Меню Рубрики

Алкоголизм как вид девиантного поведения презентация

Для лечения алкоголизма наши читатели успешно используют АлкоПрост. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

С древних времен человеку знакомы различные опьяняющие напитки. Они активно использовались во многих странах Европы. Примерно в XVIII веке началось массовое распитие спиртных напитков и в России. А уже в ХХ столетии ситуация усугубилась и превратилась в глобальную проблему человечества – алкоголизм.

Алкоголь быстро проник в жизнь и быт человека, стал неотъемлемой частью важных различных событий, например похоронных ритуалов, праздников, а после и средством ухода от личных проблем.

Сейчас такое положение обходится обществу недешево. По статистике, более половины всех преступлений связанных с отягчающими обстоятельствами, связаны тем, что их совершили люди, находящиеся в состоянии сильного алкогольного опьянения. Около 50% распадающихся, когда-то благополучных, семей тоже связано с пьянством одного из супругов, а нередко и обоих. Сейчас алкоголизм рассматривается как сложное девиантное поведение.

Девиантное – это такое поведение человека, которое нарушает различные социальные нормы.

Чаще всего причинами алкоголизма являются:

  • разного рода развлечения,
  • негативное влияние сослуживцев и друзей,
  • обязательное празднование каких-либо дат, календарных праздников,
  • супружеские, семейные проблемы,
  • неприятности на службе, работе.

Мониторинг разных аспектов распития спиртного и его негативных последствий очень непрост. Обычно рассматриваются несколько групп социологических критериев остро стоящей проблемы пьянства и большого ее распространения в государстве:

  1. прежде всего, это динамика использования спиртного на душу населения, а также структура его потребления;
  2. поведение масс, к которому приводит распитие алкоголя;
  3. ущерб, нанесенный обществу страны.

Стоит брать в расчет и еще несколько характеристик – это частота потребления, его продолжительность, связь с употреблением пищи.

Также немаловажны и такие критерии:

  1. количество и состав пьющих по полу и по возрасту, непьющих людей или пьющих в редких случаях;
  2. распределение потребляемого спиртного между полами, по возрасту.

Все перечисленные критерии и характеристики относятся к термину “модель алкогольного потребления”.

Когда именно появился алкоголь, сказать сложно. Однако вполне можно предположить, что он не намного моложе самого человечества.

В истории “войны” с распространением алкоголизма можно выявить такие направления:

  1. уменьшение продажи и производства алкогольных напитков любой крепости, повышение их стоимости, введение наказаний за несоблюдение любых ограничений.
  2. меры, направленные на отказ от употребления алкоголя, повышение нормальных условий жизни населения, введение понятия «окультуривание», уважение духовных ценностей, профилактика вреда алкоголя, широкое распространение такого понятия, как здоровый образ жизни.

В истории борьбы с пьянством известны случаи, когда правительство вводило «сухой закон». Такой закон существовал не только в России, но и в Англии, США, Финляндии. Но нигде не удалось добиться желаемого результата, так как наличие крепких напитков — это не главная причина процветания алкоголизма.

Алкоголизм у человека развивается со временем и характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в истощающемся организме алкоголика.

Пристрастие человека к бутылке хорошо видно, его выдает суетливое поведение, например, тщательная подготовка к “обильному” застолью, неспокойное ожидание первой рюмки, веселое настроение, полнота положительных эмоций. Но чем больше становится стаж алкоголика, тем меньше ожидаемой эйфории от спиртного он получает.

На формирование и процветание алкоголизма оказывает ряд факторов:

  • наследственный;
  • личный характер;
  • индивидуальные особенности алкоголика;
  • окружающее общество и среда;
  • скудное материальное положение;
  • отсутствие должного образования.

Когда алкоголик имеет диагноз какой-либо формы олигофрении, физическое либо психическое заболевание, имеющееся с рождения, то алкоголь действует как нечто компенсирующее эти дефекты. Поведение таких людей скоро проявляется как девиантное, его тянет на совершение различных «подвигов».

Для подростков алкоголь является средством для освобождения от комплексов.

Алкоголизм – это серьезное заболевание, которое начинается с «бытовухи», а заканчивается на больничной кровати. В организме алкоголика происходят сложные процессы, он уже не представляет свою жизнь без этого зелья. Это становится неотъемлемой частью его жизни. Поэтому алкоголизм уже давно рассматривается как девиантное поведение.

Исправительная система в нашей стране не помогает человеку исправиться, наоборот, в какой-то степени вредит ему. В местах лишения свободы формирование девиантного поведения усиливается и ускоряется.

Более половины подростков начинают пробовать алкоголь очень рано. Что ими движет в этом случае? А то, что они хотят быть принятыми в компании, большое желание срочно повзрослеть. Поэтому выпивают для настроения и чтобы сбросить комплексы. Отсюда и берет свое начало девиантное поведение.

К факторам риска раннего распития алкоголя относятся такие, как:

  1. конфликты с родителями;
  2. психические отклонения характера;
  3. алкоголизм в семье;
  4. ранние толчки к развитию девиантного поведения;
  5. инфантильность подростка;
  6. недостаточный интеллектуальный уровень;
  7. низкая успеваемость в школе;
  8. отсутствие семейных ценностей, традиций;
  9. неимение возможности на получение достойного образования.

Мониторинг, проведённый среди школьников, показал, что главный толчок к приобщению к спиртному и началу формирования девиантного поведения дали имеющиеся в семье традиции и обычаи.

Почти 60% юношей и 73% девушек первый раз попробовали спиртное дома во время семейных праздников. К тому же даже те семьи, которые употребляют алкоголь умеренно, расплачиваются умственной или физической ограниченностью своих детей, а далее и внуков.

Если вы заметили неладное, никогда не ругайте за это ребенка и не давите на него, потому как вы только усилите стресс и нарушите детскую психику

Работа по предотвращению социальной девиации должна состоять из следующих направлений:

  1. мероприятия, направленные на мотивацию здорового образа жизни;
  2. создание благоприятных условий для нормального развития детей;
  3. ознакомление с показателями психического и физиологического здоровья детей употребляющих спиртное;
  4. своевременное выявление и устранение факторов риска;
  5. совместные беседы с детьми и родителями, желательно с привлечением врачей наркологов;
  6. формирование этики, нравственности подростков, важности своего здоровья;
  7. приобщение к чтению различной литературы о вреде алкоголя;
  8. повышение самооценки;

и многие другие важные и необходимые меры.

В школе такую профилактику необходимо вводить с начальных классов, потому как именно в этом возрасте начинают вырабатываться установки в отношении спиртного.

источник

Девиантное поведение Следствие девиации Сле д стсви я девиации Особенности отдельных форм девиантного поведения Преступность Алкоголизм Наркомания Суицид. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемТарас Манихин

Презентация на тему: » Девиантное поведение Следствие девиации Сле д стсви я девиации Особенности отдельных форм девиантного поведения Преступность Алкоголизм Наркомания Суицид.» — Транскрипт:

3 Девиантное поведение Следствие девиации

4 Сле д стсви я девиации Особенности отдельных форм девиантного поведения Преступность Алкоголизм Наркомания Суицид

5 Термин отклонение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Под девиантным (лат. Deviatio — уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

6 ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры.

7 Алкоголизм. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50 % всех разводов также связано с пьянством.Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50 % всех разводов также связано с пьянством.

8 По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 90% наркоманов приобретают эту болезнь в возрасте до 20 лет. Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков — жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием.

9 Суицид — намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцируемом суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже летние дети.

10 Девиантное поведение подростков.. Намеки или упреки окружающих но поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными.

11 Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в лет у мальчиков ив лет у девочек.

источник

Девиантное поведение и основные подходы к его объяснению. Причины девиантного поведения. История появления и развития опьяняющих напитков. Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий. Методы и средства борьбы с алкоголизмом.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Алкоголизм как вид девиантного поведения

2. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения

3. Основные причины девиантного поведения

4. Алкоголизм как вид девиантного поведения

5. Социальный контроль над девиантным поведением

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма — это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. “Социальная норма, — отмечает Я.И. Гилинский, — определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций”.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода “инструкции”, “обеспечивающие правильную работу человеческой машины”.

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: “Какая это реформа, если результат ее — презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?”. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому, по сути, выводу: “Вышла не свобода как в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону, а воля — бандитам убивать, ворам — воровать, интеллигентам — свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать”.

Читайте также:  Что происходит с печенью при алкоголизме

Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

2. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до нашей эры и советские партийные органы в XX в.

Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10—15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» — люди с несущественными отклонениями.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К. видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное (буквально — преступное) поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково употребляются в социологии.

Каковы же причины девиации? В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.

Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

Теория аномалии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере отношения американцев к такой цели, как достижение богатства.

Первый тип поведения — «конформность» — предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.

Второй тип девиантного поведения — «инновация» — предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех. Отсюда предрасположенность к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.

Третий тип — «ритуализм» — предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по мнению Мертона, у представителей низшего слоя среднего класса. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.

Четвертый тип — «ретретизм» — предполагает отрицание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.

Пятый тип — «бунт» — предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

Известный социальный антрополог Я. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторные», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть, на первый взгляд, похожими.

Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они — основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».

3. Основные причины девиантного поведения

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп “риска”:

Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.

Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

4. Алкоголизм как вид девиантного поведения

С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации — проблему алкоголизма.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность. По каким критериям можно судить об алкогольном положении и его динамике? Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечисленные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя — не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.

Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, “потирание рук”, эмоциональная приподнятость. Чем больше “алкогольный стаж” тем меньше удовольствия приносит выпивка.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образование.

Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование “алкогольного мышления”. В Тюмени при обследовании детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.

Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.

Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

Читайте также:  Могут ли увеличиваться лимфоузлы при алкоголизме

Алкоголизм — это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы “поймать кайф” доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля. Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.

5. Социальный контроль над девиантным поведением

Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи.

Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы являются основными рассадниками гомосексуализма, школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания.

Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.

Основные факторы социального контроля:

* Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к “ненормальному” поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

* Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

* Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу “самопомощи” (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).

* Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни — важный фактор девиантного поведения). Создание ”институтов согласия” и “институтов посредничества”, которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменение сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

* Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на “изделия” черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.

* Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).

* Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями “социального дна”: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников — всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.

девиантное поведение алкоголизм

Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение — два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).

Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализироанны.

Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие “может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).

В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение — улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.

Медико-социальная проблема потребления алкоголя и алкоголизма. Меры по уменьшению распространенности проб и потребления спиртных напитков несовершеннолетними. История пивоварения. Информация об отрицательных медицинских и социальных последствиях.

реферат [40,2 K], добавлен 04.11.2013

История появления алкоголя. Распространение пьянства на Руси. Характеристика этилового спирта, принципы его действия на организм. Формы употребления алкоголя, предшествующие хроническому алкоголизму. Основные стадии и симптомы, способы и методы лечения.

презентация [754,2 K], добавлен 07.10.2014

Характеристика вреда и последствий таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков. Основные проявления алкоголизма – регулярного, компульсивного потребления большого количества алкоголя в течение долгого периода времени.

реферат [21,2 K], добавлен 25.11.2010

Основные физиологические, социальные и психологические причины алкоголизма. Потребление алкоголя на душу населения. Связь потребления алкоголя и криминализация жизни. Проблема чрезмерного употребления алкоголя одним из партнеров в молодых семьях.

презентация [676,2 K], добавлен 27.02.2017

Алкоголизм как заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Особенности появления заболеваний печени у алкоголиков. Этапы развития алкоголизма, специфика формирования зависимости у женщин. Причины и последствия пьянства.

презентация [5,5 M], добавлен 19.02.2013

История появления и употребления алкогольных напитков на Руси. Влияние алкоголя на внутренние органы людей, его употребляющих. Негативное воздействие на плод в период беременности. Вредное влияние на детей и подростков. Воздействие на животные и растения.

презентация [1,8 M], добавлен 08.11.2012

Опасность выбора подростка. Алкоголизм как тяжелое заболевание, приводящее к ряду печальных последствий. Патологическое влияние алкоголя на плод при беременности, отягощенная наследственность. Страшные последствия наркомании и вред табакокурения.

реферат [33,0 K], добавлен 12.11.2009

Сущность психической, физической и социальной безопасности ребенка. Правила безопасного поведения детей в быту, дорожного движения пешехода и пассажира транспортного средства. Методы формирования осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям.

курсовая работа [83,7 K], добавлен 24.10.2014

Влияние злоупотребления алкоголем на смертность населения. Благоприятные эффекты умеренного потребления алкоголя. Синдром алкогольной зависимости. Необходимые и достаточные критерии диагностики алкогольной зависимости. Стадии алкоголизма по А.А. Портнову.

презентация [101,0 K], добавлен 10.12.2014

Алкоголизм реальная проблема нашего времени, он охватывает различные слои населения независимо от социального положения и национальности. Свойства алкоголя, его влияние на материнство. Заболевания, вызываемые злоупотреблением алкоголя и их профилактика.

реферат [44,5 K], добавлен 09.02.2009

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Презентация для школьников на тему «Наркомания и токсикомания как формы девиантного поведения» по ОБЖ. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Выполнила: Ковтун Е.С. 3 курс, соц. работа Наркомания и токсикомания как формы девиантного поведения

это состояние периодической или хронической интоксикации, вызванной употреблением натуральных или синтетических наркотических веществ.

К наркомании относится употребление только тех наркотических веществ и медицинских препаратов, которые включены в список наркотических лекарственных форм, утвержденный Министерством Здравоохранения Российской Федерации.

— злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков. Это различные химические, биологические и лекарственные вещества, вызывающие привыкание и зависимость.

1. Непреодолимое влечение и прием препаратов (пристрастие к ним) 2. Тенденция к повышению количества принимаемого вещества 3. Психическая (психологическая), а иногда и физическая (физиологическая) зависимость от препаратов.

Психическая зависимость характеризуется болезненным стремлением непрерывно или периодически принимать препарат, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Физическая зависимость — состояние перестройки всей функциональной деятельности организма человека в ответ на хроническое употребление наркотических препаратов, проявляющееся интенсивными физическими или психическими нарушениями в случаях прекращения приема привычного препарата или нейтрализации его действия специфическими антагонисами.

— Морфин, опий и их полусинтетические и синтетические аналоги (героин, кодеин, промедол). — Кокаин и препараты из него («крэк»). — Вещества, добываемые из индийской конопли (гашиш, анаша, план, марихуана). — Снотворные (барбитураты, ноксирон, бромурал). — Стимуляторы (кофеин, эфедрин, допинги). — Транквилизаторы. — Галлюциногенный тип ( ЛСД, ДМТ, мескалин, псилоцибин, СТП).- Атропин и атропинсодержащие препараты (астматол, белладонна). — Ненаркотические анальгетики (анальгин, амидопирин, аспирин, парацетамол и др.). — Органические растворители и средства бытовой химии. — Никотин.

— Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;- Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;

— Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;- Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;- Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;- Достижение чувства полного расслабления;- Уход от чего-то гнетущего

Единой причины развития наркомании не существует. Имеют значение личностные особенности (инфантилизм, пассивность, зависимость, демонстративность, эмоциональная неустойчивость). Большую роль играют определенные социальные факторы: низкий уровень образования и профессиональной квалификации, сопровождающийся отсутствием интереса к учебе, работе; безыдейность и бездуховность; неумение занять свой досуг; влияние окружающей микросреды, неблагополучная обстановка в семье, недостатки в воспитательной работе; низкий уровень медико-просветительной работы.

Определить, принимает ли подросток наркотики, нелегко, но можно. Перемены в нем видны уже в первые недели нового увлечения, пока еще не возникла наркотическая зависимость. Вот некоторые признаки: — агрессивное взвинченное настроение или резкое изменение в поведении: он избегает родителей, по телефону отвечает украдкой и односложно, старые друзья ему неинтересны, старые занятия — включая школу тоже; — одежда его может быть неряшливой, среди вещей появляются баночки, склянки, может быть — шприцы и таблетки; — могут появиться татуировки и рисунки на руках, он может начать потихоньку воровать деньги и вещи;

— чрезмерная веселость, покраснение лица, необычный аппетит—вероятные признаки употребления анаши или гашиша; — узкие зрачки, вялость, отрешенность — признаки употребления наркотиков опийной группы; — расширенные зрачки могут быть следствием употребления кокаина или «крэка»; — от кокаина, «крэка», марихуаны снижается память, подросток с трудом сосредоточивается; — налитые кровью глаза — результат употребления марихуаны

1) Информационно-пропагандистская работа, включающая в себя следующие направления: а) Информирование общественности и представителей целевых групп профилактики о государственной стратегии, позиции властей, а также реализуемой профилактической деятельности в отношении наркомании. б) Формирование общественного мнения направленное на изменение норм, связанных с поведением «риска», и пропаганду ценностей нормативного здорового поведения.

в) Информирование о поведении, наносящем ущерб здоровью, о рисках, связанных с наркотиками. г) Стимулирование подростков к обращению за психологической и иной профессиональной помощью. д) Формирование позитивных ценностей через эмоциональную сферу подростков. 2) Развитие адаптивных навыков, необходимых подросткам для социализации и преодоления жизненных проблем; а) Воспитание лидеров подростковой среды (волонтерская работа). б) Программы по формированию жизненных навыков

диагностика; сбор информации, анализ информации; информирование; обучение; содействие в решение социальных и психологических проблем; контроль (текущий, поэтапный). Функции, выполняемые в процессе профилактики, социальным работником

В работе по профилактике наркомании среди подростков, СР должен диагностировать (т.е. определять наличие и уровень развития) следующие факторы риска: объективные условия жизни (экономическое состояние семьи, жилищные условия и т.д.), здоровье членов семьи (алкоголизм, наркомания, инвалидность и т.д.), состав семьи, образование ребенка и т.д. Также он должен организовать информационные мероприятия, определить их частоту и место проведения (школы, семьи, учреждения дополнительного образования), а также в непосредственно распространить информацию о местах обращения по проблеме наркомании. В процессе информирования важно не запугать подростка и его родителей голой статистикой и ужасными фильмами и рассказами о наркомании, а также не пробудить у него интерес к наркотикам.

Читайте также:  Что хуже женский алкоголизм или мужской

СР обеспечивает формальную сторону процесса обучения. В зависимости от особенностей клиента, СР организует условия, адекватные для обучения и развития ребенка (по необходимости рекомендует поместить ребенка в спецшколы, интернаты, стационары и т.д.). Роль СР в решении социальных проблем: социальный патронаж, включающий в себя непосредственную помощь в решении каких — либо проблем (контактирование с органами социальной защиты, ОППН, судами, биржами труда, администрациями) и контроль за выполнением решения. Контроль как функция СР сводится к фиксации изменений, происходящих с клиентом и его социальной сферой. Примером таких изменений может быть поступление ребенка в школу, на работу, изменение жилищных условий семьи или ребенка, жизнь ребенка в новых условиях (интернате, детском доме и т.д.).

Медицинская помощь страдающим от наркомании и токсикоманией оказывается, как правило, амбулаторными и стационарными подразделениями наркологической службы Лечение проводится по следующим принципам: 1) начальный этап (осуществляется только в стационаре) — это дезинтоксикационная, общеукрепляющая, стимулирующая терапия в комбинации с прекращением применения наркотического вещества; 2) базовое активное противонаркотическое лечение; 3) поддерживающая терапия (проводится амбулаторно, непременно включает беседу и лечение у психиатра).

источник

Девиантное поведение — это нарушение социальных норм.

Оно обрело в последнее время массовый характер, что сделало данную проблему предметом исследования социологов, социальных психологов, медицинских работников и сотрудников правоохранительных органов.

Девиантное поведение имеет общие причины для всех:

  • социальное неравенство;
  • морально-этический фактор, выражающийся в низком морально-нравственном уровне, бездуховности общества;
  • окружающая среда с нейтрально-благосклонным отношением к девиантному поведению;
  • неблагоприятные условия воспитания в семье.

Человечеству опьяняющие напитки известны с давних пор. Они изготавливались из растений. Употребление этих напитков было частью религиозных ритуалов, сопровождающих празднества. Относительно дешевый способ изготовления крепких напитков был освоен в $XVI$ веке. Негативные перемены наметились после открытия промышленного способа выработки этилового спирта. Данное открытие породило массовое потребление алкоголя, и в $XVIII$ веке пьянство приобрело широкий размах в Европе. В этот же период времени в России входит в употребление такой напиток, как водка. В $XX$ веке значительно усугубляется такая сложная проблема для человеческой цивилизации — алкоголизм.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Алкоголь стал элементом определенных социальных ритуалов. При этом такая социокультурная ситуация достаточно дорого обходится нашему обществу. Статистические данные – яркое подтверждение этому: в состоянии опьянения совершается 90% хулиганских действий, $90\%$ изнасилований, примерно $40\%$ иных преступлений.

Мотивами для употребления алкоголя чаще всего становятся: развлечение, воздействие окружающих людей, соблюдение традиций, праздники, семейные неурядицы, а также неприятности на работе.

Изучение аспектов потребления алкоголя и последствий его употребления является достаточно сложным. Об алкогольном положении и его динамике судят по трем группам социологических показателей:

  • уровень потребления алкоголя на душу населения, структура потребления;
  • характеристики массового поведения, которое является следствием потребления спиртного;
  • ущерб, причиненный пьянством экономике и обществу.

Уровень потребления алкоголя можно рассматривать только наряду с данными о структуре потребления. Также необходимо учитывать регулярность и длительность потребления, взаимосвязь с приемом пищи.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Важно учитывать специфику распределения общего объема потребленного алкоголя:

  • численность и состав групп пьющих, непьющих и пьющих умеренно;
  • распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами;
  • распределение потребления алкоголя по возрастным группам;
  • другие социально-демографические признаки.

Поведение в социокультурных и этнических группах при одинаковой степени опьянения и его оценка существенно различаются. Данные характеристики составляют понятие модели алкогольного потребления.

Алкогольная зависимость формируется на протяжении определенного времени и определяется сложными изменениями, проходящими в организме пьющего человека. Влечение к употреблению спиртного проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к принятию алкоголя, «потирание рук», приподнятый эмоциональный фон. Чем дольше человек употребляет алкоголь, тем меньше удовольствия он получает от его употребления.

На формирование алкогольной зависимости влияет несколько факторов: наследственность, особенности характера, специфические свойства личности и окружающая среда. К факторам способствующим алкоголизации относятся также низкий уровень материального благосостояния и образование.

Развитие алкоголизма у подростков провоцирует раннее приобщение к употреблению алкоголя и формирование «алкогольного мышления». При наличии у человека олегофрении и врожденных физических или психических заболеваний, алкоголь играет роль компенсирующего фактора, позволяющего «сгладить» дефекты личности.

У молодежи алкоголь выступает средством раскрепощения и преодоления застенчивости.

Алкоголизм – заболевание поступательное, которое начинается с бытового пьянства и заканчивается в наркологической клинике. Для алкоголика доза спиртного для получения удовольствия увеличивается в два-три раза по сравнению с начальной нормой. Далее влечение к алкоголю становится физиологической зависимостью, переносимость алкоголя достигает максимума, а страсть к алкоголю обретает патологический характер. Постепенно в организме человека запускается необратимый процесс, спирт становится необходим для обменных процессов. На последней стадии алкогольной зависимости порог толерантности снижается на столько, что человеку достаточно кружки пива для хмеля. Спиртное становится основным жизненным приоритетом.

К сожалению, наша исправительно-трудовая система не исправляет, а карает человека. Именно в таких учреждениях завершается формирование девиантного поведения вызванного алкоголем.

Вначале девиантное поведение, вызванное алкоголем, носит немотивированный характер. Человек хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий и неумения правильно определить свою социальную роль, он не может этого сделать.

Основным средством социального контроля является удовлетворение различных потребностей и интересов людей, склонных к алкоголизму и девиантному поведению.

Борьба общества с алкоголизмом ведется в двух направлениях. Одно из них — воспрепятствование доступности алкогольных напитков, сокращение уровня их производства и продажи, повышение цен на спиртные напитки, ужесточение наказаний за нарушение ограничений, запретов. Второе направление — уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социально-экономических условий жизни, рост в обществе культуры и духовности, распространение информации о вреде алкоголя и формирование у граждан безалкогольного стереотипа поведения.

Проблема преодоления пьянства и алкоголизма включает в себя множество аспектов разной направленности: экономический, культурный, психологический, социальный, демографический, юридический и медицинский. Только с учетом всех аспектов возможно успешное решение данной проблемы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

доклад презентация на тему «Девиантное поведение подростков» для ШМО классных руководителей

Учитель английского языка МКОУ СОШ № 4 Лепшокова Л.А. Девиантное поведение подростков Презентация для выступления на ШМО Классных руководителей

Содержание 1. Введение 2. Сущность девиантного поведения 3. Основные причины девиантного поведения: а). Наркомания; б). Пьянство и алкоголизм; в). Проституция; г). Суицидное поведение; д). Правонарушения; 4. Социальный контроль за девиантным поведением 5. Вывод 6. Заключение 7. Список литературы

Введение Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Растёт число подростков неуспевающих в учёбе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные преступления.

Различные аспекты рассматриваемой проблемы изучались учеными на протяжении всех этапов развития отечественной педагогической науки. Интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос. Результаты научных исследований (М.А. Галагузова, В.Л. Кащенко, А.Л. Мудрик, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, Р.В. Овчарова, И.П. Подласого, М.И. Рожкова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения «нормативного» поведения школьников приняла устойчивый характер в большей степени благодаря тому, что была прекращена деятельность общественных организаций.

Цель работы: Раскрыть причины девиантного поведения подростков и их последствия для общества Задачи работы: 1.Понять смысл «отклоняющегося» поведения; 2. Выявить причины девиантого поведения; 3.Найти пути решения проблемы на примере государства ; 4. Выявить возможности профилактической деятельности

Девиантное поведение подразделяют на две группы: Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека психопатологии. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

Психические расстройства у подростков возникают по ряду причин: К молодому человеку общество предъявляет завышенные требования Трудности переходного возраста Перестройка «Я-концепции» Депрессия Деперсонализация

Основные причины девиантного поведения: Наркомания Пьянство и алкоголизм Проституция Суицидное поведение Правонарушения

Наркомания Наркомания-это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, неопределимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к истощению. На почве наркомании совершаются преступления.

Мотивы наркомании: Удовлетворение любопытства Выражение независимости Уход от чего-то гнетущего Достижение полного расслабления Достижение «ясности мышления»

Пьянство и алкоголизм Для молодёжи алкоголь средство раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки. На формирование алкоголизма влияет несколько фактора: 1.Наследственные факторы 2. Характер 3.Индивидуальные свойства личности 4. Особенности окружающей среды

Проституция Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. В наше время проституция широко развернула бизнес по «продаже любви». Рост проституции неизбежно ведёт к распространения СПИДа. По прогнозам учёных через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой №1.

Суицидное поведение Суицид -это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Причины суицидного поведения: 1. Потеря любимого человека 2.Переутомление 3.Уязвлённое чувство собственного достоинства 4.Употребление психотропных средств 5.Состояние аффекта в форме агрессии, страха,когда человек утрачивает контроль над самим собой

Правонарушения Подросткам в возрасте 14-18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершённый детский характер. Насильственные правонарушения совершаются потребностями самоутверждения, недостатками воспитания.

Социальный контроль за девиантным поведением Основные факторы социального контроля: 1.Удовлетворение потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению 2.Создание гибкой системы социальной помощи 3.Жёсткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости 4.Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма 5. Подготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями «социального дна»

Вывод Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении подростка с девиантным поведением теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи. Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.

На помощь родителям, педагогам, самим детям приходит Закон Краснодарского края №1539, который обязывает родителей «исполнять обязанности по воспитанию детей, в целях обеспечения их безопасности, защиты жизни и здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и принимать меры по недопущению: пребывания несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей; Нахождения несовершеннолетних в учебное время в интернет-залах, игровых клубах, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах и иных развлекательных заведениях; употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, курения табака; совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.

Заключение После проделанной работы, были выявлены такие причины девиантного поведения у подростков, как: Наркомания; Алкоголизм; Проституция; Суицидное поведение; Правонарушения; Были предложены возможные пути решение данной проблемы.

Список литературы Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера.–Самара: Издательский Дом (БАХРАХ), 1997. Чудковский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. – Ростов-на-Дону: изд-во (Феникс), 1997. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность образование, самообразование, профессия. – Мн.: (Хелтон), 1998. Основы социальной работы : Учебник/ Отв. Ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1998. Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: С69 Юрид. лит., 1989. Социологический словарь 2-е изд. перераб. и доп.–Мн: Университетская, 1991. WWW.RAMBLER.RU

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, .

В данной работе дана классификация девиантного поведения и пути её коррекции.

В презентации анализированы результаты проведенного анкетирования подростков на базе БМОУ СОШ№94.

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ.

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения .

Выступление на методическом объединении.

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в школе значительно возрос, что обусловило необходимость более.

источник