Меню Рубрики

Алкоголизм как отклонение от социальных норм

Алкоголизм — это заболевание, характеризующиеся сильным пристрастием к алкоголю, вызывает зависимость и потребности постоянного употребления этого вредного продукта. Негативные последствия алкоголизма могут выражаться психическими и физическими расстройствами, а также нарушениями социальных отношений лица, страдающего этим заболеванием. Самое опасное, это то, что зависимость от алкоголя появляется чаще всего именно у молодежи, которой трудно еще себя контролировать, а потому они быстро поддаются своим слабостям и желаниям, потакая своей алкогольной зависимости, что в последствие вызывает серьезные заболевания.

Алкоголизм — это серьезная социальная проблема. Во-первых, во время алкогольного опьянения могут быть совершены различные преступления уголовного характера, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии так же может привести к авариям и другим неприятным и страшным последствиям. Алкогольная смертность в России (600—700 тыс. человек в год) покрывает собой бомльшую часть разрыва между рождаемостью и смертностью, обуславливающего депопуляцию России. Но самое, на мой взгляд, страшное это то, что дети алкоголиков уже рождаются психически нездоровыми и склонными к алкогольной зависимости.

Конечно, государством и разными социальными органами проводятся различные программы для борьбы с этой социальной проблемой. И нужно отметить, что за последние 15 лет уровень алкоголизма в нашей стране сократился.

Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним.

Алкоголь «бьет» не только самого пьющего, но и людей, окружающих его. Часто мужчины или женщины, склонные к алкоголизму, пренебрегают своими обязанностями, друзьями, семьей и детьми, для того, чтобы удовлетворить свою потребность.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем.

Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм — патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это неумеренное употребление алкоголя.

«Демон», «Кровь сатаны», «Змий», «Бич рода человеческого» вот как характеризовали вино и пьянство мудрецы прошлого, они же говорили: «Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным.

Алкоголизм — это заболевание, характеризующиеся сильным пристрастием к алкоголю, вызывает зависимость и потребности постоянного употребления этого вредного продукта.

Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это неумеренное потребление алкоголя.

Сегодня в России существует множество неразрешенных проблем, периодически озвучиваемых в гражданском обществе, таких как бедность, низкий уровень жизни населения, высокий уровень преступности, возросший процент проблем алкоголизации нации.

Согласно данным статистического отдела Роснадзора в 2011 году ежедневно употребляли спиртные напитки около 33% процентов юношей в возрасте до 20-ти лет и около 20% девушек того же возраста. Причем, самое страшное.

В 2011 году психологи из Института социологии Академии Наук России проводили анонимный опрос детей в возрасте до 14 лет с целью выявления причин, побуждающих их употреблять алкогольные напитки.

Алкоголизм — это болезнь не одного человека, а семейная, поскольку все члены семьи так или иначе чувствуют на себе последствия алкогольной зависимости. Такая семья не выполняет свои основные функции.

Одним из основных аспектов проблемы работы с людьми без определенного места жительства является алкоголизм. С одной стороны — это источник пополнения данной категории населения («пропил» квартиру и т.п.), а с другой — это еще и фактор.

Пьянство — потребление больших количеств спиртных напитков с последующим опьянением или же с целью опьянения в отличие от применения алкоголя, носящего церемониальный характер.

Типичный вид девиантного поведения. Алкоголик — не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли (Л. И. Кравченко, 1998).

источник

Алкоголь фактически вошел в жизнь нашего общества, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, а также решения личных проблем Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами, находящимися в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.

Количество статистически установленных органами внутренних дел лиц, систематически совершающих на почве злоупотребления алкоголем противоправные действия и поступки, колеблется от 10 млн до 12 млн человек, что составляет 7—8% взрослого населения.

Главный показатель алкоголизации—потребление алкоголя в расчете на душу населения — увеличился за минувшее столетие в 3,8 раза и достиг 13 л абсолютного алкоголя (чистого спирта). В свою очередь, согласно данным ВОЗ, потребление алкоголя свыше 8 л на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, поскольку при таком положении детей с психическими и физическими отклонениями рождается больше, чем здоровых 2 .

Существует несколько определений алкоголизма.

С медицинской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся непреодолимым влечением человека к спиртным напиткам.

С социальной позиции алкоголизм — это форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением человека к спиртному и последующей деградацией личности

Различают алкоголизм бытовой, хронический и осложненный.

Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством.

Рассмотрим основные степени алкоголизма.

Первичный алкоголизм проявляется как генетически вызванная болезнь. Первичный алкоголик испытывает сильное влечение к питью и ставит пьянство выше других занятий.

Вторичный алкоголизм связан с серьезными психическими расстройствами, предшествующими проблемам, обусловленным алкоголем. Основные психические проблемы — это эмоциональное расстройство или антисоциальное расстройство личности, которые характеризуются эйфорией, гиперактивностью, иногда сопровождаются иллюзиями и галлюцинациями.

Реактивный алкоголизм наблюдается у больных, которые начали злоупотреблять алкоголем вскоре после пережитых серьезных кризисов. У них нет предшествующих психических расстройств и перед началом потребления алкоголя не было проблем.

Особенность пьянства и алкоголизма как форм девиантного поведения состоит в том, что эти явления предопределяют связанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, жестокость, насилие, самоубийства.

Особенно тревожными факторами являются раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.

В России насчитывается более 500 тыс. подростков-алкоголиков, 80-85% из них школьники и учащиеся средних специальных учебных заведений, в том числе 3,8% — пьют систематически, 18% — умеренно, 27% — эпизодически.

У детей и подростков алкоголизм имеет рад характерных особенностей:

• быстрое привыкание к спиртным напиткам;

• принятие ребенком или подростком больших доз алкоголя;

• быстрое развитие запойного пьянства;

• низкая эффективность лечения.

На формирование алкоголизма влияет множество факторов, среди которых главные — наследственность, индивидуальные качества личности и воздействие окружающей среды.

К факторам, способствующим алкоголизации подрастающего поколения, можно отнести следующие.

1. Дети и подростки в большинстве случаев приобщаются к алкоголю через членов своей семьи. Причем это необязательно семьи алкоголиков или пьяниц. Программирование предпочтительного отношения к алкоголю как к обязательному элементу любого праздничного застолья начинается с самого раннего возраста внутри семьи.

2. Низкий уровень материального положения членов семьи и их образования.

3. Усиленные притязания подростков на взрослость. Потребление алкоголя представляется им символом самостоятельности, мужества, средством раскрепощения, самоутверждения, решения проблем.

4. Распространению алкоголизма среди подрастающего поколения способствует и популяризация алкоголя в кинофильмах и телевизионных передачах.

5. Пример сверстников — одна из значимых причин детского и подросткового алкоголизма. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из благополучных семей приводит детей к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом времяпрепровождения является выпивка.

6. Сейчас выявлена еще одна причина влечения подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. Попытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязанностей приводит к формированию у последних таких черт характера, как безволие, зависимость, безответственность и неподготовленность к жизни Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности ведет к поиску легких путей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спиртного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным выходом из трудных ситуаций.

Последствия же алкоголя с точки зрения наносимого им вреда подрастающему поколению можно разделить на четыре группы:

• социально-экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т. д.);

• социально-психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально-положительных связей, духовное и нравственное разрушение личности, ухудшение нравственно-психологического климата микросреды и т. д.);

• криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других людей, создание благоприятных

_ условий для криминализации и виктимизации и т. д.);

• физические (наносится вред здоровью не только людей, злоупотребляющих алкоголем, но и будущих поколений).

В последние годы наблюдается рост алкоголизма среди женщин.

Алкоголизм — это болезнь не одного человека, а семейная, поскольку все члены семьи так или иначе чувствуют на себе последствия алкогольной зависимости. Такая семья не выполняет свои основные функции, в ней не реализуются потребности личности: нарушаются семейные планы; члены семьи не уделяют должного внимания друг другу, большую часть времени испытывая тревогу, беспокойство, равнодушие или вину; жизнь семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения — деспотичностью, жестокостью и равнодушием.

Одним из основных качеств алкогольной семьи является отрицание реальности, что один из ее членов (или несколько) является алкоголиком. Из-за нежелания признать этот факт, а также стыда и замешательства члены семьи воздвигают вокруг себя стену молчания и эмоциональной холодности.

Возникает внешняя отдаленность членов семьи от всего остального мира. Так как пьянство осуждается обществом, дети и другие члены семьи алкоголика стараются не приглашать к себе друзей и не делиться ни с кем своими проблемами. Кроме того, они это вынуждены делать и из-за боязни непредвиденных обстоятельств, создаваемых непредсказуемым поведением алкоголика, поэтому им обычно трудно устанавливать и поддерживать близкие отношения с другими людьми.

У всех членов семьи алкоголика, как правило, низкая самооценка, поскольку система отношений, сложившаяся в подобной семье, организована таким образом, что все «непьющие» члены семьи считают себя виновными в том, что в ней происходит.

Однако члены алкогольной семьи не знают или слабо представляют, как живут здоровые, нормальные семьи.

Особого внимания заслуживает проблема созависимости. Созависимостъ — это личностное чувство, развивающееся у членов семьи алкоголиков в результате длительной подверженности стрессу и сконцентрированности на проблемах алкоголика вплоть до самоотречения и игнорирования своих обязанностей по отношению к детям и другим членам семьи Созависимые супруги не знают, где кончается личность одного из них и начинается личность другого. Жены алкоголиков так поглощены ответственностью за своего супруга, что утрачивают собственное «я», подавляют свои потребности и чувства, как бы «замораживают» их, это помогает им переносить эмоциональную боль. Несмотря на постоянные конфликты, ссоры, скандалы, негативные переживания, созависимые супруги тесно связаны эмоционально, и, несмотря на то что отношения между ними дисгармоничны, разрушительны для обоих, супруги не могут их прекратить.

Таким образом, если в семье один из супругов болен алкоголизмом, то второй — болен созависимостью. Сходство алкоголизма и созависимости проявляется в том, что и то, и другое, являясь болезненным состоянием, приводит к деградации морального облика человека, к возникновению нарушений в эмоциональной, психической и соматической сферах.

источник

Алкоголизм — это заболевание, характеризующиеся сильным пристрастием к алкоголю, вызывает зависимость и потребности постоянного употребления этого вредного продукта. Негативные последствия алкоголизма могут выражаться психическими и физическими расстройствами, а также нарушениями социальных отношений лица, страдающего этим заболеванием. Самое опасное, это то, что зависимость от алкоголя появляется чаще всего именно у молодежи, которой трудно еще себя контролировать, а потому они быстро поддаются своим слабостям и желаниям, потакая своей алкогольной зависимости, что в последствие вызывает серьезные заболевания.

Алкоголизм — это серьезная социальная проблема. Во-первых, во время алкогольного опьянения могут быть совершены различные преступления уголовного характера, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии так же может привести к авариям и другим неприятным и страшным последствиям. Алкогольная смертность в России (600—700 тыс. человек в год) покрывает собой бомльшую часть разрыва между рождаемостью и смертностью, обуславливающего депопуляцию России. Но самое, на мой взгляд, страшное это то, что дети алкоголиков уже рождаются психически нездоровыми и склонными к алкогольной зависимости.

Конечно, государством и разными социальными органами проводятся различные программы для борьбы с этой социальной проблемой. И нужно отметить, что за последние 15 лет уровень алкоголизма в нашей стране сократился.

Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним.

Алкоголь «бьет» не только самого пьющего, но и людей, окружающих его. Часто мужчины или женщины, склонные к алкоголизму, пренебрегают своими обязанностями, друзьями, семьей и детьми, для того, чтобы удовлетворить свою потребность.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем.

Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм — патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это неумеренное употребление алкоголя.

«Демон», «Кровь сатаны», «Змий», «Бич рода человеческого» вот как характеризовали вино и пьянство мудрецы прошлого, они же говорили: «Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным.

Алкоголизм — это заболевание, характеризующиеся сильным пристрастием к алкоголю, вызывает зависимость и потребности постоянного употребления этого вредного продукта.

Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это неумеренное потребление алкоголя.

Сегодня в России существует множество неразрешенных проблем, периодически озвучиваемых в гражданском обществе, таких как бедность, низкий уровень жизни населения, высокий уровень преступности, возросший процент проблем алкоголизации нации.

Согласно данным статистического отдела Роснадзора в 2011 году ежедневно употребляли спиртные напитки около 33% процентов юношей в возрасте до 20-ти лет и около 20% девушек того же возраста. Причем, самое страшное.

Читайте также:  Как вылечится и что лучше от алкоголизма

В 2011 году психологи из Института социологии Академии Наук России проводили анонимный опрос детей в возрасте до 14 лет с целью выявления причин, побуждающих их употреблять алкогольные напитки.

Алкоголизм — это болезнь не одного человека, а семейная, поскольку все члены семьи так или иначе чувствуют на себе последствия алкогольной зависимости. Такая семья не выполняет свои основные функции.

Одним из основных аспектов проблемы работы с людьми без определенного места жительства является алкоголизм. С одной стороны — это источник пополнения данной категории населения («пропил» квартиру и т.п.), а с другой — это еще и фактор.

Пьянство — потребление больших количеств спиртных напитков с последующим опьянением или же с целью опьянения в отличие от применения алкоголя, носящего церемониальный характер.

Типичный вид девиантного поведения. Алкоголик — не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли (Л. И. Кравченко, 1998).

Проблема девиантного поведения молодежи приобретает особую актуальность на современном этапе жизни российского общества. Статистические данные, а также средства массовой информации неопровержимо свидетельствуют о росте числа людей, в особенности подростков с асоциальным поведением, такими, как употребления спиртных и наркотических веществ. Коррекцией асоциального поведения молодежи занимаются реабилитационные центры. И в данной работе необходимо рассмотреть структуру девиантного поведения в процессе коррекции, а также проанализировать дельнейшее развитие центров реабилитации наркомании и алкоголизма. В соответствии с теорией аномии Р.Мертона, девиантное поведение в обществе возникает, прежде всего, тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.

В «Социологическом энциклопедическом словаре» дается следующее определение девиантного поведения: «Поведение отклоняющееся – тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам. Основные виды отклоняющегося поведения: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.».

«Говоря об отклоняющемся девиантном поведении, социологи исходят из того, что оно представляет собой «социальное явление», выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам стандартам, шаблонам».

Наркомания это слово, которое образовалось от греческого, что означает оцепенение, безумие, страсть, влечение. Хроническое, тяжелое заболевание, вызываемое злоупотреблением лекарственными или нелекарственными наркотическими средствами. Данная болезнь характеризуется возникновением отуманенным влечением к наркотическому средству вызывающему психическую зависимость, изменяющей полностью сознание человека, увеличением доз, а также кроме психологической, возникает сильнейшая физическая зависимость, которая проявляется судорожными припадками при резком прекращении приема наркотика.

«Атмосфера самоуспокоенности в 60 – 70-е годы оказалась одной из главных причин того, что в обществе не замечали нарастающую острую социальную проблему – наркоманию. Как показывает анализ реально сложившегося положения, она не замыкается в рамках каких-то общностей, члены которых полностью деградировали в социально-нравственном отношении. Это зло охватило практически все общественные группы и поразило представителей наиболее дееспособной части населения. По данным А.А. Габиани, наркомания распространена главным образом среди мужчин в возрасте до 35 лет, проживающих в городах. Особенно тревожит то, что треть из них – молодежь до 25 лет.

«Молодежь — большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально- экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления. В современной научной литературе к этой группе обычно относят людей в возрасте от 14 до 30 лет».

Хотя наркомания представляет собой прежде всего городскую проблему, география потребления наркотических средств расширилась, пагубное пристрастие проникло даже в отдаленные сельские районы». Если же смотреть с точки зрения уровня образования, наркоманы мало чем отличаются от своих сверстников: большинство из них имеет среднее, незаконченное высшее или высшее образование, больше пятидесяти процентов работают, малая часть учатся, не работают и не учатся всего лишь некоторая небольшая часть. В конце 2008 года по данным Минздравсоцразвития в России насчитывается около 2,1 млн. алкоголиков, 358 тыс. наркоманов и более 15 тыс. лиц, страдающих токсикоманией.

Почти у каждого второго употребляющего наркотики есть судимость, а каждый четвертый привлекался за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку наркотических веществ без цели сбыта. Наркомания имеет свои особые социальные последствия. Для людей с преступным элементом это самый легкий путь зарабатывания денег.

Как правило, злоупотребление наркотическими веществами ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний. На почве наркомании совершаются очень много преступных деяний, так как в состоянии абстинентного синдрома, наркоман способен абсолютно на любое преступление.

Приобретение наркотиков становится ярким фоном для совершения ряда преступлений таких как: воровство, грабеж, разбойное нападение, все это ведет к социальной патологии. «Социальная патология, представляет собой такое отклонение от социальной нормы, которое имеет отрицательное значение с точки зрения общественных интересов. Под социальной патологией имеются в виду как массовые, так и индивидуальные негативные отклонения от норм, выраженные с различной степенью интенсивности. На это следует обратить внимание в связи с концепцией о «допустимом уровне» антиобщественного поведения, который якобы не доходит до степени патологии. Э. Дюркгейм утверждал, что нормальным является само существование преступности при условии, что она достигает, но не повышает уровня, характерного для общества определенного типа».

Наркомания весьма отрицательно влияет на будущее потомство. Дети, рожденные от родителей наркоманов, рождаются с серьезными отклонениями, как физическими, так и психологическими, что в свою очередь ведет к распаду семьи или же родители просто на просто отказываются от своих детей. Наркоман стремительно деградирует как личность, так как эта рабская зависимость от данного вещества, как наркотик заставляет его совершать аморальные поступки, тем самым поведение отклоняется от принятых социальных норм в обществе.

С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации — проблему алкоголизма.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность. По каким критериям можно судить об алкогольном положении и его динамике? Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечисленные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя — не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.

Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, “потирание рук”, эмоциональная приподнятость. Чем больше “алкогольный стаж” тем меньше удовольствия приносит выпивка.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образование.

Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование “алкогольного мышления”. В Тюмени при обследовании детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.

Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.

Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

Алкоголизм — это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы “поймать кайф” доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля. Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.

Социальный контроль над девиантным поведением

Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи.

Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы являются основными рассадниками гомосексуализма, школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания.

Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.

Основные факторы социального контроля:

· Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к “ненормальному” поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

· Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

· Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу “самопомощи” (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).

· Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения). Создание ”институтов согласия” и “институтов посредничества”, которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменение сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

· Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на “изделия” черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.

· Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).

· Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями “социального дна”: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.

Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение – два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

Читайте также:  Препарат при алкоголизме вызывающий отвращение к алкоголю

Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).

Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализироанны.

Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие “может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).

В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.

источник

СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

Понятие «социальная норма» Нормы в психологии • Виды социальных норм и механизмы их функционирования • Социальные отклонения

Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение — это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения.

Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия.

История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гарантией существования общества и жизни вообще. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры — от научных до криминальных.

В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» — правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений [7,с. 29].

Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций. В отличие от естественно-научной социальная норма может соответствовать и не соответствовать объективным законам развития. В последнем случае аномальна сама норма (как, например, законы тоталитарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.

Особую трудность представляет такое свойство социальной нормы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах. Другой яркий пример — радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Установки на сексуальное поведение также изменяются подчас на противоположные. Например, в истории европейских государств мы можем проследить следующие метаморфозы: от полигамии и оргазстической культуры Древнего мира — через жесткие запреты Нового времени — к сексуальной революции последних десятилетий, вплоть до полной свободы в интимных отношениях и узаконивания гомосексуальных браков.

Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства — от простого непонимания до открытого протеста. Конфликт между интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах отмечается тенденция усиления лояльности общества к проявлениям индивидуальности.

В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, в виде традиций) или целенаправленно (например, в форме законов, официальных предписаний или запретов). Существует еще один путь — научного определения нормы.

В психологии для научного определения понятия «норма» используются различные способы. Наиболее простой и распространенный — негативный подход. В соответствии с ним нормальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют аномалии. По справедливому замечанию Б. С. Братуся, «тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая» [3,с. 10].

Позитивный подход, напротив, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Для получения эталона (условной группы людей без аномалий) чаще всего применяют методы математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не менее чем половине) людей в популяции. При этом «усреднение» людей порождает немало казусов и проблем. Обыгрывая эту проблему, Ч. Ломброзо (не без доли черного юмора) описывал «нормального человека» как индивида, «обладающего хорошим аппетитом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое, уважающее всякую власть домашнее животное» [3, с. 8].

Другая, критериальная, норма основана на социально-нормативном критерии. Она существует преимущественно в форме требований (задач) различной степени трудности. Например, «хорошим» гражданином может считаться человек, соблюдающий нормы закона, а «нормальным» работником является тот, кто хорошо справляется с профессионально-квалификационными требованиями. Другой вариант критериально-ориентированных норм — это школьная программа. В соответствии с образовательными стандартами (требованиями к знаниям и умениям) все учащиеся условно делятся на «справляющихся» с ней и «несправляющихся», т. е. неуспевающих.

Наконец, норма может быть идеальной — в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя лучшие черты «замечательных» людей, идеальная норма выступает преимущественно в форме идеалов — вдохновляющих образцов для подражания. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества. Мнение, что позитивные идеалы в наибольшей степени, чем что-либо другое, обеспечивают духовное здоровье личности, уходит корнями в историю человечества.

Еще выдающийся мыслитель античности Платон (427–347 гг. до Р.Х.) утверждал, что люди живут в мире идей, которые управляют их поведением. Идеи воплощают в себе неизменную сущность всех вещей. Идеи одновременно являются идеалами. В каждом человеке заложено страстное стремление (эрос) к постижению идей. Наивысшая идея — идея блага — отражает взаимосвязь других идей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т. е. добродетели. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различал четыре основные добродетели: мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание) и справедливость. Он подчеркивал, что не все люди способны достичь знания, т. е. добродетели, тогда их нужно направлять. В целом же идеалы, по Платону, — абсолютный и общезначимый фундамент норм [23].

Идея тесной связи «нормальности» человека с его добродетельностью пронизывает всю человеческую культуру. Эрих Фромм называл добродетелью ответственность человека по отношению к своему существованию, а пороком — безответственность. Цель человеческой жизни, по Э. Фромму, следует понимать как раскрытие всех своих сил в соответствии с законами своей природы [19, 20].

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормальность и аномальность каждого человека формально определяются степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа [21]. В данном случае термин «идеальный» имеет иное значение и подразумевает один из нескольких вариантов абстрактных типов личности, принятых в науке за ориентиры.

Таким образом, при специальном изучении норма как единый образец поведения для всех людей выглядит как некая абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни и временами доходящая до абсурда. Выдающийся отечественный исследователь П. Б. Ганнушкин называл гармонические натуры по большей части плодом воображения, замечая, что у каждого человека можно найти, например, психопатические черты [4]. Гениальный исследователь человеческой души Ф. М.Достоевский в романе «Идиот» раскрыл всю трагичность и нелепость «идеального человека — князя Мышкина», его несовместимость с реальным миром людей.

Современная психология — это прежде всего наука о личности, поэтому понятие психологической нормы связано с вопросом о нормальности личностного развития. Пожалуй, чаще всего благополучие личности связывается с такой социально-психологической ее характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде. Однако, с точки зрения ряда авторов, например Э. Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться надежным критерием нормы и аномалии личности, так как она может предполагать навязывание человеку чуждых ему ценностей и отказ от своей личности [19, с. 122].

В свою очередь В. Франкл основными признаками личностного здоровья называл духовность, свободу и ответственность. При этом «чем более специфичен человек, тем менее он соответствует норме — как в смысле средней, так и идеальной. Неповторимость человеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе» [18, с. 197].

Благодаря вкладу гуманистической психологии, наши представления о развитии личности вышли за границы процесса социальной адаптации. Они существенно пополнились таким важным процессом, как индивидуация. Последняя включает познание, принятие, развитие и реализацию своей индивидуальности. По теории К. Роджерса у здоровой личности доминирует установка на процесс самоактуализации — актуализации врожденного стремления человека к росту и развитию своей личности в соответствии с тем, какой она является по своей природе и возможностям [15].

Следуя установкам гуманистической психологии, Б.С.Братусь описывает нормальное развитие человека как развитие, которое ведет его к обретению родовой человеческой сущности. Человеческая сущность проявляется в следующих характеристиках: отношении к другому человеку как самоценности, способности к любви и творчеству, целетворящем характере жизнедеятельности, потребности в позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то), способности к свободе волепроявления, внутренней ответственности перед собой и другими, обретении смысла жизни. Развитие с противоположными проявлениями будет аномальным [3].

Другой подход рассматривает успешное развитие сквозь призму интрапсихических характеристик. Например, К. Юнг описывал нормальную личность с точки зрения интегрированной самости, т. е. личности как целого. Интегрированная самость отличается равновесием между сознательным и бессознательным, адекватностью ценностей личности объективным условиям жизни, согласием с самим собой, самоосуществлением [22].

В психоанализе нормальное развитие предполагает достижение оптимального равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все же в норме Я должно быть достаточно сильным, чтобы справляться с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными фрустрациями и тревогой [21].

Мы видим, что возможны самые различные подходы к определению как психологической, так и социальной нормы вообще.

Виды социальных норм и механизмы их регулирования

Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы — записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвязаны.

По сфере регулируемых отношений выделяют следующие основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные.

Носителями нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно-нравственные нормы существуют в различных формах. Это прежде всего общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации.

Мы можем рассмотреть социально-психологические механизмы действия нравственных норм на примере христианства. Человек приобщается к христианским ценностям через Образы — Бога, его сына, святых. Притчи, жизнеописания Христа и святых — достойные образцы для подражания верующих людей.

Другими важными способами воспитания нравственных чувств христианина являются понятия греха и добродетели. Идея греховности (беззакония) человека и необходимости противостоять ей для спасения души и человечества — все это становится темой для размышлений и художественного творчества уже в Средневековье. Знаменитое полотно нидерландского художника Босха (XV в.), изображающее семь смертных грехов в сегментах всевидящего Божьего ока, не потеряло актуальности и по сей день. Эти смертные грехи — чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев, гордыня, похоть. Христианство признает греховными и другие действия, например, такие, как клятвопреступление, осуждение ближнего, гадание и колдовство, пристрастие к курению, пьянство, принятие на себя чужих грехов.

Читайте также:  О вреде алкоголизма на женский организм

Добродетель, напротив, определяется верой и следованием Божьим законам. Библейские заповеди не только раскрывают Божьи законы, но и являются прямыми предписаниями для поведения христиан. Поздний вариант Ветхозаветного декалога содержит 10 заповедей, ставших основой нравственного сознания миллионов людей. Эти заповеди: поклоняйся одному Богу; не сотвори себе кумира; не произноси имени Бога напрасно; соблюдай день субботний; почитай отца и мать; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства; не желай жены ближнего своего, ни дома его, ни поля [2, Исход, Гл. 20]. В Нагорной проповеди Иисус, обращаясь к ветхозаветным заповедям, наставляет людей ради их спасения: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас… Будьте совершенны, как совершенен отец ваш Небесный» [2, Евангелие от Матфея, Гл. 5].

Библейские заповеди стали частью культуры человеческих взаимоотношений в широком смысле. Следует заметить, что современные представления о духовности человека выходят за рамки религиозного сознания, хотя и не исключают последнего.

Духовность в целом скорее связывается со способностью человека жить в соответствии с общечеловеческими ценностями: осмысленности существования; любви к себе и ближнему; оказания помощи людям; сотрудничества, созидания, самореализации в деятельности; содействия прогрессу.

В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образование с этическими нормами. Морально-этические нормы представляют собой ожидания-предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями морально-этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены. Хотя бывают и исключения, например русский Домострой. Этические нормы могут быть прямым следствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им, что имеет место, например, в случаях корпоративной этики или законов асоциальных групп.

Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрассудки, например расовые или этнические. В случае стереотипов мышления представления человека могут быть устаревшими, застывшими или узкими. Стереотипы могут играть положительную роль, например способствуя экономичности мышления. Но гораздо чаще они препятствуют поведению, адекватному конкретной ситуации. Предрассудки и вовсе являются следствием искаженного восприятия, что существенно усугубляется присутствием выраженного аффективного компонента.

Правовые нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка — основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения сегодня рассматривается как один из наиболее опасных для общества.

Политические нормы сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами).

Организационно-профессиональные нормы регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.

Как отмечалось выше, в настоящее время можно говорить о появлении нового вида социальной нормы — индивидуальной. Индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности, начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом.

Сегодня в ряде культур права личности, ее самоценность уравнены с общественными интересами.

Для психологии особенно важен вопрос о механизмах воздействия социальных норм на личность. Будучи социальными феноменами, социальные нормы интериоризируются во внутренний мир личности в течение всей жизни. Особенно интенсивно это происходит на ранних этапах развития ребенка в семье. В рамках глубинной психологии специально выделяется такая индивидуальная подструктура, как супер-Эго, содержащая множество внутренних предписаний, требований и ограничений.

В соответствии с общими психологическими представлениями нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Установка как «готовность, предрасположенность субъекта воспринимать или действовать определенным образом» [13, с. 419] имеет различные формы. Термин «социальная установка» («аттитюд» — в английском звучании) был введен У. Томасом и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого столетия. Позднее М.Смит конкретизировал структуру аттитюд а, выделив три известных компонента:

когнитивный (представление, знание об объекте или явлении);

аффективный (эмоционально-оценочное отношение к объекту);

конативный или поведенческий (готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту) [16].

Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной личности — его личностный смысл. Установки отражают связь между объектом и его оценкой. Тем самым они формируют готовность человека к определенному виду социального поведения.

В диспозиционной концепции регуляции социального поведения В. А. Ядова [24] выделяются 4 уровня диспозиций (социальных установок):

1) простейшие ситуативные поведенческие установки;

2) социальные установки, действующие на уровне малых групп и в привычных ситуациях;

3) диспозиции, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности;

4) система высших ценностных ориентации личности, регулирующих целостность ее социального поведения и деятельности.

На личностном уровне образуется субъективная иерархия социальных установок в соответствии с психологической значимостью объектов для конкретного человека. Личностный смысл может не совпадать с социальным значением. Например, для одного человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей, а для другого главное — карьера. По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции по критерию общественной значимости объектов относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для индивида [24].

В силу различий в ценностях люди существенно отличаются по мотивам и стилям поведения. Например, ценности могут быть ориентированы на выживание, следовательно, усилия людей будут направлены на обеспечение физической и материальной безопасности. Другим ориентиром в жизни человека может быть общественное мнение, что соответственно порождает стремление принадлежать к группе, подражать или добиваться успеха. Наконец, возможна ориентация на свои внутренние потребности, которая будет стимулировать активность в одной из следующих форм: поиск своих отличий от других людей, экспериментирование, увлечения, творчество, заинтересованность проблемами общества и служение ему.

Таким образом, социальные нормы создают установки личности, которые, в свою очередь, формируют диспозиционное поведение.

Мы дали общую характеристику социальных норм. Напомним, что под отклоняющимся понимают поведение, отклоняющееся не от всякой социальной нормы, а только от наиболее важной, невыполнение которой действительно угрожает благополучию человека или общества. Поэтому поведение конкретного человека зачастую трудно оценить с точки зрения его нормативности. Следует также заметить, что хотя социальные нормы и отражают интересы большинства людей, но в ряде случаев они могут использоваться в узких интересах отдельных групп (например, через СМИ), что само по себе отражает внутреннее противоречие между объективной природой социальной нормы и ее субъективностью.

Термин «девиантное поведение» используется не только для обозначения действий конкретного человека, но и для описания определенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об «отклоняющемся поведении личности», то во втором — о «социальном отклонении». Данные термины нередко отождествляются, что вызывает необходимость их разграничения.

Социальные отклонения — это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью [17]. Имеются в виду такие негативные массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.

Следует заметить, что между двумя полюсами — «социально-одобряемые явления» и «социальные отклонения» — лежит широкий круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.

Вопрос о последствиях социальных отклонений неоднозначен. Объективный вред явления и его субъективная оценка в ряде случаев не совпадают. Например, высказывается мнение, что преступления без жертвы вообще следует декриминализировать, т. е. исключить из уголовного права. Особенно трудно оценить степень ущерба от «пограничных» форм асоциального поведения и легких форм зависимого поведения, например проституции, сексуальных аддикций, употребления легких наркотиков. В каждом обществе есть сторонники как легализации данных явлений, так и их запрета.

Социальные отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминированность; негативные последствия для общества; относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.

В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий характер. Примеры преходящих социальных отклонений: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство.

Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении социальных отклонений. Так, по законам дореволюционной России предусматривались и религиозно-нравственные, и правовые санкции против пьянства, наркомании, самоубийств. В случае самоубийства запрещался традиционный церковный обряд погребения, усопшего не хоронили на общем кладбище, его волеизъявление (завещание) признавалось юридически недействительным, в случае же неудачной попытки самоубийства суициденту грозило тюремное заключение.

В настоящее же время отношение общества к поведению его членов становится все более и более либеральным. Одним из подтверждений радикальных перемен является отмена смертной казни в некоторых государствах.

Социальные отклонения количественно и качественно характеризуются уровнем, структурой и динамикой.

Уровень (коэффициент) отклонения определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населения (чаще на 100 тыс. человек). Он существенно различается в различных странах и в разные годы, поскольку зависит от совокупности факторов: социально-экономического, политического, нравственного и т. п. Например, в 1998 г. коэффициент преступности в России (без учета латентной преступности, которая по подсчетам специалистов в 4 раза превышает уровень официально зарегистрированной) составил 1756 преступлений. Для сравнения, во всем бывшем Советском Союзе: в 1978 г. — 503; в 1985 г. — 700; в 1990 г. — 968 — с последующим постоянным ростом [9].

Структура отклонения отражает соотношение отдельных подвидов внутри явления. Так, в 1998 г. в структуре преступности в Российской Федерации корыстные преступления составили 65 % от общего числа зарегистрированных случаев, насильственные — 23 %, прочие — 12 %. Уровень латентной преступности по отдельным видам выглядит следующим образом: по убийствам — 2: 1 (т. е. на каждые 2 преступления только одно регистрируется официально), по изнасилованиям — 6: 1, по кражам — 73: 1, по вымогательству (рэкет) — более 17000: 1 [9]. Иными словами, преступления зачастую остаются полностью безнаказанными.

Динамика отклонения — это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время. По мнению специалистов, в России в настоящее время наблюдаются следующие тенденции. Увеличилась доля тяжких и особо тяжких преступлений. Резко усилилась корыстная мотивация противоправного поведения. Растет подростковая преступность. Продолжается сращивание организованной преступности с легальным предпринимательством и с государственным аппаратом.

Наряду с уровнем и динамикой социальных отклонений широко обсуждается вопрос об их функциях. Например, организованная преступность может обеспечивать незаконным путем объективные потребности, не удовлетворяемые в должной мере официальными социальными институтами. В целом функциями социальных отклонений могут быть: интеграция группы; формирование морального кодекса общества; выражение социального протеста и выход агрессивных тенденций; бегство; сигнал о неизбежных социальных изменениях; способ самоидентификации и самореализации и др.

Несмотря на определенное сходство, социальные отклонения отличаются от отклоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором — психологический. Отметим, что некоторые социальные отклонения одновременно являются и отклоняющимся поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступное деяние и т. п. Другие социальные отклонения выступают в качестве только социального феномена — геноцид, коррупция, бюрократизм.

Таким образом, девиантное поведение выступает и как индивидуальный акт, и как элемент социального бытия.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое социальная норма? Каковы ее свойства и способы образования?

2. Каковы механизмы воздействия социальных норм на поведение конкретного человека?

3. Перечислите виды социальных норм.

4. Дайте определение и приведите конкретные примеры нормального поведения личности в основных сферах жизнедеятельности: межличностные отношения и семья, сексуальные отношения, правовые отношения, здоровье.

5. В чем различие между понятиями «отклоняющееся поведение» и «социальные отклонения»?

6. Приведите современные примеры негативных, нейтральных и позитивных социальных отклонений.

1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М., 1978.

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. — СПб., 1998.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.

4. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. — М., 1964.

5. Гилинский Я.К, Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. — СПб., 1993.

6. Динамика ценностей реформируемой России: Сб. статей. — М., 1995.

7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.

8. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. — 2-е изд. — М., 1997.

9. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. — М., 1998.

10. Личко А.И., Битенский B.C. Подростковая наркология. — Л., 1991.

11. Ольков С.Г. Общественные болезни. — Тюмень, 1996.

12. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И.Бобневой, Е. В. Шороховой. — М., 1979.

13. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1990.

14. Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм//Журнал практического психолога. Спец. вып. — М., 2000. — № 1–2.

15. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. — М., 1994.

16. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.Дружинина. — М., 1999.

17. Социальные отклонения / Под ред. В. Н.Кудрявцева. — М., 1989.

18. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

19. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.

20. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

21. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — М., 1989.

22. Юнг К. Психологические типы. — М., 1996.

23. Энциклопедический философский словарь / Под ред. Е. В. Губского. — М., 1996.

24. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л., 1979.

источник