Меню Рубрики

Алкоголизм и токсикомания среди детей и подростков

Одной из форм деструктивного поведения, то есть причиняющего вред человеку и обществу, является аддиктивное поведение, выражающееся в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается фармакологическими (прием веществ, воздействующих на психику) и нефармакологическими способами (участие в азартных играх и др.).

Становление аддиктивного поведения (от англ. addiction — пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом можно выделить три стадии:

Первая стадия — формирование и прогрессирование психической зависимости, при которой перерыв в употреблении приводит к психическому дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с резким обострением влечения к употребляемому веществу.

Вторая стадия — формирование физической зависимости при употреблении одних веществ (алкоголь, опиоиды, некоторые стимуляторы) и углублением психической зависимости при употреблении других (кокаин, марихуана).

Переход к третьей стадии — падение толерантности, выраженный органический дефект личности с чертами слабоумия, абстинентные психозы, глубокая социальная деградация.

Токсикомания. Для получения наркотического опьянения подростки токсикоманы используют дешёвые и легкодоступные средства бытовой химии, растворители, нитрокраски, синтетические клеи, средства для выведения пятен. Наркотическое опьянение возникает уже после нескольких вдыханий любого из приведенных выше средств. Каждому подростку требуется своя доза (количество вдыханий) для наступления одурманивающего эффекта. Всё зависит от используемого средства, задержки дыхания, глубины вдоха.

В наркотическом опьянении от вдыхания психоактивных средств выделяют 3 фазы:

Первая фаза имеет сходство с алкогольным опьянением. Возникает подъём настроения, появляется приятный шум в голове. Ощущается теплота и расслабление во всём теле. Пробудить опьяневшего в этой фазе достаточно легко. Если вдыхания продолжаются, то наступает вторая фаза опьянения;

Вторая фаза наркотического опьянения — это фаза беспечности и лёгкости. Эта фаза характеризуется очень весёлым состоянием, возникает желание петь и смеяться. Многие ограничиваются данной фазой опьянения из-за страха ухудшить состояние;

При продолжении вдыхания наступает третья фаза опьянения, для которой характерны красочные слуховые и зрительные галлюцинации («мультики»). В данной фазе наркотическое опьянение может длиться около 2 часов. После выхода из наркотического опьянения появляется сильная вялость и утомление, происходит угнетение психических функций.

Воздействие на организм подростка токсического соединения проходит в несколько стадий. После нескольких вдохов начинается боль и жжение в глазах, головокружение и слабость. Случается, что этим и ограничивается желание подростка нюхать токсические вещества. После следующих нескольких вдохов подростка накрывает эйфория, во время которой весь дискомфорт улетучивается, а настроение повышается. После следующих вдохов подросток перестает ориентироваться в окружающем пространстве. Следующие признаки токсикомании — это приятные галлюцинации.

Наркомания. Наркотическая зависимость может появиться даже после однократного приема наркотиков — этим и страшна наркомания. Первые признаки того, что подросток употребляет наркотические вещества, проявляются уже спустя неделю после начала их приема. О том, что губительный механизм запущен в действие, говорят появившиеся проблемы с учебой, конфликты с учителями, родителями и сверстниками, поздние приходы домой, прогулы школьных уроков. Подросток часто отсутствует дома, у него появляются новые, сомнительные знакомые, с которыми он ведет тайне разговоры.

Поведение наркомана также меняется. Подросток становится раздражительным, грубым, у него часто без причины меняется настроение, он стремиться к уединению. Наблюдаются нарушения сна и аппетита.

Существуют также и физические признаки, указывающие на то, что подросток пристрастился к наркотикам:

суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения;

медленная и невнятная речь;

нарушение координации движений;

плохая память и депрессивное состояние.

Алкоголизм. Злоупотребление алкоголем у подростков вызывает самые разнообразные расстройства, в первую очередь это касается эмоциональной и волевой сферы. У них снижается общественная активность, происходит угасание трудовых навыков, страдают здоровое честолюбие, а также нравственные качества. Огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность и внушаемость, — такие вот эмоциональные нарушения выступают на первый план. Подростки начинают проявлять невнимательность, а порой и жестокость к близким людям. В отношениях с прежними друзьями начинает появляться неискренность, холод, замкнутость и недоверчивость. Непринужденность у них появляется только в «своем кругу» себе подобных, к представителям которого они часто проявляют «трогательную» заботливость. Порой они целыми «делегациями» навещают своих товарищей, которые находятся на стационарном лечении от алкогольной зависимости. Они могут очень легко находить общий язык со злоупотребляющими алкоголем лицами, с которыми довольно быстро сближаются.

источник

После первых же опьянений, обычно тяжелых, протекающих с дисфорией, злобной агрессией или аутоагрессией, с амнестическими эпизодами, напоминающими палимпсесты, может пробудиться не­одолимая тяга «пить до отключения». Тогда подростки в короткие сроки начинают употреблять в больших количествах крепкие напитки. Физическая зависимость возникает быстро, почти одновременно с психологической. Подростки легко переходят к выпивкам в одиночку, употреблению суррогатов. Деньги на спиртное добывают любыми способами, не останавливаясь перед насилием.

Психоактивные вещества (ПАВ) до сравнительно недавнего времени укладывались в критерии алкогольных, наркотических и ненаркотических групп. Однако постоянное расширение их спектра, синтез веществ новых поколений, изменение характера употребления (в частности, все большее распространение сочетанного употребления ПАВ различных групп) приводят к необходимости использования более подробных классификаций ПАВ. В МКБ‑10 выделены следующие группы психоактивных веществ: алкоголь, опиоиды (препараты морфия, героин и т. п.), каннабиноиды (гашиш, марихуана), седативные и снотворные (транквилизаторы, барбитураты, амитал натрия, ноксирон), кокаин, стимуляторы (кофеин, эфедрон, первитин, фенамин, экстази), галлюциногены (астматол, циклодол, димедрол, LSD, ксилобицин, мескалин), табак, летучие растворители (бензин, пятновыводители, клеи), другие вещества (эрготамин, анаболические стероиды) и смеси различных веществ.

Дадим краткую характеристику действия основных употребляемых в детско-подростковой среде ПАВ.

Опиоиды. Употребляются чаще всего инъекционным путем или путем вдыхания. Признаки опьянения противоречивы, зависят от стажа употребления и принятой дозы. На ранних этапах и при небольших дозах подросток обычно эйфоричен, излишне общителен, назойлив. При больших дозах и на более отдаленных этапах — чаще замкнут, погружен в себя, избегает контактов и хочет тишины. Он может сказать, что пошел спать, но лечь в кровать и погасить в комнате свет боится. Зато может засыпать на ходу, но если к нему в этот момент обратиться — моментально при­ходит в бодрствующее состояние без каких-либо признаков сонливости. Нарушается ритм сна: часто подросток ночью бродит по квартире, а днем спит. Добродушный и покладистый, он тут же мо­жет стать задумчивым и рассеянным. Растягива­ет слова, но может быть, наоборот, легок в об­щении, после многочасового занудства мгновенно превращается в остроумного собесед­ника. Настроение меняется все время, и эти пе­ремены непредсказуемы. Может обжечься, порезаться, однако боли не по­чувствует. Кожа бледная, сухая и теплая. Зрачок узкий и не расширяется в темноте, отчего снижается острота зрения при вечернем освещении.

В абстиненции проявляются неусидчивость, раздражительность и вспыльчиво­сть. Легкая форма «ломки» может напоминать обычную простуду: насморк, озноб (кутается во все теплое), тошнота, боль в животе; при тяжелой форме — рвоты и понос, мышечные боли, беспокойство, страх смерти.

Каннабиноиды.Употребляются с помощью курения. При небольших дозах наблюда­ются излишняя подвижность и активность; подросток может производить впечатление энергичного человека, тараторит, словно боится не успеть что-то сказать, речь сбивается, простые мысли поясня­ются многочисленными фразами и лирическими отступлениями. В группе людей, принявших наркотик, при­сутствует цепная реакция: если кому-то одному весело — смеются все, причем, над чем они сме­ются, могут не знать сами. Характерна резкая смена настроения на прямо противоположное: добродушие и покладистость сменяются агресси­ей, вспыльчивостью. Опьянение проявляется повышенным, неуем­ным аппетитом. Глаза «стеклянные», с расширенными зрачка­ми, иногда кажется, что подросток смотрит как бы сквозь того, с кем общается; свойственно покраснение губ, сухость во рту.

При больших дозах наркоман уходит в себя, затормаживается, отгораживается от внешнего мира, бессмысленно улыбается, погружаясь в приятные фантазии, порой беспричинно смеется; лицо становится бледным, зрачки су­жаются. При обращении к нему как бы пробуждается, не сразу и не всегда правильно понимает, о чем ему говорят. Физическая зависимость нехарактерна, со временем формируется психологическая зависимость с депрессией, трево­гой, вспышками раздражительности, порой с бессонницей. Не исключены психозы с галлюцина­циями. При длительном систематичном употреблении развиваются характерные изменения личности, напоминающие шизофренический дефект.

Седативные и снотворные препараты. В терапевтических дозах оказывают свое основное действие и с целью достижения состояния опьянения не употребляются. Следует учитывать, что действенные дозы для здоровых, т. е. не имеющих показаний для употребления препаратов, как правило, ниже, чем применяемые для лечения больных, т. е. то, что считается терапевтической дозой, для здорового может быть токсической, опьяняющей. При применении токсических доз состояние в значительной мере имитирует алкогольное опьянение с индивидуальной вариабельностью его проявлений. Как правило, такое состояние заканчивается длительным сном. В абстиненции проявляется сильная слабость, головная боль, потли­востью, тошнота, головокружение, дрожь во всем теле, «выкручивающие» боли в суставах, бессонница, тревога за собственную жизнь.

Кокаин и синтетические стимуляторы. Кокаин вдыхают через нос, прочие стимулятор применяются в таблетках или инъекционно.

Подросток, находящийся под их воздействием, кажется очень оживленным, двигается резко и порывисто, ему трудно усидеть на месте, он постоянно в движении, деятелен, импульсивен, беспорядочен. Он не может придерживаться постоянства в делах и мыслях, может браться за мно­гое и все бросает, он не в состоянии обсуждать одну тему, его мысли перебивают одна другую. Он может непрерывно говорить, но не слушать собеседника. В стадии опьянения подросток может сутками не спать. Зрачки расширены, кожный покров сухой, пульс учащенный.

В абстиненции такой больной наркоманией вял и раздражителен, подавлен, тревожен. Движения не­уверенные, координация нарушена. Наблюдаются бледность, потливость, по­нос, учащенный пульс.

Галлюциногены. Галлюциногены обычно помещают под язык до рассасывания. Под их действием возникает наплыв ярких, чаще всего зрительных галлюцинаций, полностью завладевающих вниманием. Подростки производят впечатление «странных», мо­гут надолго застывать, воспринимать неодушевленные предметы как живые существа и пытаться разговаривать с ними. Они в опьянении замкнуты, часто что-то невнятное бор­мочут себе под нос. Могут разговаривать сами с собой, размахивая при этом руками. На внешние раздражители, например, на окрики, реагируют замедленно, неохотно. До них очень трудно «до­стучаться», чтобы получить ответ на вопрос. Их зани­мают мистические проблемы, отче­го они кидаются то в философию, то в религию, заняты поиском проникновения в иные миры с целью обретения более комфортного, осмысленного духовного существования. Подростки считают, что основная мас­са людей их никогда не поймет, и часто сторо­нятся всех. Темп речи и мышление, как правило, отличаются замедленностью; движения также медленные, плавные.

К этой же группе относятся препараты, которые ис­пользуются как корректоры осложнений нейролептической терапии и для лечения паркинсонизма. Их прием (иногда даже одной таблетки) вызывает своеобразное опьянение с многочисленными галлюцинациями, чаще всего фантастического или устрашающего содержания. При этом подросток резко возбужден, мечет­ся по комнате, что-то бормочет или кричит, видит каких-то людей вокруг себя или в окне; способен на агрессивные действия и самоубийство. Взгляд остановившийся, речь быстрая и невнятная. Опьянение заканчивается длительным сном с последующей частичной амнезией.

Летучие растворители. Злоупотребление ими встречалось особенно часто в предшествующее десятилетие, в последние годы вытесняется наркотиками и алкоголем. Интоксикация напоминает алкоголь­ное опьянение, нередко сопровождается яркими галлюцинациями. Кожа у «токсикоманов», как правило, серовато-землистого оттенка, лицо отечно, воло­сы становятся ломкими. Систематическое употребление летучих ра­створителей приводит к быстрому развитию энцефалопатии с признаками слабоумия.

Для правильной коррекционной работы с подростками, употребляющими ПАВ, следует четко разделять стадииэтого употребления.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction — пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) — употребление изменяющих психическое состояние веществ (табак, алкоголь, наркотики и не входящие в список наркотиков вещества) без сформированной зависимости. На этой стадии употребления ПАВ речь идет не о болезни, а о нарушении поведения.

Зависимость,по определению Всемирной организации здравоохранения (1965), есть «…состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества». Зависимость разделяется на психическую и физическую.

Психиче­ская зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению ПАВ, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновением вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем, разрешаемых через повторное употребление. Лишение вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.

Физическая зависимость— состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормальной жизнедеятельности организма, включается в схему его жизнеобеспечения. При лишении вещества у подростка возникает проявляющийся на всех уровнях функционирования «синдром отнятия» (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.

Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом можно выделить ряд достаточно закономерных этапов.

I этап.Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповая конформность и мотивы группового самоутверждения. Глубинная мотивация восходит к присущей человеку потребности в изменении состояний сознания: вероятность того, что первые пробы перерастут в развернутый процесс формирования аддиктивного поведения и последующего перерастания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при первых пробах и чем меньше потребность в изменении состояния сознания удовлетворяется социально одобряемыми или допустимыми способами. Выбор средства на этом этапе непроизволен и зависит от этнокультурных особенностей, особенностей субкультуры, опыта группы и доступности средства. Достоверных статистических данных о времени совершения первых проб нет, но эмпирический опыт позволяет утверждать, что до наступления 18 лет подавляющее большинство подростков так или иначе знакомится с ПАВ. По разным причинам (удовлетворенное любопытство, страх наказания, опасения пристраститься, неприятные ощущения и переживания, разрыв с компанией и т. д.) первые пробы чаще всего не имеют продолжения (исключение составляют табакокурение и культурально санкционированная алкоголизация).

II этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующий за первыми пробами этап экспериментирования с разными видами ПАВ — алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно употребление как знак принадлежности к группе, для других — сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих — качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу — для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («Не нюхаешь, значит, не уважаешь»). Характерно активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления (например, «зарядка» летучими веществами фильтр-коробки противогаза). По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Чаще это происходит уже после 15 лет. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы. От такого полисубстантного аддиктивного поведения отличается моносубстантное, когда и первые пробы, и поисковое экспериментирование определяются доминирующей культуральной традицией (самогон в сельских районах России, гашиш, опиаты и т. д. — в других этносоциальных средах). Медикаментозное лечение используется при аддиктивном поведении лишь для снятия интоксикации.

Читайте также:  Метидан от алкоголизма отзывы что такое

III этап.Переход аддиктивного поведения в болезнь.Происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.

Социальные — нестабильность общества, доступность ПАВ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции и др.

Социально-психологические — высокий уровень коллективной и массовой тревоги, разрыхление поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление связей между поколениями.

Психологические — незрелость личностной идентификации, недостаточная способность к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность самоконтроля, высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов, конституционально акцентуированные особенности психики.

Биологические — природа и «агрессивность» ПАВ, индивидуальная толерантность, нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания.

В процессе перехода аддиктивного поведения в болезни, вызываемые употреблением ПАВ (алкоголизма, токсикомании, наркомании) выделяются следующие стадии развития:

I стадия. Характеризуется формированием и прогрессирующим углублением психической зависимости,при которой перерыв в употреблении приводит к психическому дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с резким обострением влечения к употребляемому веществу. Другие признаки (ослабление и угасание защитных рефлексов на передозировку, повышение толерантности, социальная дизадаптация) являются дополнительными и развиваются при злоупотреблении не всеми ПАВ. В развитии этих признаков у детей и подростков существует очень широкая вариативность.

II стадия.Характеризуется формированием физической зависимости при употреблении одних веществ (алкоголь, опиоиды, некоторые стимуляторы) и углублением психической зависимости при употреблении других (кокаин, марихуана). В тех случаях, когда физическая зависимость не формируется, основным признаком этой стадии становится хроническая интоксикация с психическими и физическими нарушениями. Признаки хронической интоксикации зависят от типа употребляемых веществ. Так, хроническая интоксикация марихуаной ведет к физическому истощению и апатии вне поведенческого поля наркотизации, у мальчиков нередко приводит к телесной феминизации; летучие вещества — к формированию психоорганического синдрома и токсической энцефалопатии с соматоневрологическими нарушениями и ослаблением интеллектуальных функций (памяти, внимания, сообразительности). На этом этапе навязчивое влечение к употреблению сменяется компульсивным, утрачивается критичность к употреблению и развивается анозогнозия (полное отсутствие понимая болезненности своего состояния, отрицание у себя болезни в принципе), растет толерантность к веществу и нередко изменяется картина опьянения, нарастает социальная дизадаптация с фиксацией поведения на употреблении ПАВ и их промысле, вовлечении в аддикцию сверстников и младших с формированием подчиненных групп как средства самоутверждения и добычи дурманящих веществ.

Переход к III стадии(падение толерантности, выраженный органический дефект личности с чертами специфического для того или иного вида ПАВ слабоумия, закономерно возникающие абстинентные психозы, глубокая социальная деградация) совершается, как правило, уже в юношеском и взрослом возрасте.

Согласно МКБ‑10, расстройства, вызываемые употреблением ПАВ, различаются как острые интоксикации, употребление с вредными последствиями, синдром зависимости, состояния отмены (абстиненции), психотические расстройства, резидуальные психотические расстройства, другие и неуточненные. Прежние разделения на имеющие четкие границы алкоголизм, наркомании, токсикомании становятся менее актуальными даже у взрослых из-за размывания границ между средствами разных групп и учащения полисубстантных злоупотреблений.

Детско-подростковая наркомания до недавнего времени была настолько незначима для отечественной популяции, что даже в монографиях по детской и подростковой психиатрии 80–90-х годов она вообще не упоминалась. Однако в течение последнего десятилетия ситуация катастрофически изменилась. По данным, опубликованным в «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» (Минобразование России, 2000), в последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. За последние 3 года число детей, состоящих на диспансерном учете по поводу наркомании, возросло в 2,8 раза, токсикомании — в 3,5 раза. Количество подростков, ежегодно признаваемых больными наркоманией, за 10 лет возросло в 13 раз, и на сегодня зарегистрированная заболеваемость наркоманией среди подростков составляет 1 на 1 тыс. (следовательно, в реальности не менее 10-15 на 1 тыс.). Около 35% школьников имеют опыт употребления наркотических и токсикоманических средств и 70% употребляют алкоголь. К 17 годам половина подростков составляет группу риска по алкоголизму в связи с частым употреблением алкогольных напитков (причем, девушек на 10% больше, чем юношей). Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикоманией – в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза чаще, чем взрослые. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек до 12,9 лет; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 лет и 14,6 лет. По существующим прогнозам, рост показателей, связанных с употреблением ПАВ, может продолжаться вплоть до 2005-2010 гг. Около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. При этом около 60% опрошенных детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Население в основном ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране только начинают создаваться государственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.

Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Следующим важным фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер.

На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими, выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генетическая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся в виде аффективных и поведенческих расстройств.

Какие еще дети и подростки составляют «группу риска» в плане приобщения к наркотикам? Около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются 1 (и на них падает 40% «несовершеннолетней» преступности 2 ); от 2 до 4 млн. детей и подростков бродяжничают, попрошайничают; число детей-сирот превысило 700 тыс. (причем 95% из них – это так называемые социальные сироты, т. е. имеющие живых родителей); по экспертным оценкам, за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей выросла на 100%, в 1996 г. покончили с собой 2 756 детей и подростков, уже отмечаются самоубийства среди детей 5-9 лет. В последующие годы статистика детских самоубийств не публиковалась. Противоправное поведение детей растет в 2 раза быстрее, чем среди взрослых, особенно по тяжким преступлениям против личности. Детская преступность выросла за 5 лет в 1,5 раза, число правонарушений, совершаемых девушками — на 57,1%; число детей, задержанных за правонарушения, увеличилось почти вдвое и превышает 1 млн. в год; 27% из них — дети моложе 14 лет. На территории России действуют около 30 тыс. преступных группировок детей 3 . При этом до 80% «несовершеннолетней» преступности приходится на подростков, имеющих психические аномалии.

Прежде чем перейти непосредственно к проблеме риска аддиктивного поведения в связи с пограничной психической патологией и, соответственно, к вопросам профилактики этого поведения у детей и подростков с психическими нарушениями, нам следует уточнить, о профилактике чего идет речь, так как часто применяемое понятие «злоупотребление психоактивными веществами» в строго клиническом плане ни о чем не говорити, следовательно, не может служить основой для построения адекватной и эффективной системы профилактики. К «злоупотребляющим» относятся и тот, кто однократно выкурил сигарету с марихуаной, и глубокий наркоман с тяжелыми абстиненциями, психозами и слабоумием. С современных клинических позиций и исходя из действующей Международной классификации болезней (МКБ-10), речь должна идти не о злоупотреблении, а об употреблении с различными последствиями. В МКБ-10 понятие злоупотребления относится как раз к веществам, не вызывающим зависимость, то есть не к наркотическим или токсикоманическим веществам. В отношении последних говорится об острой интоксикации (собственно состоянии опьянения), употреблении с вредными последствиями, о состояниях зависимости, абстиненции и о различных психических нарушениях в связи с зависимостью от ПАВ.

Почему все это важно? Потому что если мы занимаемся профилактикой начального употребления ПАВ психически здоровыми детьми и подростками, то есть до стадии первых проб и поиска (того, что собственно и называется в строгом смысле аддиктивным поведением), то это преимущественно социально-педагогическая и частично психологическая проблема. Здесь ведущая роль отводится учреждениям образования и досуга в широком смысле. Если речь идет о профилактике употребления с вредными последствиями, то есть на стадии аддиктивного, поискового поведения, но еще без формирования зависимости, то это уже преимущественно социально-психологическая проблема, которой, помимо указанных выше, должны прежде всего заниматься мультидисциплинарные учреждения типа психолого-медико-педагогических центров. Если же обнаруживаются признаки употребления с вредными последствиями для физического и психического здоровья, то здесь встает задача профилактики состояний зависимости, собственно наркомании и на первый план выходит медико-психологическая помощь в сочетании социально-педагогической коррекцией, что требует координированного взаимодействия психиатрической службы и всех указанных выше учреждений. Таким образом, мы должны отчетливо дифференцировать профилактическую работу в системном организационном плане, в групповом и индивидуально-личностном подходе.

Естественно, когда речь идето детях, на всех этапах профилактической работы в нее должна активно вовлекаться семья, без этого профилактика не может быть эффективной . В профессиональном плане ведущими специалистами в профилактической работе должны быть социальный педагог и семейный психолог/психотерапевт, что на сегодняшний день представляется у нас неразрешимой проблемой в силу известных причин (социальных педагогов мало, и они зачастую плохо обучены, а семейных психотерапевтов просто почти нет). В какой-то мере роль социальных педагогов могут взять на себя специально подготовленные волонтеры, представители общественных организаций, к чему мы вернемся ниже.

Прежде чем охарактеризовать значениепограничной психической патологии в формировании аддиктивного поведения, приведем кратко один типичный конкретный случай.

Студент 1 курса одного из северокавказских вузов. Полгода назад женился по сватовству, под давлением родственников. Вскоре почувствовал снижение настроения, потерю прежних интересов в занятиях, общении, стал плохо спать. Расценил свое состояние как реакцию на неудачную женитьбу, вернулся в дом родителей, но самочувствие не улучшалось. Становился все более мрачным, замкнутым, усиливалась бессонница, снизился аппетит. При этом внешне оставался упорядоченным, хотя практически перестал учиться. По совету одного из приятелей сделал себе инъекцию героина, почувствовал некоторое улучшение душевного состояния. В дальнейшем употребление наркотика становилось все более частым (до 2-3 раз в день), но типичных признаков абстиненции не проявлялось. Был привезен в Москву проживающим здесь старшим братом для антинаркотического лечения.

При обследовании: жалуется на постоянно сниженное настроение, возникающую по вечерам беспричинную тревогу, упорную бессонницу, потерю аппетита. Откровенно рассказывает об употреблении наркотика, хочет лечиться, понимает, что его состояние болезненно, опасается формирования наркотической зависимости.

В данном случае диагностируется очевидное депрессивное состояние пограничного уровня, которое возникло как реакция на нежеланную женитьбу, а затем приняло спонтанный характер, временно и не полностью облегчалось наркотическим опьянением. Что касается стадии употребления наркотика, то в данном случае это употребление с вредными последствиями (по МКБ-10), а если говорить о стадии профилактики, то речь идет о профилактике состояния зависимости.

Как хорошо известно детским и подростковым психиатрам из практики, в большинстве случаев аддиктивное поведение несовершеннолетних возникает в связи с потребностью компенсировать душевный дискомфорт, возникший как проявление психического расстройства пограничного уровня, а также в связи с девиантным поведением как симптомом такой патологии (мы не можем здесь привести статистику, поскольку не встретили ее в литературе). Совсем не обязательно такие дети имеют врожденные аномалии характера, тем более что до формирования зрелой личности принято говорить лишь о предпосылках к подобным аномалиям. В основной массе группу риска по аддиктивному поведению составляют дети с эмоциональными нарушениями различной природы, в том числе связанными с переживанием острых или хронических психотравмирующих воздействий, дети с тяжелым протеканием возрастных кризовых периодов (с так называемым патологически протекающим пубертатным кризом), дети с различными невротическими расстройствами, вызванными неблагоприятной ситуацией в семье, школе, коллективе сверстников, негативными макросоциальными воздействиями (война, миграция, экологические катастрофы и т. п.), дети с той или иной формой недостаточности психического развития, наконец, дети с начальными мягкими, слабо выраженными проявлениями собственно психических заболеваний. Именно такие подростки составляют большинство пубертатной популяции, страдающей пограничными психическими нарушениями, но именно для них в современной отечественной системе организации психолого-психиатрической помощи нет надлежащего места. Если такие подростки не получат своевременную квалифицированную помощь психотерапевта, психиатра, если их семья не получит поддержки социального педагога и семейного психотерапевта, то все наши усилия по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков окажутся недостаточно эффективными.

Какой здесь может быть роль волонтера, представителя общественной организации? Ясно, что он не в состоянии и не должен подменять квалифицированного специалиста – психиатра, психотерапевта, психолога, педагога, но будучи наиболее близок к детско-подростковой среде, пользующийся в ней доверием и авторитетом, может способствовать разрушению того социально-психологического барьера, который существует в сознании многих подростков и родителей и препятствует своевременному обращению к специалистам. Неоправданный страх перед вторжением в душевную жизнь, искаженное представление о социальных последствиях специализированной психиатрической, психотерапевтической помощи (в частности, страх социальной дискриминации семьи и ребенка, у которого возникло пристрастие к ПАВ), закрытость российской семьи, боящейся обнаружить свою внутреннюю дисгармоничность, межличностную конфликтность, наконец, просто низкая информированность населения о целесообразности, возможностях и способах получения социально-психологической и психотерапевтической помощи – вот одно из полей воздействия для волонтеров, взявших на себя задачу способствовать профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков. В целом, как уже говорилось, волонтер может в определенной мере играть роль социального педагога. Естественно, чтобы действовать на этом поле целесообразно, с предельной деликатностью, с четким пониманием своих возможностей, границ компетенции, нужно обладать необходимым минимумом знаний в области детско-подростковой психологии, психиатрии, организации специализированной помощи, ее правовых основ, а также навыками психотерапевтического контакта. Все это требует специального обучения, тренинга, опыта. Одним из вариантов такого обучения и является представленный курс обучения основам детской социальной психиатрии.

Читайте также:  Как сделать так чтобы человек избавился от алкоголизма

Мы принципиально не излагаем в наших лекциях собственно терапию при психических расстройствах. Однако здесь кратко охарактеризуем наиболее агрессивно рекламируемые методы, поскольку, как показывает общение со многими детскими специалистами, им все чаще приходится отвечать на вопросы родителей по поводу лечения наркомании у детей.

Кодирование — формирование условно-рефлекторного страха перед употреблением ПАВ. Суть метода состоит в том, что пациенту внушается, что он подвергнется воздействию, после которого в течение определенного срока употребление ПАВ грозит ему гибелью. Применяются самые разнообразные процедуры и вещества, суть не в них, а в общей обстановке процедуры; при этом применяемые вещества абсолютно безвредны и нейтральны и никакого отношения к тому или иному ПАВ не имеют (введение в вену никотиновой кислоты, опрыскивание заднепроходного отверстия хлорэтилом и т. д. – в зависимости от возможностей и пристрастий психотерапевта). Необходимым условием кодирования является полное более или менее длительное воздержание от ПАВ (до исчезновения признаков абстиненции) перед применением «кодирования».

По сути метод кодирования является суррогатом психотерапии и малоэффективен, хотя у некоторых пациентов с определенной личностной структурой, с глубокой установкой на излечение, с благоприятным социальным окружением может быть результативным. По истечении срока «кодирования», как правило, употребление ПАВ возобновляется, нередко в еще более тяжелой форме, чем ранее.

Программа «Детокс». Применяется при лечении опиоидной наркомании. Суть программы заключается в быстром (в течение нескольких часов) купировании абстиненции во время наркотического сна, вызываемого препаратами, применяемыми для хирургического наркоза. Одновременно пациенту вводятся опиодные антагонисты (эндорфины), вытесняющие наркотик из нервных клеток и синаптических мембран. Далее вновь вводятся эндорфины, с тем чтобы заблокировать опиоидные рецепторы в головном мозгу и тем самым предотвратить действие наркотика в случае его употребления.

Действительно, какое-то время больной не испытывает наркотического опьянения, принимая наркотик. Однако это не гарантирует полного пожизненного отказа от наркотиков. Сохраняется потребность в переживании состояний наркотического опьянения с проявлениями психологической зависимости, что чаще всего приводит либо к переходу на другой наркотик, либо к возвращению к прежнему спустя некоторое время, если больной не получает длительной целенаправленной психотерапевтической и социотерапевтической помощи. Кроме того, выход из наркотического состояния без переживания абстиненции («ломки») затрудняет дальнейшую психотерапевтическую коррекцию, так как у больного складывается представление о безопасности наркотизации и легкости ее прерывания в любой момент, что часто способствует возобновлению приема наркотика.

Метадоновый метод (заместительная терапия). Метадон – синтетический опиоидный наркотик, применяемый в таблетках. Суть метода заключается в постепенной замене героина метадоном для облегчения абстиненции с последующим снижением дозы метадона вплоть до полной его отмены. Хотя метадон официально в РФ запрещен, он все более широко используется частнопрактикующими наркологами. В последние годы на Западе все шире в аналогичных целях используется препарат бупренорфин как более эффективный и обладающим меньшими побочными эффектами, чем метадон.

Ясно, что для лечения подростков эти препараты ни в коем случае не должны применяться, т. к. их использование целесообразно лишь у тяжелых наркоманов с большим стажем, с тем чтобы сделать употребление ими наркотика более контролируемым и управляемым (больной по сути становится полностью зависим от врача, снабжающего его заместительными средствами).

Метод Маршака. В программе Я. И. Маршака в его центре «Кундала» вывод из абстиненции под наркозом дополняется особым видом последующей психотерапии, использующей йоговские техники, а также широко практикуемой на Западе, особенно в США, программой «12 шагов».

Метод Назаралиева. Этот метод заключается в применении атропиновых ком (введение доз атропина, вызывающих бессознательное состояние), что облегчает переживание абстиненции и снижает влечение к ПАВ. Метод опасен тем, что атропин имеет малую терапевтическую широту (то есть очень невелик разрыв между лечебной и смертельной дозами). Кроме того, применение повторных ком приводит к органическому поражению ЦНС (энцефалопатии). В 50-70-е годы ХХ века атропиновые комы достаточно широко применялись для лечения различных психозов, но затем этот метод в психиатрической клинике практически перестал использоваться, поскольку появилось множество эффективных и достаточно безопасных психотропных препаратов.

После купирования абстиненции проводится курс психотерапии и в заключение вводится препарат, якобы не совместимый с наркотиком, то есть метод дополняется эффектом “кодирования”.

В заключение следует сказать, что лечение наркомании в негосударственных учреждениях требует от родителей подростка громадных финансовых жертв. С другой стороны, отечественное государственное здравоохранение, к несчастью, совершенно не соответствует современным потребностям в области детско-подростковой наркомании. Тем не менее следует знать, что ни один из используемых в мировой практике методов не дает более 8-10% (в лучшем случае) эффекта в виде воздержания от наркотика до 1 года. В принципе любое лечение наркомании (и алкоголизма) заключается в купировании абстиненции (а также выведении из психоза) и последующей целенаправленной, долгосрочной психо- и социотерапии. Последнее широко варьируется различными врачами и клиниками, но результат таков, как сказано выше. Следовательно, необходимо все силы и средства направлять на профилактику наркомании.

1. А. Е. Личко. Подростковая психиатрия. – Л.: Медицина. – 1985.

2. В. В. Ковалев. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина. – 1995.

3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. Изд. 2-е. – М., СПб, — Нижний Новгород — Воронеж — Ростов-на-Дону — Екатеринбург – Самара — Новосибирск – Киев — Харьков — Минск.: Питер. — 2004.

источник

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

источник

В последнее время подростковая наркомания, токсикомания и алкоголизм приобрели характер эпидемии. При этом развивается она гораздо быстрее, чем предпринимаются какие-либо меры по ее решению.

Наркоманией называется заболевание, вызванное приемом наркотических веществ. Оно имеет несколько синдромов, которые формируются один за другим. Это изменение реакций, поведения, появление психологической зависимости, а затем зависимости физического характера. Последним появляется синдром последствий. Регулярный прием наркотических веществ характеризуется состоянием интоксикации организма, которая носит периодический или хронический характер.

Токсикоманией называют одну из разновидностей наркомании. Подростковая наркомания и токсикомания вызывают очень большие нарушения в работе организма. Зависимость при употреблении этого вида наркотических веществ очень сильная. Однако токсические вещества, которые вдыхаются, Минздрав не относит к группе наркотиков, поэтому они не являются запрещенными. Но последствия их употребления крайне серьезны. В книге Круглянский В.Ф. «Наркомания и токсикомания у подростков» описал эти синдромы.

Алкоголизм также является одной из разновидностей наркомании. Алкоголизмом называют зависимость психологического и физиологического характера от алкогольных напитков, непреодолимое пристрастие к ним. Хроническое злоупотребление спиртными напитками вызывает алкогольное поражение различных органов, состояние интоксикации, носящее постоянный характер. Особенно поражает алкоголь сосудистые стенки; разрушаются печеночные ткани, что чревато гепатитом; подвергаются разрушению ткани головного мозга; нарушается микроциркуляция крови, из-за чего ухудшается работа всех тканей и органов организма; атрофируется слизистая ЖКТ; возникает хронический авитаминоз.

Наркомания и токсикомания среди подростков распространяется с угрожающими темпами. Очень важно при этом как можно раньше выявить заболевание и обратиться за квалифицированной помощью. Ведь чем раньше обнаружится заболевание, тем больше шансов на успех и полное выздоровление. Наш реабилитационный центр предлагает полный комплекс услуг по восстановлению психологического и физического здоровья ребенка. Диагнозы ставятся с помощью современных методов. Одним из методов постановки правильного диагноза больных наркоманией или токсикоманией подростков является ультразвуковой сканер. Мы гарантируем его полное излечение от наркотической зависимости и предоставляем для этого комфортные условия.

Зачастую последними, кто узнает о пагубных привычках своего ребенка, являются родители. Причиной этого часто становится идеализация ребенка. Они могут не замечать, как меняется его поведение из-за того, что процесс этот происходит не сразу, а имеет постепенное течение.

Наркомания и токсикомания у подростков имеет несколько основных признаков. Конечно, каждый вид наркотиков имеет свои симптомы. Однако есть несколько общих признаков, которые должны заставить родителей насторожиться:

  • тусклый и нездоровый вид кожи;
  • проблемы с пищеварительной системой – отсутствие аппетита или полный отказ от еды, беспричинная тошнота или рвота, запоры;
  • или наоборот, повышенный аппетит;
  • следы от игл на коже, часто они являются многочисленными;
  • неопрятный внешний вид;
  • пренебрежение правилами личной гигиены;
  • воспаленная слизистая оболочка глаз;
  • суженные либо расширенные зрачки;
  • смена типа поведения: повышенная агрессивность и возбудимость, либо апатия и тоскливость;
  • повышенная потребность к деньгам;
  • отсутствие интереса к привычным увлечениям и хобби;
  • появление проблем с успеваемостью.
Читайте также:  Кодирование от алкоголизма на 1 год укол

Мы входим в 98 из 1220 реб. центров России прошедших сертификацию «Независимой наркологической гильдии»

источник

Одной из самых острых проблем в подростковом возрасте является проблема алкоголизма и наркомании. Что же толкает подростка на путь этих опасных удовольствий? Почему подростки начинают выпивать и употреблять наркотики?

Причины могут быть различными. В общей сложности их можно разделить на две основные группы.

Как показали наблюдения, алкоголизм и наркомания развиваются с большей вероятностью у детей, имеющих органические поражения головного мозга, причиной которых может стать родовая травма, полученная в результате асфиксии при появлении ребенка на свет; кроме того, неблагоприятные психофизические воздействия оказывают и различные заболевания центральной нервной системы, которые ребенок переносит в возрасте около трех лет; тяжелые отравления; черепно-мозговые травмы и инфекции мозга (менингит, вирусные заболевания).

Если ребенок в детстве перенес те или иные заболевания мозга или нервной системы, родителям с особенной тщательность нужно контролировать его, так как риск развития алкоголизма и наркомании в этом случае существенно возрастает.

Подростковый период сам по себе наиболее уязвим: характер и психика ребенка в этот период крайне неустойчивы, способность противостоять отрицательному внешнему влиянию выражена слабо. Именно неустойчивость психики в этом возрасте становится причиной не только развития алкогольной и наркотической зависимости, но и других нарушений, к примеру, социального характера — подростковой преступности. Особенности подросткового возраста, создающие благоприятную почву для развития пагубных привычек:

  • незрелость психики;
  • крайняя подверженность различным внешним влияниям;
  • стремление к самоутверждению;
  • желание доказать всем, что он уже взрослый человек;
  • отсутствие развитого чувства ответственности за собственные поступки и их последствия;
  • легкомыслие.

Как правило, подростки начинают принимать спиртное или наркотики, находясь в группе сверстников или более старших подростков. Желание выделиться или не «отстать» от других, склонность к подражанию, стремление следовать групповым нормам поведения, желание что-то «доказать» родителям, как правило, действуют в комплексе.

Ни один подросток, впервые принявший спиртное или затянувшийся сигаретой с наркотическим «дурманом», никогда не допускает мысли о том, что когда-то может приобрести болезненную зависимость от спиртного и наркотиков. Он воспринимает все это как «баловство», не отдавая себе отчета в том, что развитие зависимости начинается уже с самого первого момента употребления спиртного или наркотика. Естественно, в том, что подросток попадает под негативное влияние группировки, есть и вина взрослых.

Отсутствие со стороны родителей интереса к жизни полростка, безнадзорность, поглощенность собственными проблемами, мнимое бессилие, конфликтная обстановка в семье — все это в той или иной степени способствует постепенному «отторжению» подростка, ищущего возможности самореализации, понимания, дружеского участия, признания.

Стремление объединяться в группы — нормальное, здоровое стремление ребенка, находящегося в подростковом периоде. Ограничить его общение стенами дома и школы невозможно, да и не нужно. Однако родителям следует обязательно быть в курсе того, чем занимаются подростки в свободное время, какие люди составляют окружение ребенка.

Очень часто подростки в компании начинают выпивать просто от «безделья». К сожалению, это правда. Отсутствие интереса к учебе, спорту, отсутствие возможности провести время приятно и полезно — эта духовная пустота окружающего мира и толкает подростков на то, чтобы как-то «разнообразить» свою жизнь. Инициатором, как правило, становится кто-то один; однако в силу особенностей возраста, о которых уже неоднократно говорилось выше, члены подростковой группировки начинают тянуться за «лидером». Кто-то стремится к подражанию, хочет «не отстать» от других; кто-то, в глубине души понимая, что поступает неправильно, просто боится быть осмеянным приятелями за то, что оказался таким «положительным».

При совместном принятии алкоголя общий фон настроения в компании повышается, становится «веселее». В дальнейшем срабатывает стереотип: нечем заняться, скучно — надо просто выпить, и все будет замечательно.

Безусловно, подросток, воспитывающийся в неблагополучной семье, гораздо легче поддается негативному влиянию сверстников:

Во-первых, потому что зачастую с раннего детства имеет перед глазами «пример для подражания» в лице собственных родителей.

Во-вторых, потому что не имеет должного контроля со стороны взрослых, четких положительных ориентиров. Однако членами подобных подростковых группировок, в которых происходит развитие алкоголизма и наркомании, становятся дети и из благополучных семей, в которых родители вообще не употребляют спиртного.

Подростки очень сильно подвержены влиянию. Переоценка жизненных ценностей, смешение позиций и приоритетов может произойти с любым из них, включая и тех, кто до поры до времени относился к категории «благополучных». Родители не должны забывать об этом.

Стремление к подражанию — достаточно стабильно встречающееся у большинства подростков явление, которое не во всех случаях может оказать отрицательное влияние. Иногда это стремление оказывается для подростка полезным, так как в качестве объекта для подражания выбирается герой положительный. Подростки в своем стремлении подражать доходят до имитации, иначе говоря, создают себе кумира. Они стремятся быть похожими на него абсолютно во всем: одеваются так же, как он, стараются подражать его походке, речи, манере разговора.

Задача родителей подростка — не допустить, что бы он выбрал в качестве примера для подражания отрицательного героя — будь то персонаж фильма, книги, телепередачи или же (что особенно важно!) реально существующий человек.

Формирование положительного идеала, позитивного образца для подражания в какой- то степени уже само по себе способно оградить подростка от дурного влияния.

Известно, что собственная нравственная позиция у подростка отсутствует, его эстетические понятия формируются под влиянием окружающих людей. Если по тем или иным причинам подросток не получает позитивного влияния от родителей, он легко попадает под воздействие любого человека, который внушает ему чувство уважения.

Еще одной причиной смешения идеалов в подростковом периоде является так называемая реакция протеста. В данном случае речь идет, опять же, о благополучных детях и благополучных семьях, о ситуации, когда, казалось бы, ничто не предвещает беды. Реакция протеста в подростковом возрасте проявляется наиболее часто. Как правило, она возникает у подростка в ответ на непонимание или нанесенную взрослыми обиду, повышенные требования, которым он не в состоянии соответствовать, ущемление самолюбия близкими людьми, родителями или педагогами.

В состоянии обиды на родителей подросток способен совершить все, что угодно, просто «назло» матери или отцу; к тому же, именно употребление алкоголя способно на какое-то время притупить обиду, заглушить ее, поднять настроение, повысить свою самооценку.

Реакция протеста возникает у подростка и в том случае, когда он становится свидетелем конфликтов между родителями.

Конфликты между родителями подросток на уровне подсознания часто воспринимает направленными против себя самого. В этом случае возникает все та же реакция протеста, желание заглушить обиду, что и провоцирует в дальнейшем возникновение патологического пристрастия к наркотикам или алкоголю.

Статья предоставлена сайтом «Детская психология»

источник

Алкоголизм и курение — привычные враги украинского общества. О вреде употребления спиртных напитков знали еще в Киевской Руси и настоятельно советовали, как молодым,так и старым избегать “меда и браги”. О том, что курение так же наносит ущерб здоровью узнали относительно недавно, только в конце 18-го века. Наркомания же стала общественной болезнью только с конца 1980-х годов. Наркомания, алкоголизм и курения считаются главными врагами нашего общества, однако, ведя борьбу с этим злом, мы часто забываем, что зависимость таится на каждом углу, что “убивать себя” можно не только сигаретами, алкоголем и наркотиками. Так, в конце 80-х — начале 90-х обществу вызов бросил новый враг — токсикомания.

Токсикомания — враг коварный, и поэтому неудивительно, что дети и подростки чаще всего становятся ее жертвами. С токсикоманией невероятно сложно бороться, ведь токсичное вещество может быть абсолютно любым — от клея до моющего средства. Если продажу сигарет и алкоголя можно ограничить, а наркотики вообще запретить, то, согласитесь, что никто не станет запрещать продажу клея, бензина, лекарств, чистящих средств и так далее и тому подобное. Именно поэтому дети и подростки, пользуясь уязвимостью системы, могут абсолютно легально стать токсикоманами. Именно поэтому токсикомания так распространена среди детей и подростков. Токсикомания — большая проблема для нашего общества. В данной статье мы рассмотрим, что такое токсикомания, ее причины и последствия.

Токсикомания среди детей и подростков — явление совсем не редкое. Часто родители не имеют понятия, что их ребенок нюхает клей или другие вещества, которые вызывают эффект близкий к алкогольному опьянению или состоянию наркотического кайфа. Ребенок сознательно вдыхает ядовитые вещества, отравление которыми создают иллюзию расслабления, блаженства, кайфа. В погоне за приятными ощущениями многие токсикоманы буквально травят себя насмерть. Например, смертность от токсикомании среди детей и подростков гораздо выше, чем от алкогольного отравления.

Токсикомания крайне опасна для организма ребенка. Вдыхаемые ядовитые вещества наносят непоправимый вред организму. Родителям надо понимать, что, если есть хоть малейшие признаки того, что ребенок токсикоман, то его надо лечить. Яды медленно, но верно убивают организм. Однако, между тем, смерть может наступить и от банального удушения: ребенок вдыхает ядовитые вещества с помощью мешка, засыпает с мешком на голове и задыхается.

Сегодня токсикомания среди детей и подростков — массовое явление. Если раньше токсикомания была распространена среди беспризорных, бездомных, а также среди детей из малообеспеченных семей, то сейчас дети и подростки из благополучных детей тоже становятся токсикоманами. Причина этого в воспитании ребенка. Часто обеспеченные родители не уделяют ребенку время, холодно к нему относятся или же, наоборот, окружают избыточной опекой. Токсикомания — протест против родителей и общества в целом. К сожалению, однако, за этот процесс часто приходится платить жизнью.

Определить, является ли ребенок токсикоманом или нет, довольно непросто. Часто в этом может разобраться только врач-нарколог, который, проведя беседу с ребенком, а также сделав несколько анализов, быстро ответит на этот вопрос. Конечно, сознательный родитель может все понять и по косвенным признакам:

  • бледное лицо и остекленелый взгляд;
  • расширенные зрачки;
  • кашель и постоянное першение в горле;
  • ухудшение способности адекватно реагировать на внешние раздражители;
  • ухудшение интеллекта и памяти;
  • наличие токсических веществ (клей, растворитель, бензин и т.п.);
  • сильный запах химических веществ от одежды;
  • наличие полиэтиленовых пакетов с запахом химических веществ.

Также отметим, что симптомы токсикомании зависят от вида вдыхаемого химического вещества. Так, например, вдыхание клея может вызвать тошноту и рвоту, нарушение дыхания, шум в голове и тому подобное. Также стоит обратить внимание на то, что токсикоман быстро худеет, лицо становится одутловатым и приобретает нездоровый, землистый оттенок, а волосы и ногти становятся тонкими и ломкими.

Как и любой другой вид зависимости, токсикомания среди детей и подростков возникает по разным причинам. Большое значение имеет и личность больного. Так, дети пассивные и зависимые, дети с явными признаками эмоциональной неустойчивости, дети, которые не получают, как должного внимания, так и воспитания со стороны родителей, более склонны к токсикомании.

Не меньшее значении имеет и социальная специфика. Дети и подростки, которые вышли из среды, где процветает бездуховность и безынициативность, где априори царит низкий уровень образования, — потенциальные токсикоманы. Важное значение имеет среда: если у ребенка есть досуг, если он ходит в кружки и спортивные секции, если у него есть цель в жизни, если в семье благополучная среда, то ребенок, скорее всего, не станет токсикоманом. Токсикомания, как и любая другая зависимость, является не только средством самовыражения, но и легчайшим способом решить жизненные проблемы и убежать от действительности. Дети и подростки, как правило, бунтуют против родителей, “прячутся” от скандалов и склок родителей, начинают нюхать химические вещества, как ответ на развод родителей, насилие в семье и так далее и тому подобное.

Конечно, ребенок может стать токсикоманом под влиянием улицы, а уже потом, почувствовав всю прелесть галлюцинаций, он будет нюхать разные вещества и без подачи друзей. Галлюцинации — приятны и красочны, а жизнь — сложна и обыденна. По этой причине токсикоманами становятся не только дети, но и многие взрослые.

Последствия токсикомании также могут быть разными. Они зависят, как от вдыхаемого химического вещества, так и от стажа токсикомана. На первых порах токсикоман начинает страдать от болей в мышцах, судорог, головных болей и приступов тошноты. Как следствие появляется бессонница, депрессии, агрессия и злость. Токсикоман становится крайне психологически неустойчивым и раздражительным. Он не может себя контролировать.

По мере того как стаж токсикомана растет, начинает нарушаться деятельность всех систем организма. При стаже в 3-4 месяца начинают разрушаться внутренние органы, происходит цирроз печени, отмирание головного мозга и, как следствие, развивается слабоумие. Если же человек нюхает химические вещества 1-2 года, то он, скорее всего, уже инвалид. Очевидно, что неокрепший организм ребенка и подростка реагирует на яд еще острее, и весь процесс психической и физической деградации проходит еще быстрее.

Токсикомания излечима, но лечение должно проводиться в стационаре. Как и любой другой зависимый, токсикоман должен быть удален от всех соблазнов. Организм надо почистить, нарушенные соматические функции восстановить, психическую зависимость подавить, а психическое состояние нормализовать.

Токсикоман проходит через детоксикацию с помощью глюкозы и мочегонных средств, пьет витамины для укрепления организма и лекарства для борьбы с депрессией.

Токсикомания — серьезная проблема для украинского общества. Все больше и больше детей и подростков сознательно становятся наркоманами, не желая следовать предписаниям родителей или же устав от тяжелой ситуации в семье.

Если Ваш ребенок стал токсикоманом, не теряйте времени зря — обращайтесь в частную клинику “ГРОСТ”. Наши специалисты смогут помочь Вам и Вашему ребенку. Мы применяем самые современные и проверенные методики. Обратитесь в “ГРОСТ” и будьте здоровы!

источник