Меню Рубрики

Алкоголизм детей как социально педагогическая проблема

Неблагоприятные биологические факторы неодинаковы по силе повреждающего действия на нервную систему, по степени участия в развитии злоупотребления алкоголем у подростков. Наибольшее значение имеют такие биологические факторы, как злоупотребление алкоголем родителями до рождения ребенка, наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний, наличие психических отклонений у подростков. Таким образом, неблагоприятные биологические факторы являются своего рода катализаторами процесса злоупотребления алкоголем, порождаемого неблагоприятными семейными и поведенческими факторами.

Рассмотрим особенности алкоголизма у подростков. Факт употребления спиртного в подростковом возрасте – уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. Несовершеннолетние с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным; у многих из них бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания. Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания. Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением. Без медицинской помощи возможен смертельный исход.

После передозировок с тяжелыми формами нарушения сознания возникают амнезии – подросток не может вспомнить произошедшего или помнит лишь самое начало выпивки. Раннее появление амнезий – плохой признак с точки зрения прогноза. Амнезия – это всегда следствие нарушения сознания и соответственно повреждения головного мозга. Даже однократная амнезия – грозный симптом, который свидетельствует о неблагополучии центральной нервной системы. А если это частое явление и амнезии бывают длительными, то тем более. Такие тяжелые нарушения в столь юном возрасте неизбежно сказываются на его интеллекте и дальнейшем психическом развитии.

Пьющих подростков не пугают случаи передозировок с последующей амнезией, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны. Многие симптомы возникают гораздо раньше, чем при типичном алкоголизме взрослых. Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений». Делинквентное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного. Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное. А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно пьющие подростки решаются на криминальные действия. Совершив преступление и оставшись безнаказанными (как нередко бывает), они без всяких опасений вновь совершают противоправные поступки.

Многие родители «прозревают» и узнают о поведении сына или дочери только после задержания их работниками правоохранительных органов.

В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений.

Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем, и тяжестью алкоголизма существует пропорциональная зависимость — чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. У подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро — через 1-3 года систематического пьянства.

Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления — некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.

В целом прогноз алкоголизма у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению, да большинство их и не хочет лечиться. В наркологической больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности выпивают или переходят на прием наркотически действующих средств. Чаще, чем взрослые алкоголики, они погибают от несчастных случаев, в драках, бывают и самоубийства.

Изучение употребления алкоголя среди детей в Росси во многом опирается на опыт подобных исследований за границей, которые в конце XIX – начале XX в. широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях.

В России в то время были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с раннего детства. Было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. В народе существовало поверье, что если давать детям водку, то они не будут пить, когда станут взрослыми. Спиртные напитки обычно давали слабым, истощенным, рахитичным детям для «укрепления организма», «улучшения» сна и аппетита. Портвейн служил средством повышения аппетита, малиновая настойка – при простудных заболеваниях, кагор и черемуховую наливку применяют при поносе, «рябиновку» – при глистных инвазиях и т.д. В бедных слоях населения водка считается универсальным лечебным средством.

Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина «Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма» (1902). В ней содержатся многочисленные, порой уникальные опыты и наблюдения о влиянии алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что уже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и особенности растущего человека.

Анализ отечественной литературы по проблеме детской и юношеской алкоголизации, вышедшей с начала 90-х гг. и по 1914 г. (исследования прекращены в связи с войной), позволяет выделить следующие основные направления:

    • изучение факторов, способствующих развитию алкоголизации среди учащихся (Григорьев, 1898, 1900; Дембо, 1900; Коровин, 1908; и др.);
    • исследование влияния алкоголя на детский и юношеский организм (Горячкин, 1896; Эрисман, 1897; Сажин, 1902; Щербаков, 1907; и др.);
    • изучение возможностей школы в борьбе с алкоголизмом (Португалов, 1895; Вирениус, 1900; Невзоров, 1900; Плотников, 1900; Канель, 1909, 1914; Гордон, 1910; и др.).

В большинстве работ этого периода использовались методы опроса и интервью либо анкетирования.

Одна из ранних попыток изучить масштабы алкоголизации среди детей принадлежит редактору первого русского антиалкогольного журнала «Вестник трезвости» (1894-1898) Н. И. Григорьеву. Таким образом, в исследованиях 20-30-х гг. дана в основном картина существовавшей в то время алкоголизации детей и подростков с особым акцентом на влияние семьи, родителей в приобщении детей к спиртному.

Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть причины злоупотребления спиртными напитками.

Таким образом, развитию алкоголизма способствует комплекс факторов биологического и социального плана. Формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трёх компонентов: биологического (организм ребенка, уровень его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и т.д.) деятельность.

Среди этих компонентов развития личности решающим является социальный – фактор общения, взаимодействия и жизни среди других, в особенности взрослых, людей. Взрослые не только передают детям знания об окружающем мире, но и под их воздействием формируются взгляды, отношения к окружающему, складываются черты характера, образ жизни и поведения подрастающего человека.

Факторы поведения являются ведущими и оказывают прямое влияние на развитие злоупотребления алкоголя несовершеннолетними.

Биологические факторы оказывают меньшее влияние на развитие злоупотребления алкоголем. Обусловливая в большей или меньшей степени конституционно- психологические отклонения или дефекты, они делают организм ребенка, подростка более уязвимым по отношению к алкоголю. Биологически отягощающие факторы способствуют ускорению перехода к систематическому, частому употреблению алкоголя и формированию алкогольной зависимости у подростков.

Глава 2. Система профилактической работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя

2.1.Социально – педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя

Социально – педагогическая деятельность — это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.
Социально-педагогическая деятельность опирается на следующие принципы:
•индивидуально-личностный подход к ребенку,

•опора на положительные стороны личности ребенка,

•объективность подхода к ребенку,

Ранее отмечалось, что социально-педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет свою структуру, которая включает нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов: цель, субъект, объект, функции, методы, формы. Рассмотрим структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, раскрывая содержание каждого из ее
компонентов. Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

Первый фактор — индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков.

Второй фактор — индивидуально-соматический — предполагает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.
Третий фактор — социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

Четвертый фактор — социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.

Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости. Поэтому социально – педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка.

Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована путем решения следующих задач: 1. Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка.
2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентации в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.
3. Вовлечение подростков в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.
4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.
5. Укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.
6. Формирование основ правовой культуры ребенка.
7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.
Второй компонент структуры деятельности — это ее субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалист по социальной работе, валеолог, психолог и родители.

Третий компонент — это объект, для которого и организуется вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются дети с разным уровнем вовлеченности в процесс алкоголизации.
Четвертый компонент — функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.
У социального педагога такими основными функциями являются три: 1) социально-педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребенку и семье в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребенка, осуществлении контроля за ребенком; 2) социально-обучающая функция, направленная на овладение ребенком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми социальными умениями и навыками противостояния вовлечению в процесс алкоголизации; 3) правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребенка, склонного к алкоголизму.

источник

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего и специального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема

Глава 1. Характеристика проблемы детского алкоголизма

1.1. История основных направлений изучения детского алкоголизма. Влияние алкоголя на организм ребенка ………………………… ……………………….4

1.2. Причины появления подросткового алкоголизма. Особенности алкоголизма у подростков…………………………………………………… …12

Глава 2. Система профилактической работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя

2.1. Социально – педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя………………………………………………………… 23

2.2. Система диагностических методик и профилактической работы……. 35

Социально полноценным является человек, сознательно относящийся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, способный к труду, к созданию прочной семьи, где есть все необходимые условия для рождения и воспитания детей. Злоупотребление алкоголем ведёт человека к утрате его социально ценных качеств, делает неполноценным членом общества во всех аспектах его социальной жизни. Поэтому проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

Читайте также:  Общероссийский общественный благотворительный фонд нет алкоголизму и наркомании

При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм.

Алкоголизация подрастающего поколения рассматривается как существенный индикатор неблагополучия социальной среды. Поэтому к числу важнейших задач социальной работы относится профилактика детского алкоголизма.

Проблема исследования связана с изучением истории, причин, особенностей детского алкоголизма, обоснованием на этой основе путей и методов профилактики. Актуальность проблемы обуславливает выбор темы: «Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема».

Объект: проблема детского алкоголизма в современной России.

Предмет: профилактика детского алкоголизма.

Цель: разработать систему профилактической работы с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

  1. Изучить литературу, дать общую характеристику проблеме детского алкоголизма;
  2. Изучить причины появления детского алкоголизма как социально — педагогической проблемы;
  3. Изучить особенности работы с детьми, предрасположенными к употреблению алкоголя;
  4. Определить формы и методы профилактики детского алкоголизма.

Глава 1. Характеристика проблемы детского алкоголизма

1.1. История основных направлений изучения детского алкоголизма. Влияние алкоголя на организм ребенка.

Изучение употребления алкоголя среди детей в Росси во многом опирается на опыт подобных исследований за границей, которые в конце XIX – начале XX в. широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях:

    • изучались распространенность и характер употребления алкоголя детьми;
    • исследовалось влияние алкоголя на детский и подростковый организм;
    • определялась взаимосвязь между успеваемостью и употреблением алкоголя;
    • разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения;

Существенное место среди исследований этого периода занимали работы, иллюстрирующие распространенность и характер питейных обычаев, когда детям давали спиртные напитки для

    • «укрепления здоровья»,
    • «аппетита»,
    • «улучшения роста»,
    • «облегчения прорезывания зубов»,
    • «согревания»,
    • «утоления голода»,
    • «успокоения» (Якубович, 1894, 1900; Горячкин, 1896).

Бытовавшая в XIX и на рубеже XX столетия твердая уверенность в укрепляющем действии алкоголя часто имела последствием прямую алкоголизацию ребенка. Roesch (1838) возмущался тем, что многие дети Франции рано усваивают вкус к спиртным напиткам. В области Нижней Сены, по исследованиям Tourdot (1886), именно в семье дети приобщаются к пьянству, ибо они, как бы молоды ни были, получали по праздникам свою порцию водки. Lyon (1888), описав подробно три случая хронического алкоголизма у подростков, указывает на многочисленность подобных примеров, особенно среди молодежи, занятой в виноторговле. Legrain (1889) писал, что во Франции широко распространено потребление алкоголя среди учеников и студентов.

В Бургундии существовал обычай давать ребенку на пробу вино последнего сбора винограда. Morean (1895) отмечал, что в рабочих кварталах Парижа дети 4-10 лет по праздникам посещают вместе с родителями харчевни и рестораны. Barаties (1896) рисует картину широкого употребления спиртных напитков детьми как городского, так и сельского населения Франции.

Demme (1885, 1886), Kraepelin (1912) и другие указывали на бытовавший в Германии обычай давать спиртные напитки детям. Так, при обследовании одной из школ в Бонне оказалось, что из 247 детей (мальчиков и девочек) в возрасте 7–8 лет только один еще не потреблял никаких алкогольных напитков. Около 75% из них уже пили водку, Stumpf (1882) констатировал, что уже в первый год жизни дети зачастую регулярно получают пиво. В Германии, по Demme (1886), было чрезвычайно глубоко убеждение матерей в благотворном влиянии коньяка на грудных детей, поэтому многие матери часто давали им по несколько капель этого напитка для «возбуждения аппетита» и «улучшения пищеварения», причем дозировка обычно регулировалась собственным усмотрением или советом знакомых.

Mc. Nicholl (1908), исследовав детей в пяти штатах США, обнаружил, что из коренных американских детей «спаиваются любящими родителями» 14%, а из детей эмигрантов, выходцев из Европы, – 65%. В Шотландии для «успокаивания» детям давали соску, смоченную в виски, или поили их водой с примесью алкоголя. В Бельгии был распространен обычай угощать детей водкой-можжевеловкой, а пивом там часто заменяли молоко. В Австрии в зимнее время дети бедняков перед уходом в школу обычно получали стакан водки для «согревания и утоления голода».

В России в то время также были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с раннего детства. По заявлению исследователя В.Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения «низшего сословия» было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. В народе существовало поверье, что если давать детям водку, то они не будут пить, когда станут взрослыми.

По наблюдениям детского врача Г.П. Горячкина (1896), спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для «укрепления организма», «улучшения» сна и аппетита. Портвейн служит средством повышения аппетита, малиновая настойка – при простудных заболеваниях, кагор и черемуховую наливку применяют при поносе, «рябиновку» – при глистных инвазиях и т.д. В бедных слоях населения водка считается универсальным лечебным средством.

Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина «Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма» (1902). В ней содержатся многочисленные, порой уникальные опыты и наблюдения о влиянии алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что уже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и особенности растущего человека.

Исследователь А.Я. Предкальн (1910) описывает существовавший на большинстве промышленных предприятий обычай устраивать «свадьбу подмастерьев» при производстве ученика в подмастерья. Для этой цели администрация предприятия даже может специально выдать аванс до 20 рублей (обычно предоставляемый только в случае смерти или серьезной болезни кого-либо из членов семьи). Полученные деньги пропивались подростками-подмастерьями вместе с рабочими в один вечер.

    • экономические условия,
    • питейные обычаи,
    • неправильное воспитание,
    • дурные примеры,
    • стремление подражать старшим,
    • анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма

все это являлось условиями, способствующими развитию алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению, что алкоголь является «успокаивающим», «укрепляющим», «питательным» средством.

Анализ отечественной литературы по проблеме детской и юношеской алкоголизации, вышедшей с начала 90-х гг. и по 1914 г. (исследования прекращены в связи с войной), позволяет выделить следующие основные направления:

    • изучение факторов, способствующих развитию алкоголизации среди учащихся (Григорьев, 1898, 1900; Дембо, 1900; Коровин, 1908; и др.);
    • исследование влияния алкоголя на детский и юношеский организм (Горячкин, 1896; Эрисман, 1897; Сажин, 1902; Щербаков, 1907; и др.);
    • изучение возможностей школы в борьбе с алкоголизмом (Португалов, 1895; Вирениус, 1900; Невзоров, 1900; Плотников, 1900; Канель, 1909, 1914; Гордон, 1910; и др.).

В большинстве работ этого периода использовались методы опроса и интервью либо анкетирования.

Одна из ранних попыток изучить масштабы алкоголизации среди детей принадлежит редактору первого русского антиалкогольного журнала «Вестник трезвости» (1894-1898) Н. И. Григорьеву. Он разослал заведующим сельскими училищами запрос о степени распространенности употребления алкоголя среди крестьянских детей. Были получены ответы из различных уголков России, свидетельствовавшие о почти сплошном употреблении спиртных напитков среди сельских детей, которые в большинстве приобщались, а иногда и принуждались к употреблению алкоголя родителями.

В 1900 г. Н. И. Григорьев провел также исследование среди городских школьников. С помощью учителей в четырех городских школах были опрошены учащиеся 8-13 лет. Оказалось, что из 182 учеников 164 были знакомы с алкогольными напитками и 150 – пили водку. Многие из них на момент обследования находились в состоянии опьянения и говорили, что любят выпивать, так как после этого улучшается настроение и «в голове шумит». По социальному происхождению опрошенные были дети мелких лавочников, артельщиков, швейцаров, дворников. Н. И. Григорьев отмечал также тот факт, что большинству детей первую рюмку преподнесли родители во время праздника или в гостях.

Врач А. М. Коровин подробно изучил также и характер алкоголизации детей: что они пьют, частоту опьянения, отношение детей к спиртным напиткам и др. Опираясь на убедительный статистический материал, он еще раз подтвердил, что первыми «алкогольными» воспитателями являются родители. Так, поят мальчиков родители в 68,3%, а девочек в 72,2% случаев.

Путем сопоставления групп пьющих и непьющих школьников М. Коровин показал отрицательное влияние алкоголя на физическое и умственное развитие детей, на их поведение. Автор приходит к следующим выводам:

    • главными пропагандистами употребления спиртных напитков среди детей являются их родители;
    • сельские школьники пьют в тех же случаях, что и взрослое население – в праздники, торжества и т. п.;
    • мальчики предпочитают крепкие спиртные напитки, девочки – более слабые;
    • у «пьющих» школьников чаще, чему «трезвых», отмечаются слабое телосложение, отставание в умственном развитии и дурное поведение.

На алкоголизации учащихся отражался и социальный статус их семей. По доле детей, знакомых со спиртными напитками, все семьи отчетливо разделялись на три группы:

  1. служащих – 51,8% детей употребляли алкоголь;
  2. рабочих – 41,9; крестьян – 41,8; кустарей – 41,6;
  3. торговцев – 26,2; духовенства – 20,8%.

источник

Содержание:

  1. Введение
  2. Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.
  3. Причины и последствия детского алкоголизма.
  4. Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама.
  5. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.
  6. Заключение.
  7. Список литературы.

Введение

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

— быстрое привыкание к спиртным напиткам.

— злокачественное течение болезни.

— принятие ребенком больших доз алкоголя.

— быстрое развитие запойного пьянства.

— низкая эффективность лечения.

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Далее рассмотрим основные причины и последствия детского алкоголизма, уровни развития алкогольной зависимости у детей, а также детский алкоголизм как: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама.
^ Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.

Существует несколько определений алкоголизма. С медицин­ской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напит­кам[2,c.10]. С социальных позиций алкоголизм — форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности[1,c.117]. Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоян­но растет. Осо­бенно тревожным фактором является раннее приобщение и быст­рое привыкание к спиртному детей и подростков.
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезней­ших социально-педагогических проблем. О нём говорят в том случае, когда его при­знаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд харак­терных особенностей: быстрое привыкание к спиртным напиткам, принятие ребенком больших доз алкоголя, быстрое развитие запойного пьянства, низкая эффективность лечения. Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их от­клоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма — он резко ос­лабляет самоконтроль.

Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях: большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии, многие преступления совершаются с целью добычи спир­тного или средств для его, пьянство способствует формированию у несовершеннолет­них мотива и умысла на совершение многих преступлений, пьянство способствует созданию криминальной ситуации; пьянство выступает как средство приобщения несовершен­нолетних к группе сверстников с антиобщественным поведени­ем; пьянство является способом вовлечения несовершеннолет­них в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

^ Причины и последствия детского алкоголизма.

К проблеме детского алкоголизма обращались разные уче­ные: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причи­ны алкоголизма у детей, а также его последствия. Приобщение к спирт­ным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно про­ходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошколь­ного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

1 период — раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

2 период — дошкольный и младший школьный воз­раст. В этот период наиболее существенными причинами являются две — педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интере­са к спиртному. Алкоголизации детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями. Биологическими исследованиями доказано, что сам алкого­лизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль иг­рают дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Читайте также:  Боли в правом подреберье при алкоголизме

3 период — подростковый и юношеский возраст. В ка­честве основных причин можно назвать следующие семь:

позитивная реклама в средствах массовой информации;

незанятость свободного времени;

отсутствие зна­ний о последствиях алкоголизма;

уход от проблем; психологи­ческие особенности личности;

В этот период происходит физическое влечение к алкоголю, которое пере­растает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкоголь­ной зависимости ребенка. В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка­, наиболее предрасположенных к вовлечению в алкоголиза­цию: 1) дети с завышенной самооценкой, перенявшие у родите­лей убеждение в своей непогрешимости, находящиеся вне кри­тики; 2) дети с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышен­ной опеки со стороны родителей; 4) дети, подверженные депрес­сиям и паранойе. В общем виде последствия алкоголя, с точки зрения наносимого им вреда, можно разделить на четыре группы: 1. Социально – экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличе­ние производственного и бытового травматизма, затраты на раз­личные противо алкогольные мероприятия и т. д.); 2. Социально – психологические (разрыв семейных, школь­ных, трудовых или иных Социально – положительных связей, ду­ховное и нравственное крушение личности, ухудшение нрав­ственно-психологического климата микросреды и т. д.); 3. криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание неблагоприятных ситуаций, способствующих криминализации, и т. д.); 4. физические (наносится вред не только здоровью конкрет­ных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью буду­щих поколений).

Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама.
Нравствен­но – эмоциональная сторона семейных отношений — важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отноше­ний выступает в качестве главного обстоятельства благополу­чия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания. Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок начи­нает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семь­ях: 1) конфликтные семьи, когда отношения между членами се­мьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротическо­го дополнения. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным. 2) десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев анти социальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью. Такая семья активно формирует у детей агрес­сивно-оборонительное отношение к внешнему миру. В таких семьях отсутствует контроль за ребенком. У ребенка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными. Ребенок чувствует себя в опасности в своем доме, где должен был бы чувствовать себя более защищенным. Ребенок видит несоответствие между тем, что говорят и что делается в его семье. Так как в таких семьях очень часты ссоры, у ребенка формируется чувство вины и по­ниженная самооценка. Дети в алкогольных семьях могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или наси­лия, испытывая долгое время чувство стыда, ненависть, подав­ленность.

У детей и подростков в неблагополучных семьях, как прави­ло, не развита культура общения. Отсутствие душевной близо­сти с родителями и контактов со сверстниками из благополуч­ных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где подростки име­ют реальные возможности для самоутверждения и прежде все­го через приобщение к алкогольным традициям компании.

^ Алкоголь как средство самоутверждения . Одна из причин пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.

^ Алкоголь как реклама . Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. “Социологи США считают, что примеры пьющих телегероев, а в основном, они играют положительные роли, — наиболее действенная форма вовлечения подростков в пьянство”[2,c.67]. «Польза» алкогольных напитков косвенно поддерживается некоторыми зарубежными и отечественными произведениями литературы и кино, где поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья — дело обыденное и непредосудительное.

^ Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы . Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т. д.) у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

^ Алкоголь как времяпрепровождение . В связи с резким уменьшением числа внешкольных детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т. д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами алкогольной компании, в которой иногда можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение обязательной программы, начинающейся с хулиганских действий в состоянии опьянения, а заканчивающейся нередко и серьезными правонарушениями. Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства. Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни.
^ Уровни развития алкогольной зависимости у детей.

Уровни вов­леченности старшеклассников в процесс алкоголизации:

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной уста­новке на полную трезвость. Мотивы отказа от употребления спиртных напитков: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, самочувствие и поведение.

^ Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Употребле­ние алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощуще­ний, переносимость спиртных напитков низкая. Мотивы употреб­ления алкоголя следующие: приобщиться к миру взрослых, посту­пать как все. Эта стадия длится, как правило, 1-2 месяца.

^ Уровень эпизодического употребления алкоголя характери­зуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Мотивы употребления алкоголя: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Этот период длится 3-4 месяца.

^ Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок, обычно более двух раз в месяц. Мотивы: повысить свой тонус или расслабиться, весело прове­сти время в компании. Продолжительность этого периода 4-12 месяцев. Под дей­ствием алкоголя у подростков не только появляется повышенное настроение, но и возрастает активность, агрессивность. Устанав­ливаются контакты с выпивающими подростками, как правило, старше на несколько лет. Подростки обучаются скрывать состоя­ние опьянения от взрослых. Принятие спиртного провоцируется компанией, доступностью спиртного в семье, наличием свободных денег, избытком незанятого времени. На данном этапе выявляе­тся склонность, но еще не зависимость от алкоголя.

^ Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регу­лятор поведения и настроения. Мотивы: временно уйти от ре­-ости, повысить уверенность в себе. Психическая зависи­мость формируется в течение 1,5 лет. Формируется психическая зависимость от алкоголя. Изменяется суточный ритм приема спиртного. Суточная доля приема возра­стает, часто меняется настроение, проявляется конф­ликтность и агрессивность. Они превращаются в активных ини­циаторов выпивок, вовлекая в это младших детей. Наряду с педагогическими и воспитательными воздействия­ми здесь необходимы медицинские меры — обращение и лече­ние у нарколога.

^ Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется количество приема алкоголя. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыду­щей выпивки, отключиться от ре-ости, повысить жизнен­ный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 3-5 лет употребления спиртных напитков, происходит одновременно усиление психи­ческой зависимости наряду с физ и изменение ее содержа­ния, четко выражен похмельный синдром. В пери­од Похмелья отмечается тревожно-подавленное настроение, обид­чивость, плаксивость, нарушение физиологических функций организма. Замед­ляется интеллектуальное развитие. Дети часто пропускают заня­тия, плохо учатся, иногда уходят из дома и бродяжничают. На данном этапе необходимо срочное стационарное лечение.

^ Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимо­стью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние. В этом случае также необходимо срочное стационарное лече­ние.

Итак, можно сделать следующий вывод о том, что пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма — он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:- большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбоев)[4,c.59]. Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения;

— многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5% подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);

— пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин «пьяная» мотивация);

— пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

— пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

— пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

Список литературы:

  1. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М.,1993.
  2. И. В. Гельн. Алкоголь и дети. М:. Медицина 1982.
  3. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.
  4. Касмынина Т. В. Влияние алкоголя на организм подростка. М., 1995.
  5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.,2001.

источник

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни.

Детский алкоголизм — форма девиантного поведения детей, характеризующаяся патологическим влечением их к спиртному и приводящая к социальной деградации личности.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 10 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей: быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взросло человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее.

Это объясняется строением детского организма. Мозговая ткань ребенка, в отличие от взрослого, богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводится легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы и системы и вызывая быстрое привыкание организма к этому яду, злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно.

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению — только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствует:

  • — высокий уровень распространенности употребления спиртных напитков среди опрошенных несовершеннолетних и их товарищей;
  • — высокая активность (в том числе и противоправная) в поисках алкогольных напитков или средств для их приобретения;
  • — широкий набор поводов для употребления алкоголя;
  • — систематическое употребление алкогольных напитков.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая опасная для подростков опасность алкоголизма — он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

  • 1) большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом стоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований). Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются и насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально-одобряемого поведения;
  • 2) многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5% подростков осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);
  • 3) пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин «пьяная» мотивация);
  • 4) пьянство способствует созданию криминальной ситуации;
  • 5) пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;
  • 6) пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.
Читайте также:  Помощь при алкоголизме если нет денег

Как уже говорилось, сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. У взрослых вначале бывает этап умеренного потребления алкоголя, а затем наступает злоупотребление (бытовое пьянство). Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным, у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания. Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают «тренировать» себя спиртным. При появлении тошноты и позыва к рвоте они убегают подальше, чтобы их не увидели, и после прекращения рвоты снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними. Некоторые ребята заранее уходят и вызывают рвоту искусственно, чтобы иметь возможность пить дальше. Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания.

Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением. Без медицинской помощи возможен смертельный исход.

После передозировок с тяжелыми формами нарушения сознания возникают амнезии — подросток не может вспомнить произошедшего или помнит лишь самое начало выпивки. Раннее появление амнезией — плохой признак с точки зрения прогноза. Амнезия — это всегда следствие нарушения сознания и соответственно повреждения головного мозга. Даже однократная амнезия — грозный симптом, который свидетельствует о неблагополучии центральной нервной системы. А если это частое явление, и амнезии бывают длительными, то тем более. Понятно, что такие тяжелые нарушения в столь юном возрасте неизбежно сказываются на его интеллекте и дальнейшем психическом развитии. Пьющих подростков не пугают случаи передозировок с последующей амнезией, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. Они регулярно напиваются «до рвоты» и тяжелого опьянения не из-за того, что сознательно хотят достичь именно этого эффекта, а из стремления не отставать от других членов группы, среди которых всегда есть более «опытные» и более выносливые.

Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение и его последствия, но не этого эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной воли, не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая вызывает у них веселье и активность. Я не слышал от подростков, что им самим хотелось напиться до «полной отключки». Обычно они говорят: «Так получилось, я не знал, все пили, и я пил».

В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны. Многие симптомы возникают гораздо раньше, чем при типичном алкоголизме взрослых. Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений». Они редко сидят и напиваются, как взрослые алкоголики. Выпив, ребята становятся активными, их «тянет на подвиги», и именно это им особенно нравится.

Подростки и в трезвом состоянии не всегда способны контролировать свое поведение, а уж в состоянии опьянения — тем более. И здесь можно ожидать любых чрезвычайных происшествий. Драки, беспорядочные половые связи, изнасилования, кражи, грабежи и другие криминальные действия в состоянии опьянения несовершеннолетние совершают ничуть не реже (если не чаще), чем взрослые. Делинквентное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного. Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и, ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное.

А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно пьющие подростки решаются на криминальные действия. Совершив преступление и оставшись безнаказанными (как нередко бывает), они без всяких опасений вновь совершают противоправные поступки. Многие родители «прозревают» и узнают о поведении сына или дочери только после задержания их работниками правоохранительных органов. В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых — и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений.

Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем, и тяжестью алкоголизма существует пропорциональная зависимость — чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. Если у взрослых запои возникают обычно на второй, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро — через 1-3 года систематического пьянства. У взрослых алкоголиков похмельный синдром формируется в течение нескольких лет и вначале проявляется соматическими (телесными), а уже потом психическими нарушениями, а у подростков формирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев, и с самого начала появляются психические нарушения: раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Абстинентный синдром у них более длительный, чем у взрослых. Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем, физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления — некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов. В целом прогноз алкоголизма у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению, да большинство их и не хочет лечиться. В наркологической больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности выпивают или переходят на прием наркотически действующих средств. Чаще, чем взрослые алкоголики, они погибают от несчастных случаев, в драках, бывают и самоубийства.

источник

По данным официальной российской статистики в 2011 году зарегистрировано более 11,5 тысяч детей с диагнозом алкоголизм. И это только официальные данные! О скольких случаях детского алкоголизма еще неизвестно. Возраст алкоголиков неуклонно молодеет. В среднем в настоящее время в России возраст молодых алкоголиков составляет 11-13 лет. Именно поэтому социальному педагогу необходимо вовремя проводить профилактическую работу с детьми группы риска.

Подростковый возраст детей называется самым сложным. Если в семье один из родителей алкоголик (или оба), то у ребенка нарушается психика, вследствие чего ребенок попадает в зону риска употребления алкоголя, наркотиков. Существует ряд факторов, которые приводят к риску подросткового алкоголизма:

— Социальное (экономическое) неблагополучие. У подростков, растущих в социально-неблагополучных семьях, как правило, неудовлетворительные жилищные условия, наблюдается социальная изолированность, а также есть родители, которые часто злоупотребляют алкоголем. Вследствие этого подростки становятся частыми правонарушителями.

— Частые перемены жительства. Это немаловажный фактор. Частые перемены места жительства могут оказывать отрицательное влияние на подростка, его психическое состояние. Данный фактор сталкивает ребенка с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, одноклассниками, соседями, в связи с чем часто возникают трудности и проблемы. И чем чаще семья переезжает, тем выше опасность употребления алкоголя.

— Неблагоприятная окружающая среда. Не следует поселяться в тех районах, где высокий уровень преступности, неблагополучные семьи соседей, так как это является неотъемлемым фактором употребления алкоголя в такой среде;

— Семейная предрасположенность. Это один из самых важных факторов. Дети, которые рождаются или воспитываются в семьях с алкогольной зависимостью, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю. Важную роль при этом играют как генетические факторы, так и влияние окружения. Примером может послужить то, что мальчики, рождающиеся (воспитывающиеся) в семье алкоголика, подвергаются в четыре раза большему риску стать алкоголиками, чем те, которые рождаются в благополучных семьях. Если в семье позитивно относятся к алкоголю или родители употребляют его, чтобы расслабиться, а может, просто много пьют, появляется большая вероятность, что подростки начнут употреблять алкогольные напитки. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.

— Еще одним фактором риска и важной проблемой является доступность алкоголя. Несмотря на то, что существует закон о запрете продажи алкогольных напитков подросткам до 18 лет, продавцы продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности. А главной целью предприниматели видят только получение прибыли, и никак не задумываются о здоровье будущих граждан. Многие подростки злоупотребляют им именно по этой причине.

— Реклама. Проблема состоит в том, что алкогольная продукция открыто рекламируются. Все это очень сильно влияет на психику не только ребенка, но и взрослого. Психологическое воздействие на личность происходит в виде различных слоганов и, как правило, не осознается. Обнаружить это можно только с помощью психодиагностики, что делает их еще более опасными. Реклама принадлежит к числу макрофакторов. Задача педагогов — предупредить о влиянии алкоголя на организм и мерах предосторожности от опасной зависимости. Противостоять рекламе может только сформировавшийся подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях с окружающими взрослыми людьми и сверстниками.

Употребление алкоголя приводит к нарушению многих функций организма ребенка. Сюда относится нарушение чувства юмора, внутреннего самоконтроля, целеустремленности, стрессоустойчивости (ребенок становится раздражительным). Ухудшаются взаимоотношения с родственниками, близкими, друзьями, успешное овладение необходимыми умениями, признание и одобрение умелых действий многое другое.

Можно выделить следующие причины, по которым дети начинают пить: нечего делать, пьющие родители, нравиться, проблемы в семье, влияние общей культуры общества и другие.

Основная задача социального педагога в работе с детьми-алкоголиками – укрепление взаимодействия с ними, а также использование всего комплекса педагогических средств для того, чтобы изменить стиль общения между детьми и родителями, сверстниками; воздействие на состояние подростка; корректировка его поведения. Социальный педагог помогает детям и их родителям осознать позитивные и негативные события, происходящие в семье, увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации, учит преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия. В зависимости от характера проблем социальный педагог должен оказывать ребенку, употребляющему алкоголь, следующую помощь:

1. Осуществлять комплексную программу по образованию, воспитанию, развитию и социальной защите подростка в учреждениях и по месту жительства обучающегося.

2. Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни.

3. Выявлять потребности и интересы, конфликтные ситуации, трудности и проблемы, отклонения в поведении и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.

4. Выступать посредником между личностью обучающегося и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, административных органов и ведомств.

5. Определить задачи, методы, формы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, обеспечить принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности.

6. Организовывать различные виды социальной деятельности, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении.

7. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

8. Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности подростка, заботиться об охране их жизни и здоровья.

9. Взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др.

Подростков необходимо вовлекать в организацию и проведение различных мероприятий познавательного, общественно-значимого и спортивного характера. В настоящее время существует система организаций, позволяющая подросткам удовлетворить свои потребности в признании, общении, самоутверждении.

Социальный педагог должен уметь выявлять достоинства подростка, обнаруживать «проблемное поле», проектировать и прогнозировать возможные варианты поведения ребенка, влиять на мотивационно-потребностную сферу. Он также должен уметь вызывать желание к самовоспитанию, самосовершенствованию, приводить в действие внутренний регулятивный механизм. Социально-педагогическая деятельность, в свою очередь, должна быть направлена на формирование и развитие нравственных ориентаций, нравственных чувств, нравственного сознания, социально-значимых установок в жизненном самоопределении, а значит, и нравственного поведения подростка.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1902 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник