Меню Рубрики

Алипов в и алкоголизм и материнство

Брошюра предназначена лекторам и широкому кругу читателей.

Издание рекомендовано научно-методической секцией по пропаганде биологических и медицинских знаний при Правлении Ленинградской организации общества «Знание» РСФСР.

Алкоголь среди вредных веществ, неблагоприятно действующих на организм, занимает одно из первых мест. В результате возросшего потребления спиртных напитков, злоупотребления алкоголем и отрицательного его влияния на здоровье населения, большого экономического и морального ущерба от пьянства и алкоголизма возникла необходимость борьбы с этими пороками. Такая борьба имеет не только медицинское, но и социально-экономическое значение.

Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (1985) отражает заботу партии и государства о здоровье советских людей, о будущих поколениях. С целью борьбы с пьянством и алкоголизмом разработана общегосударственная комплексная программа, включающая в себя социальные, экономические, демографические, воспитательные, правовые, психологические и медико-биологические аспекты. Большую роль в организации антиалкогольных мероприятий может сыграть Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость, цель которого — содействовать утверждению трезвого образа жизни и развертывать бескомпромиссную борьбу с пьянством и алкоголизмом. Антиалкогольное движение в стране должно носить всенародный характер. Первичным организациям общества следует внедрять в быт советского народа новые социалистические обычаи и обряды, исключающие потребление спиртных напитков. В наши дни воскрешаются незаслуженно забытые ярмарки, массовые новогодние карнавалы и гуляния, как это было при встрече Нового 1987 г. в Ленинграде, и др.

Важной целью добровольного общества борьбы за трезвость является объединение в движение широких масс советских людей: мужчин и женщин, рабочих, колхозников, служащих, интеллигенции, молодежи, пенсионеров — всех сторонников полного искоренения употребления алкогольных напитков и порождаемых ими антисоциальных явлений. Важными звеньями антиалкогольного движения является повсеместная активная профилактическая антиалкогольная работа на предприятиях, в организациях и учреждениях, школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, по месту жительства, в общежитиях, в семье; формирование антиалкогольного общественного мнения; содействие усиленному общественному контролю за строгим соблюдением законодательных актов о преодолении пьянства и алкоголизма, а также организация содержательного и разумного досуга трудящихся.

Медицинская общественность должна активно участвовать в этой работе. Каждому врачу необходимо вносить свой вклад.

Алкоголь вреден для всех: для мужчин и женщин. Но особую тревогу вызывает распространение алкоголизма среди молодых женщин. Последствия женского алкоголизма еще более опасны, чем мужского, так как вредное влияние алкоголя распространяется не только на организм матери, но и на организм плода и новорожденного, а также на последующее развитие ребенка.

Что же собой представляет этиловый алкоголь, входящий в большей или меньшей концентрации в состав спиртных напитков — водки, вина, коньяка, пива и т. д.? Этиловый алкоголь по своим фармакологическим свойствам относится к наркотикам, т. е. к веществам, вызывающим наркоз. При приеме внутрь спиртных напитков наблюдаются разнообразные рефлексы вследствие раздражения слизистых оболочек рта, зева и желудка: слюноотделение, возбуждение дыхания, изменение ритма работы сердца. Алкоголь быстро всасывается слизистой желудка и особенно кишечника, уже через 5—10 мин. поступает в кровь. Влияние алкоголя распространяется на центральную нервную систему. Алкоголь, обладая высокой растворимостью в воде и жирах, легко проникает через биологические мембраны (гематоэнцефалический барьер) и воздействует на кору головного мозга, вследствие чего наступает явление опьянения с характерным алкогольным «возбуждением». В лаборатории выдающегося русского физиолога И. П. Павлова с помощью метода условных рефлексов было показано, что алкогольное возбуждение не является результатом усиления возбудительного процесса, а, напротив, возникает из-за ослабления процесса торможения. В связи с тем, что истинного усиления возбуждения нет, работоспособность человека в состоянии алкогольного опьянения не только не повышается, но, наоборот, резко снижается. При более глубоком опьянении угнетающее действие алкоголя распространяется и на возбудительные процессы в коре. У человека, потребляющего алкоголь, появляется сонливость, сознание становится спутанным. В больших отравляющих дозах алкоголь вызывает угнетение как спинного, так и продолговатого мозга. Алкоголь в дозах, вызывающих угнетение спинного мозга и исчезновение рефлексов, подавляет и деятельность дыхательного центра, приводя к остановке дыхания.

Следует учитывать и то, что при изготовлении спиртных напитков, особенно в домашних условиях, в них, кроме этилового алкоголя, образуются также алкоголи, носящие общее название сивушных масел. Из-за примеси сивушных масел в спиртных напитках они становятся токсичными. Сивушные масла медленнее, чем этиловый спирт, окисляются в организме и вызывают тяжелые явления «похмелья».

Проблема женского алкоголизма имеет свою историю: еще в XVI в. в законодательстве различных стран предусматривалось запрещение пьянства, в том числе и среди женщин. В США, Финляндии вводился так называемый сухой закон, когда запрещалась продажа спиртных напитков. Однако в этих странах распространение алкоголизма существенно не уменьшилось, так как люди стали употреблять бесконтрольные, опасные для здоровья напитки. В рассказе «Люди бездны» Джек Лондон писал, что многие англичане «вымочены в пиве». Они делаются медлительными, нетрудоспособными. «Дети, зачатые пьяными, уже рождаются на свет пропитанными алкоголем. ». Однажды Л.Н. Толстой рассказал М. Горькому о том страшном впечатлении, которое на него произвела пьяная женщина. «Это — самое ужасное, самое противное— пьяная баба, — говорил Толстой, — я хотел помочь ей встать и не мог, побрезговал, вся она была какая-то склизкая, жидкая, дотронься до нее — месяц рук не отмоешь — ужас!».

В Россию водка была завезена в XVI в. С 1649 по 1795 гг. проводилась казенная продажа водки, которая постепенно была заменена системой, при которой монополию на продажу водки получили откупщики. В конце XIX в. царское правительство вновь ввело казенную винную монополию.

Медицинская статистика в дореволюционной России свидетельствовала не только о распространении алкоголизма среди населения, но и об общем тяжелом санитарном состоянии страны, непомерно высокой заболеваемости и смертности, особенно детского населения.

С первых дней существования Советское государство проявляет исключительную заботу об охране здоровья советского человека. В центре внимания находится охрана здоровья матери и ребенка.

Тенденция к росту числа женщин, потребляющих алкоголь, имеется во многих странах (США, ФРГ и др.). И нельзя допустить, чтобы распространение алкоголизма, особенно среди женщин, имело место в нашей стране. Однако, например, в наркологических диспансерах Ленинграда удельный вес женщин-алкоголичек увеличился до 15%. Имеются сведения и о том, что на долю женщин, болеющих алкоголизмом, приходится 24,4%. Важной особенностью женского алкоголизма является его быстрое течение, которое можно определить как злокачественное. Женский алкоголизм плохо поддается лечению, причем женщины не проявляют стремления к нему. Частота рецидивов заболевания у женщин значительно больше, чем у мужчин. Многие специалисты приводят различные причины возникновения алкоголизма, в том числе и женского. Это — напряженные взаимоотношения между супругами, семейные неурядицы, работа, связанная с продажей спиртных напитков, алкогольные традиции дома и на производстве и др.

источник

1. Алипов В.И., Корхов В.В Алкоголизм и материнство. — Л.: Знание, 1988.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Владос, 1998.

3. Лисицин Ю.Б., Копыт Н.Я. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты. – М.: Медицина, 1995.

4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная педакадемия, 1999.

5. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. — М.: Просвещение, 1989.

6. Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. – М.: Прогресс. 1991.

7. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Под ред. Лебединского В.В.. – М.: Просвещение. 1990.

8. Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. – М.: Прогресс, 1993.

9. Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В.Фирсов. М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1995.

10. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учебное пособие. М.: Институт социальной работы, 1997.

11. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997.

12. Профессиональная деятельность социального работника: Содержание и организация. М.: Институт молодежи, 1993.

13. Социальная работа: Теория и практика / Под ред. Л.А.Арутюнян. Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1995.

14. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. М.: Союз, 1994. Ч. 1–2.

15. Философия социальной работы / Под ред. В.И.Митрохина. М.: Союз, 1998.

16. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. М.: Союз, 1996.

17. Шеляг Т.В. Толерантность как принцип социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2.

18. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М.: ЦОЦ, 1992.

19. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. М.: ИСР, 1997.

20. Сорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 47–55.

21. Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 1995.

22. Социальная работа с семьей / Под ред. Е.И.Холостовой. М.; Тула: ИСР, 1996.

23. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье / Л.С. Алексеева и др. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.

24. Баркер Р. Практика социальной работы / Сокр.пер.с англ.-М.: Ин-т соц.работы, 1994.

25. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Специальная литература, 1995.

26. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М., 1995.

27. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/3, с.47-54.

28. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с.8-15.

29. Теудер Ю.В., Сидоров П.И. Влияние семьи на отношение детей к потреблению спиртных напитков //Здравоохрание РФ. – 1993, №7 с. 16-19

30. Сборщикова К., Тереньтьева А. Развитие ребенка в алкогольное семье: возможности психокоррекции и реабилитации //Народное образование, 1999, №10, с.8-11.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9012 — | 7184 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

1. Алипов В.И., Корхов В. В., Алкоголизм и материнство. — Л.: Знание, 1988. — 32 с.

2. Алкоголизм. Руководство для врачей / Под ред. Г. В.Морозова, В. Е.Рожнова, Э. А.Бабаяна. — М., 1983.

3. Алкогольная болезнь: Поражения внутренних органов при алкого­лизме / Под ред.

4. Альтшуллер В. Б. Патологическое влечение к алкоголю. — М., 1994.

5. Бехтель Э. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. —М.: Медицина, 1986.

6. Блинов Г. М. Самообман (цикл антиалкогольных бесед). — 2 изд. —Красноярск, 1987. — 150 с.

7. Бородкин Ю. С., Грекова Т. И. Алкоголизм: причины, следствие, про­филактика. Л.: Наука, — 1987. — 159 с.

8. Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психопатология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. — М.: МГУ, 1984.

9. Буркин М. М. Дорога в никуда. — Петрозаводск: Карелия, 1982. — 85 с.

10.Введение в наркологию: Пособие для учителя / М. М.Буркин, С. В.Горанская, Э. П. Алатало, И. И. Рожкова. — Петрозаводск: Карелия, 1999. 175 с.

11.Выбираю жизнь: Программа Д.О.М. / Учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей. Сост. С.В. Горанская, О. С. Баранова. — Петрозаводск: ПетроПресс, 2001. — 192 с.

12.Бурно М. Е. Трудный характер и пьянство (беседы врача-психотера­певта). — Киев: Высще школе, 1990. — 176 с.

13.Довженко А. Р. Возвращаю Вас к жизни. — Киев, 1986. — 175 с.

14.Иванец Н. Н., Валентик Ю. В. Алкоголизм. — М.: Наука. — 1988.

15.Качаев А.К. Алкогольные психозы // Руководство по психиатрии/ Под ред. Г.В.Морозова. В 2-х т. — М.: Медицина, 1988.— С. 143-169.

16.Лисицын Ю.П., Сидоров П.И. Алкоголизм. Медико-социальные ас­пекты (Руководство для врачей). — М.: Медицина, 1990. — 528 с.

17.Немцов А.В. Алкогольная ситуация в России. — М., 1995.

18.Немцов А.В. Алкогольная смертность в России. 1980-е — 90-е годы. — М.: 2001. —56с.

19.Огурцов П.И. Алкогольная ситуация в России и алкогользависимая патология. — М.: Врач, 1998, № 11, с. 6 — 10.

20.Портнов А. А., Пятницкая И.Н. Клиника алкоголизма. — Л.: Меди­цина — 1973.

21.Стрельчук И.В. О стержневых симптомах и синдромах в клинике алкоголизма. — М., 1976.

22.Стрельчук И.В. Острая и хроническая интоксикация алкоголем. — 2-е изд. — М.: Медицина, 1973. — 384 с.

23.Пятницкая И.Н. Пить — значит не быть. — М.: Советская Россия, 1987. — 176 с.

24.Шабанов П.Д. Руководство по наркологии. — СПб.: Издательство «Лань», 1998. — 352 с.

Негативные социальные и медицинские последствия вызванные неумеренным потреблением алкоголя. Характеристика и причины алкоголизма, его травмирующее психику влияние на детей. Определение стадий злоупотребления спиртным. Социальная опасность алкоголизма.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Один из элементов программы реабилитации — обязательная трудовая деятельность. Трудовая адаптация строится исходя из возрастных и психофизиологических особенностей детей. К сожалению, эффективность этой адаптации напрямую зависит от материальной оснащенности центра социальной реабилитации, что является значительной проблемой в условиях хронического недофинансирования подобных центров. Наконец, практика социальной работы с детьми из семей алкоголиков должна опираться на аналогичный опыт социальных служб зарубежных стран. В частности богатый опыт решения таких проблем накоплен в США. Здесь разработаны и используются многочисленные методики и программы социальной адаптации детей из неблагополучных семей.

Реализация эффективных превентивных мер для охраны здоровья населения и снижение уровня потребления алкоголя являются настоятельными задачами алкогольной политики. К сожалению, не существует каких-либо специальных мер, которые могли бы играть роль приемлемой и конкурентоспособной альтернативы сокращению потребности в алкоголе. Однако ясно, что снижение уровня потребления алкоголя невозможно без изменения условий жизни людей, повышения их культуры и нравственности. Существенное улучшение условий жизни населения, доступность образования, наличие профессии и хорошо оплачиваемой работы обеспечивают людям возможность занять достойное место в обществе, позволяют не нуждаться в алкоголе как «лекарстве» от жизненных неудач, глубокой неудовлетворенности жизнью, депрессии и т. д. Тем самым создаются предпосылки для того, чтобы жители могли быть умеренными и ответственными потребителями алкоголя.

3. Девиантность и социальный контроль в России (XIX — XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. СПб., 2000.


6. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. М., 1989.


7. Немцов А. В. Алкогольная смертность в регионах России // Население и общество. Информ. бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2003. № 78.


9. Нужный В.П. Потребление алкоголя; современные тенденции, социальные и медицинские последствия. Доклад на конференции «Россия без наркотиков». М., 2000. http://www.pravoslavic.ru


11. Сборщикова К., Тереньтьева А. Развитие ребенка в алкогольное семье: возможности психокоррекции и реабилитации //Народное образование, 1999, №10, с.8-11.


12. Сорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 47-55.


15. Тапилина В.С. Качество жизни населения и потребление алкоголя в современной России. // ЭКО, 2005, №9, с. 15-29

Причины женского алкоголизма. Влияние алкоголя на женский организм: изменение внешности, поражение нервной системы, болезни внутренних органов и половой системы. Схема формирования алкогольной зависимости у женщин. Последствия алкоголизма и его лечение.

Читайте также:  Как заставить себя лечиться от алкоголизма

реферат [27,1 K], добавлен 24.05.2010

Nuxvomica 6x как основное лекарство против острого и хронического алкоголизма. Характеристика острых стадий алкоголизма. Основные лекарственные средства и их дозировка при лечении хронического алкоголизма. Перечень симптомов, связанных с алкоголизмом.

реферат [27,0 K], добавлен 10.07.2010

История алкоголя и рекомендуемый алгоритм лечения алкоголизма. Внешний вид и ареал обитания, химический состав и механизм действия, особенности заготовки, сушки, хранения и эффективность лекарственных растений, используемых при лечении алкоголизма.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 24.05.2015

«Семейный» характер предрасположенности. Текущие и перспективные вредные последствия алкоголизма в национальном масштабе. Повреждение генетического аппарата клетки. Механизм влияния спиртного на развитие плода. Психические отклонения у детей алкоголиков.

реферат [26,8 K], добавлен 06.06.2011

Концепция алкоголизма. Физические последствия алкоголизма. Прогностическая неблагоприятность силы зависимости. Различения понятий «зависимость» и «физическая зависимость». Факторы риска формирования пагубных пристрастий. Влияние наследственности.

статья [15,4 K], добавлен 10.11.2008

Понятие, причины и краткая характеристика алкоголизма, наркомании и токсикомании как заболеваний, связанных с привыканием. Классификация наркотических веществ и механизм их действия. Этиологические факторы и стадии алкоголизма, наркомании и токсикомании.

презентация [633,9 K], добавлен 26.12.2013

Определение медико-социального значения проблемы алкоголизма, наркоманий и токсикоманий. Патофизиологическая характеристика хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий. Исследование основных патогенетических механизмов наркоманий и токсикомании.

презентация [705,8 K], добавлен 30.05.2012

Понятие и особенности детского алкоголизма, его исследование в разных странах. Пути протекания детского алкоголизма, психология приобщения к алкоголю, влияние алкоголя на организм ребёнка. Психотерапия как метод лечения от детской алкогольной зависимости.

курсовая работа [257,1 K], добавлен 19.10.2008

Основные фазы развития алкоголизма. Влияние алкоголя на живой организм. Белая горячка как одно из характерных осложнений во время запоя. Понятие хронического алкоголизма. Основные факторы, влияющих на развитие полового бессилия у мужчин-алкоголиков.

реферат [21,5 K], добавлен 01.04.2009

Гипносуггестивная терапия и особенности ее гипноанализа. Стадии развития алкоголизма как заболевания. Развитие научных представлений о природе гипноза и методах его применения в медицине. Использование аутогенной тренировки при воздействии на психику.

курсовая работа [34,0 K], добавлен 01.10.2016

Брошюра предназначена лекторам и широкому кругу читателей.

Издание рекомендовано научно-методической секцией по пропаганде биологических и медицинских знаний при Правлении Ленинградской организации общества «Знание» РСФСР.

Алкоголь среди вредных веществ, неблагоприятно действующих на организм, занимает одно из первых мест. В результате возросшего потребления спиртных напитков, злоупотребления алкоголем и отрицательного его влияния на здоровье населения, большого экономического и морального ущерба от пьянства и алкоголизма возникла необходимость борьбы с этими пороками. Такая борьба имеет не только медицинское, но и социально-экономическое значение.

Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (1985) отражает заботу партии и государства о здоровье советских людей, о будущих поколениях. С целью борьбы с пьянством и алкоголизмом разработана общегосударственная комплексная программа, включающая в себя социальные, экономические, демографические, воспитательные, правовые, психологические и медико-биологические аспекты. Большую роль в организации антиалкогольных мероприятий может сыграть Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость, цель которого — содействовать утверждению трезвого образа жизни и развертывать бескомпромиссную борьбу с пьянством и алкоголизмом. Антиалкогольное движение в стране должно носить всенародный характер. Первичным организациям общества следует внедрять в быт советского народа новые социалистические обычаи и обряды, исключающие потребление спиртных напитков. В наши дни воскрешаются незаслуженно забытые ярмарки, массовые новогодние карнавалы и гуляния, как это было при встрече Нового 1987 г. в Ленинграде, и др.

Важной целью добровольного общества борьбы за трезвость является объединение в движение широких масс советских людей: мужчин и женщин, рабочих, колхозников, служащих, интеллигенции, молодежи, пенсионеров — всех сторонников полного искоренения употребления алкогольных напитков и порождаемых ими антисоциальных явлений. Важными звеньями антиалкогольного движения является повсеместная активная профилактическая антиалкогольная работа на предприятиях, в организациях и учреждениях, школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, по месту жительства, в общежитиях, в семье; формирование антиалкогольного общественного мнения; содействие усиленному общественному контролю за строгим соблюдением законодательных актов о преодолении пьянства и алкоголизма, а также организация содержательного и разумного досуга трудящихся.

Медицинская общественность должна активно участвовать в этой работе. Каждому врачу необходимо вносить свой вклад.

Алкоголь вреден для всех: для мужчин и женщин. Но особую тревогу вызывает распространение алкоголизма среди молодых женщин. Последствия женского алкоголизма еще более опасны, чем мужского, так как вредное влияние алкоголя распространяется не только на организм матери, но и на организм плода и новорожденного, а также на последующее развитие ребенка.

Что же собой представляет этиловый алкоголь, входящий в большей или меньшей концентрации в состав спиртных напитков — водки, вина, коньяка, пива и т. д.? Этиловый алкоголь по своим фармакологическим свойствам относится к наркотикам, т. е. к веществам, вызывающим наркоз. При приеме внутрь спиртных напитков наблюдаются разнообразные рефлексы вследствие раздражения слизистых оболочек рта, зева и желудка: слюноотделение, возбуждение дыхания, изменение ритма работы сердца. Алкоголь быстро всасывается слизистой желудка и особенно кишечника, уже через 5—10 мин. поступает в кровь. Влияние алкоголя распространяется на центральную нервную систему. Алкоголь, обладая высокой растворимостью в воде и жирах, легко проникает через биологические мембраны (гематоэнцефалический барьер) и воздействует на кору головного мозга, вследствие чего наступает явление опьянения с характерным алкогольным «возбуждением». В лаборатории выдающегося русского физиолога И. П. Павлова с помощью метода условных рефлексов было показано, что алкогольное возбуждение не является результатом усиления возбудительного процесса, а, напротив, возникает из-за ослабления процесса торможения. В связи с тем, что истинного усиления возбуждения нет, работоспособность человека в состоянии алкогольного опьянения не только не повышается, но, наоборот, резко снижается. При более глубоком опьянении угнетающее действие алкоголя распространяется и на возбудительные процессы в коре. У человека, потребляющего алкоголь, появляется сонливость, сознание становится спутанным. В больших отравляющих дозах алкоголь вызывает угнетение как спинного, так и продолговатого мозга. Алкоголь в дозах, вызывающих угнетение спинного мозга и исчезновение рефлексов, подавляет и деятельность дыхательного центра, приводя к остановке дыхания.

Следует учитывать и то, что при изготовлении спиртных напитков, особенно в домашних условиях, в них, кроме этилового алкоголя, образуются также алкоголи, носящие общее название сивушных масел. Из-за примеси сивушных масел в спиртных напитках они становятся токсичными. Сивушные масла медленнее, чем этиловый спирт, окисляются в организме и вызывают тяжелые явления «похмелья».

Проблема женского алкоголизма имеет свою историю: еще в XVI в. в законодательстве различных стран предусматривалось запрещение пьянства, в том числе и среди женщин. В США, Финляндии вводился так называемый сухой закон, когда запрещалась продажа спиртных напитков. Однако в этих странах распространение алкоголизма существенно не уменьшилось, так как люди стали употреблять бесконтрольные, опасные для здоровья напитки. В рассказе «Люди бездны» Джек Лондон писал, что многие англичане «вымочены в пиве». Они делаются медлительными, нетрудоспособными. «Дети, зачатые пьяными, уже рождаются на свет пропитанными алкоголем. ». Однажды Л.Н. Толстой рассказал М. Горькому о том страшном впечатлении, которое на него произвела пьяная женщина. «Это — самое ужасное, самое противное— пьяная баба, — говорил Толстой, — я хотел помочь ей встать и не мог, побрезговал, вся она была какая-то склизкая, жидкая, дотронься до нее — месяц рук не отмоешь — ужас!».

В Россию водка была завезена в XVI в. С 1649 по 1795 гг. проводилась казенная продажа водки, которая постепенно была заменена системой, при которой монополию на продажу водки получили откупщики. В конце XIX в. царское правительство вновь ввело казенную винную монополию.

Медицинская статистика в дореволюционной России свидетельствовала не только о распространении алкоголизма среди населения, но и об общем тяжелом санитарном состоянии страны, непомерно высокой заболеваемости и смертности, особенно детского населения.

С первых дней существования Советское государство проявляет исключительную заботу об охране здоровья советского человека. В центре внимания находится охрана здоровья матери и ребенка.

Тенденция к росту числа женщин, потребляющих алкоголь, имеется во многих странах (США, ФРГ и др.). И нельзя допустить, чтобы распространение алкоголизма, особенно среди женщин, имело место в нашей стране. Однако, например, в наркологических диспансерах Ленинграда удельный вес женщин-алкоголичек увеличился до 15%. Имеются сведения и о том, что на долю женщин, болеющих алкоголизмом, приходится 24,4%. Важной особенностью женского алкоголизма является его быстрое течение, которое можно определить как злокачественное. Женский алкоголизм плохо поддается лечению, причем женщины не проявляют стремления к нему. Частота рецидивов заболевания у женщин значительно больше, чем у мужчин. Многие специалисты приводят различные причины возникновения алкоголизма, в том числе и женского. Это — напряженные взаимоотношения между супругами, семейные неурядицы, работа, связанная с продажей спиртных напитков, алкогольные традиции дома и на производстве и др.

источник

Форум здорового образа жизни: Материнство и алкоголизм, здоровье женщины. — Форум здорового образа жизни

#1 igors80

  • Просветленный Богатырь

Пьянство в современной России достигло таких масштабов, что приходиться употреблять все чаще страшное словосочетание материнство и алкоголизм. То что состояние здоровья ребенка, подростка в значительной степени определяет будущие возможности взрослого человека хорошо известно всем. Это состояние в полной мере зависит от образа жизни будущей матери ее здоровья.
Алкоголь же, отрицательно сказываясь на здоровье женщины, нарушает и нормальное функционирование ее половых органов. До 40% женщин, стоящих на учете, как больные алкоголизмом, страдают заболеваниями половой сферы.
В целом, у женщин, злоупотребляющих спиртным, в 2,5 раза чаще, чем у непьющих, отмечаются различные гинекологические заболевания. Злоупотребление алкоголем, разрушая организм женщины, истощает ее
нервную и эндокринную системы и в конце концов приводит к бесплодию. Говорить же о половой жизни таковых и последующими женскими воспалительными заболеваниями, считаю излишне, все и так очевидно.
Состояние опьянения в момент зачатия может крайне отрицательно сказаться на здоровье будущего ребенка, так как алкоголь опасен не только для созревающих половых клеток, но может сыграть свою роковую роль и в момент оплодотворения вполне полноценных половых клеток.
Причем сила повреждающего воздействия алкоголя в момент зачатия непредсказуема: могут быть как легкие нарушения, так и тяжелые органические поражения различных органов и тканей будущего ребенка.
Период от момента зачатия до 3 месяцев беременности врачи называют критическим в развитии плода, так как в это время происходит интенсивная закладка органов и формирование тканей. Употребление алкоголя
приводит к уродующему воздействию на плод, причем повреждение будет тем сильнее, чем на более ранней
стадии критического периода воздействовал алкоголь.
Есть даже медицинский термин, обозначающий комплекс пороков у детей, вызванных повреждающим воздействием алкоголя в период внутриутробного развития — алкогольный синдром плода.
Для него характерны врожденные аномалии развития сердца, наружных половых органов, нарушение функции центральной нервной системы, низкая масса тела при рождении, отставание ребенка в росте и развитии. Также характерные черты лица, маленькая голова, в особенности лицо, узкие глаза, специфическая складка век, тонкая верхняя губа.
Пьянство опасно на всем протяжении беременности, так как алкоголь легко проникает от матери через плаценту по кровеносным сосудам, питающим плод. Воздействие алкоголя на плод в последующие месяцы беременности приводит к недоношенности, снижению массы тела, рожденных детей, мертворождению.
Мать кормящая ребенка грудным молоком должна помнить, что алкоголь оказывает крайне вредное воздействие на организм
грудного младенца и в первую очередь на его нервную систему. Даже ничтожные дозы алкоголя, попадающие с молоком матери в организм младенца, могут вызвать серьезные нарушения в деятельности центральной
нервной системы, а в отдельных случаях даже иметь необратимые последствия.
Алкоголь, попадающий в детский организм с материнским молоком, вызывает нервные расстройства, заболевания органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы и т.д.
Женщине нельзя пить ни грамма спиртного вплоть до того дня, когда ребенок отлучится от материнской груди. Исключений быть не должно. Это как закон.

источник

Негативные социальные и медицинские последствия вызванные неумеренным потреблением алкоголя. Характеристика и причины алкоголизма, его травмирующее психику влияние на детей. Определение стадий злоупотребления спиртным. Социальная опасность алкоголизма.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Один из элементов программы реабилитации — обязательная трудовая деятельность. Трудовая адаптация строится исходя из возрастных и психофизиологических особенностей детей. К сожалению, эффективность этой адаптации напрямую зависит от материальной оснащенности центра социальной реабилитации, что является значительной проблемой в условиях хронического недофинансирования подобных центров. Наконец, практика социальной работы с детьми из семей алкоголиков должна опираться на аналогичный опыт социальных служб зарубежных стран. В частности богатый опыт решения таких проблем накоплен в США. Здесь разработаны и используются многочисленные методики и программы социальной адаптации детей из неблагополучных семей.

Реализация эффективных превентивных мер для охраны здоровья населения и снижение уровня потребления алкоголя являются настоятельными задачами алкогольной политики. К сожалению, не существует каких-либо специальных мер, которые могли бы играть роль приемлемой и конкурентоспособной альтернативы сокращению потребности в алкоголе. Однако ясно, что снижение уровня потребления алкоголя невозможно без изменения условий жизни людей, повышения их культуры и нравственности. Существенное улучшение условий жизни населения, доступность образования, наличие профессии и хорошо оплачиваемой работы обеспечивают людям возможность занять достойное место в обществе, позволяют не нуждаться в алкоголе как «лекарстве» от жизненных неудач, глубокой неудовлетворенности жизнью, депрессии и т. д. Тем самым создаются предпосылки для того, чтобы жители могли быть умеренными и ответственными потребителями алкоголя.

3. Девиантность и социальный контроль в России (XIX — XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. СПб., 2000.


6. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. М., 1989.


7. Немцов А. В. Алкогольная смертность в регионах России // Население и общество. Информ. бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2003. № 78.


9. Нужный В.П. Потребление алкоголя; современные тенденции, социальные и медицинские последствия. Доклад на конференции «Россия без наркотиков». М., 2000. http://www.pravoslavic.ru


11. Сборщикова К., Тереньтьева А. Развитие ребенка в алкогольное семье: возможности психокоррекции и реабилитации //Народное образование, 1999, №10, с.8-11.


12. Сорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. С. 47-55.


15. Тапилина В.С. Качество жизни населения и потребление алкоголя в современной России. // ЭКО, 2005, №9, с. 15-29

Причины женского алкоголизма. Влияние алкоголя на женский организм: изменение внешности, поражение нервной системы, болезни внутренних органов и половой системы. Схема формирования алкогольной зависимости у женщин. Последствия алкоголизма и его лечение.

реферат [27,1 K], добавлен 24.05.2010

Nuxvomica 6x как основное лекарство против острого и хронического алкоголизма. Характеристика острых стадий алкоголизма. Основные лекарственные средства и их дозировка при лечении хронического алкоголизма. Перечень симптомов, связанных с алкоголизмом.

реферат [27,0 K], добавлен 10.07.2010

История алкоголя и рекомендуемый алгоритм лечения алкоголизма. Внешний вид и ареал обитания, химический состав и механизм действия, особенности заготовки, сушки, хранения и эффективность лекарственных растений, используемых при лечении алкоголизма.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 24.05.2015

«Семейный» характер предрасположенности. Текущие и перспективные вредные последствия алкоголизма в национальном масштабе. Повреждение генетического аппарата клетки. Механизм влияния спиртного на развитие плода. Психические отклонения у детей алкоголиков.

реферат [26,8 K], добавлен 06.06.2011

Концепция алкоголизма. Физические последствия алкоголизма. Прогностическая неблагоприятность силы зависимости. Различения понятий «зависимость» и «физическая зависимость». Факторы риска формирования пагубных пристрастий. Влияние наследственности.

статья [15,4 K], добавлен 10.11.2008

Понятие, причины и краткая характеристика алкоголизма, наркомании и токсикомании как заболеваний, связанных с привыканием. Классификация наркотических веществ и механизм их действия. Этиологические факторы и стадии алкоголизма, наркомании и токсикомании.

презентация [633,9 K], добавлен 26.12.2013

Определение медико-социального значения проблемы алкоголизма, наркоманий и токсикоманий. Патофизиологическая характеристика хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий. Исследование основных патогенетических механизмов наркоманий и токсикомании.

презентация [705,8 K], добавлен 30.05.2012

Понятие и особенности детского алкоголизма, его исследование в разных странах. Пути протекания детского алкоголизма, психология приобщения к алкоголю, влияние алкоголя на организм ребёнка. Психотерапия как метод лечения от детской алкогольной зависимости.

курсовая работа [257,1 K], добавлен 19.10.2008

Основные фазы развития алкоголизма. Влияние алкоголя на живой организм. Белая горячка как одно из характерных осложнений во время запоя. Понятие хронического алкоголизма. Основные факторы, влияющих на развитие полового бессилия у мужчин-алкоголиков.

реферат [21,5 K], добавлен 01.04.2009

Гипносуггестивная терапия и особенности ее гипноанализа. Стадии развития алкоголизма как заболевания. Развитие научных представлений о природе гипноза и методах его применения в медицине. Использование аутогенной тренировки при воздействии на психику.

курсовая работа [34,0 K], добавлен 01.10.2016

источник

Необходимо рассказать о том, как влияет алкоголь на женщин, так как женщинами, являющимися продолжательницами рода человеческого, закладывается здоровье будущих поколений. Состояние здоровья ребенка, подростка в какой-то мере определяет будущие возможности взрослого человека.

Алкоголь, отрицательно сказываясь на здоровье женщины, нарушает и нормальное функционирование ее половых органов. Вот несколько цифр. Известный русский исследователь С.З. Пащенков наблюдал в течение 5 лет 3300 пациенток, лечившихся от хронического алкоголизма. У 85,3 процента из них имелись хронические заболевания, причем 40,6 процента женщин страдали заболеваниями половой сферы.

В целом, у женщин, злоупотребляющих спиртным, в 2,5 раза чаще, чем у непьющих, отмечаются различные гинекологические заболевания. Злоупотребление алкоголем, разрушая организм женщины, истощает ее нервную и эндокринную системы и в конце концов приводит к бесплодию. Кроме того, женщины, злоупотребляющие алкоголем, нередко ведут беспорядочную половую жизнь, что неизбежно сопровождается воспалительными заболеваниями половых органов и оканчивается бесплодием.

Состояние опьянения в момент зачатия может крайне отрицательно сказаться на здоровье будущего ребенка, так как алкоголь опасен не только для созревающих половых клеток, но может сыграть свою роковую роль и в момент оплодотворения вполне полноценных (нормальных) половых клеток.

Причем сила повреждающего воздействия алкоголя в момент зачатия непредсказуема : могут быть как легкие нарушения, так и тяжелые органические поражения различных органов и тканей будущего ребенка.

Период от момента зачатия до 3 месяцев беременности врачи называют критическим в развитии плода, так как в это время происходит интенсивная закладка органов и формирование тканей. Употребление алкоголя может привести к уродующему воздействию на плод, причем повреждение будет тем сильнее, чем на более раннем этапе критического периода воздействовал алкоголь.

В медицинской литературе появился специальный термин, обозначающий комплекс пороков у детей, вызванных повреждающим воздействием алкоголя в период внутриутробного развития — алкогольный синдром плода (АСП) или синдром алкогольной фетопатии.

Для АСП характерны врожденные аномалии развития сердца, наружных половых органов, нарушение функции центральной нервной системы, низкая масса тела при рождении, отставание ребен6нка в росте и развитии. У детей с синдромом алкогольной фетопатии характерные черты лица : маленькая голова, в особенности лицо, узкие глаза, специфическая складка век, тонкая верхняя губа.

Употребление спиртных напитков опасно на всем протяжении беременности, так как алкоголь легко проникает от матери через плаценту по кровеносным сосудам, питающим плод. Воздействие алкоголя на плод в последующие месяцы беременности приводит к недоношенности, снижению массы тела , рожденных детей, мертворождению.

Кормящая мать должна помнить, что алкоголь оказывает крайне вредное воздействие на организм грудного младенца и в первую очередь на его нервную систему. Даже ничтожные дозы алкоголя, попадающие с молоком матери в организм младенца, могут вызвать серьезные нарушения в деятельности центральной нервной системы, а в отдельных случаях даже иметь необратимые последствия.

Ребенок под воздействием алкоголя становится беспокойным, плохо спит, у него могут наблюдаться судороги, а в последующем и отставание в психическом развитии. Если же кормящая мать страдает хроническим алкоголизмом, и в организм младенца регулярно попадает алкоголь, то, помимо вышеупомянутых осложнений, у ребенка может возникнуть «синдром алкогольной зависимости грудного возраста».

Подобные случаи описаны учеными прошлого и современными исследователями.

источник

В 1915 г. Пироговское совещание русских врачей приняло резолюцию о вреде алкоголя, которая гласит: «. нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя» Уже в те годы было достаточно фактов, подтверждающих, что Употребление спиртных напитков наносит ущерб здоровью, но еще больше он вредит будущему потомству. В настоящее время имеется много литературы об алкоголизме и его последствиях на различные сферы жизни человека. Этой проблеме посвящено немало книг и материалов периодической печати. II них авторы в зависимости от своего профиля, раскрывают сущность алкоголизма как комплексной проблемы, влияние алкоголя на различные системы организма человека, в том числе и на детей, приводят различные данные, свидетельствующие, что прием спиртного не проходит даром для здоровья, как физического так и психического. Все эти исследования и публикации имеют целью профилактику и уменьшение распространения алкоголизма среди населения.

Член-корреспондент АМН РФ Алипов B.И. и доктор медицинских наук Корхов В.В. в своей книге «Алкоголизм и материнство» рассказывают о действии алкоголя на женский организм, и потомство. Они подсчитали, что при регулярном приеме алкоголя риск возникновения алкогольной эмбриопатии (повреждений ) плода увеличивается до 30 %, а у матерей- алкоголиков значительно возрастает вероятность гибели ребенка при родах, риск позднего выкидыша, гипоксии плода. Также этими учеными было выявлено, что в 54% случаев дети алкоголиков поздно начинают ходить и говорить, в 30 % — отстает физическое развитие, торможение умственных способностей — в 15 % случаев, у 33 % детей отмечается задержка психического развития. При семейном алкоголизме 64 % детей страдают олигофренией и умственной отсталостью, 32% эпилепсией, 27% — неврозами.

Лебедев Б.Л., Дунаевский В.В. так же изучали проблему алкоголизма. В своих работах основной упор они делали на взаимодействие алкоголизма и семьи, изучали его влияние на развитие ребенка. Это авторы соглашаются с врачом В. Дульневым в утверждении, что в семьях, где муж выпивает немного спиртного (2-3 раза в неделю на протяжении 4-5 лет) рождаются дети с отчетливыми признакам и отставания психики. Если же такое употребление алкоголя продолжается 8-10 лет, то умственное отставание детей в этой семье настолько глубоко, что они не могут учиться в обычной школе. Алкоголизм родителей приводит не только к олигофрении и умственной отсталости, но и к другим психическим заболеваниям детей. Например, родители-алкоголики отмечены у 60% детей, страдающих эпилепсией. Есть данные, что смертность детей, рожденных алкоголиками, равна 10% , а у выживших детей часты судорожные припадки, энурез (продолжающийся и в старшем возрасте), нередки уродства и предрасположенность к различным внутренним болезням. Эти страшные данные побудили ученых к изучению механизмов влияния алкоголя через организм родителей на организм ребенка. Итогом стали материалы, повествующие о негативном влиянии алкоголя на детей и их психологическое развитие.

Такой книгой является сборник лекций о влиянии алкоголя на организм человека, который составили Табохлин В.И. и Жданова С.

В нем говорится об алкоголизме родителей, о том, как это вещество влияет на репродуктивную функцию мужчин и женщин, о путях проникновения алкоголя к плоду и о тех нарушениях, к которым он приводит. Эти авторы, соглашаясь со всеми исследователями, утверждают, что алкоголь является сильнейшим веществом, особенно активно действующим в период с 1 по 8 недели беременности, когда закладываются, основные органы зародыша. Причина в том, что, по мнению специалистов, оказывается бессильной выполнить свою роль защиты плода против ряда новых, незнакомых ей веществ, к числу которых принадлежат некоторые лекарственные средства, и в особенности алкоголь. Это и понятно, так как плацента и ее функции сформировались задолго до того как у человека завязались отношения с алкоголем.

Остановлено также, что он, во-первых, сам легко проникает через плаценту к зародышу и плоду, во-вторых, повреждает ее и через эти повреждения к развивающемуся и еще беспомощному организму устремляются вредоносные возбудители различных болезней. jto основные причины, по которым у пьющих родителей рождаются дети с дефектами развития.

Влияние алкоголя на детский организм описывает также Борисов Е.В. в своей книге «Алкоголь и дети». Однако, он основной упор делает не на то, как сказывается на развитие ребенка алкоголизм родителей, а на изучение употребления спиртных напитков среди детей

Эта проблема также актуальна, так как в пьющих семьях зачастую и дети идут по стопам родителей. Поэтому важно вовремя и со знанием дела начинать профилактику алкоголизма среди подрастающего поколения. Очень тщательно этот вопрос исследовал

Известный в свое время педагог Д.В. Колосов. Ряд своих книг он посвятил изучению алкоголизма как социального явления, его место в подростковой среде. Большое место в своих работах он отводил вопросам антиалкогольного воспитания.

В книге «Беседы об антиалкогольном воспитании» он подробно рассматривает вопросы предупреждения пьянства и алкоголизма в подростковой и юношеской среде, дает рекомендации, с чего следует начинать антиалкогольную работу и как работать с так называемым «угрожаемым контингентом».

Все рассмотренные и многие другие материалы посвящены изучению влияния алкоголя на физическое развитие детей, на формирование у них различных дефектов и заболеваний. Однако, как уже не раз было упомянуто, алкоголь вредит не только соматическому развитию, но и психике ребенка, через совокупность факторов нарушает процесс социализации и социальной адаптации. Изучению влияния семейного алкоголизма на психическое и личностное развитие посвящено сравнительно немного литературы, так как этим вопросом занялись основательно лишь недавно. По этой причине на настоящий день существуют только несколько фундаментальных исследований психики ребенка, искаженной алкоголизмом родителей.

Е.М. Мастюкова с группой ученых, с помощью психологических гестов обследовала 50 детей из семей, в которых один или оба родителя страдали хроническим алкоголизмом.

По возрасту дети были разделены на 4 группы; 1) от 1 года до 3- 4 лет: 2) от 4- 5 до 8- 9 лет: 3) от 9- 10 до 12- 14 лет — по 10 человек в каждой группе: 4) от 14 до 17 лет — 20 человек.

Результаты наблюдений за детьми в возрасте от 1 года до 4 лет во время прогулок, занятий и игр и данные специального обследования выявили значительное сходство в их поведении. Они легко вступали в контакт, как со знакомыми, так и с незнакомыми детьми и взрослыми. В общении характеризовались живостью и не посредственностью. Однако контакты, как правило, были поверхностны и кратковременны: эти дети легко оставляли одного партнера по игре и переходили к другому. Настроение у них быстро менялось, на смену оживлению приходили плач и крик.

Игры таких детей были примитивны — чаще в виде простых манипуляций с предметами и непродолжительны. Из игрушек они предпочитали шумящие, гремящие, свистящие, любили бросать их, стучать ими, добиваясь шумового эффекта. Как правило, они не проявляли никакого интереса к книгам, даже с яркими, крупными картинками, не могли, хотя бы короткое время, фиксировать внимание на одной и той же игрушке, картинке.

В деятельности были импульсивны, нецеленаправленны, легко отвлекались на любые внешние раздражители. В то же время нередкими были проявления инертности психических процессов, «застревания» на одном и том же действии.

Навыки опрятности, самообслуживания не были сформированы ни у одного ребенка из этой возрастной группы. Большинство из них до 3- 4 лет продолжали получать пищу из бутылок с сосками, сосали или грызли пустышки, игрушки, пальцы рук, ногти. Нередко отмечались кривляния, навязчивые движения, гримасы. При засыпании или утомлении наблюдались стереотипные движения: раскачивания из стороны в сторону, перекатывание с боку на бок и т. п.

Общение с окружающими у этих детей осуществлялось преимущественно жестами. У большинства детей до 2- 2,5 лет, а у некоторых и дольше, речь носила лепетный характер. В возрасте около трех лет у них появлялись отдельные слова, имевшие аморфную, аграмматичную структуру. Например, ребенку показывалась картинка, на которой изображен медвежонок, спящий на диване, и задавались вопросы:

Понимание речи этими детьми ограничено конкретной ситуацией. Например, на просьбу показать домик на предъявленной ему картинке ребенок подбегает к окну и показывает домик на игровой площадке во дворе яслей. Такая привязанность слова к конкретному предмету свидетельствует об отсутствии у ребенка понимания значения данного слова.

Таким образом, тот этап в речевом развитии, который у нормально развивающихся детей соответствует второму году жизни, большинство детей с семейными формами алкоголизма проходят лишь в 3- 4 года.

Что касается особенностей мышления детей указанной категории, то у них наблюдались выраженные трудности при элементарном классифицировании предметов.

Складывание простых разрезных картинок (из 2 — 3 частей) было им доступно только при наличии в поде зрения образца, в отдельных случаях- только путем наложения на образец. Аналогичные результаты были получены и при складывании фигур из палочек, кубиков, простой мозаики.

Невысокий уровень развития речи и мышления обследованных детей раннего возраста (до 3- 4 лет) крайне ограничивает возможности выполнения тех требовании, которые предъявляет общество к нормально развивающимся детям этого возраста. Поэтому в их поведении нередко появляются примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции. Будучи ограничены в средствах общения с окружающими их людьми, такие дети нередко отстаивают свою точку зрения криком, плачем, агрессивными выходками или наоборот, чрезмерной ласковостью, прилипчивостью, привязчивостью.

Если нормально развивающийся ребенок к этому времени начинает овладевать своим поведением, то дети обследованного контингента вплоть до 6- 7-летнего возраста находятся во власти аффекта.

Неслучайным поэтому является нарастание признаков социальной дезадаптации у детей второй возрастной группы (4-8 лет). Как правило, в возрасте 4- 5 лет им недоступно понимание условностей и принятие ролей в сюжетно-ролевых играх, а в 6 — 7 лет они испытывают трудности при участии в играх с правилами. Чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность не позволяют им завоевать симпатии сверстников и занять устойчивую позицию в коллективе.

Обследованные дети 4- 8 лет оказываются не в состоянии выйти из-под влияния конкретной ситуации. Так, они не выполняют требования воспитателя идти спать, так как не могут преодолеть желания расстаться с привлекательной игрушкой. Столкнувшись с трудностями при выполнении заданий, они легко отвлекаются на посторонние раздражители. Не целенаправленность и слабость контроля были характерны для них почти во всех видах деятельности.

В то же время именно в возрасте 4 — 7 лет у этих детей интенсивно развивается речь, возникает возможность элементарного обобщения и систематизации предметов и явлений. Они справляются с предложенными заданиями («классификация предметов «четвертый лишний», «последовательные картинки» и т. п.), но при условии помощи со стороны взрослого. В норме к этому возрасту возможности самостоятельной организации деятельности значительно выше.

Ведущую роль среди психических процессов в старшем дошкольном возрасте у нормально развивающихся детей играет память. Для детей, родители которых страдают алкоголизмом, в возрасте 4 — 8 лет характерно преобладающее развитие восприятия по сравнению с памятью. Такое место восприятия в ряду других психических процессов, с одной стороны, и отмеченная выше нерасчлененность эффективно-потребностной сферы с другой, лежит в основе слабой осознанности и произвольности своего поведения.

В характеристиках педагогов, воспитателей, родственников детей родителей, страдающих алкоголизмом, нередки указания на случаи мелкого воровства уже в дошкольном возрасте. Эти поступки не могут расцениваться как асоциальные, так как в них нет элементов умышленности, полной осознанности и произвольности. Напротив, именно отсутствие этих элементов и приводит к совершению таких действий, т. е. внешняя ситуация действует как побудительная сила, а механизмы произвольной регуляции еще не сформированы.

На первый взгляд может показаться, что дети родителей, страдающих алкоголизмом, отстают от нормы лишь по темпам развития, повторяя качественно те же этапы, которые прошли их нормально развивающиеся сверстники, но в более раннем возрасте. В действительности же это не так. И вступление в новый период жизни — период обучения в школе со всей очевидностью показывает, что необходимость адаптации к новой социальной ситуации развития способствует формированию у них своеобразных личностных особенностей, качественно отличающихся от тех, которые свойственны дошкольникам и младшим школьникам, выросшим в нормальных семейных условиях.

Жалобы, с которыми обращаются педагоги и родители детей 7-8-летнего возраста, в первую очередь, касаются их неусидчивости, невнимательности, не целенаправленности, нежелания трудиться и т. п.

При обследовании этих детей отчетливо обнаруживаются при знаки социально-педагогической запущенности в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний и сведений об окружающем мире, недостаточной усвояемости многих навыков (счет, чтение, письмо, рисование и др.). Они усвоили элементарные обобщающие понятия (животные, растения, транспорт, мебель и др.), но при самостоятельном определении понятий ориентируются не на существенные, а на конкретно-ситуационные признаки.

Что касается личностных особенностей детей 9 — 12-летнего возраста то для них характерны завышение уровня притязаний и самооценки, отсутствие переживаний при неудачах.

Переживания детей, родители которых страдают алкоголизмом, поверхностны и неустойчивы, не оказывают существенного влияния на мотивационную и интеллектуальную сферы, а следовательно, и на поведение в целом. Это связано с недостаточным осознанием детьми своих переживаний; не попадая в сферу сознания, они быстро забываются и в результате дети редко задумываются о последствиях своих поступков и не планируют их.

Отставание в общем психическом развитии, с одной стороны, и высокие требования со стороны школы с другой, приводят к возникновению конфликтных ситуаций, основным способом выхода из которых в младшем школьном возрасте является уход: прогулы занятий, побеги из дома.

Такой протест против требований социальной среды приобретает наиболее активный характер к подростковому возрасту. Из 20 обследованных подростков 14 состояли на учете в наркологическом диспансере по поводу эпизодического либо систематического употребления алкоголя, веществ с наркотическим действием.

Недоступность выполнения многих социальных требований, например, связанных с обучением в школе, приводит к поиску обходных путей самоутверждения, в частности к антиобщественны поступкам.

Цели у нормально развивающихся детей на подростковый возраст приходится пик в формировании самосознания, то у подростков с признаками хронического алкоголизма, наркомании самосознание развито слабо. Своеобразной компенсацией незрелости самосознания служит повышенная внушаемость таких подростков к асоциальным действиям.

Нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме могут усугубляться за счет таких нервно-психических заболеваний, как эпилепсия, умственная отсталость, дефекты зрения и слуха.

Таким образом, проведенные Е.М. Мастюковой исследования показывают значительные отклонения в психическом развитии на всех возрастных этапах у детей при семейном алкоголизме.

Психиатр В.В. Ковалев на основе своего опыта и наблюдении за поведением детей из семей алкоголиков выделяет три группы расстройств:

1) непатологические формы нарушений поведения, связанные с психической депривацией и бедностью жизненного опыта детей;

2) патологические, связанные с нарушением деятельности центральной нервной системы под влиянием сочетания биологической ее недостаточности и неправильных форм воспитания;

3) компенсаторные и гиперкомпенсаторные нарушения поведения, имеющие вторичный характер и определяющие стремление ребенка приспособиться к своей несостоятельности

Непатологические формы нарушений поведения имеют ситуационный характер, т. е. возникают в отпет на ту или иную ситуацию. и отличаются кратковременностью и неустойчивостью проявлений, отсутствием нарушений социальной адаптации и соматовегетативных расстройств (нет нарушения сердечной деятельности. учащения пульса, нарушений дыхания, усиленного потоотделения, изменений окраски кожных покровов и т. д.).

Особенностью этих форм поведения является их направленность на лицо, вызвавшее у ребенка конфликтное переживание, которое проявляется в виде грубости, стремления досадить определенному лицу.

Иногда эти непатологические формы поведения при отсутствии правильных воспитательных мероприятий могут принимать затяжное течение, что приводит к нарушениям социальной адаптации. В этих случаях их структура усложняется, и к ним присоединяются различные соматовегетативные нарушения в виде сердцебиений, усиленной потливости, насильственного кашля, рвоты и т. д.; тогда реакции протеста приобретают уже патологический характер.

В основе патологических форм нарушений поведения лежат органические расстройства центральной нервной системы. Они носят диффузный характер, т. е. проявляются не только в той микросоциальной среде, в которой возникли переживания, но и за се пределами. Отмечается их нечеткая направленность на определенное лицо или на определенную ситуацию, в связи с чем даже при изменении ситуации поведение носит патологический стереотипный характер. При патологических формах нарушений поведения всегда наблюдаются невротические расстройства в виде нарушений настроения, сна, сердечной деятельности, дыхания и т. п. и обычно имеют место проявления социальной дезадаптации.

Так, при патологических реакциях пассивного протеста ребенок не только отказывается посещать школу или отдельные уроки, но даже при напоминании о необходимости их посещения у него возникают различные невротические реакции: тики, насильственный кашель, рвота, сердцебиение, повышенная потливость. Настроение у такого ребенка обычно подавленное, сон нарушен.

При патологических реакциях активного протеста у ребенка часто устанавливается привычное агрессивное поведение в отношении окружающих. Ребенок становится грубым, непослушным, упрямым в отношениях с взрослыми, старается все делать назло. Это также сопровождается пониженным настроением, нарушениями сна. аппетита и другими невротическими расстройствами.

Наиболее частыми патологическими формами поведения у детей родителей, страдающих алкоголизмом, являются двигательная расторможенность и повышенная аффективная возбудимость, а также склонность к истерическим реакциям.

Компенсаторные и гиперкомпенсаторные формы подведения направлены на то, чтобы скрыть от окружающих некоторые слабые стороны своей личности. Кроме того, они могут быть средством «психологической защиты» личности от переживаний собственной неполноценности. Например, дети-сироты часто представляют себе, что они нашли своих родителей, или кто-либо из воспитателей, проявляющих наибольшее внимание к ним, является их матерью или родственницей.

В случае выраженности внутренних конфликтных переживаний компенсаторные формы поведения могут проявляться в пиле показной бравады, нарушений школьной дисциплины. Девочки и этих ситуациях могут утверждать, что они «давно живут половой жизнью», мальчики — «что они курят, пьют, употребляют наркотики, связаны с различными группировками» и т. д. Эти реакции проявляются чаще в подростковом возрасте, когда возрастает стремление к завоеванию недостающего авторитета.

Отклонения в психическом развитии детей при семейном алкоголизме часто нарушают их адаптацию к школе, учеба большинству из них дается с большим трудом. Дети тяготятся пребыванием в школе, надоедают товарищам своей расторможенностью и дурашливостью. Личность этих детей формируется дисгармонично у них нет цельности переживаний, внутренняя неуверенность в себе часто сочетается с повышенной самооценкой, внешнее безразличие к окружающим — с чрезмерной ранимостью. У мальчиков наблюдается стремление к онанизму.

Лица с указанными формами нарушения поведения составляют «группу риска» в отношении алкоголизации и токсикомании.

Начальный период алкоголизации у них часто сопровождается проявлениям бравады в сочетании с некритичностью, отсутствием полевого контроля и в ряде случаев — с расторможением влечений. Подобные сочетания приводят к более выраженной личностной патологии, к социальной дезадаптации. Углубление социальной дезадаптации усиливает тяготение к алкоголю, с помощью которого подросток ищет «выход» из постоянно возникающих конфликтных ситуации. Таким путем начинает формироваться психическая, а затем и физическая зависимость от алкоголя с проявлениями похмельного синдрома. По мере нарастания социальной дезадаптации происходит включение механизма саморазвития алкоголизма как болезни.

Энн Смит, известный американский нарколог, так же посвятила свою деятельность изучению психики детей и даже внуков алкоголиков. В процессе работы в качестве нарколога она обследовала много семей и выделила основные черты, присущие детям алкоголиков. Во — первых, это низкая самооценка. Невозможно, воспитываясь в обстановке эмоционального пренебрежения или, в лучшем случае, противоречивого воспитания, обрести достаточную уверенность в себе. Появление низкой самооценки детей алкоголиков зависит в основном от роли, которую они играли и своих семьях.

1) «герой семьи» — постоянное стремление «героя» нравится и заслужить одобрение других, особенно в семье, мотивируется крайне низкой оценкой собственных возможностей. Такие дети сосредоточены на том, чтобы все делать идеально и нести ответственность за происходящее.

2) «козел отпущения» — внешне проявляют низкую самооценку деструктивным поведением. Они готовы оскорбить, обидеть других, порождая в своей душе внутренние конфликты и недовольство собой. Несмотря на -их желание быть другими, дети становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.

3) «потерянный ребенок» — страдает от постоянного одиночества, ощущения неадекватности в сравнении с другими. Их низкая самооценка мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми.

4) «фамильный талисман» — постоянно стремится привлечь к себе пни манне своим юмором, нежностью, болезненностью.

Специалисты по детской психиатрии считают, что первые пять лет жизни ребенка являются решающими в формировании здоровой и положительной концепции собственного «Я». Многие нарушения происходят до формирования памяти ребенка. Поэтому работу с детьми важно начать как можно раньше.

Во вторых, это фокусировка на внешнее окружение. Алкогольные семьи вынашивают мысль, что если выждать достаточное время, то все встанет на свои места без принятия определенных мер. Постоянная жизнь в атмосфере стресса, когда превалирует чувство беспомощности, приводит к мысли о том, что не стоит что-либо изменять, т.к. ни к чему хорошему это не приведет. Каждый день дети алкоголиков оценивают по поступкам, мыслям, чувствам других. Эта способность развивается в силу необходимости и семье алкоголика, где моральный климат полностью зависит от того, что алкоголик делает или что делал. Фокус на внешнее окружение в таких семьях приводит к тому, что дети живут реакциями на окружающий мир, они искренне заблуждаются, полагая, что когда «обстановка» изменится, у них тоже все будет хороню.

Третья характерная черта-это неспособность идентифицировать или выразить свои чувства. У детей алкогольных семей отсутствует возможность учитывать в качестве примера для выражения чувств отношения своих родителей. Они могут точно знать, jto должны чувствовать н даже как реагировать при этом, но в действительности сами не чувствуют в полном смысле этого слона. Взрослые дети алкоголиков могут хорошо понимать других страдающих людей и даже помогать им, но оказываются не в состоянии справиться со своими переживаниями.

Четвертая отличительная черта — неспособность попросить о помощи поскольку отрицание является главным симптомом алкоголизма, то в самой природе заболевания заложено стремление скрыть употребление алкоголя и связанных с этим семейных трудностей. Поэтому как бы ни было тяжело детям, они не попросят о помощи, скроют обстановку в себе. То ли по необходимости. то ли из страха довериться, дети алкоголиков учатся заботиться сами о себе. И став взрослыми, дети не могут надеяться на то, что другие желают им помочь, и становятся неспособными, сам и попросить помощи у других. В тоже время они обязательны в отношении помощи другим, даже когда нет необходимости или люди не заслуживают этого.

И последняя характерная черта — экстремальное мышление. Наша способность принимать решения рассматривать альтернативы и соответственно действовать в трудных ситуациях зависит в большей степени от примеров, преподанных нам в семьях. Семьи алкоголиков, которые чуть ли не постоянно живут под стрессам, имеют уникальные способы уживаться со стрессом. А когда признанная ситуация неизбежна, то процесс принятия решения и последующих действий, главным образом, сводится к поиску виновного, а затем наблюдается или чрезмерная активность, или почти полная пассивность.

Итак, по результатам наблюдений Э. Смит были выделены эти основные черты, присущие детям из семей алкоголиков. Взрослея, дети не могут избавиться от этих недостатков, и их искаженно сформировавшаяся эмоциональная сфера накладывает сноп отпечаток на появление круга проблем, обусловленных трудностями во взаимоотношениях, незнанием языка чувств, низкой самооценкой и большой раздражительностью. Все это и комплексе препятствуют нормальному вхождению, во взрослую жизнь. Таким образом, проблеме влияния алкоголизма родителей на развитие детей посвящено достаточно литературы. Однако, большая часть источников посвящена изучению нарушения развития на уровне органов и систем организма ребенка, в том числе и интеллекта. А формирование личности, характера, эмоционально-волевой сферы ребенка изучено не так тщательно.

источник