление. Работа была “грязной и на улице”, не понравилась. Но появились свои деньги, и возросли затраты на алкоголь. Трудовая деятельность воспринималась только как источник средств на спиртное. Появились опоздания, прогулы, выход на работу в нетрезвом состоянии. Отношения в коллективе стали остроконфликтными. В 15 лет уволился с этой работы. Алкоголь очень быстро повлиял на его характер. Следующие три месяца нигде не работал. Свое шестнадцатилетие отметил со спиртным в кругу “друзей и родителей”. В состоянии опьянения “просто так” компанией избили четырех сверстников. Не без гордости вспоминает, что был “на зоне”, будучи осужденным на два года.

После освобождения из колонии первую неделю пил ежедневно. Потом устроился работать слесарем в морском порту. За лето трижды доставлялся в медицинский вытрезвитель. Вынужден был уйти с работы. “Отдохнув” месяц, устроился подсобным рабочим в “Горгаз” – помогал развозить газовые баллоны по городу.

Пил регулярно — обычно с пятницы до понедельника. Изменился характер опьянения: снизилось веселящее действие спиртного, напротив, алкоголь способствовал ухудшению настроения, возникновению раздражительности, агрессивности.

По словам матери, стал совершенно нетерпимым дома: крайне вспыльчив и раздражителен, если не давала денег на спиртное, бил стекла в окнах, разбил телевизор. Приступы ярости сменялись истерическими рыданиями и сценами раскаяния.

Умер от острой сердечной недостаточности после очередного запоя.

Приведенная история болезни показывает правоту старой мудрости: “Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”.

Для несовершеннолетних пьющих характерны: наигранность, бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые легко сменяются подавленностью, беспомощностью. Они затрудняют прогнозировать события, теряют способность реагировать на стимулы прошлого и будущего, не могут вырваться из плена сиюминутных переживаний и побуждений, живут одним днем. У них наблюдаются легковесность и поверхностность суждений, излишняя словоохотливость, повышенная самооценка. Такова психология пагубного пристрастия к алкоголю.

5. Влияние алкоголя на животных. Кролик-алкоголик.

Болезненное пристрастие к алкоголю может возникнуть у любого вида животных, если их приучать пить вино. Типичными объектами наблюдений за действием алкоголя на живой организм служат лабораторные крысы и мыши.

При отсутствии алкогольного напитка животные ведут себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха. Некоторые крысы после периода возбуждения безвольно растягиваются на полу клетки – точь-в-точь, как пьяница в состоянии похмелья.

Если крольчихам в течение беременности вводить в желудок спирт, то у них треть плодов окажется мертвыми, а масса тела выживших крольчат будет значительно меньше, чем в контроле – у крольчих, не принимающих спирт.

Белая горячка. “Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты”,– писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.

Картина белой горячки очень точно передана В. Шишковым в его романе “Угрюм-река”: “И вдруг увидал – пересекая простор, к нему быстро полз небывало огромных размеров удав. Черная с желтыми пятнами кожа осклизла, лоснилась сыростью. Прохор съежился, замер. Глаза злобного гада взъярились, молниеносно он бросился к Прохору, . . . [Прохор], не помня себя, ударил удава по морде и бросился к двери, к другой, к третьей, но все двери мгновенно скрывались, он – к окну, он – к другому, исчезли и окна. А змеище поспешно за ним: с воплем, подобным визгу свиньи под ножом, Прохор кидался на стены, бежал, падал, опрокидывал мебель. Наконец, изнемог, повалился, как падаль, в ряд с мертвецами: весь пол кабинета покрыт смердящими трупами. От трупного запаха Прохору сделалось тошно. . . Со всех сторон нарастал потрясающий ужас. Вот топот, и ржанье, и звяк копыт: порвался табун бешеных коней и скачет по трупам прямо на Пpoxopa. . . ”

Белая горячка – наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. и), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Ее симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Днем галлюцинация несколько затухает, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте. В медицинской литературе описан случай, когда такого больного, ориентирующегося в реальной обстановке, отправили в больницу для лечения на общественном транспорте в сопровождении жены.

На станции метро ему внезапно представилось, что на него движется группа вражеских солдат с автоматами. Он перепрыгнул через перила мостика над линией и упал на крышу вагона, а с нее – на платформу, где его подхватили пассажиры.

Другой больной поступил в больницу с множеством ножевых ранений. На вопрос врача, как это произошло, алкоголик ответил, что к коже у него, прицепились чертики и он срезал их бритвой.

Другой формой психоза является алкогольный бред. Он возникает и после кратковременного пьянства, но в отличие от белой горячки не сопровождается галлюцинациями. Однако таких больных преследуют навязчивые мысли. Чаще всего это бред подозрительности, преследования, ревности. Пьянице, например, кажется, что против него устроен “заговор”. Не видя выхода из создавшегося положения, он пытается кончить жизнь самоубийством.

Еще один вид алкогольного психоза описан выдающимся русским врачом С. С. Корсаковым в 1887 году. При корсаковском психозе больной утрачивает память на текущие события и не может восстановить факты последних лет жизни. Начало психоза напоминает белую горячку, но затем возникают своеобразные провалы памяти, хотя у большинства больных сохранены знания и профессиональные навыки периода, предшествовавшего алкоголизму,

Больной может подробно рассказать сюжет кинокартины, виденной 30 лет назад, перечислить фамилии школьных товарищей, но рассказать содержание телевизионной передачи, которую он недавно просмотрел, или назвать имена его соседей по дому он не может. Он даже не помнит, что ел сегодня на завтрак, как зовут его лечащего врача.

7. Выспупление родителя-медика о влиянии алкоголя на организм подростка (медсестры детской поликлиники).

Она рассказала о пагубном влиянии алкоголя на организм подростка и о первой помощи при отравлении алкоголем. Ученикам было рассказано об оказании первой помощи при отравлении алкоголем.

8. Обсуждение дискуссионных вопросов по теме собрания.

1. Можно ли оскорблениями решить проблему алкоголизма?

2. Где можно получить помощь в борьбе с алкоголизмом?

3. Что можно считать пьянством, а что — нет?

4. Можно ли выпившего человека выгонять из дома или не пускать его в дом?

5. Как нужно вести себя с подростком, который пришел домой в нетрезвом виде?

9. Анализ диагностического исследования и анкетирования (см. приложение).

10. Презентация сатирических плакатов.

Анкетирование учащихся “Я и алкоголь”

1. Помнишь ли ты, в каком возрасте впервые попробовал алкогольный напиток?

2. Какой это был алкогольный напиток?

4. Как ты отнесся к этому предложению?

5. Как часто ты употребляешь спиртные напитки?

6. Что может послужить поводом для принятия спиртных напитков?

7. Ты их покупаешь сам или тебя угощают?

8. Какие ощущения у тебя возникают, когда ты пьешь спиртное?

9. Ругают ли тебя за употребление спиртных напитков родители?

10. Как ты реагируешь на их ругань?

11. Предлагают ли тебе твои родные спиртные напитки?

12. Ты отказываешься или пьешь вместе с ними?

13. Сколько ты можешь выпить за один раз?

14. Тянет ли тебя к употреблению спиртных напитков?

Диагностика 1 (для родителей на родительском собрании)

1. Наш сын /дочь принимает спиртные напитки:

а) пытаемся с этим бороться;
б) не видим ничего страшного, если сын/ дочь иногда принимают спиртное;
в) не обращаем внимания, надеемся, что все пройдет само собой.

3. В нашей семье мы употребляем спиртное:

а) очень редко;
б) по праздникам;
в) как все;
г) когда в этом есть необходимость.

4. Друзья нашего сына /дочери:

а) не пьют спиртное совсем;
б) пьют только легкое спиртное;
в) пьют достаточно часто;
г) не могут обойтись без спиртного.

а) можно обойтись без употребления спиртных напитков;
б) нельзя обойтись без употребления спиртных напитков;
в) все зависит от ситуации;
г) можно, но только употребляя по большим праздникам.

Диагностика 2 (для учащихся)

Учащиеся получают список поводов для принятия спиртных напитков, расставляют их по степени значимости в собственной семье.

– Приход знакомых и соседей.

1. В. Н. Ягодинский “Школьнику о вреде никотина и алкоголя”. Москва “Просвещение” 1985г.

источник

классный час на тему «Алкоголизм»

Классный час «Алкоголизм – повод, причина и последствия»

ЗАДАЧИ : обратить внимание учащихся на проблему классного часа, способствовать осознанию важности данной проблемы и влиянию ее на дальнейшую судьбу старшеклассников.

Читайте также:  Как влияет на организм подростка алкоголизма

Форма проведения : беседа с элементами дискуссии.

Вопросы для обсуждения : пагубное влияние алкоголизма, методы борьбы с алкоголизмом.

Подготовительная работа: Выпуск сатирических плакатов, диагностическое исследование среди учащихся класса и родителей.

1) Сатирические плакаты “Алкоголизм в шаржах”.

2) Плакаты с высказываниями о пьянстве.

“Пьянство” и “культура” — вот два понятия, взаимоисключающие друг друга; как лед и огонь, свет и тьма. (Н. Семашко)

Водка белая, но красит нос и чернит репутацию. (А. П. Чехов)

1. Вступительное слово учителя.

2. Исторический экскурс (выступает один из учащихся класса).

3. Почему люди пьют (выступает один из учащихся).

4. С чего начинается пьянство (выступает один из учащихся).

5. Влияние алкоголя на животных. Кролик-алкоголик (выступает один из учащихся).

6. Белая горячка. Симптомы этого заболевания (чтение эпизода из романа В. Шишкова “Угрюм-река”).

7. Выступление родителя-медика о влиянии алкоголя на организм подростка.

8. Обсуждение дискуссионных вопросов по теме собрания.

9. Анализ диагностического исследования и анкетирования (выступление психолога).

10. Презентация сатирических плакатов

1. Вступительное слово учителя.

Наш классный час мы посвятим проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека. Возможно, кто-то скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что алкоголизм не щадит никого, он, как спрут, поражает человека всего без остатка.

Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник

Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умеющих еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов — Коран (VII в.)

Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н. И. Костомаров (1817-1885) доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с XVI столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются “Царевы кабаки”, дававшие массу денег в казну. Тем не менее уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ “продавать водку по одной чарке человеку”. Запрещалось продавать вино “питухам” (т. е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре в указ была внесена поправка: “Чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять”, чем фактически поддерживалось пьянство.

С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Бернс. Его слова сохраняют актуальность и в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин. (перевод С. Я. Маршака)

Вот как об этом говорится в стихотворении Владимира Котова:

Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну и пей другую,
И седьмую, и восьмую, —
Просят, давят, жмут “друзья”!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!

4. С чего начинается пьянство.

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживается их характерные изменения от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают “для аппетита”, “лечат вином” или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: “праздник”, “семейное торжество”, “гости” и т. д. С 14-15 лет появляется такие поводы, как “неудобно было отстать от ребят”, “друзья уговорили”, “за компанию”, “для храбрости” и т. д. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: “Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки”.

Иллюстрацией этого может служить история подростка, описанная врачами.

Первое значительное опьянение в 14 лет. Знакомство со спиртными напитками представлялось подростку логичным и естественным этапом в жизни, отражающим возросшую самостоятельность и взрослость.

Ритуал приема спиртного в компании начинался задолго до процедуры непосредственного потребления. Ум в ожидании застолья (когда кто-то пошел в магазин за вином) подросток возбуждался, отмечалось повышение настроения, болтливость. На следующий день после этого обменивался с собутыльниками воспоминаниями о “пьянке” со смакованием деталей и эпизодов. В компании было принято пить помногу, напиваясь до состояния оглушения. Редко кто имел деньги на водку, поэтому пили дешевые вина.

Уйдя из школы, поступил в ПТУ по специальности слесаря. К занятиям совершенно не готовился, “выезжал вначале на наглости и сообразительности”. Через 8 месяцев был отчислен за неуспеваемость. Затем пошел на работу в дорожно-строительное управление. Работа была “грязной и на улице”, не понравилась. Но появились свои деньги, и возросли затраты на алкоголь. Трудовая деятельность воспринималась только как источник средств на спиртное. Появились опоздания, прогулы, выход на работу в нетрезвом состоянии. Отношения в коллективе стали остроконфликтными. В 15 лет уволился с этой работы. Алкоголь очень быстро повлиял на его характер. Следующие три месяца нигде не работал. Свое шестнадцатилетие отметил со спиртным в кругу “друзей и родителей”. В состоянии опьянения “просто так” компанией избили четырех сверстников. Не без гордости вспоминает, что был “на зоне”, будучи осужденным на два года.

После освобождения из колонии первую неделю пил ежедневно. Потом устроился работать слесарем в морском порту. За лето трижды доставлялся в медицинский вытрезвитель. Вынужден был уйти с работы. “Отдохнув” месяц, устроился подсобным рабочим в “Горгаз” – помогал развозить газовые баллоны по городу.

Пил регулярно — обычно с пятницы до понедельника. Изменился характер опьянения: снизилось веселящее действие спиртного, напротив, алкоголь способствовал ухудшению настроения, возникновению раздражительности, агрессивности.

По словам матери, стал совершенно нетерпимым дома: крайне вспыльчив и раздражителен, если не давала денег на спиртное, бил стекла в окнах, разбил телевизор. Приступы ярости сменялись истерическими рыданиями и сценами раскаяния.

Умер от острой сердечной недостаточности после очередного запоя.

Приведенная история болезни показывает правоту старой мудрости: “Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”.

Для несовершеннолетних пьющих характерны: наигранность, бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые легко сменяются подавленностью, беспомощностью. Они затрудняют прогнозировать события, теряют способность реагировать на стимулы прошлого и будущего, не могут вырваться из плена сиюминутных переживаний и побуждений, живут одним днем. У них наблюдаются легковесность и поверхностность суждений, излишняя словоохотливость, повышенная самооценка. Такова психология пагубного пристрастия к алкоголю.

5. Влияние алкоголя на животных. Кролик-алкоголик.

Болезненное пристрастие к алкоголю может возникнуть у любого вида животных, если их приучать пить вино. Типичными объектами наблюдений за действием алкоголя на живой организм служат лабораторные крысы и мыши.

При отсутствии алкогольного напитка животные ведут себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха. Некоторые крысы после периода возбуждения безвольно растягиваются на полу клетки – точь-в-точь, как пьяница в состоянии похмелья.

Если крольчихам в течение беременности вводить в желудок спирт, то у них треть плодов окажется мертвыми, а масса тела выживших крольчат будет значительно меньше, чем в контроле – у крольчих, не принимающих спирт.

Белая горячка. “Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты”,– писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.

Картина белой горячки очень точно передана В. Шишковым в его романе “Угрюм-река”: “И вдруг увидал – пересекая простор, к нему быстро полз небывало огромных размеров удав. Черная с желтыми пятнами кожа осклизла, лоснилась сыростью. Прохор съежился, замер. Глаза злобного гада взъярились, молниеносно он бросился к Прохору, . . . [Прохор], не помня себя, ударил удава по морде и бросился к двери, к другой, к третьей, но все двери мгновенно скрывались, он – к окну, он – к другому, исчезли и окна. А змеище поспешно за ним: с воплем, подобным визгу свиньи под ножом, Прохор кидался на стены, бежал, падал, опрокидывал мебель. Наконец, изнемог, повалился, как падаль, в ряд с мертвецами: весь пол кабинета покрыт смердящими трупами. От трупного запаха Прохору сделалось тошно. . . Со всех сторон нарастал потрясающий ужас. Вот топот, и ржанье, и звяк копыт: порвался табун бешеных коней и скачет по трупам прямо на Пpoxopa. . . ”

Белая горячка – наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. и), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Ее симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Днем галлюцинация несколько затухает, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте. В медицинской литературе описан случай, когда такого больного, ориентирующегося в реальной обстановке, отправили в больницу для лечения на общественном транспорте в сопровождении жены.

На станции метро ему внезапно представилось, что на него движется группа вражеских солдат с автоматами. Он перепрыгнул через перила мостика над линией и упал на крышу вагона, а с нее – на платформу, где его подхватили пассажиры.

Другой больной поступил в больницу с множеством ножевых ранений. На вопрос врача, как это произошло, алкоголик ответил, что к коже у него, прицепились чертики и он срезал их бритвой.

Другой формой психоза является алкогольный бред. Он возникает и после кратковременного пьянства, но в отличие от белой горячки не сопровождается галлюцинациями. Однако таких больных преследуют навязчивые мысли. Чаще всего это бред подозрительности, преследования, ревности. Пьянице, например, кажется, что против него устроен “заговор”. Не видя выхода из создавшегося положения, он пытается кончить жизнь самоубийством.

Еще один вид алкогольного психоза описан выдающимся русским врачом С. С. Корсаковым в 1887 году. При корсаковском психозе больной утрачивает память на текущие события и не может восстановить факты последних лет жизни. Начало психоза напоминает белую горячку, но затем возникают своеобразные провалы памяти, хотя у большинства больных сохранены знания и профессиональные навыки периода, предшествовавшего алкоголизму,

Больной может подробно рассказать сюжет кинокартины, виденной 30 лет назад, перечислить фамилии школьных товарищей, но рассказать содержание телевизионной передачи, которую он недавно просмотрел, или назвать имена его соседей по дому он не может. Он даже не помнит, что ел сегодня на завтрак, как зовут его лечащего врача.

7. Выспупление родителя-медика о влиянии алкоголя на организм подростка (медсестры детской поликлиники).

Она рассказала о пагубном влиянии алкоголя на организм подростка и о первой помощи при отравлении алкоголем. Ученикам было рассказано об оказании первой помощи при отравлении алкоголем.

8. Обсуждение дискуссионных вопросов по теме собрания.

1. Можно ли оскорблениями решить проблему алкоголизма?

2. Где можно получить помощь в борьбе с алкоголизмом?

3. Что можно считать пьянством, а что — нет?

4. Можно ли выпившего человека выгонять из дома или не пускать его в дом?

5. Как нужно вести себя с подростком, который пришел домой в нетрезвом виде?

Анкетирование учащихся “Я и алкоголь”

1. Помнишь ли ты, в каком возрасте впервые попробовал алкогольный напиток?

2. Какой это был алкогольный напиток?

4. Как ты отнесся к этому предложению?

5. Как часто ты употребляешь спиртные напитки?

6. Что может послужить поводом для принятия спиртных напитков?

7. Ты их покупаешь сам или тебя угощают?

8. Какие ощущения у тебя возникают, когда ты пьешь спиртное?

9. Ругают ли тебя за употребление спиртных напитков родители?

10. Как ты реагируешь на их ругань?

11. Предлагают ли тебе твои родные спиртные напитки?

12. Ты отказываешься или пьешь вместе с ними?

13. Сколько ты можешь выпить за один раз?

14. Тянет ли тебя к употреблению спиртных напитков?

Диагностика 1 (для родителей на родительском собрании)

1. Наш сын /дочь принимает спиртные напитки:

а) иногда;
б) никогда
в) редко;
г) часто.

а) пытаемся с этим бороться;
б) не видим ничего страшного, если сын/ дочь иногда принимают спиртное;
в) не обращаем внимания, надеемся, что все пройдет само собой.

3. В нашей семье мы употребляем спиртное:

а) очень редко;
б) по праздникам;
в) как все;
г) когда в этом есть необходимость.

4. Друзья нашего сына /дочери:

а) не пьют спиртное совсем;
б) пьют только легкое спиртное;
в) пьют достаточно часто;
г) не могут обойтись без спиртного.

а) можно обойтись без употребления спиртных напитков;
б) нельзя обойтись без употребления спиртных напитков;
в) все зависит от ситуации;
г) можно, но только употребляя по большим праздникам.

Диагностика 2 (для учащихся)

Учащиеся получают список поводов для принятия спиртных напитков, расставляют их по степени значимости в собственной семье.

– Приход знакомых и соседей.

1. В. Н. Ягодинский “Школьнику о вреде никотина и алкоголя”. Москва “Просвещение” 1985г.

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в учебном заведении:любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом.

Методическая разработка проведения классного часа.

Работа по профилактике табакокурения, алкоголизма.

Главным условием для нормального социального развития ребенка является семья. В семье он получает воспитание, психологическую помощь и поддержку, происходит формирование самостоятельной личности .

Читайте также:  Вред кодирования от алкоголизма для здоровья

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Фундамент здоровья и становле.

Областной открытый конкурс проектов антирекламы наркомании, табакокурения и алкоголизма «Мы хотим жить!» в Смоленске прошел 10 декабря 2012 года.Конкурс проводился при поддержке управления культуры и .

Родительское собрание на тему: «Формирование здорового образа жизни подростков.Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения.».

источник

Классный час: Алкоголизм и последствия. Расчитан для 8 класса. Используется для профилактики алкоголизма среди пордростков.

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Жуково

по профилактике употребления алкоголя)

Цели: – создание условий для формирования личной негативной позиции ученика по отношению к злоупотреблению алкоголем через воздействие на его информационное пространство.

Задачи: – выработать у несовершеннолетних установку на здоровый образ

– показать на конкретных примерах негативное влияние алкоголя на

– обсудить причины употребления алкоголя

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки – «выходы», подборка песен на тему «Алкоголь»

Включается подборка песен.

Мы уже настолько привыкли, что алкоголь связан у нас с весельем, праздником, задушевным разговором, что забыли о том, что

А начало всему заложено еще в подростковом возрасте.

Проводится интервью: «Почему же подростки начинают пить?»

Возможные варианты ответов детей:

1. Любопытство (интерес, праздник)

2. Расслабление (повеселиться, общаться, смелость, снять комплексы)

3. Модно (все и я, реклама, престиж, традиции, лучше, чем наркотик, доступность, полезно и т. д.)

В древности практиковалось умеренное потребление спиртосодержащих напитков. Китайский император Ву Вонг в 1220 г. до н. э. издал эдикт, согласно которому все лица, захваченные во время попойки, подвергались смертной казни. В древнем Риме до 30 лет пить вино запрещалось. Каждый римлянин, заставший свою жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Древней Спарте специально напаивали рабов и показывали их юношам, чтобы внушить им страх и отвращение к вину. В Афинах во времена Соломона пьянство считалось состоянием, достойным презрения. В Англии надевали на алкоголиков ярмо, а затем водили по главным улицам города.

В Израиле и странах Ближнего Востока, где очень жаркий климат, пьют подкисленную воду или натуральное вино, разбавленное в соотношении 1:5 или 1:3. Те же, кто пил вино неразбавленным или сикеру (это похоже на водку), назывались пьяницами.

Когда-то существовал миф, что русские испокон веков пили и научили пить Европу. Но это совершенно не так. Русь была одной из «трезвых» держав в истории. На Руси на свадьбе молодые пили только квас. Первым из царей, кто провел ряд последовательных мероприятий по монополизации винной торговли, был Иван Грозный. Он жестоко наказывал тех, кто в тайне занимался винокурением и подпольно продавал водку (корчемарил). Во времена Петра I пьяницам вешали чугунную медаль весом 7 кг с надписью «За пьянство» — с такими не водились.

Законодательство России отличалось своей гуманностью: если в других странах вводились жестокие наказания за пьянство, то в России они в основном сводились к нравственно-воспитательным мерам и денежным штрафам в пользу потерпевших и казны. В 1895 году царское правительство ввело в России государственную монополию на торговлю спиртными напитками. Продажа водки давала хорошую прибыль казне. Бюджет царской России на треть строился на доходах от продажи спиртных напитков. Широкое распространение пьянства побудило народ к стихийному движению за трезвость.

В настоящее время алкоголизм как причина смертности стоит в России на третьем месте после рака и сердечно-сосудистых заболеваний.

Учащиеся должны отвечать на вопросы: ДА или НЕТ, а также аргументировать свой ответ.

1. Алкоголь – это стимулирующее средство, его употребление ведет к поднятию бодрости духа (нет). (Алкоголь – это депрессант, он угнетает деятельность головного и спинного мозга).

2. Если Вы хотите протрезветь, то чашка горячего свежего черного кофе, свежий воздух и холодный душ помогут вам (нет). (Ощущение, что ты протрезвел, действительно возникает, но количество алкоголя в крови не меняется, и, следовательно, скорость реакции, внимание и поведение будут, как у пьяного человека).

3. Опьянение от пива легче, чем опьянение от водки (нет). (Пиво, вино и крепкие напитки – все содержат алкоголь, и, следовательно, эффект один и тот же).

4. Люди не умирают от алкогольного отравления (нет). (Люди умирают от чрезмерной доли алкоголя).

5. Подростки, которые начинают пить алкоголь до 15 лет, подвергаются в 2 раза большему риску начать употребление наркотиков, чем те, кто пробовал, будучи взрослым (да). (Исследования показывают что, если человек начинает употреблять алкоголь до 15 лет, то он больше подвержен риску столкнуться с проблемой наркомании).

6. Если людям нравится само состояние опьянения, то существует большая вероятность того, что они станут алкоголиками (да). (Человек, не чувствующий опасности, не подготовлен к принятию правильного решения).

7. Для того чтобы согреться, можно принять рюмку алкоголя (нет).
Употребление рюмки алкоголя вызывает расширение кровеносных сосудов у поверхности кожи, хотя это создает ощущение тепла, организм на самом деле быстро теряет тепло, тем самым вызывая переохлаждение тела.

Влияние алкоголя на организм человека

В крови в норме есть алкоголь 2,2 мл. Он участвует в энергетическом обмене. Алкоголь, поступивший извне, может включиться в обмен и подавить естественную выработку алкоголя, тогда появляется зависимость.

Алкоголь серьезным образом влияет на организм человека.

В желудочно-кишечном тракте вызывает: раздражение, ожоги слизистой полости рта, глотки, пищевода, желудка, пародонтоз, выпадение зубов, хроническое воспаление желудка, кишечника, язвенную болезнь, цирроз печени.

Страдает сердечно-сосудистая система: стенки сосудов становятся ломкими, развивается атеросклероз, эндартериит (гангрена, хроническое заболевание периферических кровеносных сосудов человека, с преимущественным поражением артерий стоп и голеней), гипертония.

В мочеполовай системе: в почках и мочевом пузыре появляются хронические воспаления, подавляется выработка половых гормонов (мужчины становятся женоподобными – мышцы дряблеют, уменьшается рост волос на теле и лице, женщины мужеподобны – голос грубеет, нарушается МЦ), пьяное зачатие может привести к уродству, шизофрении, слабоумию у ребенка.

В ЦНС происходит угнетение функции головного мозга, заторможенность, деградация интеллекта, нарушается координация, повышается утомляемость, наблюдается недержание мочи, неспособность к анализу и контролю поступков, неспособность к социальной адаптации.

По желанию один участник берет на себя роль человека, употребляющего алкоголь. Он занимает место в середине игрового пространства, где по кругу разложены карточки – «выходы», риски того, что может случиться с человеком в алкогольном опьянении. Участнику завязывают глаза и раскручивают вокруг себя (как аналог алкогольного опьянения, непредсказуемости последствий). Когда он остановился, ему предлагают найти «выход».

Что вы чувствовали, когда с завязанными глазами вам нужно было найти выход?

Ожидает ли человек того, что он получает в итоге? Почему?

Что управляет жизнью алкоголика? Почему?

Влияние алкоголя на детский организм

Проба алкоголя в детском возрасте приравнивается к отравлению. Одно единственное алкогольное отравление в детском возрасте может оказаться смертельным или иметь последствия вплоть до нарушения работы головного мозга. Первокласснику достаточно для этого несколько глотков водки; чем моложе организм, тем быстрее привыкание: молодой человек может привыкнуть к алкоголю уже через несколько недель злоупотребления им, тогда как взрослый – лишь спустя месяцы и годы. Употребление спиртных напитков до 20 лет приводит к алкоголизму в 80% случаев. При этом дрожание рук по утрам является лишь симптомом болезни, которая часто заканчивается сильными галлюцинациями. При регулярном употреблении в течение одного года – происходит задержка в росте, развитии, созревании; интеллект ещё и так не сформирован, а то, что есть, подвергается деградации. Каждый стакан алкоголя – это шаг к падению.

Алкоголь не только сокращают жизнь на 12-18 лет, но и повышает риск смерти: 15-20 % замешанных в дорожно – транспортных происшествиях со смертельным исходом перед этим употребляли алкогольные напитки; 20-40 % погибших в результате несчастного случая были в состоянии алкогольного опьянения; более 60 % всех насильственных преступлений совершается под воздействием алкоголя.

Во всех 50 штатах США закон запрещает продавать спиртные напитки лицам моложе 21 года. Это не случайно, потому что у подростков и молодых людей от 13 до 19 лет употребление алкоголя приводит к гораздо большему числу тяжелых последствий, чем употребление других наркотиков. Среди подростков алкоголь вызывает больше смертей, чем какое-либо другое наркотическое вещество. Согласно результатам исследования, в студенческих городках, 95% преступлений, связанных с насилием, вызвано употреблением алкоголя. В 90% зарегистрированных случаев изнасилования нетрезвы были или насильник, или жертва, или оба. 60% студенток колледжа, у которых выявлены передаваемые половым путем заболевания, в момент заражения были пьяны.

С 1 января 2013 г ограничена продажа любого алкоголя, включая пиво, крепостью более 0,5% с 23:00 до 8:00.

Законом запрещена продажа алкогольных напитков в местах проведения культурно – массовых мероприятий.

«Статья 151.1. Федерального Закона», принятого Государственной Думой 8 июля 2011 года гласит: «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно,

— наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение ста восьмидесяти дней».

Факты, известные науке о влиянии алкоголя на живые существа

В помещение, где в подвале производилась перегонка спирта, было положено 160 яиц для искусственного вывода цыплят. Вывелась только половина, из которой 40 вскоре погибли, а 25 вылупились уродливыми: у них отсутствовали ногти, были ненормальные клювы, раздвоенные пальцы на ногах и др. уродства.

В корм свиньям (свиноматки, поросята, самцы) добавляли алкоголь. Результаты показали, что самцы теряли 45% массы тела, при прекращении подачи алкоголя в корм сразу умерли; среди свиноматок наблюдался частичный падеж, поросята рождались с врожденными уродствами или мертворожденными; у поросят происходили изменения со стороны внутренних органов (почки, печень) и они умерли.

В прикорм пчелам добавляли алкоголь, потом они вели себя буйно, а соты делать разучивались.

Ученые впрыснули мизерное количество алкоголя пауку, он суетливо забегал и разом «забыл» свои навыки плести паутину.

Добавка алкоголя в корм птицам снижает их яйценоскость со 120 до 48 яиц в год.

Отдельная тема – употребление подростками пива.

Ю. Резник (директор независимого института гражданского общества) сказал: «Пивной алкоголизм превратился в бедствие национального масштаба. Потребление пива стало частью образа и стиля жизни молодых людей. Идет процесс разрушения генофонда, спаивания нации». Подростку достаточно недели, чтобы получить стойкую алкогольную зависимость.

В среднем в каждой бутылке пива содержится столько же спирта, сколько в 50 граммах водки. И когда девочка, идущая из школы, выпивает из горлышка бутылку пива, она выпивает четверть стакана водки. А если она промачивает горло двумя бутылками – значит уже полстакана водки. Если бы вы увидели эту девочку, которая махнула полстакана водки в компании друзей на улице, вы бы оторопели. Но она пьет пиво, и это считается нормой.

Пивной алкоголизм ничем не отличается от винного, или водочного, или коньячного. С ним связывают и общение, и лечение. Главное же и наиболее опасное отличие состоит в том, что к пиву относятся значительно легче, чем к водке. В тех ситуациях, когда «пить водку» значит «быть алкоголиком», пиво часто воспринимается как безобидное развлечение. Что бы мы ни пили, мы пьем этиловый спирт.

Чем опасно именно пиво? Оно очень прилипчиво. Создать обстановку для распития водки или вина труднее. А пиво или те же баночные коктейли ритуала не требуют. Идешь с работы или из школы, купил в ларьке – и немедленно выпил. Или принес домой, расположился у телевизора и потягиваешь. И никто не ругает: не водку же. Но пиво, между прочим, дает совсем не то опьянение, чем водка или коньяк. После пива состояние пришибленности, тупого опьянения. Потому что в пиве содержатся вещества, образующиеся в результате брожения, которые ужасающе действуют на головной мозг.

В пиве обнаружены микродозы производных конопли, ядовитые моноамины и даже трупный яд – кадаверин.

Содержащиеся в пиве растительные аналоги половых гормонов (фитоэстрогенов) изменяют внешний вид любителей пива. Парни толстеют, у них увеличиваются молочные железы, округляются бедра, появляется животик – фигура изменяется по женскому типу, у женщин пропорционально выпитому пиву растет вероятность заболеть раком грудной железы. Опасно пить пиво матери, вскармливающей грудного ребенка. У малыша возможны эпилептические судороги, а со временем может возникнуть и эпилепсия.

Горечи и некоторые экстрактивные вещества могут вызвать галлюцинации у тех, кто выпивает более 1 литра в день.

Сейчас мы наблюдаем такую картину опьянения, что раньше с пива была просто невозможна. Взрослые мужчины уходят в длительные запои.

В некоторых семьях детям дают пиво или вино, думая, что это совершенно безобидно. Но такие родители приучают ребенка к алкогольному ритуалу, к мысли, что алкоголь – это вкусно. А затем у них наступает подростковый возраст. Они пытаются подражать старшим, в их поведении сквозит то, что они видели дома. А дома они видели то, что выпивается все, что поставлено на стол. Подростки быстро привыкают к хмельному, хотя самая первая реакция бывает обычно негативной. Сначала наступает легкое опьянение, которое быстро сменяется тяжелым. Очень часто они теряют память – наступает интоксикация, отравление организма. Потом рвота и тяжкое, муторное состояние на следующий день. Ужасно то, что подростка часто приучают к страшной вещи: ему не объясняют, что это состояние – элементарное отравление, а предлагают опохмелиться.

Некоторые подростки хвастают, что у них не бывает рвоты при опьянении. А ведь это плохо! Это первый признак привыкания. Значит, первая природная защита сломана.

Может быть, в подростковом возрасте употреблять алкоголь – это круто, это проявление взрослости, это желание выделится, но все это можно показать другими способами, без вреда для вашего здоровья.

1. Хочешь быть крутым – Будь человеком с сильным характером. Умей отстаивать своё мнение. Выделись из толпы!

2. Нечего делать – Ставь перед собой цели и стремись достигать их.

3. Проблемы – Учись решать проблемы, а не убегать от них в алкогольный обман.

4. Хочешь похудеть – Занимайся спортом и правильно питайся!

5. Не умеешь общаться – Учись дружить по-настоящему. Будь честным, искренним, уважай других!

6. Чувствуешь одиночество – Обратись за помощью к окружающим.

Читайте также:  Препарат для кодирования от алкоголизма дисульфирам

7. Хочешь рисковать – Рискни измениться, стать лучше, добрее.

8. Стресс – Будь творческим и расслабляйся в хорошей компании!

9. Хочешь экстрима – Займись спортом.

10. Мистер Вселенная – Выделись мудростью, а не тупостью.

Список используемой литературы

1. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. — М., 1989.

2. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. – М., Академия, 1999.

3. Касмынина Т.В. Влияние алкоголя на организм подростка. – М., Просвещение 1996

4. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. – М., 2006.

5. Короленко Ц.П., Тимофеева А.С. Корни алкоголизма. Новосибирск, 2006.

6. Корченов В.И. Пьянство, алкоголизм, наркомания: причины и следствия. М., РГМУ, 2007.

Муратова И.Д, Сидоров П.И. Антиалкогольное воспитание в школе. Архангельск, 1997г

источник

Про пьяниц
много
пропето разного,
Из пьяных пений
запомни только:
Беги от ада, от заразного,
Тащи из ада алкоголика! (В.Маяковский)
Пьянство — это добровольное безумие. (Гиппократ)
Вино полюбил – семью позабыл. (Пословица)
Пьянство есть упражнение в безумии….(Пифагор)
Дали вина – так и стал без ума! (Пословица)
Водка белая, но красит нос и чернит репутацию (А.П.Чехов)
Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым. (Гете)
Долой алкоголь! Не губите молодые жизни этим ядом! (Дж. Лондон)
Пьют и едят все люди, но пьянствуют и обжираются только дикари. (В.Г.Белинский)
Человек пьющий ни на что не годен. (А.С.Пушкин)

Наш классный час мы посвятим проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека. Возможно, кто-то скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что алкоголизм не щадит никого, он, как спрут, поражает человека всего без остатка.

Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник
Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умеющих еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов — Коран (VII в.)

Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н. И. Костомаров (1817-1885) доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с XVI столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются «Царевы кабаки”, дававшие массу денег в казну. Тем не менее уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ «продавать водку по одной чарке человеку”. Запрещалось продавать вино «питухам” (т. е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре в указ была внесена поправка: «Чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять”, чем фактически поддерживалось пьянство.

С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Бернс. Его слова сохраняют актуальность и в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин. (перевод С. Я. Маршака)

Вот как об этом говорится в стихотворении Владимира Котова:

Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну и пей другую,
И седьмую, и восьмую, —
Просят, давят, жмут «друзья”!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!

4. С чего начинается пьянство.

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживается их характерные изменения от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита”, «лечат вином” или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: «праздник”, «семейное торжество”, «гости” и т. д. С 14-15 лет появляется такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят”, «друзья уговорили”, «за компанию”, «для храбрости” и т. д. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки”.

Иллюстрацией этого может служить история подростка, описанная врачами.

Первое значительное опьянение в 14 лет. Знакомство со спиртными напитками представлялось подростку логичным и естественным этапом в жизни, отражающим возросшую самостоятельность и взрослость.

Ритуал приема спиртного в компании начинался задолго до процедуры непосредственного потребления. Ум в ожидании застолья (когда кто-то пошел в магазин за вином) подросток возбуждался, отмечалось повышение настроения, болтливость. На следующий день после этого обменивался с собутыльниками воспоминаниями о «пьянке” со смакованием деталей и эпизодов. В компании было принято пить помногу, напиваясь до состояния оглушения. Редко кто имел деньги на водку, поэтому пили дешевые вина.
Уйдя из школы, поступил в ПТУ по специальности слесаря. К занятиям совершенно не готовился, «выезжал вначале на наглости и сообразительности”. Через 8 месяцев был отчислен за неуспеваемость. Затем пошел на работу в дорожно-строительное управление. Работа была «грязной и на улице”, не понравилась. Но появились свои деньги, и возросли затраты на алкоголь. Трудовая деятельность воспринималась только как источник средств на спиртное. Появились опоздания, прогулы, выход на работу в нетрезвом состоянии. Отношения в коллективе стали остроконфликтными. В 15 лет уволился с этой работы. Алкоголь очень быстро повлиял на его характер. Следующие три месяца нигде не работал. Свое шестнадцатилетие отметил со спиртным в кругу «друзей и родителей”. В состоянии опьянения «просто так” компанией избили четырех сверстников. Не без гордости вспоминает, что был «на зоне”, будучи осужденным на два года.
После освобождения из колонии первую неделю пил ежедневно. Потом устроился работать слесарем в морском порту. За лето трижды доставлялся в медицинский вытрезвитель. Вынужден был уйти с работы. «Отдохнув” месяц, устроился подсобным рабочим в «Горгаз” – помогал развозить газовые баллоны по городу.
Пил регулярно — обычно с пятницы до понедельника. Изменился характер опьянения: снизилось веселящее действие спиртного, напротив, алкоголь способствовал ухудшению настроения, возникновению раздражительности, агрессивности.
По словам матери, стал совершенно нетерпимым дома: крайне вспыльчив и раздражителен, если не давала денег на спиртное, бил стекла в окнах, разбил телевизор. Приступы ярости сменялись истерическими рыданиями и сценами раскаяния.
Умер от острой сердечной недостаточности после очередного запоя.

Приведенная история болезни показывает правоту старой мудрости: «Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”.

Для несовершеннолетних пьющих характерны: наигранность, бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые легко сменяются подавленностью, беспомощностью. Они затрудняют прогнозировать события, теряют способность реагировать на стимулы прошлого и будущего, не могут вырваться из плена сиюминутных переживаний и побуждений, живут одним днем. У них наблюдаются легковесность и поверхностность суждений, излишняя словоохотливость, повышенная самооценка. Такова психология пагубного пристрастия к алкоголю.

5. Влияние алкоголя на животных. Кролик-алкоголик.

Болезненное пристрастие к алкоголю может возникнуть у любого вида животных, если их приучать пить вино. Типичными объектами наблюдений за действием алкоголя на живой организм служат лабораторные крысы и мыши.

При отсутствии алкогольного напитка животные ведут себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха. Некоторые крысы после периода возбуждения безвольно растягиваются на полу клетки – точь-в-точь, как пьяница в состоянии похмелья.

Если крольчихам в течение беременности вводить в желудок спирт, то у них треть плодов окажется мертвыми, а масса тела выживших крольчат будет значительно меньше, чем в контроле – у крольчих, не принимающих спирт.

Белая горячка. «Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты”,– писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.

Картина белой горячки очень точно передана В. Шишковым в его романе «Угрюм-река”: «И вдруг увидал – пересекая простор, к нему быстро полз небывало огромных размеров удав. Черная с желтыми пятнами кожа осклизла, лоснилась сыростью. Прохор съежился, замер. Глаза злобного гада взъярились, молниеносно он бросился к Прохору, . . . [Прохор], не помня себя, ударил удава по морде и бросился к двери, к другой, к третьей, но все двери мгновенно скрывались, он – к окну, он – к другому, исчезли и окна. А змеище поспешно за ним: с воплем, подобным визгу свиньи под ножом, Прохор кидался на стены, бежал, падал, опрокидывал мебель. Наконец, изнемог, повалился, как падаль, в ряд с мертвецами: весь пол кабинета покрыт смердящими трупами. От трупного запаха Прохору сделалось тошно. . . Со всех сторон нарастал потрясающий ужас. Вот топот, и ржанье, и звяк копыт: порвался табун бешеных коней и скачет по трупам прямо на Пpoxopa. . . ”

Белая горячка – наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. и), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Ее симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Днем галлюцинация несколько затухает, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте. В медицинской литературе описан случай, когда такого больного, ориентирующегося в реальной обстановке, отправили в больницу для лечения на общественном транспорте в сопровождении жены.

На станции метро ему внезапно представилось, что на него движется группа вражеских солдат с автоматами. Он перепрыгнул через перила мостика над линией и упал на крышу вагона, а с нее – на платформу, где его подхватили пассажиры.

Другой больной поступил в больницу с множеством ножевых ранений. На вопрос врача, как это произошло, алкоголик ответил, что к коже у него, прицепились чертики и он срезал их бритвой.

Другой формой психоза является алкогольный бред. Он возникает и после кратковременного пьянства, но в отличие от белой горячки не сопровождается галлюцинациями. Однако таких больных преследуют навязчивые мысли. Чаще всего это бред подозрительности, преследования, ревности. Пьянице, например, кажется, что против него устроен «заговор”. Не видя выхода из создавшегося положения, он пытается кончить жизнь самоубийством.

Еще один вид алкогольного психоза описан выдающимся русским врачом С. С. Корсаковым в 1887 году. При корсаковском психозе больной утрачивает память на текущие события и не может восстановить факты последних лет жизни. Начало психоза напоминает белую горячку, но затем возникают своеобразные провалы памяти, хотя у большинства больных сохранены знания и профессиональные навыки периода, предшествовавшего алкоголизму,

Больной может подробно рассказать сюжет кинокартины, виденной 30 лет назад, перечислить фамилии школьных товарищей, но рассказать содержание телевизионной передачи, которую он недавно просмотрел, или назвать имена его соседей по дому он не может. Он даже не помнит, что ел сегодня на завтрак, как зовут его лечащего врача.

При исследовании причин групповой преступности несовершеннолетних, опрошено 418 правонарушителей в возрасте от 14 до 17 лет. В качестве причин и условий для преступлений они назвали следующие:
Не умел контролировать свои поступки и правильно использовать свободное время — 49,5%
Попал под влияние товарищей — 14,3%
Неблагоприятная обстановка в семье — 12,7 %
Привычка к алкоголю — 6%

Надеюсь и хочу верить, что наше путешествие поможет вам и не даст пополнить статистику преступлений. Стремление стать личностью заявляет себя в подростке, когда он делает выбор между добром и злом, когда преодолевает слабость неокрепшей натуры, противится дешевым соблазнам, когда ставит перед собой трудные задачи и решает их. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой. Гете говорил, что умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя. И сегодня жизненные неудачи, большинство неприятностей, а иногда трагедий возникают оттого, что человек не знает себя, берется не за свое дело, претендует на особое место в жизни, не имея для этого оснований.

Ничего не откладывай — жизнь коротка.
Ты наивно считал, что она – как река,
А она как ручей
После таянья льдов. –
Протечет, не оставив следов.
Не откладывай –
Другу помочь поспеши,
Не обкрадывай душу –
Лишишься души.
Пусть в расчете с мерзавцем
Не дрогнет рука,
Не откладывай –
Жизнь коротка.

В заключение нашего путешествия хочу привести 18 уроков Матери Терезы — настоящей программы совершенствования для каждого из нас. Настоящее имя Матери Терезы, настоятельницы и основательницы Ордена милосердия, лауреата Нобелевской премии мира, гражданки Индии – Агнем Гонджа Бояджиу.

Главное – иметь чистое сердце.
Жизнь – возможность, используйте ее;
Жизнь – красота, восхищайтесь ею;
Жизнь – блаженство, вкусите его;
Жизнь – мечта, осуществите ее;
Жизнь – вызов, примите его;
Жизнь – долг, исполните его;
Жизнь – игра, сыграйте в нее;
Жизнь – богатство, дорожите им;
Жизнь – любовь – наслаждайтесь ею;
Жизнь – тайна, изучайте ее;
Жизнь — шанс, воспользуйтесь им;
Жизнь – горе, превозмогите его;
Жизнь – борьба, выдержите ее;
Жизнь – приключение, решитесь на него;
Жизнь – трагедия, преодолейте ее;
Жизнь – счастье, сотворите его;
Жизнь слишком прекрасна, не губите ее;
Жизнь – это жизнь, боритесь за нее.

источник