Меню Рубрики

Ген альбинизма является рецессивным по отношению к гену

Решите задачу:Ген альбинизма является рецессивным по отношению к гену нормальной пигментации.Какова вероятность рождения альбиноса в семье,где родители

гетерозиготы по данному признаку.

женщине, отец которой светловолосый. Какой фенотип будет у детей?

1) Корень – специализированный орган почвенного питания
2) Корневые системы могут быть стержневыми, мочковатыми и придаточными
3) Боковые корни отходят от главного корня
4) Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков
5) Корневые волоски – это недоразвитые придаточные корни
6) Корнеплоды – плоды, образующиеся на корнях

родители альбиносы?2)У человека ген карих глаз доминирует над голубыми , а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью,причем гены обоих признаков находятся в различных парах хромосом.Какими будут дети,если их родители кареглазые правши,гетерозиготные по обоим признакам?ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА РЕШИТЬ ЭТИ ЗАДАЧИ ПО БИОЛОГИИ!))

является рецессивным по отношению к гену V, который обусловливает их наличие. Супруги: гетерозиготный рыжеволосый и без веснушек мужчина и русоволосая женщина с веснушками (её отец не имеет веснушек). Определите вероятность рождения у таких родителей детей с рыжими волосами и веснушками.

слышали; но один имеет гладкие волосы, а другой — вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы.
Какова вероятность появления в такой семье ребенка глухого с вьющимися волосами?

2) Ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз. Кареглазый мужчина, родитель которого имел голубые глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери карие.
Какое потомство можно ожидать от этого брака?

3) Одна из форм глаукомы детерминируется доминантным аутосомным геном, а вторая имеет аутосомный рецессивный тип наследования. Эти гены находятся в разных парах хромосом.
Какова вероятность рождения больного ребенка, если оба родителя дигетерозиготны?

4) Ген черной масти у кошек сцеплен с полом. Другая аллель этого гена соответствует рыжей масти, гетерозиготные животные имеют пятнистую ( «черепаховую») окраску.
Какое будет потомство от скрещивания «черепаховой» кошки с рыжим котом?

5) Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача : выяснить, является ли мальчик, имеющийся в семье, родным или приемным. Исследование крови мужа, жены и ребенка показало : жена Rh-AB-IV группа крови, муж Rh+O ( I ) группа крови, ребенок Rh-B ( III ) группа крови.
Какое заключение должен дать эксперт и на чем оно основано?

6) При скрещивании коричневого дога с белым все потомство белое. При разведении полученного потомства » в себе» получили 40 белых, 11 черных и 3 коричневых.
Какой тип взаимодействия генов обуславливает наследование окраски шерсти у догов? Какой генотип у родителей и потомства?

7) У кур полосатость окраски обусловлена сцепленным с полом доминантным (В), а отсутствие подобной полосатости — его рецессивными аллелями (в). Наличие гребня на голове-доминантный аутосомный ген (С), а его отсутствие — рецессивный аллель (с). Две полосатых, имеющих гребни птицы были скрещены и дали двух цыплят: полосатого петушка с гребешком и неполосатую курочку, не имеющую гребешка. Укажите генотипы родительских форм и потомства.

Дальнозоркая женщина, не страдающая дальтонизмом, отец которой был дальтоником, но хорошо видел вблизи, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением и не страдающим цветовой слепотой.Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье дальнозорких детей-дальтоников и их пол.

диабетом. Определить: 1. Сколько типов генов у отца, у матери. 2. Какова вероятность процентов рождения здорового ребенка. 3.Сколько разных генотипов может быть у детей

источник

Решение задач на выяснение генотипа при дигибридном скрещивании сводится к тому, чтобы проанализировать наследование каждого признака независимо от другого.

У человека альбинизм и способность преимущественно владеть левой рукой – рецессивные признаки, наследующиеся независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша?

Для решения задачи можно абстрагироваться от одной пары признаков и рассматривать только другую:

А – нормальная пигментация, а – альбинизм.

  1. Ребенок является альбиносом (рецессивный признак), следовательно, его генотип по этому признаку – аа .
  2. Каждый из родителей имеет нормальную пигментацию, значит, оба они несут доминантный ген А . Поскольку у них есть ребенок с генотипом аа , то каждый из них должен нести также рецессивный ген а . Следовательно, генотип родителей по гену пигментации – Аа .

В – праворукость, b – леворукость.

    Ребенок левша (рецессивный признак), следовательно, его генотип – bb .

Родители являются правшами, значит, каждый из них несет доминантный ген В . Их ребенок левша ( bb ), поэтому каждый из родителей несет рецессивный ген b . Генотип родителей по этой паре генов – Вb .

Следовательно: генотип матери – АаВb ; генотип отца – АаВb ; генотип ребенка – ааbb .

Р ♀ АаBb
норм. пигмент., правша
× ♂ AаBb
норм. пигмент., правша
гаметы AB Ab aB ab AB Ab aB ab
F1 аabb
альбинос, левша

Родители гетерозиготны по каждой паре признаков и их генотип – АаВb .

У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый с нормальным зрением мальчик. Ген близорукости ( В ) доминантен по отношению к гену нормального зрения ( b ), а ген кареглазости ( С ) доминирует над геном голубоглазости ( с ). Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого с нормальным зрением ребенка?

У человека праворукость доминирует над леворукостью, кареглазость над голубоглазостью. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака этого же мужчины с кареглазой правшой родилось девять кареглазых детей, оказавшихся правшами. Определить генотипы мужчины и обеих женщин.

  1. Мужчина гомозиготен по гену окраски глаз ( аа ), так как проявляет рецессивный признак и имеет ген В (праворукость).
  2. Женщина несет доминантные гены А и В .
  3. Поскольку в потомстве обоих родителей есть ребенок-левша (рецессивен и, следовательно, гомозиготен по гену b ), то каждый родитель должен иметь ген b .
  4. Точно так же мать должна нести рецессивный ген а , так как один из ее детей несет рецессивный признак и имеет генотип аа .
  5. Следовательно, генотип мужчины – ааВb , а его первой жены – АаВb .
  1. Женщина имеет в генотипе доминантные гены А и В .
  2. Поскольку все ее потомство (9 детей) единообразно, то весьма возможно, что она гомозиготна по этим генам, и ее генотип – ААВВ , но точно это утверждать нельзя.

А – карие глаза, В – праворукость, а – голубые глаза, b – леворукость.

Р ♀ АаBb
кареглазая, правша
× ♂ aаBb
голубоглазый, правша
гаметы AB Ab aB ab aB ab
F1 Aabb
кареглазый, левша
aaB*
голубоглазый, правша
Р ♀ АABB
кареглазая, правша
× ♂ aаBb
голубоглазый, правша
гаметы AB aB ab
F1 9 AaB*
кареглазый, правша

Генотип мужчины – ааВb , его первой жены – АаВb , второй – (возможно) ААВВ .

У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери четверо детей, каждый из которых отличается от другого по одному из данных признаков. Каковы генотипы родителей?

  1. По каждому из признаков в потомстве происходит расщепление, следовательно, организмы, проявляющие доминантный признак, гетерозиготны по генам, кодирующим его. Поэтому генотип матери – Ааbb , а отца – ааВb .
  2. Отец и мать продуцируют по два типа гамет, которые дают 4 варианта сочетаний.
  3. Следовательно, генотип детей аавв , ааВb , Ааbb , АаВb .

Генотип отца – ааВb , матери – Ааbb .

Тыкву, имеющую желтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?

У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил черную, с короткой шерстью собаку и хочет быть уверен, что его собака чистопородна. Какого партнера по скрещиванию ему нужно подобрать, чтобы убедиться в чистоте породы?

Читайте также другие темы главы IV «Независимое наследование»:

источник

Дано: один альбинос (аутосомно-рецессивный тип наследования) приходится на 10000 людей с нормальной пигментацией.

Найти: на сколько людей приходится 1 скрытый носитель гена альбинизма.

Решение: частота q 2 –рецессивных гомозигот (аа) известна из условия задачи: q 2 =1:10000=0,0001, необходимо найти частоту гетерозиготных носителей Х=2pq. Зная q 2 , можно найти частоту рецессивного аллеля q:

q = √q 2 = √0,0001 = 0.01

Теперь, зная q, можно найти частоту доминантного аллеля p

Зная p и q, можно найти частоту гетерозиготных носителей Х=2pq

Х = 2pq=20,99 • 0,01 = 0,0198 = 0,02 или 2%.

Если 2 человека из 100 являются носителями аллельного гена альбинизма, тогда 1 носитель приходится на 50 человек.

Такие вычисления показывают чрезвычайно высокую частоту рецессивных генов в популяции при относительно редких случаях проявления наследственных заболеваний в фенотипе. Считается, что каждый человек имеет минимум 8 крайне нежелательных рецессивных генов, подавленных их нормальными аллелями.

В нацистской Германии проводились в жизнь «евгенические» программы (евгеника – наука об улучшении человеческой породы), основанные на физическом уничтожении лиц, страдающих наследственными болезнями. Несостоятельность таких способов улучшения человеческой породы ясна из закона Харди-Вайнберга. Поскольку большая часть нежелательных рецессивных генов скрыта в гетерозиготных организмах, то даже поголовное уничтожение всех выявленных рецессивных гомозигот практически не изменит числа больных в следующем поколении. Для тотального улучшения генофонда нации требуется уничтожение всех людей по обвинению в носительстве десятка дефектных генов.

Среди дефектных генов существуют летальные, которые в гомозиготном рецессивном состоянии приводят к гибели их обладателя, например, от образования внутренних спаек легких. Большая часть самопроизвольных абортов обусловлена именно летальными генами. Процент этих абортов не снижается по той же причине, что и частота наследственных болезней.

Часть дефектных генов определяет относительно стабильный процент лиц с атипичной реакцией на лекарственные средства.

На наше счастье, большая часть новых мутаций делает испорченные гены рецессивными по отношению к нормальным доминантным аллелям. Новые дефектные рецессивные гены долго (много поколений) не проявляются в популяции. Однако, в каждом следующем поколении суммируются старые и новые мутации. Возрастание такого генетического груза, пополняющегося особенно интенсивно в наше время (рост мутагенных факторов), ведет популяции к вырождению.

Генетическое вырождение людей усугубляется ослаблением естественного отбора в связи с успехами современной медицины. Альтернативой этому процессу могут быть только целенаправленные вмешательства в геном, но генная инженерия человека пока в зачаточном состоянии.

Адаптация вида (микроэволюция) – это процесс приспособления популяций к изменившимся условиям существования.

Новые сочетания генов, которые возникают преимущественно на базе комбинативной изменчивости при половом размножении, определяют уникальные фенотипы отдельных особей. Особи с неудачными (в данных условиях среды обитания) комбинациями генов и проявившимися испорченными генами, удаляются (элиминируются) из популяции, но это в соответствии с законом Харди-Вайнберга практически не снижает риск появления таких же особей в следующем поколении.

В реальных популяциях, имеющих ограниченные размеры, давление некоторых факторов среды обитания может приводить к исчезновению или значительному снижению части аллельных генов. Представьте аллельный ген, который встречается с частотой 0,01, т.е. у одного человека из 100. Если размер популяции достаточно велик (несколько миллионов особей), то случайная смерть такого человека, никак не скажется на генофонде этой популяции. Такие аллели будут тиражироваться в следующих поколениях. Если обладатель такого аллеля живет в замкнутой общине (несколько сотен), изолированной от человечества географически или социально, например, религиозный запрет на брак с иноверцами, то смерть такого человека будет означать для его популяции потерю аллеля и обеднение генофонда. Внешне это выражается в постепенном выравнивании фенотипов и росту числа больных наследственными заболеваниями.

История знает случаи вырождения династий египетских фараонов вследствие узости круга лиц, которым позволяли вступать в брак. Можно сказать, что фараоны жили в малочисленной популяции. В этом случае неизбежны близкородственные браки, ведущие к вырождению. Механизм такого вырождения сводится к увеличению коэффициента инбридинга.

Инбридинг, или близкородственное скрещивание, неизбежно сопровождается снижением жизнеспособности популяции – инбредной депрессией. При этом большая часть генов переходит в гомозиготное состояние, что манифестирует груз наследственных болезней (рис. 1).

Рисунок 1. Механизм инбредной депрессии.

отец-здоровый носитель мать-здоровый носитель

дефектных генов bce дефектных генов a g

возможный генотип детей (оба здоровые

носители дефектных генов-a,b,c,e,g)

в гомозиготном рецессивном

Чем ближе родство лиц вступающих в брак, тем выше коэффициент инбридинга и риск рождения больных детей. Замкнутая ограниченная популяция неизбежно повышает средний коэффициент инбридинга, что ведет к ускорению темпов вырождения.

При отдаленном скрещивании – аутбридинге наблюдается прямо противоположная картина – гетерозис – или «гибридная сила». При гетерозисе заметно улучшается качество потомства. Если родители принадлежат к разным популяциям, то они имеют не совпадающий генетический груз. Другими словами, в первой популяции дрейфуют одни наследственные болезни, во второй – другие. При этом дефектные рецессивные аллели первой популяции разбавляются и маскируются нормальными доминирующими генами второй популяции.

Гетерозис и последующий инбридинг широко применяют при селекционной работе с растениями и животными. На первом этапе используют отдаленную гибридизацию (гетерозис), получают высококачественное потомство, а затем путем инбридинга переводят удачные сочетания генов в гомозиготное состояние. При этом, конечно, некоторые особи рождаются с наследственными заболеваниями и их отбраковывают. Из тех особей, которым «повезло» (полезные сочетания генов перешли в гомозиготное состояние, а наследственные болезни не проявились), формируют новую породу животных или сорт растений.

Аналогичные процессы происходят в любых реальных популяциях. При этом в зависимости от влияния факторов конкретной среды обитания популяции теряют разные аллельные гены и начинают значительно отличаться друг от друга. Постепенно различия становятся препятствием к свободному скрещиванию с особями других популяций. Если скрещивание происходит, то потомство оказывается бесплодным (мулы и лошаки – гибриды лошадей и ослов, лигры — гибриды тигров и львов). На субклеточном уровне это проявляется в невозможности нормальной конъюгации гомологичных хромосом при гаметогенезе гибридов. Прекращение свободного скрещивания с появлением плодовитого потомства означает образование нового вида. Лошади и ослы действительно могли иметь общих предков, но не более примитивного, а с большим спектром аллельных генов.

Читайте также:  Альбинизм глазного дна

Помимо гипотезы о комбинативной изменчивости с выбраковкой наиболее испорченных особей, еще одним механизмом адаптации видов к изменяющимся условиям среды обитания считается «теория эволюции». Современный неодарвинизм – это оптимистическая гипотеза. Она основана на классических представлениях об отборе особей, имеющих новые. полезные приспособления, возникшие благодаря «положительным мутациям». Положительные мутации считают молекулярной основой прогрессивных изменений и эволюции в целом. Главной проблемой этой гипотезы является противоречие с математикой из-за крайне низкой вероятности случайного возникновения новых полезных изменений генотипа. Положения неодарвинизма имеют смысл только при допущении акта разумного целенаправленного вмешательства в генетический код.

Длительное время важнейшим аргументом в пользу быстрой и целесообразной эволюции признавался факт «привыкания» микроорганизмов к лекарственным препаратам – сульфаниламидам и антибиотикам. Опыт Ледербергов показал, что это не так: на чашки Петри с питательной средой, содержащей смертельную дозу антибиотика, специальным штампом внесли отпечатки нескольких тысяч колоний бактерий, которые ранее не встречали этот антибиотик и все «должны» были погибнуть. Однако, нашли штаммы бактерий, которые были устойчивы к антибиотику и дали рост колонии микроорганизмов. При достаточно большом числе исследуемых штаммов всегда находятся устойчивые к антибиотикам. Таким образом, доказана предадаптация микробов к антибиотикам. Постепенное снижение эффективности новых противомикробных средств объясняют постепенным отбором устойчивых и вымиранием чувствительных к антибиотикам микробных штаммов.

Опыт Ледербергов показал несостоятельность доказательства гипотезы о «положительных» мутациях на основе факта появления устойчивости бактерий к действию антибиотиков.

Живые организмы содержат громадные количества особой сложной информации, закодированной в ДНК. Любопытно, что наличие кодированной информации служит критерием определения того, имеют ли поступающие из космоса сигналы разумный источник. ДНК — самая эффективная в мире система хранения и поиска информации. Информация, хранимая в ДНК, включает «чертежи» всех необходимых для жизни ферментов и «рецепты» создания сложных органов. В их число входят эхолокационные системы дельфинов и летучих мышей, вращательный механизм, управляющий движением жгутика бактерий, или, скажем, жизненно необходимый фермент, отвечающий за синтез молекулы АТФ. Все эти структуры гораздо сложней любого творения человеческих рук. Принципы функционирования многих из них вдохновили людей на создание новых механизмов: например, устройство глаз омара легло в основу рентгеновских телескопов. Таким образом, есть немало оснований серьезно относиться к креационной — модели мира; более того, есть все основания знакомить студентов с аргументами против теории эволюции.

В современной селекции для увеличения разнообразия исходного материала все шире используется явление полиплоидии. Полиплоидией называют явление кратного увеличения набора хромосом в ядрах клеток организмов. Растения, в соматических клетках которых содержится обычный двойной набор хромосом, называются диплоидными. Если у растений набор хромосом повторяется более двух раз, они являются полиплоидными. Большинство видов пшеницы имеют 28 или 42 хромосомы и относятся к полиплоидам, хотя известны диплоидные виды с 14 хромосомами (например, однозернянка). Среди видов табака и картофеля есть виды с 24, 48 и 72 хромосомами. Полиплоидия — довольно частое явление в природе, особенно у цветковых растений (злаковых, пасленовых, сложноцветных и др.). По внешним признакам полиплоиды обычно бывают более мощными, чем диплоиды, с рослыми крепкими стеблями, крупными листьями, цветками и семенами. Это объясняется тем, что у полиплоидов клетки значительно крупнее, чем у диплоидов.

Существуют два основных типа полиплоидов: автополиплоиды и аллополиплоиды. У автополиплоидов кратно увеличен набор хромосом, характерных для данного вида (пшеница, картофель — автополиплоиды). У аллополиплоидов в геноме суммированы наборы хромосом разных видов, так как образуются аллополиплоиды при межвидовых скрещиваниях. Установлено, что явление аллополиплоидии встречается и в природе, но в основном его вызывают искусственно, удваивая число хромосом у гибридов.

Рисунок 2. Методы селекционной работы М. Ф. Иванова по выведению украинской степной белой свиньи.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 648 ; Нарушение авторских прав? ;

источник

Задача 1. Миоплегия (периодические параличи) передается по наследству как аутосомно-доминантный признак.

Определите вероятность рождения детей с аномалией в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

Задача 2. У человека доминантный ген D вызывает аномалию развития скелета — черепно-ключичный дизостоз (изменение костей черепа и редукция ключиц).

Женщина, страдающая черепно-ключичным дизостозом, вышла замуж за мужчину с нормальным строением скелета. Ребенок от этого брака унаследовал от матери дефект скелета. Можно ли определить генотип матери?

Оба родителя страдают черепно-ключичным дизостозом. Ребенок от этого брака имеет нормальное строение скелета. Определите генотипы обоих родителей и ребенка.

Задача 3. Парагемофилия — склонность к кожным и носовым кровотечениям — наследуется как аутосомно-рецессивный признак. Какова вероятность рождения больных детей в семье, где оба супруга страдают парагемофилией?

Задача 4. У человека рецессивный ген s детерминирует врожденную глухонемоту:

Наследственно глухонемой мужчина женился на женщине с нормальным слухом. Их ребенок имеет нормальный слух. Можно ли определить генотип матери?

Наследственно глухонемая женщина вышла замуж за мужчину с нормальным слухом. У них родился глухонемой ребенок. Можно ли определить генотип родителей?

Задача 5. Синдактилия (сращение пальцев) обусловлена доминантным геном, нарушающим разделение пальцев во время эмбриогенеза. Женщина, имеющая этот дефект, вступала в брак дважды. У обоих мужей пальцы были нормальными. От первого брака родилось двое детей, один из которых имел сросшиеся пальцы, от второго брака родилось трое детей, двое из которых имели сросшиеся пальцы. Каков генотип женщины и ее мужей?

Задача 6. Ген альбинизма является рецессивным по отношению к гену, детерминирующему нормальную пигментацию. Какова вероятность рождения альбиноса в семье, где родители альбиносы?

Задача 7. Голубоглазый мужчина женат на кареглазой женщине, родители которой были кареглазыми, а сестра женщины — голубоглазая. Может ли у них родиться голубоглазый ребенок?

Задача 8. Отсутствие малых коренных зубов наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где оба родителя гетерозиготные по данному признаку?

Задача 9. «Куриная» слепота в ряде случаев наследственно обусловлена и определяется доминантным геном N. Женщина, страдающая «куриной» слепотой, вышла замуж за здорового мужчину. Все шесть детей унаследовали это заболевание. Родная сестра женщины, также страдающая «куриной» слепотой, вышла замуж за здорового мужчину, и от этого брака родилось трое здоровых детей и один с «куриной» слепотой. Каков генотип сестер и их родителей, если они оба страдали «куриной» слепотой?

Задача 10. У здоровых супругов двое детей больны агаммаглобулинемией (аутосомно-рецессивный тип наследования), один ребенок здоров. Какова вероятность, что четвертый ребенок, которому предстоит родиться, будет здоровым?

Задача 11. Амавротическая идиотия Тей–Сакса (смертельное поражение нервной системы) — заболевание с аутосомно-рецессивным типом наследования. Первый ребенок (мальчик) в семье супругов умер от этой болезни. Какова вероятность, что ребенок, которому предстоит родиться, будет болен?

Задача 12. У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой. Мужчина — правша, мать которого была левшой, женился на правше, имевшей трех братьев и сестер, двое из которых были левши. Определите возможные генотипы женщины и вероятность того, что ее дети будут левшами.

Задача 13. Одна из форм гемералопии (неспособность видеть при сумеречном свете) наследуется как аутосомно-доминантный признак. Какова вероятность рождения здоровых детей у гетерозиготных родителей?

Задача 14. Болезнь Коновалова – Вильсона (нарушение обмена меди) наследуется как аутосомно-рецессивный признак. У здоровых родителей родился больной ребенок. Определите генотипы родителей и ребенка.

Задача 15. Аниридия (отсутствие радужной оболочки, помутнение роговицы и хрусталика, снижение остроты зрения) наследуется как аутосомно-доминантный признак. Определите вероятность рождения больного ребенка в семье, где один из родителей имеет аниридию, а второй здоров.

Задача 16. Плече-лопаточно-лицевая форма миопатии (атрофия мышц) является заболеванием с аутосомно-доминантным типом наследования. Какова вероятность рождения здорового ребенка в семье, где оба родителя больны, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен?

Задача 17. У человека темный цвет волос детерминируется доминантным геном А, а светлый цвет волос — рецессивным геном а. У светловолосого отца и темноволосой матери родилось 8 детей с темным цветом волос. Определтие генотипы родителей.

Задача 18. У кошек короткая шерсть доминирует над ангорской (длинной шерстью). Короткошерстная кошка при скрещивании с ангорским котом принесла 6 короткошерстных и 2 ангорских котят. Определите генотипы родительских форм.

Задача 19. У крупного рогатого скота комолость доминирует над рогатостью. Комолый бык скрещен с тремя коровами:

а) при скрещивании с рогатой коровой родился рогатый теленок;

б) при скрещивании с рогатой коровой родился комолый теленок;

в) при скрещивании с комолой коровой родился рогатый теленок.

Определите генотипы всех родительских особей.

Задача 20. Стандартные норки имеют коричневый мех (доминантный признак), алеутские норки имеют голубовато-серый мех (рецессивный признак). Какое потомство ожидается от скрещивания норки с коричневым мехом и норки с голубовато-серым мехом?

источник

Контрольные задачи
по генетики

3. Решить задачу на анализирующее скрещивание.

Каковы фенотипы и генотипы родительской пары морских свинок, если в их потомстве было 50 % гладких, и 50 % вихрастых? А если 25 % гладких и 75 % вихрастых? При каких фенотипах и генотипах родителей получится фенотипически однородное – гладкое потомство? А при каких только вихрастые? Вихрастые – доминируют, гладкие – рецессивные.

Ответ: Аа и Аа (вихрастые); Аа и аа (вихрастая и гладкая);Если оба родителя (Р) гладкие (аа); если оба Р вихрастые гомозиготные (АА x АА) или один из Р гетерозиготный вихрастый, другой Р гомозиготный вихрастый (Аа х АА), или один Р гомозиготный вихрастый, другой гладкий (АА х аа).

От скрещивания белого кролика с черной крольчихой (доминирование) получено 6 черных и 5 белых крольчат. Почему в первом же поколении произошло расщепление? Каковы генотипы родителей и крольчат?

Ответ: крольчиха гетерозиготна Аа, кролик аа (гомозиготен рецессивен), крольчата 1 Аа : 1 аа, согласно анализирующему скрещиванию.

5. Решить задачу на наследование гемофилии.

Классическая гемофилия передается как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все ее предки были здоровы). У них родилась здоровая дочь. Определить вероятность рождения больного гемофилией ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.

Н-нормальная свертываемость крови, н-гемофилия.

1.Мужчина болен гемофилией, следовательно, его генотип ХнУ.

2. Женщина здорова, значит, она несет доминантный ген Н. Все ее предки были здоровы (чистая линия),следовательно, она не является носительницей, и ее генотип ХХ.

3. Одну Х-хромосому дочь получила от матери, другую получила от отца. Мать могла передать ей только Х, а отец – только Хн. Генотип дочери – ХнХ.

Здор. Носит. Здор. Гемофилия.

Ответ: вероятность рождения больного гемофилией ребенка 25 % (50% мальчиков будут страдать этим заболеванием).

7. Решить задачу на независимое наследование при дигибридном скрещивании.

У человека альбинизм и способность преимущественно владеть левой рукой – рецессивные признаки, наследующиеся независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша?

Для решения этой задачи можно абстрагироваться от одной пары признаков и рассматривать только другую:

1.Ребенок является альбиносом (рецессивный признак), следовательно, его гено

тип по этому признаку – аа.

2.Каждый из родителей имеет нормальную пигментацию, значит, оба они несут доминантный ген А. Поскольку у них есть ребенок с генотипом аа, то каждый из них должен нести также рецессивный ген а. Следовательно, генотип родителей по гену пигментации –Аа.

1.Ребенок –левша (рецессивный признак), следовательно, его генотип — вв.

2.Родители являются правшами, значит, каждый из родителей несет доминантный ген – В. Их ребенок – левша (вв), поэтому каждый из родителей несет рецессивный ген – в. Генотип родителей по этой паре генов – Вв.

G АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав

Ответ: родители гетерозиготны по каждой паре признаков и их генотип АаВв

(Для решения задач этого типа необходимо знать третий закон Менделя, уметь определять типы гамет и строить решетку Пеннета).

15.Решить задачу на построение и-РНК на основе известной последовательности ДНК.

Укажите последовательность нуклеотидов участков молекулы информационной РНК, образовавшихся на участках гена, в которых нуклеотиды ДНК расположены следующим образом:

Ответ 15. Образование иРНК идет по тому же механизму, что и самокопирование ДНК: к цитозиновому нуклеотиду пристраивается гуаниновый, к гуаниновому = цитозиновый, к тиминовому – адениновый, однако к адениновому нуклеотиду ДНК присоединяется не тиминовый, а урациловый нуклеотид РНК. Таким образом, для решения задачи достаточно произвести замену букв по схеме:

В результате получим следующие цепочки нуклеотидов РНК.

Второй вариант ответа к билету 15:

Надо исходить из того, что ДНК служит матрицей для иРНК, обеспечивает последовательность нуклеотидов в иРНК. Двойная спираль ДНК с помощью ферментов разъединяется, к одной ее цепи поступают нуклеотиды. На основе принципа дополнительности (комплементарности) нуклеотиды располагаются и фиксируются на матрице ДНК в строго определенной последовательности. Так, к нуклеотиду Ц всегда присоединяется нуклеотид Г или наоборот: к Г – Ц, А к нкуклеотиду А –У (в РНК вместо тимина нуклеотид урацил). Затем нуклеотиды соединяются между собой и молекула иРНК сходит с матрицы.

16. Решить задачу на сцепленное с полом наследование.

Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) находится в Х-хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, а мать, как и все ее предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать о их будущих сыновьях, дочерях, а также внуках обоего пола (при условии, что сыновья и дочери не будут вступать в брак с носителями гена дальтонизма)?

Читайте также:  Что такое глазокожный альбинизм

Ответ: надо учитывать, что наследование признаков, контролируемых генами, расположенными в Х-хромосоме, будет происходить иначе, чем контролируемых генами, находящимися в аутосомах. Например, наследование генов гемофилии, дальтонизма, альбинизма связаны с Х-хромосомой, в которой они расположены.

Девушка, о которой идет речь в задаче, различает цвета нормально, но является гетерозиготной носительницей гена дальтонизма. Все дочери от брака со здоровым юношей будут различать цвета нормально, а половина ее сыновей окажутся дальтониками.

24. Решить задачу на определение аминокислот в молекуле белка с использованием таблицы генетического кода.

Участки молекулы иРНК имеют следующее строение:

В каком порядке расположатся аминокислоты в соответствующих участках белка, синтезируемого на этой РНК как на матрице?

Ответ: надо учитывать, что синтез молекулы белка происходит на матрице иРНК. Тройки нуклеотидов – триплеты в иРНК кодируют определенные аминокислоты. Отрезок молекулы иРНК следует разделить на триплеты, найти в таблице генетического кода кодируемые ими аминокислоты и записать под триплетами иРНК, а затем соединить аминокислоты между собой. Получим отрезок молекулы белка.

4.Аргинин-глицин-фенилаланин—знак препинания-аспарагин-аспарагиновая кислота-глутаминовая кислота.

5.Аргинин-гистидин-глутамин-аспарагиновая кислота-глутаминовая кислота-аргинин-серин.

29.Решить задачу на промежуточный характер наследования.

При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получаются растения с красными ягодами, а белоплодной – с белыми. В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами?

1.Растения с красными и белыми плодами при скрещивании между собой не давали в потомстве расщепления. Это указывает на то, что они являются гомозиготными.

2. Скрещивание гомозиготных особей, отличающихся по фенотипу, приводит к образованию у гетерозигот нового фенотипа (розовая окраска плодов). Это свидетельствует о том, что в данном случае наблюдается явление промежуточного наследования.

3. Таким образом, растения с розовыми плодами являются гетерозиготными, а с белыми и красными – гомозиготными.

Ответ. 50% растений будут иметь

красные и 50 % — розовые плоды.

30. Решить задачу на моногибридное скрещивание.

Определить генотип потомства при скрещивании растений гороха с желтыми и зелеными семенами: известно, что особь с желтыми семенами гетерозиготна, желтый цвет – доминантный, а зеленый – рецессивный.

Ответ: одна часть потомства будет гетерозиготна, имеет семена желтые, вторая часть гомозиготна по рецессивному признаку и имеет зеленые семена.

1.Какова окраска семян гороха при следующих генотипах: АА, аа, Аа?

( желтая окраска доминирует над зеленой)

2.У крупного рогатого скота ген комолости (т. е. безрогости) доминирует над геном рогатости, а черный цвет шерсти — над красным, причем гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Какие генотипы у коров:

3. Какие типы гамет образуются у растений, имеющих следующие генотипы:

4. Используя буквенные символы запиши следующие генотипы:

а) дигомозигота, б) тригетерозигота, в) полигибрид

5.Светловолосая женщина, родители которой имели черные волосы, вступает в брак с черноволосым мужчиной, у матери которого волосы светлые, а у отца – черные. Единственный ребенок в этой семье — светловолосый. Какова вероятность появления в семье ребенка именно с таким цветом волос, если известно, что ген черноволосости доминирует над геном светловолосости?

1.Желтая — АА (т. к ген желтой окраски доминирует), зеленая – аа (т. к.ген зеленой окраски рецессивный, желтая –Аа (т. к. у гетерозигот также проявляется доминантый ген окраски)

В – ген черной окраски шерсти

в — ген красной окраски шерсти

Ответ: а) А-В — (т. е. ААВВ, АаВВ, ААВв, АаВв)

3.ААВвсс – АВс, Авс — 2 сорта гамет

ААВВСС — АВС – 1 сорт гамет

1) Генотип матери аа, т. к. рецессивный ген светловолосости фенотипически способен проявиться только в гомозиготе.

2) генотип черноволосого супруга этой женщины должен быть сначала представлен в виде фенотипического радикала (А-), т. к. сказать с полной определенностью, является ли генотип данного мужчины гомодоминантным (АА) или гетерозиготным (Аа), не представляется возможным до тех пор, пока не будет получена какая-либо дополнительная информация о нем и его ближайших родственниках. В данном случае мы можем ее получить из анализа генотипов родителей этого мужчины.

Ген черноволосости мужчина приобрел от своего черноволосого отца, генотип которого также должен быть записан как А-. Однако и в дальнейшем генотип отца не представляется возможным расшифровать до конца, т. е. записать его однозначно как АА или Аа, но это никоим образом не повлияет на возможность решения данной задачи единственно правильным образом. Мать мужчины могла внести в его генотип только рецессивный ген а, т. к. она гомозиготна по данному гену (аа) и, следовательно, все 100% ее гамет однотипны (а).

Следовательно, мужчина гетерозиготен, т. е. его генотип может быть записан в окончательном виде как Аа.

3) Половые клетки матери светловолосого ребенка (1 поколение), имеющей генотип аа, идентичны, т. е. каждая из них несет рецессивный ген а.

4) Половые клетки гетерозиготного отца (Аа) отца ребенка (1 поколения)- двух типов, причем А : а = 1 : 1.

Решить задачу можно, исходя из анализа схемы скрещивания.

Р: Черные волосы х Черные волосы Светлые волосы х Черные волосы

1 поколение: Светлые волосы х Черные волосы

черные волосы (50%) светлые волосы (50%)

5) То, каким будет родившийся ребенок, определяется вероятностями оплодотворения женской гаметы мужскими гаметами, содержащими А или а.

6) Таким образом, шансы рождения детей с генотипами Аа и аа равны, т. е. черноволосые дети : светловолосые дети = Аа : аа = 50% : 50%

1. Какова форма корнеплода у редиса при следующих генотипах: АА, Аа, аа? ( длинная доминирует над круглой, овальная – промежуточная)

2. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники — с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами? Запишите условия задачи и скрещивания, упомянутые в задаче.

3. Какие типы гамет образуются у растений следующих генотипов:

4. Используя буквенные символы запиши следующие генотипы: а) гибрид б) дигетерозигота в) доминантная гомозигота

5. В медико-генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом: как будут выглядеть уши ее будущих детей, если у нее прижатые уши, а у мужа — несколько оттопыренные? Мать мужа — с оттопыренными ушами, а его отец — с прижатыми. Известно, что ген, контролирующий степень оттопыренности ушей, — доминантный, а ген, ответственный за степень прижатости ушей, — рецессивный.

1.Форма корнеплода у редиса при генотипе АА – длинная, Аа – овальная, аа – круглая

аа – белоплодная земляника

АА – красноплодная земляника

Аа – земляника с розовыми ягодами

Скрещивание: АА х АА; Аа х Аа; АА х Аа.

4. а) гибрид – Аа; АаВв; АаВвСс.

в) доминантная гомозигота — АА

5.Дано: А – ген оттопыренности ушей (доминантный признак)

а – ген прижатости ушей (рецессивный признак)

генотип женщины – аа; генотип мужчины -Аа;

Определить вероятность рождения детей с оттопыренными и прижатыми ушами.

Р: оттопыренные уши Аа х аа прижатые уши (у родителей мужа)

1 поколение прижатые уши аа х Аа оттопыренные уши

2 поколение оттопыренные уши Аа аа прижатые уши

Следовательно, рассматривается вариант анализирующего скрещивания.

Ответ: вероятность рождения детей с оттопыренными ушами 50%, вероятность рождения детей с прижатыми ушами также 50%; т. е. частота генотипов Аа : аа = 1 : 1

1.Какова форма у томатов при следующих генотипах:

АА, аа, Аа? ( круглая, шаровидная доминирует над грушевидной)

2.Родители имеют 2 и 3 группу крови. Какие группы крови можно ожидать у их детей? (ОО – 1; АА; АО – 2; ВВ;ВО – 3; АВ – 4)

3.Какие типы гамет образуются у растений следующих генотипов: а) ААвв; б) АаВв;

4.Используя буквенную символику запиши следующие генотипы: а) гетерозигота; б) рецессивная гомозигота; в) полигибрид

5.Ген черной масти у крупного рогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами в первом поколении? Какое потомство получится от скрещивания между собой гибридов во втором поколении?

1.АА – шаровидная (круглая) форма томатов

аа — грушевидная форма томатов

Аа — шаровидная форма томатов

2.Дано: Родители (Р) имеют 2 и 3 группу крови.

Решение:1) Генотипы 2 группы могут выть АА или АО.

2) Гаметы, которые может дать родитель со 2 группой крови А и О

3) Генотипы 3 группы крови могут быть ВВ или ВО

4) Гаметы, которые может дать родитель с 3 группой крови

5) Генотипы, которые могут быть у детей: ОО; АО; ВО; АВ.

3. а) ААвв — 1 сорт гамет Ав б) АаВв —4 сорта гамет, АВ; Ав, аВ, ав.

4.а) Гетерозигота Аа, Вв, АаВв; б)Рецессивная гомозигота – аа, вв. в) полигибрид — АаВвСсКк

Дано: А – ген черной масти; а – ген красной масти

1) Красные коровы несут рецессивный признак, следовательно, они гомозиготны по рецессивному гену и их генотип — аа

2) Бык несет доминантный признак черной масти и является чистопородным, т. е. гомозиготным. Следовательно, его генотип — АА.

3) Гомозиготные особи образуют один тип гамет, поэтому черный бык может продуцировать только гаметы, несущие доминантный ген А, а красные коровы несут только рецессивный ген а.

4) Они могут сочетаться только одним способом, в результате чего образуется первое единообразное поколение с генотипом Аа

5) Гетерозиготы с равной вероятностью формируют гаметы, содержащие гены А и а. Их слияние носит случайный характер, поэтому во втором поколении будут встречаться животные с генотипами АА (25%), Аа (50%) и аа (25%), то есть особи с доминантным признаком будут составлять примерно 75%.

Ответ. при скрещивании чистопородного черного быка с красными коровами все потомство будет черного цвета. При скрещивании между собой гибридов 1 поколения в их потомстве 2 поколения будет наблюдаться расщепление: 75% особей будет черного цвета, а 25% — красного.

1. Какова окраска плода у томатов при следующих генотипах: АА; аа; Аа? (красная доминирует над желтой)

2. У мальчика 1 группа крови, у его сестры – 4 группа. Что можно сказать о группах крови их родителей? (ОО – 1; АА; АО — 2; ВВ; ВО – 3; АВ – 4)

3. Какие типы гамет образуются у растений следующих генотипов: а) аавв; б) ААВв

4. Используя буквенную символику запиши следующие генотипы: а) дигетерозигота; б) доминантная тригомозигота; в) полигибрид.

5. Комолость у крупного рогатого скота доминирует над рогатостью. Комолый бык Васька был скрещен с тремя коровами. От скрещивания с рогатой коровой Зорькой родился рогатый теленок, с рогатой коровой Буренкой — комолый. От скрещивания с комолой коровой Звездочкой родился рогатый теленок. Каковы генотипы всех животных, участвовавших в скрещивании?

1. Окраска томатов: АА, Аа красные; аа – желтые.

2. Решение. 1) Генотип мальчика ОО, следовательно, каждый из его родителей несет ген О. 2) Генотип его сестры АВ, значит, один из ее родителей несет ген А и его генотип АО (2 группа крови), а другой родитель имеет ген В и его генотип ВО (3 группа крови). Ответ. У родителей 2 и 3 группа крови.

4. а) Дигетерозигота – АаВв, б) доминантная тригомозигота –ААВВСС; в) полигибрид – АаВвСсКк

5. Решение. Дано: А – ген комолости (безрогости); а — ген рогатости; Комолый бык Васька Аа; рогатые коровы Зорька и Буренка гомозиготны аа; комолая корова Звездочка гетерозиготна Аа; От скрещивания комолого быка Васьки и рогатой коровы Зорьки родился рогатый теленок аа; с рогатой коровой Буренкой — комолый теленок Аа; с комолой коровой Звездочкой родился рогатый теленок аа. Определить генотипы всех животных. Запись скрещивания. Р: Аа (комолый) х аа (рогатая Зорька)

Р: Аа (комолый) х аа (рогатая Буренка)

Р: комолый Аа х Аа комолая (Звездочка)

Ответ. Генотип комолого быка Васьки Аа; генотипы рогатых коров Зорьки и Буренки аа: генотип комолой коровы Звездочки Аа.

1. Каков цвет глаз у человека при следующих генотипах: АА; аа; Аа? (Черный доминирует над голубым и серым)

2. В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет 1 и 2 группы крови, вторая пара – 2 и 4. Один ребенок имеет 2 группу, а второй — 1 группу. Определить родителей обоих детей.

3. Какие типы гамет образуются у растений следующих генотипов: а) ааввсс; б) АаВВсс.

4. Используя буквенную символику запиши следующие генотипы: а) доминантная дигомозигота; б) полигибрид; в) тригетерозигота.

5. Ген альбинизма является рецессивным по отношению к гену, детерминирующему нормальную пигментацию. Какова вероятность рождения альбиноса в семье, где родители альбиносы?

1. АА; Аа — карие глаза; аа – голубые или серые глаза.

2. Решение. 1) Первая пара родителей. У одного родителя 1 группа – генотип ОО; у второго родигруппа — генотип АА или АО. Поэтому возможны 2 варианта потомства: Р: АО (2) х ОО (1) или АА (2) х ОО (1) гаметы А О О О А А О О 1 поколение АО (2); ОО (1) АО (2) Первая пара может быть родителями и первого, и второго ребенка. 2) Вторая пара родителей. У одного родителя 2 группа – генотип АА или АО. У второго родигруппа – АВ. При этом также возможны два варианта потомства: Р: АА (2) х АВ (4) или АО (2) х АВ (4) гаметы А А А В А О А В 1 поколение АА (2) АВ (4) АА (2);АВ(4);АО(2); ВО (3) Вторая пара не может являться родителями второго ребенка ( с 1 группой крови). Ответ. Первая пара — родители второго ребенка, вторая пара – родители первого ребенка.

Читайте также:  Альбинизм по кариотипу

3. а) ааввсс – 1 сорт гамет(авс); б) АаВВсс – 2 сорта гамет (АВс; аВс)

4. а) доминантная дигомозигота — ААВВ; б) полигибрид – АаВвСсКк; в) тригетерозигота – АаВвСс.

5. Дано: а — ген альбиноса; Р — оба альбиносы ( ХХа иХаУ). Определить вероятность рождения детей альбиносов.

Запись схемы: Р: ХаХа х ХаУ

1 поколение ХаХа; ХаУ; ХаХа; ХаУ

1. Имеются ли веснушки на лице при следующих генотипах: АА; аа; Аа? (веснушки доминируют)

2. Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.

3. Какие типы гамет образуются у растений следующих генотипов: а) ААВВСС; б) АаВвСс?

4. Используя буквенную символику запиши следующие генотипы: а) доминантная дигомозигота; б) гибрид; в) тригетерозигота.

5. Голубоглазый мужчина женат на кареглазой женщине, родители которой были кареглазыми, а сестра женщины — голубоглазая. Может ли у них родиться голубоглазый ребенок?

1. АА; Аа – веснушки имеются; аа — веснушки отсутствуют.

2. Решение. 1) Мужчина и женщина здоровы, следовательно, они несут доминантный ген ( А). 2) У каждого из них один из родителей нес рецессивный ген шизофрении (а) и имел генотип аа, следовательно, в их генотипе присутствовал рецессивный ген (а) и их генотип был Аа. Запись брака: Р: ? х аа (шизофрения) аа (шиз.) х?

1 поколение Аа (здорова) Аа (здоров) гаметы А а А а 2 поколение АА (здоров); Аа (здоров); Аа (здоров); аа (болен)

3) Вероятность рождения больного ребенка равна 25%.

3. а) ААВВСС – 1 сорт гамет (АВС); б) АаВвСс – 8 сортов гамет(АВС;АВс;АвС;Авс;аВС;аВс;авС;авс)

4. а) доминантная гомозигота — АА; б) гибрид –Аа; в) тригетерозигота –АаВвСс

5. Да, но лишь при условии, что его кареглазая жена гетерозиготна. Эта возможность существует, так как родители жены гетерозиготны. Схема записи: Р : Аа (кареглаз.) х аа (голубогл)

гаметы А а а а 1 поколение Аа; Аа; аа; аа.

1. Какова поверхность семян гороха посевного при следующих генотипах: АА, аа, Аа. (гладкая доминирует над морщинистой)

2. У человека врожденная глухонемота обусловлена рецессивным геном с. Наследственно глухонемая женщина вышла замуж за мужчину с нормальным слухом. У них родился глухонемой ребенок. Можно ли определить генотип родителей?

3. Какие типы гамет образуются у растений следующих генотипов: а) Аа; б) ааВВсс

4. Используя буквенную символику запиши следующие генотипы: а) полигибрид; б) рецессивная дигомозигота; в) доминантная гомозигота.

5. Плече-лопаточно-лицевая форма миопатии (атрофия мышц) является заболеванием с аутсомно-доминантным типом наследования. Какова вероятность рождения здорового ребенка в семье, где оба родителя больны, но один из них гомозиготен, а другой гетерозиготен? ( А — ген атрофии мышц; а – норма ).

1. АА; Аа — гладкая поверхность семян гороха; аа – морщинистая.

2. Ответ. Генотип матери — сс; генотип отца – Сс. Решение: дано: с — ген глухонемоты; С – нормальный слух; мать глухонемая, следовательно, ее генотип — сс; у отца слух нормальный, его генотип несет ген С, но т. к. у них родился ребенок глухонемой (сс), то генотип отца будет гетерозиготным Сс. Схема записи: Р сс (глух.) х Сс (норма) гаметы с с С с 1 поколение Сс; Сс; сс; сс.

3. а) Аа — 2 сорта гамет А а; б) ааВВсс -1 сорт гамет аВс

4. а) полигибрид – АаВвСсКк; б) рецессивная дигомозигота –аавв; в) доминантная гомозигота —АА

5. Ответ. Вероятность рождения здорового ребенка — 0 %. Решение: А – ген атрофии мышц; а — норма; Мать больна АА, отец также болен, но гетерозиготен, его генотип Аа. Запись схемы: Р АА (атрофия мышц) х Аа (атрофия мышц) гаметы А А А а 1 поколение АА; Аа; АА; Аа. все имеют ген атрофии мышц, 100 %, следовательно, здоровых детей нет, 0%.Ответ. 0 %.

источник

Тема: Закономерности наследования признаков.

Цель работы: Изучить закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов; типы наследования признаков. Научиться решать задачи на моно-, ди-, полигибридные скрещивания;

Задание №1. Решить ситуационные задачи, моделирующие моногибридное, дигибридное скрещивание,

При написании схемы скрещивания (у человека – бракосочетания) принято на первом месте ставить женский пол, который обозначается знаком (зеркало Венеры), затем мужской – (щит и копьё Марса).

Для того чтобы записать скрещивание, необходимо знать символы, которыми обозначаются родители, гаметы и потомки:

P – родители (от латинского parents – родители),

G – гаметы (от латинского gametos – гаметы),

F1 – дети (от латинского fillii – дети),

F2,F3 и так далее – последующие поколения.

У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение.

1) Сколько типов гамет образуется у жены?

2) Сколько разных генотипов могут иметь дети данной супружеской пары?

3) Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?

4) Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с нормальным зрением (в %)?

5) Какова вероятность рождения в данной семье ребёнка, страдающего дальнозоркостью (в %)?

А – аллельный ген дальнозоркости;

а – аллельный ген, определяющий нормальное зрение.

Определим генотипы родителей. Мужчина и женщина страдают дальнозоркостью, следовательно, их генотипы могут быть АА или Аа. Поскольку их матери видели нормально, они имели генотипы аа. Каждый организм получает один аллельный ген от отца, другой – от матери, значит, мужчина и женщина имеют генотипы Аа.

F1:АА : Аа : Аа : аа

Выпишем расщепление гибридов по генотипу: 1АА : 2Аа : 1аа, или 1:2:1. расщепление по фенотипу будет 3:1.

1. У женщины образуется 2 типа гамет.

2. Среди детей будут гетерозиготы, доминантные и рецессивные гомозиготы (3 генотипа).

3. 2 фенотипа (дети с нормальным зрением и дальнозоркостью).

4. 25% (так как соотношение по фенотипу 3:1).

1.Ген альбинизма является рецессивным по отношению к гену, детерминирующему нормальную пигментацию. Какова вероятность рождения альбиноса в семье, где родители альбиносы?

2.Голубоглазый мужчина женат на кареглазой женщине, родители которой были кареглазыми, а сестра женщины – голубоглазая. Может ли у них родиться голубоглазый ребёнок?

3.Отсутствие малых коренных зубов наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где оба родителя гетерозиготны по данному признаку?

4.«Куриная» слепота (нарушение сумеречного зрения) в ряде случаев наследственно обусловлена и определяется доминантным геном N. Женщина, страдающая «куриной» слепотой, вышла замуж за здорового мужчину. Все шесть детей унаследовали это заболевание. Родная сестра женщины, также страдающая «куриной» слепотой, вышла замуж за здорового мужчину, и от этого брака родилось трое здоровых детей и один с «куриной» слепотой. Каков генотип сестёр и их родителей, если они оба страдали «куриной» слепотой?

5.У здоровых супругов двое детей больны агаммаглобулинемией (аутосомно-рецессивный тип наследования), один ребёнок здоров. Какова вероятность, что четвёртый ребёнок, которому предстоит родиться, будет здоровым?

6. Амавротическая идиотия или Тей-Сакса (смертельное поражение нервной системы) – заболевание с аутосомно-рецессивным типом наследования. Первый ребёнок (мальчик) в семье супругов умер от этой болезни. Какова вероятность, что ребёнок, которому предстоит родиться, будет болен?

7. У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть левой рукой. Мужчина правша, мать которого была левшой, женился на правше, имевшей трёх братьев и сестёр, двое из которых были левши. Определите возможные генотипы женщины и вероятность того, что её дети будут левшами.

8. Супруги: гетерозиготный рыжеволосый (доминантный признак) и без веснушек мужчина и русоволосая женщина с веснушками (доминантный признак). Определите вероятность рождения у таких родителей детей с рыжими волосами и веснушками.

9. Муж – голубоглазый левша. Его родители и жена – кареглазые правши. Мать жены была голубоглазой левшой. Гены, обуславливающие развитие этих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения ребёнка с признаками отца?

10. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос; гетерозиготы имеют волнистые волосы. Ген, обуславливающий рыжий цвет волос, является рецессивным по отношению к гену тёмных волос. Гены, определяющие эти признаки, находятся в разных парах хромосом. Определите вероятность рождения курчавого рыжеволосого ребёнка в семье, где оба супруга имеют волнистые тёмные волосы, а их матери – волнистые рыжие волосы.

1.Гайнутдинов И.К., Юровская Э.Д. Медицинская генетика: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2009

2.Тимолянова Е.К., Медицинская генетика / Серия «Медицина для Вас». Ростов н/Д: Феникс, 2006

3.Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика: Учеб. Пособие. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та: Сиб. Унив. Изд-во, 2002

Тема: Хромосомная теория наследственности.

Цель работы: Освоить основные наследственные структуры организма человека, особенности наследования признаков сцепленных с полом.

Задание №1..Подготовить сообщение по теме: «Особенности наследования признаков сцепленных с полом».

Объём сообщения– не более 5 – 7 листов формата А4 печатного текста 14 шрифтом Times New Roman, 1,5 интервалом. Рекомендации по подготовке сообщения смотрите в разделе «Введение» задание №1.

Задание №2.Подготовить электронную презентацию по теме сообщения.

Рекомендации по заданию: Рекомендации по подготовке презентации смотрите в разделе «Введение» в задании №2.

1.Гайнутдинов И.К., Юровская Э.Д. Медицинская генетика: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2009

2.Тимолянова Е.К., Медицинская генетика / Серия «Медицина для Вас». Ростов н/Д: Феникс, 2006

3.Тимолянова Е.К., Медицинская генетика для медсестер и фельдшеров. Учебное пособие, — 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007

Тема:Наследственные свойства крови

Цель работы: Изучить закономерности наследования группы крови и резус фактора, научиться решать задачи по наследованию групп крови и резус-фактора.

Задание №1.Решить ситуационные задачи, моделирующие наследственные свойства крови по системе АВО и резус системе.

Группа крови – наследственный признак, детерминированный геном, который имеет не две, а три аллели (множественный аллелизм), обозначаемые как А, В и О. Лица с генотипом ОО имеют первую группу крови, с генотипами АА или АО – вторую, с генотипами ВВ или ВО – третью, а с генотипом АВ – четвёртую (аллели А и В кодоминантны и доминируют над аллелью О.

Пример решения задачи: какие группы крови возможны у детей, если у их матери – вторая группа, а у отца – первая?

Решение.Оформляем условие задачи в виде таблицы:

Признак Ген Генотип
I (0) группа крови О ОО
II (А) группа крови А АА, АО
III (В) группа крови В ВВ, ВО
IV (АВ) группа крови А и В АВ

P. АА х ОО P. АО х ОО

Ответ: Мать со II-ой группой крови может быть либо гомозиготной, либо гетерозиготной. В первом случае ребёнок будет иметь II группу крови, во втором случае – II или I группу.

1. У матери первая группа крови, а у отца – четвёртая. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из своих родителей?

2. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют первую и вторую группы крови, родители другого – вторую и четвёртую. Исследование показало, что дети имеют первую и вторую группы крови. Определите, кто чей сын. Возможно ли это сделать наверняка при других комбинациях групп крови (приведите примеры)? В каких случаях можно было бы обойтись без исследования крови отцов?

3. У мальчика первая группа крови, а у его сестры – четвёртая. Что можно сказать о группах крови их родителей?

4. Родители имеют II и III группы крови. Какие группы крови можно ожидать у их детей?

5. У братьев IV (АВ) группа крови. Каковы группы крови возможны у их родителей?

Врождённое групповое свойство эритроцитов человека, обусловленное наличием в них антигенов (изоантигенов) резус. Не зависит от свойств других систем крови, передаётся по наследству и сохраняется в течении жизни человека. Находится в эритроцитах 85% людей, кровь которых называют резус-положительной (Rh + ). Кровь остальных людей не содержит Rh, называется резус-отрицательной (rhˉ).

Ген Rh + является доминантным. Генотипы у резус-положительных людей:

Ген rhˉ является рецессивным. Генотип у резус-отрицательных людей: rhˉ rhˉ.

1. Резус-положительный мужчина (его мать была резус-отрицательной), женился на резус-отрицательной женщине. Могут ли дети унаследовать Rh + кровь?

2. У резус-положительных родителей родился резус-отрицательный ребёнок. Определите генотипы родителей.

3. Может ли у резус-отрицательных родителей родиться резус-положительный ребёнок?

4. Гайнутдинов И.К., Юровская Э.Д. Медицинская генетика: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2009

5. Тимолянова Е.К., Медицинская генетика / Серия «Медицина для Вас». Ростов н/Д: Феникс, 2006

6. Тимолянова Е.К., Медицинская генетика для медсестер и фельдшеров. Учебное пособие, — 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

источник