Меню Рубрики

Алкоголизм молодежной среде пропаганда здорового образа жизни

Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подрастающего поколения

Профилактическая работа в школе.

2. «Здоровое поколение – здоровье нации»

Профилактика курения.
Профилактика алкоголизма и наркомании.
Профилактика СПИДа.
Основные направления профилактики в школе:
Анализ анкетирования на тему: «Курение»
Анализ ситуации по табакокурению
Анализ анкетирования на тему: «Алкоголь»
Сравнительный анализ причин употребления и альтернатив употребления наркотиков подростками.
Анализ анкетирования по вопросам ВИЧ/СПИДа.
Закон «О предотвращении распространения на территории РФ заболевания, вызываемого ВИЧ

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей—задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2—3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

Младший школьный возраст — это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ

Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман — это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя — из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» расположена в Ступинском районе Московской области. Школа сельская, поэтому имеет свою специфику, одной из которых является большая роль педагогического коллектива не только в обучении, но и в воспитании, так как родители большей частью работают вне пределов села, возвращаются домой уже поздно и заняты, прежде всего, проблемой зарабатывания денег. Многие современные родители не уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным уровнем психолого-педагогической и правовой культуры. Они не могут оказать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи с родителями.

Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого.

В школе обучается 123 чел, неполные семьи – 31, многодетные семьи -8 – 15 чел, опекаемые – 1, малообеспеченные семьи – 37, стоят на ВШУ – 9 чел, неблагополучные семьи, стоящие на учёте КДН и ЗП – 3..

В антиалкогольной работе школы принимают участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут,— здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности. Стремимся к расширению социальных связей — подключаем к этой работе родителей учащихся, сотрудников ОДН ГУ ОВД, КДН и ЗП,. специалистов организаций, проводящих профилактическую работу («Оптималист Подмосковья», кризисный центр «Надежда»). Главное – это объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

  • снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
  • снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
  • снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни.

Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в подростковой среде.

В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.

Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ОДН ГУ ОВД деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).

Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками,— явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:

  1. воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;
  2. недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог—переход из школьного коллектива в среду уличных компаний.

Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.

Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.

В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел — учащиеся 7–11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:

  • «Правильное питание» в объёме 15 часов, за счёт занятий в группе продлённого дня.
  • «Здоровое поколение – здоровье нации» в объёме 12 часов в 5 классе и 8 часов в 6, 7 и 8 классах за счёт уроков ОБЖ, биологии и классных часов.
  • «Твой выбор» в объёме 8 часов в 10 и 11 классах за счёт классных часов.
  • привлечение несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,
  • профилактика всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
  • создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях;
  • формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;
  • формирование системы спортивно- оздоровительной работы;
  • проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,
  • организация совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,
  • профессиональная ориентация учащихся

Краткое обоснование

Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения в с. Ивановское. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие педагогический состав школы, работники Ивановской амбулатории, ЦГСЭН, организации, проводящие профилактическую работу и родители.

Ожидаемые результаты

  1. Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
  2. Создание действующей системы работы с социумом села и другими организациями по формированию здорового образа жизни.
  3. Формирование здорового образа жизни в семье.
  4. Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях.
  5. Улучшение организации питания учащихся.
  6. Повышение уровня материально-технического оснащения школы.

Деятельность по реализации.

  • улучшение материально-технического обеспечения школы
  • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; диагностика, коррекция и развитие учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены);
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
  • контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
  • контроль за инфекционными заболеваниями;

В начальной школе «Правильное питание» проводится в клубный час в группе продлённого дня.

источник

  • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ
  • ПРОПАГАНДА
  • МОЛОДЕЖЬ

«Своё здоровье надо беречь собственными усилиями. Если ты не готов изменить свою жизнь, тебе невозможно помочь» Гиппократ ©

На сегодняшний день теме пропаганды здорового образа жизни посвящено достаточно много статей и монографий. При этом ошибочным будет утверждать, что интерес к этой теме возник только в последние десятилетия. Проблема здорового образа жизни волновала человечество на протяжении всей его истории.

Особенно в последней трети века, проблема здорового образа жизни приобретает глобальный масштаб, и ее актуальность с течением времени только возрастает. Это объясняется целым рядом причин, и самая главная из них: высокий уровень развития цивилизации, повлекший за собой такие проблемы, как гиподинамия с последствиями в виде хронических болезней, неправильное питание, перегруженность информацией, что истощает нервную систему и вызывает склонность не только к вредным привычкам, но и к суициду. Сдвиги в состоянии здоровья провоцируют в немалой степении неблагоприятные экологические условия, а также нестабильность экономической и политической ситуации.

На сегодняшний день проблема здоровья человека становится не только индивидуальной проблемой, но и проблемой государственной, от её успешного решения зависит не только здоровье отдельной личности, но и здоровье общества в целом. Поэтому здоровьесбережением необходимо заниматься на всех уровнях: личном, семейном, общественном.

Большая роль в решении этой проблемы отводится пропаганде, популяризации здорового образа жизни, особенно среди молодёжи.

Сначала обратимся к прояснению смысла таких понятий, как «молодежь», «здоровье», «здоровый образ жизни». Единого определения понятия «молодёжь» в науке нет. В Распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р дано такое определение: «молодежь» — социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами, … — до 35 и более лет» [6; с.2]. Согласно данному определению, к молодежи в Российской Федерации относится 30 % населения. А это значительная часть всего трудоспособного населения страны.

Читайте также:  Кодировка от алкоголизма какие препараты колят

Молодые годы особо значимы для всей последующей жизни человека, именно они в большей степени определяют, каких успехов сможет добиться человек в жизни. Кроме того, если в дошкольном и школьном возрасте большое влияние на подрастающее поколение оказывают родители и школа, причем и те, и другие могут в какой-то степени потребовать от ребенка строгого и неукоснительного выполнения оздоровительных мер, то в молодом возрасте человек должен уже самостоятельно и осознанно делать шаги в этом направлении, и мотивировать его к этому как раз и может пропаганда здорового образа жизни. Вот почему популяризации здорового образа жизни среди молодежи придаётся первостепенное значение.

Молодежь должна хорошо понимать, что такое здоровье и здоровый образ жизни. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье –это «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов»[2]. Соответственно, под здоровым образом жизни понимается деятельность человека по укреплению своего здоровья и профилактике различных заболеваний, хотя четкого определения данного понятия, появившегося совсем недавно.

Исходя из определения здоровья, можно сделать вывод, что здоровье человека рассматривается не только с точки зрения физиологической, но и психологической, социальной. Следовательно, возникает вопрос: какие же меры необходимы для достижения физического, духовного и социального благополучия? Ответ очень прост: для физического благополучия прежде всего нужно, чтобы организм человека хорошо функционировал, и большую роль здесь играют такие факторы, как оптимальная физическая активность (физическая культура), рациональное питание, разумное сочетание труда и отдыха, здоровый сон, отказ от вредных привычек, соблюдение правил личной гигиены, выполнение медико-профилактических рекомендаций.

Духовное благополучие предполагает высокую стрессоустойчивость, положительное отношение человека к себе и окружающему миру, позитивный настрой, умение брать ответственность на себя. Чтобы достичь социального благополучия, надо обладать коммуникативными умениями, уметь выстраивать отношения с социумом и достигать созидательных результатов[2].

Большую роль в распространении знаний о здоровом образе жизни и воспитании ответственного отношения к своему здоровью играет пропаганда. Под пропагандой понимается очень широкий спектр деятельности. Сегодня накоплен немалый опыт в этом направлении, используются самые различные методы: метод устной пропаганды, который включает в себя беседы, лекции, дискуссии, конференции; метод печатной пропаганды (статьи, листовки, стенные газеты, буклеты, брошюры, санитарные бюллетени и т.д.); наглядный метод, куда входят и натуральные объекты (например, образцы растительного и животного мира, продукты), и изобразительные средства (объемные: макет, модель, скульптура; плоскостные: плакат, рисунок, фотография).

Есть ещё комбинированный метод, при котором происходит одновременное воздействие на слуховой и зрительный анализаторы: к нему относятся театральные постановки, санитарно-просветительские фильмы, телевизионные и эстрадные действа. Каждый из методов имеет свои достоинства.

Самым эффективным из них признается метод устной пропаганды, каксамый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении. Метод печатной пропаганды позволяет охватить самые широкие слои населения, так как печатная продукция издается большим тиражом, к достоинствам такой пропаганды относится также и то, что для лучшего усвоения информации человек может неоднократно перечитать её [5].

В связи с тем, что на сегодняшний день пропаганде здорового образа жизни придается большое значение, нельзя не задать вопрос: можем ли мы сказать, что пропаганда в наше время ведется на должном уровне?

Анализ текущей ситуации в современном обществе позволяет сделать вывод: пропаганда ведется, но нужная цель не достигается. Уровень здоровья молодежи с каждым годом ухудшается. Последние исследования показывают, что российская молодежь стала больше курить и потреблять алкоголь (по статистике — 40% юношей и 30% девушек).

Среди диагнозов лидируют заболевания костно-мышечной системы, психические расстройства, а также нарушения эндокринной, пищеварительной и нервной систем. Есть много проблем с массой тела: как юноши, так и девушки страдают дистрофией, избыточным весом, ожирением[1]. Кроме того, есть ещё такие серьезные заболевания, как ВИЧ и наркомания, где привести точные цифры практически невозможно, и эти цифры так же с каждым годом растут.

Исходя из вышесказанного, возникает закономерный вопрос: почему принимаемые меры имеют низкую эффективность? Почему молодежь не уделяет сегодня должного внимания своему здоровью? На это есть ряд причин, как объективных, так и субъективных. Молодыми людьми называются разные факторы: это и нехватка времени, и отсутствие силы воли, и элементарная лень, и мнение, что нет смысла заниматься здоровьем при отсутствии проблем с ним. Кто-то приводит более веские доводы: здоровый образ жизни требует вложения денежных средств, а их недостаточно для того, чтобы рационально, правильно питаться, посещать фитнес-центры, бассейны и спортивные залы[3].

Кроме того, надо учитывать и тот факт, что пропаганде здорового образа жизни в нашем обществе противостоит очень мощная антипропаганда. Молодыми людьми, особенно раннего юношеского возраста, когда их сознание ещё находится в стадии формирования и легко поддаётся различным влияниям, очень часто манипулируют. Прилавки магазинов предлагают широкий ассортимент «нездоровых» продуктов. В СМИ очень много скрытой рекламы: рекламы курения, алкоголя, наркотиков.

Информация, получаемая юными зрителями с телеэкранов, также не способствует социализации. По телевизору пропагандируют западный образ мышления и устанавливают рамки «красивой» жизни. Это ведет к проблемам становления личности, «так как выдуманные идеалы далеко не всегда соответствуют реальности, и, имея подобную систему ценностей и поведения, адаптация в социуме становится затруднительной» [4].

После всего сказанного напрашивается мысль: что необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию? Каким направлениям пропаганды надо уделить наибольшее внимание? Какие пути наметить в решении этой проблемы?

Итак, мы считаем, необходимы следующие меры:

  1. Формирование здорового образа жизни — многоплановая, комплексная задача, для успешного решения которой необходимы усилия всех звеньев государственного и общественного механизмов. Спортивные комплексы должны быть построены в каждом городе, и занятия должны быть доступны каждому.
  2. Новости, реалити-шоу, передачи различных направлений, социальная реклама, а особенно интернет-порталы и социальные сети имеют высокий процент в формировании мировоззрения у молодёжи. Именно эти информационные потоки надо переориентировать на здоровый образ жизни.
  3. Необходимо на законодательном уровне ужесточить меры наказания для СМИ, пропагандирующих нездоровый, порочный образ жизни, а также сделать более жесткими наказания за продажу продуктов не надлежащего качества, за незаконную рекламу лекарственных средств, особенно таких, которые могут нанести непоправимый вред здоровью.
  4. Молодое поколение часто ищет кумиров и старается подражать им. Сегодня образцом для подражания должен стать человек не только стильный, с хорошей фигурой, но и далекий от вредных привычек, ведущий активный, подвижный образ жизни. Надо знакомить молодежь с методиками людей малоизвестных, таких, например, как академик Федор Григорьевич Углов, который прожил 103 года и в столетнем возрасте ещё оперировал людей и написал немало книг по долгожительству и здоровому образу жизни.
  5. Социологические исследования подтверждают, что молодые люди часто относятся к своему здоровью формально, так как не имеют достаточно разностороннего взгляда на эту проблему, понимание здорового образа жизни обычно сводится и к правильному питанию и отказу от вредных привычек. В этой связи требуется обучение молодых людей здоровому образу жизни, чтобы расширить их представление о здоровом поведении и, тем самым, создать ту базу, которая позволит молодежи действительно получать удовольствие от жизни, не подвергая своё здоровье нагрузкам, которые негативно скажутся в будущем, снижая их социальное самочувствиеи возможность осуществлять свои функции в обществе[3].
  6. Но всё перечисленное выше будет мало эффективно, если в человеке не будет воспитано чувство личной ответственности за свою судьбу, за свой образ жизни. Никакими пожеланиями, приказами, наказаниями нельзя заставить человека охранять и укреплять собственное здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Поэтому воспитание требовательного отношения к себе надо начинать ещё в раннем детстве, и тут большая роль отводится родителям.

Итак, сделаем вывод: здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Важный метод укрепления здоровья населения — это обучение граждан здоровому образу жизни. Популяризации здорового образа жизни среди молодежи придается первостепенное значение. Задача общества — в максимально короткие сроки изменить ситуацию, сделать так, чтобы здоровье стало одним из основных личностных приоритетов. Каждый человек должен сам нести ответственность за свою жизнь, собственными усилиями беречь своё здоровье.

  1. Возвращенное здоровье // [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://vozz.org/zdravoteka/5029/ (дата обращения: 24.02.2017 г.).
  2. Гринченко Н.А. Трезвый образ жизни. Глава 2. Здоровье и здоровый образ жизни. // [Электронный ресурс] /Режимдоступа: http://www.grinchenko.tvereza.info/1/1-2.html(дата обращения: 19.02.2017 г.).
  3. Завьялов А.Е. Проблемы формирования здорового образа жизни в среде молодежи // [Электронныйресурс]/Режим доступа: http://www.systempsychology.ru/journal/2015-13/256-zavyalov-ae-problemy-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-v-srede-molodezhi.html (дата обращения: 20.02.2017 г.).
  4. Зорин В.О., Киселева Т.Е., Быкасова Л.В. Исследование влияния телевидения на сознание молодежи // XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки» / [Электронный ресурс] /Режим доступа:https://nauchforum.ru/node/3735(дата обращения: 23.02.2017 г.).
  5. Основные формы и методы пропаганды здорового образа жизни. //[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://studopedia.ru/8_67845_osnovnie-formi-i-metodi-propagandi-zdorovogo-obraza-zhizni.html(дата обращения: 21.02.2017 г.).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р // КонсультантПлюс, 8 с.[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://rosstudtsentr.ru/assets/docs/2403-p.pdf (дата обращения: 19.02.2017 г.).

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

Статья по теме:
Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди молодежи

Молодежь – будущее России! Физически крепкая, здоровая молодежь – главное достояние любого народа, любого государства. Это должны понимать все. Начиная с родителей и заканчивая правительством. Молодежь начинает заботиться о своем здоровье, когда его становится мало. Необходимо воспитывать у молодежи правильное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность. Здоровье – это наивысшее благо и бесценное достояние каждого человека. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Данный материал на тему: » Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди молодежи» опубликован в сборнике материалов XVII Республиканской научно-практической конференции студентов СПО РТ «МОЛОДОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, СОВРЕМЕННОСТЬ» (8 апреля 2016г.)

ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Филиал ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж»

Научный руководитель: Нуркаева Р.Н., преподаватель общеобразовательных дисциплин

Молодежь – будущее России! Физически крепкая, здоровая молодежь – главное достояние любого народа, любого государства. Это должны понимать все. Начиная с родителей и заканчивая правительством. Молодежь начинает заботиться о своем здоровье, когда его становится мало. Необходимо воспитывать у молодежи правильное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность. Здоровье – это наивысшее благо и бесценное достояние каждого человека. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Известно, что именно молодежь является целевой группой населения для наркобизнеса, и формирование наркотической субкультуры, вовлечение молодых в процесс употребления, а потом и распространения наркотиков является одной из задач наркодельцов. Употребление наркотиков пропагандируется как часть красивой жизни кумиров молодежи, рок-музыкантов, популярных артистов. Формируется миф о возможности быстрого и легкого излечения от наркомании. Выходом из ситуации является пропаганда здорового образа жизни.

Поведение человека напрямую зависит от здоровья, а здоровье — от поведения, которое является проявлением определенного образа жизни. Именно образ жизни является основным фактором, влияющим на формирование здоровья. Понятие “образ жизни” охватывает всевозможные аспекты жизнедеятельности человека: труд, быт, досуг, формы удовлетворения материальных и духовных потребностей, мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения людей и т.д. Проблема здоровья – это, прежде всего, проблема формирования здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни, на сегодняшний день, является актуальной аксиологической задачей. Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать, что принципы здорового образа жизни — необходимые условия здоровья. Проблема теперь в том, чтобы эти принципы усвоила и освоила наша молодежь. Молодежи конца 20-начала 21 века приходится учиться здоровью!

Одной из актуальных проблем современной молодёжи является организация пропаганды здорового образа жизни, которая может, является одним из средств пропаганды наркомании и наркопреступности. О рганизация культурно-оздоровительной деятельности является одним из средств пропаганды здорового образа жизни. Так, на заседании Государственного совета, посвященного вопросам молодёжной политики, президент РФ Д. А. Медведев среди основных важных тем отметил проблему здорового образа жизни молодёжи. Решение данной проблемы, как отмечает президент, возможно только в рамках комплексного подхода: это не только использование запретительных и ограничительных мер (например, упорядочение розничной продажи алкоголя, пива, табачных изделий), но и, в первую очередь, меры по созданию для молодёжи новых возможностей заниматься спортом, творчеством, а также полноценная разъяснительная и образовательная работа.

Говоря о данной проблеме надо сказать, что для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив — осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Совокупность мотивов — мотивация, в большей степени определяющая — образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни. При отсутствии мотивации у человека любые программы и мероприятия по сохранению здоровья будут слабо эффективны или вообще нерезультативны. Например, если человек сам не осознаёт, что курение и наркотики вредны, не убедится в его пагубности, малоэффективными окажутся любые мероприятия по борьбе с курением. Однако пропаганда здорового образа жизни, наличие мотивации у человека плюс борьба с ним обеспечивают практически 100%-ный успех.

Большие возможности пропаганды здорового образа жизни имеются в филиале ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» г.Азнакаево. В содержании учебного процесса предусмотрено ряд дисциплин: ОБЖ, физическая культура, а также в ходе внеучебной работы используются различные формы и методы по пропаганде здорового образа жизни студентов. Среди них, осмотры ПАВ, классные часы, спортивные соревнования, беседы, конкурсы, агитбригады, деловые игры, экскурсии и др.

Не нужно объяснять как хорошо вести здоровый образ жизни, нужно показать, что получит молодежь, если будет соблюдать здоровый образ жизни. Помимо конкурсов, колледж публикует статьи о здоровом образе жизни молодежи с яркими примерами своих студентов, которые уже ведут здоровый образ жизни и добились неплохих результатов.

Читайте также:  Победить алкоголизм самостоятельно быстро и эффективно

Итак, заканчивая тему можно сказать, что пропаганда современной обучающейся молодежи к здоровому образу жизни — наиболее актуальное средство профилактики наркомании. Причина этого заключается в том, что в условиях обучения в колледже они имеют последнюю и, что не маловажно, – бесплатную возможность повысить свой функциональный ресурс и получить знания, полезные для последующего самостоятельного самосовершенствования.

  1. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. Москва-Самара.2012.
  2. А. Данилин и И. Данилина «Как спасти детей от наркотиков» М., 2011.
  3. Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Самара, 2012.
  4. Лисецкий К.С. Научный доклад на Первой Международной конференции «Спасение молодежи от наркомании» в Самаре. Система психоактивной профилактики наркомании и реабилитации наркозависимых. Самара, 2011.
  5. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. Л.: Медицина, 2011.
  • Ханевская Галина Валентиновна , доцент, доцент
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ
  • ПРОПАГАНДА
  • МОЛОДЕЖЬ

«Своё здоровье надо беречь собственными усилиями. Если ты не готов изменить свою жизнь, тебе невозможно помочь» Гиппократ ©

На сегодняшний день теме пропаганды здорового образа жизни посвящено достаточно много статей и монографий. При этом ошибочным будет утверждать, что интерес к этой теме возник только в последние десятилетия. Проблема здорового образа жизни волновала человечество на протяжении всей его истории.

Особенно в последней трети века, проблема здорового образа жизни приобретает глобальный масштаб, и ее актуальность с течением времени только возрастает. Это объясняется целым рядом причин, и самая главная из них: высокий уровень развития цивилизации, повлекший за собой такие проблемы, как гиподинамия с последствиями в виде хронических болезней, неправильное питание, перегруженность информацией, что истощает нервную систему и вызывает склонность не только к вредным привычкам, но и к суициду. Сдвиги в состоянии здоровья провоцируют в немалой степении неблагоприятные экологические условия, а также нестабильность экономической и политической ситуации.

На сегодняшний день проблема здоровья человека становится не только индивидуальной проблемой, но и проблемой государственной, от её успешного решения зависит не только здоровье отдельной личности, но и здоровье общества в целом. Поэтому здоровьесбережением необходимо заниматься на всех уровнях: личном, семейном, общественном.

Большая роль в решении этой проблемы отводится пропаганде, популяризации здорового образа жизни, особенно среди молодёжи.

Сначала обратимся к прояснению смысла таких понятий, как «молодежь», «здоровье», «здоровый образ жизни». Единого определения понятия «молодёжь» в науке нет. В Распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р дано такое определение: «молодежь» — социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами, … — до 35 и более лет» [6; с.2]. Согласно данному определению, к молодежи в Российской Федерации относится 30 % населения. А это значительная часть всего трудоспособного населения страны.

Молодые годы особо значимы для всей последующей жизни человека, именно они в большей степени определяют, каких успехов сможет добиться человек в жизни. Кроме того, если в дошкольном и школьном возрасте большое влияние на подрастающее поколение оказывают родители и школа, причем и те, и другие могут в какой-то степени потребовать от ребенка строгого и неукоснительного выполнения оздоровительных мер, то в молодом возрасте человек должен уже самостоятельно и осознанно делать шаги в этом направлении, и мотивировать его к этому как раз и может пропаганда здорового образа жизни. Вот почему популяризации здорового образа жизни среди молодежи придаётся первостепенное значение.

Молодежь должна хорошо понимать, что такое здоровье и здоровый образ жизни. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье –это «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов»[2]. Соответственно, под здоровым образом жизни понимается деятельность человека по укреплению своего здоровья и профилактике различных заболеваний, хотя четкого определения данного понятия, появившегося совсем недавно.

Исходя из определения здоровья, можно сделать вывод, что здоровье человека рассматривается не только с точки зрения физиологической, но и психологической, социальной. Следовательно, возникает вопрос: какие же меры необходимы для достижения физического, духовного и социального благополучия? Ответ очень прост: для физического благополучия прежде всего нужно, чтобы организм человека хорошо функционировал, и большую роль здесь играют такие факторы, как оптимальная физическая активность (физическая культура), рациональное питание, разумное сочетание труда и отдыха, здоровый сон, отказ от вредных привычек, соблюдение правил личной гигиены, выполнение медико-профилактических рекомендаций.

Духовное благополучие предполагает высокую стрессоустойчивость, положительное отношение человека к себе и окружающему миру, позитивный настрой, умение брать ответственность на себя. Чтобы достичь социального благополучия, надо обладать коммуникативными умениями, уметь выстраивать отношения с социумом и достигать созидательных результатов[2].

Большую роль в распространении знаний о здоровом образе жизни и воспитании ответственного отношения к своему здоровью играет пропаганда. Под пропагандой понимается очень широкий спектр деятельности. Сегодня накоплен немалый опыт в этом направлении, используются самые различные методы: метод устной пропаганды, который включает в себя беседы, лекции, дискуссии, конференции; метод печатной пропаганды (статьи, листовки, стенные газеты, буклеты, брошюры, санитарные бюллетени и т.д.); наглядный метод, куда входят и натуральные объекты (например, образцы растительного и животного мира, продукты), и изобразительные средства (объемные: макет, модель, скульптура; плоскостные: плакат, рисунок, фотография).

Есть ещё комбинированный метод, при котором происходит одновременное воздействие на слуховой и зрительный анализаторы: к нему относятся театральные постановки, санитарно-просветительские фильмы, телевизионные и эстрадные действа. Каждый из методов имеет свои достоинства.

Самым эффективным из них признается метод устной пропаганды, каксамый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении. Метод печатной пропаганды позволяет охватить самые широкие слои населения, так как печатная продукция издается большим тиражом, к достоинствам такой пропаганды относится также и то, что для лучшего усвоения информации человек может неоднократно перечитать её [5].

В связи с тем, что на сегодняшний день пропаганде здорового образа жизни придается большое значение, нельзя не задать вопрос: можем ли мы сказать, что пропаганда в наше время ведется на должном уровне?

Анализ текущей ситуации в современном обществе позволяет сделать вывод: пропаганда ведется, но нужная цель не достигается. Уровень здоровья молодежи с каждым годом ухудшается. Последние исследования показывают, что российская молодежь стала больше курить и потреблять алкоголь (по статистике — 40% юношей и 30% девушек).

Среди диагнозов лидируют заболевания костно-мышечной системы, психические расстройства, а также нарушения эндокринной, пищеварительной и нервной систем. Есть много проблем с массой тела: как юноши, так и девушки страдают дистрофией, избыточным весом, ожирением[1]. Кроме того, есть ещё такие серьезные заболевания, как ВИЧ и наркомания, где привести точные цифры практически невозможно, и эти цифры так же с каждым годом растут.

Исходя из вышесказанного, возникает закономерный вопрос: почему принимаемые меры имеют низкую эффективность? Почему молодежь не уделяет сегодня должного внимания своему здоровью? На это есть ряд причин, как объективных, так и субъективных. Молодыми людьми называются разные факторы: это и нехватка времени, и отсутствие силы воли, и элементарная лень, и мнение, что нет смысла заниматься здоровьем при отсутствии проблем с ним. Кто-то приводит более веские доводы: здоровый образ жизни требует вложения денежных средств, а их недостаточно для того, чтобы рационально, правильно питаться, посещать фитнес-центры, бассейны и спортивные залы[3].

Кроме того, надо учитывать и тот факт, что пропаганде здорового образа жизни в нашем обществе противостоит очень мощная антипропаганда. Молодыми людьми, особенно раннего юношеского возраста, когда их сознание ещё находится в стадии формирования и легко поддаётся различным влияниям, очень часто манипулируют. Прилавки магазинов предлагают широкий ассортимент «нездоровых» продуктов. В СМИ очень много скрытой рекламы: рекламы курения, алкоголя, наркотиков.

Информация, получаемая юными зрителями с телеэкранов, также не способствует социализации. По телевизору пропагандируют западный образ мышления и устанавливают рамки «красивой» жизни. Это ведет к проблемам становления личности, «так как выдуманные идеалы далеко не всегда соответствуют реальности, и, имея подобную систему ценностей и поведения, адаптация в социуме становится затруднительной» [4].

После всего сказанного напрашивается мысль: что необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию? Каким направлениям пропаганды надо уделить наибольшее внимание? Какие пути наметить в решении этой проблемы?

Итак, мы считаем, необходимы следующие меры:

  1. Формирование здорового образа жизни — многоплановая, комплексная задача, для успешного решения которой необходимы усилия всех звеньев государственного и общественного механизмов. Спортивные комплексы должны быть построены в каждом городе, и занятия должны быть доступны каждому.
  2. Новости, реалити-шоу, передачи различных направлений, социальная реклама, а особенно интернет-порталы и социальные сети имеют высокий процент в формировании мировоззрения у молодёжи. Именно эти информационные потоки надо переориентировать на здоровый образ жизни.
  3. Необходимо на законодательном уровне ужесточить меры наказания для СМИ, пропагандирующих нездоровый, порочный образ жизни, а также сделать более жесткими наказания за продажу продуктов не надлежащего качества, за незаконную рекламу лекарственных средств, особенно таких, которые могут нанести непоправимый вред здоровью.
  4. Молодое поколение часто ищет кумиров и старается подражать им. Сегодня образцом для подражания должен стать человек не только стильный, с хорошей фигурой, но и далекий от вредных привычек, ведущий активный, подвижный образ жизни. Надо знакомить молодежь с методиками людей малоизвестных, таких, например, как академик Федор Григорьевич Углов, который прожил 103 года и в столетнем возрасте ещё оперировал людей и написал немало книг по долгожительству и здоровому образу жизни.
  5. Социологические исследования подтверждают, что молодые люди часто относятся к своему здоровью формально, так как не имеют достаточно разностороннего взгляда на эту проблему, понимание здорового образа жизни обычно сводится и к правильному питанию и отказу от вредных привычек. В этой связи требуется обучение молодых людей здоровому образу жизни, чтобы расширить их представление о здоровом поведении и, тем самым, создать ту базу, которая позволит молодежи действительно получать удовольствие от жизни, не подвергая своё здоровье нагрузкам, которые негативно скажутся в будущем, снижая их социальное самочувствиеи возможность осуществлять свои функции в обществе[3].
  6. Но всё перечисленное выше будет мало эффективно, если в человеке не будет воспитано чувство личной ответственности за свою судьбу, за свой образ жизни. Никакими пожеланиями, приказами, наказаниями нельзя заставить человека охранять и укреплять собственное здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Поэтому воспитание требовательного отношения к себе надо начинать ещё в раннем детстве, и тут большая роль отводится родителям.

Итак, сделаем вывод: здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Важный метод укрепления здоровья населения — это обучение граждан здоровому образу жизни. Популяризации здорового образа жизни среди молодежи придается первостепенное значение. Задача общества — в максимально короткие сроки изменить ситуацию, сделать так, чтобы здоровье стало одним из основных личностных приоритетов. Каждый человек должен сам нести ответственность за свою жизнь, собственными усилиями беречь своё здоровье.

  1. Возвращенное здоровье // [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://vozz.org/zdravoteka/5029/ (дата обращения: 24.02.2017 г.).
  2. Гринченко Н.А. Трезвый образ жизни. Глава 2. Здоровье и здоровый образ жизни. // [Электронный ресурс] /Режимдоступа: http://www.grinchenko.tvereza.info/1/1-2.html(дата обращения: 19.02.2017 г.).
  3. Завьялов А.Е. Проблемы формирования здорового образа жизни в среде молодежи // [Электронныйресурс]/Режим доступа: http://www.systempsychology.ru/journal/2015-13/256-zavyalov-ae-problemy-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-v-srede-molodezhi.html (дата обращения: 20.02.2017 г.).
  4. Зорин В.О., Киселева Т.Е., Быкасова Л.В. Исследование влияния телевидения на сознание молодежи // XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки» / [Электронный ресурс] /Режим доступа:https://nauchforum.ru/node/3735(дата обращения: 23.02.2017 г.).
  5. Основные формы и методы пропаганды здорового образа жизни. //[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://studopedia.ru/8_67845_osnovnie-formi-i-metodi-propagandi-zdorovogo-obraza-zhizni.html(дата обращения: 21.02.2017 г.).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р // КонсультантПлюс, 8 с.[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://rosstudtsentr.ru/assets/docs/2403-p.pdf (дата обращения: 19.02.2017 г.).

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

МКОУ Квитокская СОШ №1 Борисовская ООШ

Пропаганда здорового образа жизни

«Подростковый алкоголизм и его профилактика»

Учитель 1 квалификационной категории

Ступина Оксана Викторовна

К сожалению, в последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается, статистика употребления алкоголя детьми еще более неутешительна. А мы тем временем занимаемся собственными проблемами и порой забываем о детях, которые предоставлены самим себе и пагубным соблазнам нашего мира.

Причины подросткового алкоголизма

Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взрослении подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или когда лечат вином, иногда дети могут и сами попробовать спиртное из интереса.

В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и прочие.

Это показывает, что приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой и обязательной составляющей семейных «застолий».

Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни.

Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны. После двух лет постоянного приема таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно.

На фоне пропаганды образа жизни во имя получения удовольствия сегодня жизнь подростка развивается по схеме «удовольствие – деньги – удовольствие». Все это приводит к духовному и демографическому кризису и в конечном итоге к алкоголизму.

Читайте также:  Реабилитационный центр тюмени по лечению алкоголизма

Крылатое выражение «Пьяницы рождают пьяниц» все еще продолжает быть актуальным. Дети пьющих родителей отличаются повышенной склонностью к употреблению спиртных напитков, зачатки пьянства у потомства закладываются еще задолго до его рождения, т. е. свои пороки родители передают детям по наследству.

Еще одной причиной развития подросткового алкоголизма можно считать взаимоотношения в семье ребенка. Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:
негативные межличностные отношения внутри семьи;
чрезмерная опека со стороны родителей;
насилие;
поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д.

И в добавление к вышесказанному, в нашей стране практически не работают законы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.

Изменение стиля жизни под влиянием алкоголя

У подростков, впервые попробовавших алкоголь, устойчивость к алкоголю очень низка (50 – 100 мл водки), при этом, чем меньше возраст, в котором впервые произошло опьянение, тем она ниже. При постоянном приеме алкоголя (до 2 – 3 раз в течение месяца) устойчивость к воздействию алкоголя у подростка увеличивается. Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, перед танцами и во время отдыха с друзьями. Вместо активной социальной жизни круг интересов сужается до проблем, обсуждаемых в «алкогольной» компании.

Статистика показывает, что подростки тратят свое свободное время на примитивные, бесцельные занятия: игры в карты, не редко на деньги, прослушивание музыки, бесцельные прогулки по улицам, просиживание в барах или кино. Прием алкогольных напитков принимает регулярный характер и становится непременным атрибутом времяпрепровождения, увеличивается число поводов и мотивов для пьянства: «пью для улучшения настроения», чтобы «расслабиться», «потому что нравиться пить» и другие. В результате этого употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.

Статистика подросткового алкоголизма

Приведем примеры статистики, связанной с употреблением алкоголя подростками:
Родители приобщают детей к алкоголю в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте.
Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже, в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).
76,9% подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо, 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня.
Примерно 50% подростков, употребляющих алкогольные напитки, мало читают, при этом 19% из них не читают книг вообще. И это в том возрасте, когда интенсивность чтения у человека самая большая.
В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще.
53% детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей.
В 54,1% семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование.
По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.
В семьях подростков, употребляющих спиртные напитки, процент неполных семей или повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у подростков, не потребляющих алкоголь.
91% семей, где подростки регулярно употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи.

Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам.

Отметим лишь некоторые из этих последствий:
Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций.

Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство.
Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям.

Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией.
Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта.
Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.
Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).
Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.).
Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит).
Появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулез легких).
Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям.
Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.
Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета.
Изменение состава крови, анемия и т.д.
Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.

Профилактика подросткового алкоголизма

Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.

Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:
Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.

Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.
Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.

Проблеме подросткового алкоголизма нужно уделять особое внимание, не пускать все на самотек. Дети – наше будущее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно!

Алкоголизм – это болезнь, очень серьезная, связанная с тягой к алкоголю, которая проявляется в виде физической и психологической зависимости. С проблемами алкоголизма сталкиваются не только в России, но и в других странах мира, однако лишь в России алкоголизм является настолько масштабной проблемой, что сравним с национальным бедствием.

Еще в Библии говорится, что люди пили вино, пили его везде, вместо воды или, например, чайного отвара, но неизвестно, какое это было вино, являлось ли оно хмельным напитком или считалось наподобие сока, да и атмосфера в те далекие времена была иная. Давление атмосферы иначе сказывалось на людях, живших в древности, спиртосодержащие напитки могли и не оказывать пагубного влияния на организм древних жителей, как, например, кефир или квас на живущих ныне.

Есть ли способы для излечения алкоголизма каждого человека в отдельности и нации в целом? Есть. Необходимо проводить профилактику данного заболевания. Так же, как и врачи, которые ставят людям прививки от гриппа, или само население в период эпидемии гриппа или простудных заболеваний начинает есть чеснок и пить чай с лимоном, чтобы усилить иммунитет и не подхватить простуду. Нужно проводить беседы с людьми и на тему алкогольной зависимости.

Профилактика алкоголизма нужна людям в любом возрасте, потому что зависимыми люди становятся по различным жизненным причинам: кого-то толкает банальный интерес – это чаще в подростковом возрасте, кого-то семейные проблемы – у людей молодого и среднего возраста, а некоторые борются с возрастной депрессией, видя в стакане хмельного пойла выход из всех жизненных неурядиц.

Профилактика алкоголизма является очень важной и необходимой, ведь легче предупредить и предотвратить, чем бороться с последствиями, да и лечение протекает тяжело и не всегда бывает успешным. Многие алкоголики после курса терапии чувствуют облегчение, но после некоторого времени вновь возвращаются к этой губительной привычке – пить алкоголь.

Профилактика алкогольной зависимости бывает:

Первичную профилактику от алкоголизма проводят в виде беседы, она предупреждает возникновение алкогольной зависимости. Это беседы, просмотр различных видеороликов и прослушивание курса интервью с людьми, употребляющими пагубные напитки. Люди, ведущие борьбу с данным заболеванием, выходят в места массового скопления людей и пропагандируют здоровый образ жизни. Беседы нужно проводить со школьниками и студентами, на биржах занятости и с молодежью.

Обычно подобные беседы сводятся к рассказам о заболеваниях, которые вызывает прием алкоголя. Нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта, начинают болеть печень и почки, развивается алкогольный гепатит , поджелудочная железа не справляется с функциями, которые на нее возложены, появляется панкреатит, который затем переходит в сахарный диабет.

Влияние западных идеологий очень сильно действует на российских граждан. Раньше не было такого понятия, как бокал вина на завтрак для улучшения пищеварения. Сейчас все больше деловых обедов и встреч проходит с употреблением спиртного, а разве можно совершать важные сделки на пьяную голову?

Все больше семей разрушается из-за того, что один или оба супруга злоупотребляют спиртными напитками. Даже пиво, которое большинство мужчин считает безобидным напитком, наносит непоправимые последствия. Мало того, что оно нарушает деятельность нервной системы, так еще и увеличивает количество женских гормонов в мужском организме. Представители сильного пола становятся похожими на женщин: у них появляются округлости на животе и бедрах, плечи становятся более покатыми, да и психика расшатывается – мужчины начинают закатывать истерики, и их все чаще «пробивает» на слезу. Вот для этого и нужна первичная профилактика алкогольной зависимости, чтобы избежать всех необратимых последствий, которые таит в себе употребление алкоголя.

Вторичная профилактика представляет собой беседы и встречи с людьми, которые лечатся на данный момент от привычки пить этиловый спирт. Профилактика пьянства и алкоголизма заключается со встречами с семьей больного, чтобы ее члены всячески поддерживали и помогали в излечении от привычки.

Да и самим членам семьи нужна психологическая помощь по борьбе с проблемой пьянства, ведь их родной человек меняется – сначала из примерного семьянина он превращается в пьяницу и алкоголика, который перестает ценить свою семью, а потом, наоборот, он старается превратиться опять в порядочного человека. Иногда поверить в возможность чуда гораздо сложнее, чем в то, что чудо уже произошло, и близкий человек перестал быть зависимым.

Третичная профилактика – это общество анонимных алкоголиков.

Чтобы снова не удариться в пьянство, нужно говорить о своих проблемах.

Но очень сложно найти человека, который бы выслушал и не осудил, помог справиться с возникшей проблемой и поделился собственным опытом. Для этих целей все чаще создаются общества анонимных алкоголиков, где люди беседуют друг с другом, делятся своими проблемами и переживаниями, рассказывают, как они боролись с болезнью. С ними работает психолог и помогает им понять себя. Такие общества необходимы каждому городу России, тогда станет меньше людей, страдающих алкоголизмом.

Профилактика алкоголизма среди школьников

Сейчас все чаще от подростков можно услышать, что они пили в выходные или отрывались на дискотеках со спиртным. Это является поводом, чтобы начать бить тревогу.

Программа профилактики алкоголизма среди школьников должна быть рассчитана на две возрастные группы:

Программа по профилактике должна быть в каждом учебном заведении, рассчитана на конкретный контингент детей и родителей, обновления и корректировки нужно вносить ежегодно.

Понятно, что дети в возрасте до 11 лет не станут употреблять алкоголь, но это могут делать их родители. Именно работа с родителями становится ключевым звеном данной программы. На плечи классного руководителя ложится задача распознать родителей, страдающих алкогольной зависимостью. Как правильно сделать это?

Проводить родительские собрания не реже 1 раза в месяц. Ясно, что школьным учителям хватает и своих проблем по работе и в личной жизни, им нужно писать программы, ежедневно готовится к занятиям, получать молоко на начальные классы, проверять домашнее задание. Учителей в школах не хватает – это является острой проблемой, многим из них приходится брать под свое руководство два класса и работать в две смены, а тут еще родители. Но если вовремя не распознать, что у ребенка в семье существуют проблемы с алкоголем, его родители пьют, а сам ребенок страдает, то в будущем он и сам станет потенциальным алкоголиком. Его успеваемость низкая, он предоставлен сам себе, а поведение оставляет желать лучшего.

Такие дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, в данном случае учителей, именно плохим поведением, потому что иначе они не умеют. Или усвоили, что на плохой поступок быстрее обратят внимание, чем на хороший.

Проведение родительских собраний позволит оценить картину в целом. Если родители исправно посещают собрания, активно участвуют в жизни своих детей, то в семье все в порядке. Но если родители не выходят на контакт с классным руководителем, не являются на собрания, ссылаясь на работу, то стоит задуматься о причастности данной семьи к алкогольной зависимости.

Индивидуальная беседа с родителями. Если родители не явились на школьное собрание, то стоит попытаться встретиться с ними лично, назначить удобное для них время и побеседовать о школьных проблемах детей, их успеваемости и классных задачах.

Проведение школьных мероприятий и походов. Поход – веселое время для ребятишек, они с удовольствием отправятся на природу, посидят возле костра, пожарят сосиски, порезвятся и побегают. Для классного руководителя – это очень большая ответственность, он берет с собой детей и отвечает за их безопасность, но он может понаблюдать за их поведением. Дети из неблагополучных семей не стесняются в выражениях, рассказывают о том, что их родители пьют, а когда сами дети пьют чай или другие напитки, то они «чокаются», как это делают взрослые. Такое поведение младших школьников заставляет задуматься о том, что они из неблагополучной семьи, и надо помогать такому ребенку и его родителям.

источник