Меню Рубрики

Дыхательная гимнастика при абсцессе легкого

В связи с заболеваниями легких, в организме происходит нарушение функций внешнего дыхания, это происходит из-за того, что эластичность тканей легких ухудшается, а также нарушается нормальный газообмен между кровью и альвеолярным воздухом. В результате спазмов бронхов, утолщения их стенок, механической закупорки, которая происходит при повышенном выделении мокроты, происходит уменьшение бронхиальной проводимости.
Полноценный физиологический акт дыхания осуществляется одновременно в двух полостях: грудной и брюшной.

Существует три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.
Если при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха, то значит речь идет о верхнегрудном типе дыхания. Что касается нижнегрудного, или реберного, дыхания, то оно характеризуется тем, что на вдохе происходит расширение грудной клетки в стороны. В этом случае диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании диафрагма должна опускаться. Если имеет место реберное дыхание, то тогда происходит сильное втягивание низа живота, а это имеет весьма неблагоприятные последствия для органов брюшной полости. При интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость наблюдается диафрагмальное, или брюшное, дыхание. Расширение грудной клетки происходит преимущественно в нижних отделах, что обуславливает полноценную вентиляцию только нижних долей легких. Обучаясь методике дыхания, больной осваивает все типы дыхания.

При заболеваниях органов дыхания немаловажное значение имеет лечебная физкультура. В ее задачи входит:
— осуществить общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма
— способствовать улучшению функции внешнего дыхания, благодаря овладению методикой управления дыханием
— способствовать уменьшению интоксикации, а также стимуляции иммунных процессов
— увеличить отделение мокроты
— уменьшить проявление бронхоспазма
— способствовать ускорению рассасывания при воспалительных процессах
— вызывать стимуляцию экстракардиальных факторов кровообращения.
Однако имеются и противопоказания для занятий ЛФК при заболеваниях органов дыхания. Они состоят в следующем:
— дыхательная недостаточность третьей степени
— наличие абсцесса легкого до прорыва в бронх
— кровохарканье или угроза такового
— асматический статус
— полный ателектаз легкого
— скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

При таком легочном заболевании, как острая пневмония, следует особое внимание уделить занятиям лечебной физкультурой. Комплекс упражнений ЛФК при острой пневмонии окажет благоприятное влияние на весь организм и поможет бороться с заболеванием. В задачи ЛФК входит:
— оказывать максимальное воздействие на здоровую легочную ткань для того, чтобы включить ее в дыхание
— способствовать усилению крово- и лимфообращения в пораженной доле
— не допускать возникновения ателектазов.
Во время лечения, в период постельного режима, следует применять динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп, а также дыхательные упражнения: статические и динамические. Данные упражнения надо выполнять начиная с 3-5-го дня постельного режима, исходное положение — лежа и сидя на кровати, спустив ноги.
Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений должно равняться — 1:1, 1:2, 1:3. Во время выполнения упражнений необходимо следить за пульсом, он не должен учащаться более чем на 5-10 уд./мин. Темп упражнений — медленный и средний, каждое упражнение нужно повторять не менее 4-8 раз, амплитуда движений — максимальная.
Длительность процедуры — 10-15 минут, самостоятельные занятия проводятся 3 раза в день по 10 минут.
При палатном, полупостельном режиме больной продолжает выполнять упражнения постельного режима, но при этом их дозировка увеличивается, включаются упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Упражнения следует выполнять с 5-7-го дня полупостельного режима, исходное положение — сидя на стуле и стоя. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений составляет 1:1, 1:2. Пульс может учащаться до 10-15 уд./мин. Число повторений упражнений постепенно увеличивается до 8-10 раз в среднем темпе. В комплекс упражнений также включается ходьба. Продолжительность занятий составляет 15-30 минут. Занятия повторяются самостоятельно. Также занятия могут быть и индивидуальными, и малогрупповыми. Общая их продолжительность в течение дня — до 2 часов.
Начиная с 7-10 дня (но не раньше) больные переводятся на общий режим. В этом режиме продолжают проводиться занятия лечебной гимнастикой так же, как и при палатном режиме, только нагрузка увеличивается, пульс должен быть до 100 уд./мин. Одно занятие продолжается до 40 минут, также применяются упражнения на тренажерах, ходьба и различные игры.

Комплексы упражнений для больных острой пневмонией включают в себя следующее:
Комплекс №1
Постельный режим
Упражнения выполняются из исходного положения лежа на спине:
1. Диафрагмальное дыхание, при этом руки располагаются на груди и животе.
2. Сделать вдох — руки поднять вверх, выдох — опустить. Следить за тем, чтобы выдох был вдвое длиннее вдоха.
3. Сделать вдох, при этом отводя прямую ногу в сторону, выдох — вернуться в исходное положение.
4. Согнуть руки в локтевых суставах. Сделать вдох — развести руки в стороны, выдох — руки опустить.
5. Сделать вдох — развести руки в стороны, выдох — взяться руками за колени и подтянуть их к животу.
Следующие упражнения выполняются из положения лежа на боку:
1. Сделать вдох — отвести руку назад, при этом поворачивая назад туловище, выдох — вернуться в исходное положение, руку положить на эпигастральную область.
2. Положить руку на нижние ребра. Затем сделать вдох и, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.
3. Охватить ладонью шею сзади, создавая статическое напряжение мышц плечевого пояса. В таком положении выполнять глубокое дыхание.
Данный комплекс упражнений закончить выполнением диафрагмального дыхания в положении лежа на спине.

Комплекс №2
Палатный режим
Упражнения выполняются из исходного положения сидя на стуле:
1. Диафрагмальное дыхание, при этом руки находятся на груди и животе.
2. Сделать вдох — поднять руку вверх, наклониться в противоположную сторону, выдох — опустить руку.
3. Локти отвести назад, сделать вдох, затем выдох — вернуться в исходное положение.
4. Выполнять руками движения, имитирующие плавание брассом. Сделать вдох — вернуться в исходное положение, выдох — руки развести в стороны.
5. Сделать вдох — развести руки в стороны, выдох — обнять себя за плечи.
Следующие упражнения выполняются из исходного положения стоя:
1. Взять в руки гимнастическую палку. Сделать вдох — поднять руки вверх, прогнуться, отвести ногу назад и поставить ее на носок.
2. Выполнять руками круговые движения, напоминающие греблю.
3. Взять в руки булавы. Сделать вдох — руки развести в стороны, при этом булавы должны быть параллельно полу. Выдох — наклониться, булавы поставить на пол.
4. Сделать вдох — поднять руки вверх, выдох — выполнить приседание, руки находятся в упоре о пол.
5. Завести гимнастическую палку назад, за локтевые сгибы. Сделать вдох — прогнуться назад, выдох — наклониться вперед.
Данный комплекс упражнений закончить в исходном положении сидя. Общее количество упражнений — не меньше 20-25.

Комплекс №3
Общий режим
Упражнения выполняются из исходного положения стоя:
Сначала выполнить ходьбу по залу: на носках, пятках, на наружной и внутренней стороне стоп (не менее 3-5 минут).
1. Сделать вдох, подняться на носки, поднять плечи, пальцы сжать в кулак, выдох — вернуться в исходное положение.
2. Сделать вдох — поднять руки вверх, поднять голову, прогнуться. Выдох — присесть, кисти рук находятся на коленях.
3. Сделать вдох — выполнить поочередные наклоны в стороны, при этом рука должна скользить по бедру вниз. Выдох — вернуться в исходное положение.
4. Взять в руки медицинбол, руки располагаются перед грудью. Сделать вдох — выполнить повороты в стороны, выдох — вернуться в исходное положение.
5. Выполнить ходьбу с высоким подниманием бедра, при этом руки должны активно работать (не менее 3-5 минут).
6. Положить на стул гимнастическую палку. Сделать вдох — поднять руки, выдох — наклониться и взять палку. Опять сделать вдох, держа палку в руках, выдох — положить палку на сиденье.
7. Встать боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. Сделать вдох — отклониться от стенки, выдох — вернуться в исходное положение.
8. Встать лицом к гимнастической стенке. Сделать вдох — поднять руки вверх, тянуться руками к верхней перекладине. Выдох — держаться руками за перекладину на уровне пояса и сделать легкое приседание.
9. Взять в руки гимнастическую палку, при этом руки опущены. Сделать вдох — поднять руки вверх, выдох — с помощью палки поджать колено к животу.
10. Руки расположить перед грудью. Сделать вдох — развести руки в стороны, выполнить поворот туловища в сторону. Выдох — вернуться в исходное положение.
Данную процедуру лечебной гимнастики закончить ходьбой в среднем темпе, постепенно переходя на медленный темп.

источник

Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика при различных болезнях легких направлены на восстановление бронхиальной проводимости, улучшение отхождения густой мокроты. Упражнения способствуют лучшему кровоснабжению легких и других органов, оказывают общеукрепляющее воздействие на организм в целом.

Перед тем, как приступать к выполнению рекомендуемого комплекса упражнений при заболеваниях бронхолегочной системы, следует ознакомиться с имеющимися противопоказаниями.

Любые физические нагрузки, какими бы щадящими они не были, нельзя выполнять при тяжелой дыхательной недостаточности, интоксикации, кровохарканье, лихорадке, гнойных процессах в легких и бронхах.

Занятия физкультурой при болезнях легких и бронхов должны начинаться с самых простых и легких в выполнении упражнений. Особенно это важно при отеке легких!

Постепенно под контролем врача по лечебной физкультуре переходят к более сложным упражнениям.

Главное в лечебной физкультуре – это регулярность проводимых мероприятий. Организм должен постепенно привыкать к нормальной работе, перестраиваться после заболевания на новый уровень. Всё должно проходить максимально комфортно для настоящего состояния больного.

Комплекс начинается с упражнений в положении лежа и сидя. При этом тренируются различные виды дыхания – верхнее диафрагмальное и нижнее. Пациент, лежа или сидя осуществляет поднятия рук вверх и вниз, махи руками, вращательные движения плечевым поясом. Во время зарядки следует внимательно следить за дыханием. Оно должно быть максимально глубоким и эффективным. Если во время упражнение пациент задыхается, кашляет, следует сократить объем физических упражнений до приемлемого уровня или вовсе прекратить их на время.

Для более эффективных тренировок к упражнениям привлекаются дополнительные инструменты. Это может быть обычная палка, легкие гантели, эластическая лента, резиновый мяч.

Одно из упражнений, направленных на быстрое отхождение мокроты, заключается в заведении рук с палкой или лентой за спину. Затем совершаются наклоны вперед назад, из стороны в стороны. Данное упражнение на первом этапе восстановления можно проводить в постели, сидя или лежа. Постепенно все физические нагрузки совершаются в положении стоя.

Длительность тренировок, их интенсивность зависят от состояния пациента. Необходимо учитывать уровень артериального давления, пульс, температуру тела, возраст пациента, его тренированность.

Практикуются различные дыхательные гимнастики, помогающие восстановить здоровье при легочных патологиях.

Метод волевой ликвидации глубокого дыхания Бутейко (ВЛГД) помогает при бронхолегочных заболеваниях, пневмонии, бронхиальной астме, ХОБЛ, аллергии, стенокардии и других заболеваниях сердца, мигрени, желудочно-кишечных коликах, гипертонии.

О парадоксальной дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой известно далеко за пределами нашей страны. Ее результаты поистине удивительны. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос.

Остановимся подробней на проверенной веками дыхательной гимнастике по системе йогов.

После снятия отека легких и в восстановительный период при других легочных патологиях показана гимнастика по системе йогов.

Методы контроля дыхания в йоге, известные как «пранаямы», означают «продление жизненной силы». Они направляют практикующего в правильный путь, помогают правильно выполнять вдохи и выдохи. Они могут улучшить объем легких, помогают уменьшить стресс и упорядочить ум, а также самостоятельно выработать методы контроля дыхания.

Некоторым людям достаточно сложно заниматься йогой с точки зрения исполнения поставленных задач в данной практике, в то время как другим познание всех «азов» йоги и медитации дается легко. Первоначально, человек, выполняющий дыхательные упражнения в йоге, может почувствовать неравномерность этого процесса, но с течением времени и с приобретенными навыками, йогическое дыхание станет гладким и легким.

Она разработана с целью помочь практикующим научиться осознавать и контролировать свое дыхание, расслабиться во время брюшного дыхания, снять стресс и полностью дышать. Также данная техника упоминается как диафрагмальное дыхание, как метод, позволяющий перейти от небольшого грудного дыхания к глубокому дыханию полной грудью. Чтобы иметь возможность практиковать этот метод, необходимо:

  • Сидеть на полу, скрестив ноги и положить ладони на живот
  • Держа спину прямо, медленно сделать вдох через нос и использовать диафрагму, толкая при этом руку вперед, глубоко заполняя воздухом легкие
  • После выдоха воздуха через нос, сжать мышцы живота, чтобы вытолкнуть воздух из легких
  • Промежуточный этап дыхательной техники

Три фазы дыхания, немного более сложные, чем простое брюшное дыхание, стимулируют человека дышать полноценным образом, чтобы заполнить легкие воздухом снизу вверх. В то время как дыхание через нос выполняется одним непрерывным дыханием, легкие будут заполняться в три этапа:

Во время первой фазы (похожей на брюшной дыхание) человек вдыхает и заполняет нижнюю часть легких, используя диафрагму.

Он продолжает вдыхать воздух на второй фазе, чтобы расширить и открыть свою грудную клетку.

На третьем этапе, воздух попадает в верхнюю части грудной клетки и нижнюю часть горла.

Необходимо положить руки на живот, а затем на ребра и, наконец, на верхнюю часть груди при выполнении трехэтапного дыхания, чтобы убедиться в том, что техника исполнена правильно.

На сегодняшний день доступно также обучение так называемому «огненному дыханию», технике, которая может усилить диафрагму, расширить объем легких и помочь очистить дыхательную систему. Чтобы практиковать эту технику, которую иногда называют «сильфонное дыхание» или «очищающее дыхание», рекомендуется находиться на высоком полу со скрещенными ногами и ладонями, опирающимися на колени. После этого нужно быстро дышать через нос, этот процесс будет напоминать фырканье. При выполнении данной техники акцент нужно ставить как вдохе, так и на выдохе. По мере увеличения количества вдохов, необходимо развивать устойчивый темп и ритм. При правильном выполнении, желудок будет пульсировать в одном ритме с дыханием.

Уджайи – это комплекс дыхательных упражнений, который переводится как «победоносный», он успокаивает ум, повышает температуру тела и способствует ясности ума. Этот комплекс может помочь развитию концентрации и позволяет контролировать дыхание при переходе от одной позе йоги к следующей.

Чтобы практиковать дыхание уджайи, нужно начинать с комфортной позы на полу или крепком стуле. Вдох через нос необходимо делать, слегка сжимая заднюю часть горла и направляя воздух вдоль его задней стенки. Выдох через рот надо производить со звуковым сигналом «ха» и повторить его несколько раз.

Сегодня большинство людей считает, что йога – это переживание чистого экстаза через единение ума, души и тела. Но многие практики и учителя йоги согласятся, что помимо обеспечения релаксации и умиротворения, йогическая практика развивает безграничные способности человека, помогающие ему контролировать свой разум и быть в гармонии со своей внутренней сущностью.

источник

Понятие абсцедирующей пневмонии, ее основные симптомы: кашель, лихорадка, боли в грудной клетке с тенденцией к усилению при дыхании и др. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания. Дренажные упражнения для больных с абсцедирующей пневмонией.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Что такое абсцедирующая пневмония

2. Симптомы абсцедирующей пневмонии

3. Диагностика абсцедирующей пневмонии

4. Лечение и прогноз абсцедирующей пневмонии

5. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания

7. ЛФК для больных с абсцедирующей пневмонией

8. Дренажные упражнения для больных с абсцедирующей пневмонией

1. Что такое абсцедирующая пневмония

Абсцедирующая пневмония — осложнение пневмонии различной этиологии, характеризующееся образованием внутрилегочных гнойно-некротических полостей. В пульмонологии термином «абсцедирующая пневмония» обозначается период в течении воспаления легких, во время которого на фоне инфильтративных изменений определяются клинические и рентгенологические признаки деструкции легочной паренхимы. Условным отличием абсцесса легкого от абсцедирующей пневмонии принято считать размер гнойной полости: в первом случае ее диаметр превышает 2 см. Если же в легочной ткани имеются мелкие и множественные очаги деструкции или солитарная полость диаметром менее 2 см, говорят об абсцедирующей пневмонии. Чаще всего нагноением осложняются бактериальные и аспирационные пневмонии.

Читайте также:  Абсцесс грудной железы у мужчины

В этиологии абсцедирующей пневмонии главенствующая роль принадлежит золотистому стафилококку, клебсиелле пневмонии (палочке Фридлендера) и другим энтеробактериям; несколько реже возбудителями становятся пневмококк и гемолитический стрептококк, анаэробные бактерии (фузобактерии, пептострептококки). Эти микроорганизмы способны вызывать деструкцию и некроз легочной ткани с последующим формированием ограниченной гнойной полости.

Основными факторами, способствующими попаданию возбудителей в легочную ткань, служат аспирация значительного количества секрета ротоглотки и наличие в организме гнойных очагов, контактирующих с кровеносным или лимфатическим руслом. Аспирационный механизм возникновения абсцедирующей пневмонии чаще всего наблюдается у лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, эпилепсией, инсультом, нарушениями сознания, дисфагией, ГЭРБ и др. Метастатическое гематогенное или лимфогенное абсцедирование легких, как правило, является следствием тяжелого фурункулеза, эндокардита, остеомиелита, сепсиса.

Возможными причинами абсцедирования могут быть инородные тела бронхов, опухоли легких. У больных абсцедирующей пневмонией в анамнезе часто имеются указания на фоновую патологию (болезни крови, сахарный диабет, пародонтоз), длительное лечение глюкокортикоидами и цитостатиками.

В патогенезе абсцедирующей пневмонии наибольшее значение придается видовому классу возбудителя с его антигенным свойствам, чувствительности микроорганизма к антибиотикам, сопутствующим заболеваниям дыхательных путей и организма в целом, нарушающих местную и общую реактивность. Деструкция легочной ткани связана с тем, что патогены (в особенности стафилококк) вырабатывают большое количество ферментов и токсинов, обладающих цитолитическим действием и вызывающих некроз альвеолярных перегородок. Это приводит к образованию множественных полостей, заполненных воздухом и серозно-геморрагическим экссудатом, не имеющих четких границ вокруг очагов распада. В дальнейшем эти полости могут либо эволюционировать в крупный гнойный очаг (абсцесс легкого), либо сливаться, давая начало абсцедирующей пневмонии.

2. Симптомы абсцедирующей пневмонии

В большинстве случаев начало заболевания мало чем отличается от обычной очаговой пневмонии. Больного беспокоят кашель, лихорадка, боли в грудной клетке с тенденцией к усилению при дыхании; рентгенологически определяется очаговая инфильтрация в легких. У детей возможно присоединение абдоминального, нейротоксического синдромов.

При неблагоприятных условиях состояние быстро ухудшается и на следующем этапе развивается собственно абсцедирующая пневмония. Эта стадия сопровождается нарастанием признаков интоксикации (гипертермии до 40°С с ознобами, адинамии, анорексии) и дыхательной недостаточности (одышки с участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, цианоза). Поскольку в это время в легочной ткани уже формируются микроабсцессы, отмечается появление мокроты с гнилостным запахом, иногда с примесью крови. Больной адинамичен, заторможен; кожные покровы бледно-серой окраски; может отмечаться спутанность сознания. При дальнейшем развитии заболевания возникает абсцесс легкого, в течении которого различают стадии формирования и дренирования гнойника.

К числу осложнений, отягощающих исход абсцедирующей пневмонии, относятся эмпиема плевры, пиопневмоторакс, гнойный перикардит и медиастинит, гнойный артрит, сепсис и др. Следствием частичной или полной обтурации бронха может явиться ателектаз легкого.

3. Диагностика абсцедирующей пневмонии

Физикальные данные характеризуются ослаблением дыхания, укорочением перкуторного звука, наличием влажных хрипов, тахипноэ, тахикардии. В анализах крови — признаки выраженного системного воспаления (значительный лейкоцитоз, повышение СОЭ, СРБ).

Основополагающую роль в установлении диагноза играют результаты рентгенологического обследования. Вместе с тем, стандартная рентгенография легких не всегда позволяет визуализировать небольшие полостные образования на фоне пневмонической инфильтрации. Поэтому при подозрении на абсцедирующую пневмонию целесообразно прибегать к проведению КТ грудной клетки. В случае формирования абсцесса легкого на снимках определяется толстостенное полостное образование с наличием характерного уровня жидкости и газа.

В рамках дифференциальной диагностики, исключения туберкулеза и рака легких проводится трехкратное исследовании мокроты не ВК (возбудители туберкулеза) и атипичные клетки. Для выделения патогенной флоры осуществляется бакпосев мокроты или промывных вод бронхов с определением антибиотикочувствительности. В ряде случаев для выяснения причин абсцедирующей пневмонии показано проведение диагностической бронхоскопии.

4. Лечение и прогноз абсцедирующей пневмонии

Абсцедирующая пневмония сложно поддается лечению и требует сочетания методов терапевтического, хирургического, физиотерапевтического воздействия.

Этиотропная терапия строится с учетом чувствительности выделенных патогенов к антибактериальным средствам. Ее длительность может составлять от 4-х недель до нескольких месяцев; вопрос о смене и комбинации препаратов решается пульмонологом индивидуально, с учетом клинико-рентгенологической динамики. Обычно в качестве стартовой терапии абсцедирующей пневмонии используются бензилпенициллин+ метронидазол, линкозамиды (клиндамицин, линкомицин), аминопенициллины (амоксициллин/клавуланат, ампициллин/сульбактам) и др. абсцедирующий пневмония лечебный физкультура

С целью улучшения дренажа гнойного очага назначаются отхаркивающие, муколитические, бронхолитические препараты, лекарственные ингаляции. Больным абсцедирующей пневмонией требуется тщательный уход, высококалорийное питание с восполнением потери белка. При выраженной гипопротеинемии осуществляется парентеральное введение альбумина, плазмы. В целях детоксикации используется плазмаферез, УФО крови, гемосорбция. Одновременно проводится коррекция дыхательной недостаточности, гиповолемии, нарушений водно-минерального баланса. При подтвержденной стафилококковой этиологии абсцедирующей пневмонии эффективно введение гипериммунной антистафилококковой плазмы.

С целью санации гнойных очагов используются лечебные бронхоскопии, по показаниям проводится пункция или дренирование абсцесса с активной аспирацией гноя, промыванием полости антисептическими растворами, введением протеолитических ферментов и антибиотиков. В случае невозможности консервативного излечения абсцесса показана резекция пораженных отделов легкого.

Прогноз абсцедирующей пневмонии серьезный; летальность высокая 15-25%. При возникновении осложнений, наличии сопутствующих заболеваний и очагов гнойной инфекции процент неблагоприятных исходов существенно выше. Течение абсцедирующей пневмонии может заканчиваться выздоровлением, формированием фиброза легкого, хронического абсцесса легкого.

5. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное, или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании Диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли, легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

*ликвидация воспалительного очага;

*улучшение вентиляции легких;

*устранение несоответствия между альвеолярной вентиляцией и легочным кровотоком, улучшение оксигенации организма;

*нормализация соотношения фаз дыхания;

*обучение методике управления дыханием;

*снижение напряжения дыхательных мышц;

*управление дыхательной мускулатурой;

*увеличение экскурсии грудной клетки;

*дренаж бронхиального дерева и полостей, улучшение эвакуации мокроты;

*сохранение эластичности легочной ткани;

*укрепление дыхательных мышц, в первую очередь участвующих в выдохе;

*экономизация работы дыхательных мышц путем усиления их мощности и содружественности;

*профилактика деформации грудной клетки;

*улучшение подвижности позвоночника, коррекция осанки;

*тренировка кардиореспираторной системы;

*адаптация к нагрузкам бытового и трудового характера;

*повышение толерантности к физическим нагрузкам.

*обучить правильному дыханию с более глубоким выдохом;

*уменьшить напряжение .дыхательных мышц, укрепить их;

*улучшить обеспечение крови кислородом;

*способствовать дренажу бронхов и полостей легкого;

*увеличить подвижность грудной клетки;

*повысить физическую работоспособность

*максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;

*усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

*противодействовать возникновению ателектазов.

*выраженная дыхательная недостаточность и недостаточность кровообращения;

*абсцесс легкого до прорыва в бронхи;

*большое количество экссудата в плевральной полости;

*гектическая температура, обусловленная перифокальным воспалением легочной ткани;

*пневмоторакс, гидроторакс, пиоторакс;

*тяжелые психические заболевания, препятствующие нормальному общению между пациентом и врачом ЛФК.

7. ЛФК для больных с абсцедирующей пневмонией

Методика ЛФК в основном аналогична применяемой при острых заболеваниях органов дыхания в различные периоды. При обучении дыханию фиксировать внимание больного на удлинении выдоха. Статические дыхательные упражнения с одновременным произношением согласных и некоторых гласных звуков (з, ж, р, е и др.) усиливают вибрацию грудной клетки, что способствует выделению мокроты.

Комплекс № 1. Упражнения для больных (постельный режим)

Упражнения выполняются в исходных положениях лежа на спине и больном боку. Используются простые гимнастические упражнения малой интенсивности и дыхательные упражнения.

Начинают занятие с выполнения простых упражнений для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей; упражнения для мышц туловища выполняются с небольшой амплитудой.

Применяются статические и динамические дыхательные упражнения. Сначала не допускается углубленное дыхание, так как оно может вызвать болезненные ощущения в грудной клетке. Для нормализации учащенного дыхания, которое возникает у больного пневмонией, применяются упражнения в урежении дыхания. Выдох должен быть продолжительным, что способствует улучшению вентиляции легких.

Продолжительность занятия — 10-15 мин; количество повторений каждого упражнения — 4-6 раз. Темп выполнения медленный. Соотношение гимнастических и дыхательных упражнений — 1:1 или 1:2.

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

1. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

2. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

3. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент» приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных (палатный режим)

Исходные положения любые в зависимости от состояния больного — лежа на спине, на боку, сидя на стуле и стоя.

Физические упражнения выполняются с большой амплитудой.

Нагрузка повышается за счет увеличения количества общеукрепляющих упражнений, участия более крупных мышечных групп, использования на занятиях различных предметов, а также использования дозированной ходьбы.

Специальными упражнениями являются — дыхательные упражнения статического и динамического характера, повороты и наклоны туловища в сочетании с дыхательными упражнениями (для предотвращения образования спаек).

Продолжительность занятия возрастает до 20-25 минут, количество повторений каждого упражнения — 6-8 раз, темп средний.

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе..

2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.

3. Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох —в ИП, выдох— руки развести в стороны.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.

1. В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.

2. Круговые движения руками — «гребля».

3. В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

4. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.

5. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20-25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных (общий режим)

Свободный или общий режим. (10-12 день пребывания в стационаре).

Задачи ЛФК сводятся к ликвидации остаточных воспалительных явлений в легких, полному восстановлению дыхательной функции и ее адаптация к различным нагрузкам.

Назначают гимнастические упражнения для всех мышечных групп, используют снаряды и предметы, увеличивается дистанция и время ходьбы.

Продолжительность занятий увеличивается до 25-30 минут.

Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин).

1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.

2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях.

3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

4. В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП. .

5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-5 мин).

6. ИП — стоя, папка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять оалку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.

7. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.

8. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

8. Дренажные упражнения для больных с абсцедирующей пневмонией

При наличии полостей в легких, сообщающихся с бронхиальным деревом (бронхоэктазы, абсцессы, каверны), дополнительно применяют дренажные упражнения, но не во время занятия лечебной гимнастикой, а в другое время, так как дренажные упражнения утомляют больного. Дренажные упражнения выполняют только при таком положении тела, когда гнойный очаг находится выше путей оттока. При наиболее частой локализации процесса в средней и нижних долях легкого больного укладывают на наклонную плоскость или кушетку с приподнятым ножным концом на 40-45°. Длительность дренажа зависит от общего состояния больного, переносимости воздействия. Продолжительность его — 10-30 мин. После выполнения дренажных упражнений необходим отдых не менее 30 мин

Комплекс № 1. Упражнения для больных с гнойным процессом в верхнем отделе легких

1.На вдохе рука с «больной» стороны поднимается вверх и отводится назад с поворотом туловища в ту же сторону. На выдохе наклон в противоположную сторону, рука вдоль противоположной голени. На выдохе легкое покашливание, вибрационный массаж проекции верхней доли на грудную клетку.

2.На вдохе кисти рук привести к плечам, локти отвести назад, прогнуться; на выдохе наклон вперед, локти упираются в колени. Покашливание на выдохе.

3.На вдохе руки развести в стороны; на выдохе обхватить грудную клетку руками. Покашливание на выдохе.

Комплекс № 2. Упражнения для больных с гнойным процессом в средней доле легкого

1.На вдохе поднять руку вверх, на выдохе подтянуть колено к животу рукой. Покашливание на выдохе.

2.Рука на поясе. На вдохе поворот назад; на выдохе наклон вперед с максимальным выведением локтя вперед. ИП — лежа на спине

3.Под грудной отдел позвоночника подложен валик, голова запрокинута назад, ноги согнуты в коленях. На вдохе руки в стороны; на выдохе руками обхватить колени. Покашливание на выдохе.

Комплекс № 3. Упражнения для больных с гнойным процессом в нижней доле легких

ИП — лежа на боку на наклонной плоскости с поднятым ножным концом

1.1. На вдохе руку .отвести назад; на выдохе рукой подтянуть колено к животу. Покашливание на выдохе.

1.2. Свесить с кушетки голову и туловище, таз и ноги на кушетке. На вдохе руки развести в стороны, голову поднять, на выдохе, покашливая, руки и голову опустить вниз.

Читайте также:  Как избавится от абсцесса после укола в домашних условиях

1.3. «Лазанье под перекладину».

1. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. Под ред. проф. А.Ф.Каптелина и к.м.н. И.П.Лебедевой. — М.: Медицина, 1995.

2. Лечебная физическая культура и спортивная медицина — Епифанов В.А. — Учебник , Москва «Медицина» 1999

Основные задачи и противопоказания лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура при острой пневмонии, при бронхиальной астме. Упражнения лечебной физкультуры. Снижение появления бронхоспазма. Противодействие возникновению ателектазов.

презентация [243,5 K], добавлен 25.01.2016

Возрастные изменения органов пищеварительного аппарата. Основные симптомы и характеристики болезней пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения, противопоказаниям к занятиям.

реферат [36,6 K], добавлен 26.03.2011

Задачи лечебной физической культуры в раннем послеоперационном периоде. Подготовка больных до операции, направленная на тренировку дыхания. Периоды физической активности больных после операции. Физические упражнения после операций на грудной клетке.

презентация [709,0 K], добавлен 23.10.2014

Общая характеристика основных гинекологических заболеваний. Лечебная физкультура при некоторых заболеваниях: аменорея, неправильное положение половых органов, миома и недоразвитие матки, воспалительные заболевания половых органов, гипофункция яичников.

реферат [30,4 K], добавлен 19.12.2008

Основы методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания, задачи и противопоказания. Комплексы упражнений, направленных на лечение заболеваний. Метод волевой ликвидации глубокого дыхания К.П. Бутейко. Оценка эффективности восстановительного лечения больных.

реферат [70,8 K], добавлен 04.09.2014

Острая и хроническая травмы. Клинические симптомы ушиба. Отличительный признак растяжений и разрывов сумочно-связочного аппарата. Распознавание и лечение перелома. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при травматической болезни.

реферат [1,2 M], добавлен 12.06.2014

Классификация, причины, симптомы и течение вегето-сосудистой дистонии. Лечебная физкультура, программа занятий, упражнения лечебной физкультуры. Индивидуальная программа занятий. Общеразвивающие, специальные упражнения. Аквааэробика и тренажерный зал.

реферат [29,3 K], добавлен 07.01.2011

Дыхание как физиологический процесс газообмена для поддержания метаболизма и гомеостаза. Симптомы патологий дыхательной системы: одышка, удушье, кашель, мокрота, легочное кровотечение, боли в грудной клетке. Профилактика заболеваний органов дыхания.

реферат [944,1 K], добавлен 24.12.2017

Патогенез, причины остеохондроза, его основные симптомы. Установление предварительного диагноза. Лечение остеохондроза и его осложнений с помощью консервативных методов. Рекомендации в остром периоде. Лечебная физкультура во время ремиссии, массаж.

реферат [2,2 M], добавлен 28.01.2014

Лечебная физкультура как составная часть общей физкультуры. Лечебная физкультура при заболеваниях почек и мочевыводящих путей. Примеры физических упражнений при мелких камнях мочеточников и псориазе. Периодизация занятий лечебной физической культуры.

реферат [820,0 K], добавлен 06.05.2009

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Здоровый человек обычно не ощущает своего дыхания, так же как не замечает работу сердца и многих других органов; не слышат его дыхания и окружающие.

Правильное, здоровое дыхание в обычной жизни, во время занятий физическими упражнениями и во сне автоматически изменяется по глубине и частоте, обеспечивая организм притоком достаточного количества чистого, оптимального по газовому составу воздуха. На берегу моря мы невольно углубляем дыхание, а на узкой улице, воздух которой загрязнен выхлопными газами, сдерживаем его, стараясь защититься от вредных примесей. И это абсолютно правильно и жизненно необходимо.

Но набор защитных реакций бронхолегочного аппарата невелик и недифференцирован: например, организм реагирует спазмом бронхов и защитным кашлевым рефлексом и при попадании в бронхи инородного тела, и при попадании аллергена. И если в первом случае это оправданно и способствует удалению инородного тела, то во втором — глубокое дыхание и кашель лишь усугубляют бронхоспазм и, в частности, приступ бронхиальной астмы.

Дифференцированное и искусное применение специальных упражнений и приемов дыхания, о которых будет ‘рассказано ниже, поможет восстановить правильное дыхание, нарушенное в результате какого-либо заболевания респираторной системы, и будет способствовать скорейшему выздоровлению больного.

Лечебная гимнастика используется в терапии заболеваний органов дыхания и при стационарном, и при амбулаторном лечении, и на санаторно-курортном этапе реабилитации. Такое широкое применение физических упражнений связано с разнообразным влиянием, которое они оказывают на организм человека.

Как и при любом методе лечения, для проведения лечебной гимнастики есть ряд противопоказаний.

Также выделяют ряд частных противопоказаний, которые могут быть у людей, страдающих заболеваниями органов дыхания:

Среди них дыхательная недостаточность третьей степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх или осумкования, кровохарканье или угроза его развития, астматический статус, большое количество экссудата в плевральной полости, полный ателектаз легкого.

В комплексах лечебной гимнастики для больных с заболеваниями органов дыхания очень важное место принадлежит дыхательным упражнениям.

Дыхательные упражнения применяют с целью улучшения и активизации функции внешнего дыхания, укрепления дыхательных мышц, предупреждения легочных осложнений (пневмонии, ателектаза, плевральных спаек и др.), а также для снижения физической нагрузки во время и после занятий физическими упражнениями. Выделяются динамические, статические и дренажные дыхательные упражнения (ДУ).

Статическими дыхательными упражнениями называют упражнения, которые не сопровождаются дополнительными движениями конечностей, корпуса. Для контроля за движениями грудной клетки и брюшной полости левая рука больного ложится на живот, правая — на грудь.

Упражнения в урежении дыхания производят, если частота дыхательных движений более 18—20 в минуту, к концу каждого занятия частота дыхания должна уменьшаться на 1—2 дыхательных движения.

Грудное дыхание — преобладают движения грудной клетки; этот тип дыхания необходимо вырабатывать при операциях на органах брюшной полости, после удаления верхней доли легкого, при необходимости сохранить подвижность в грудном отделе позвоночника (при остеохондрозе, бронхиальной астме, эмфиземе легких, ожоговых рубцах груди).

Брюшное (диафрагмальное) дыхание — преобладают движения диафрагмы и брюшной стенки. При этом типе дыхания происходит стимуляция функций желудочно-кишечного тракта, печени, женских половых органов, уменьшаются застойные явления в нижних конечностях, органах малого таза, улучшается вентиляция нижних отделов легких, не развивается спаечный процесс в нижних отделах плевральной полости.

Смешанное (полное) дыхание — сочетает два предыдущих типа: вдох с брюшного компонента заканчивается грудным, выдох — спадение грудной клетки, а затем втягивание живота. Этот тип дыхания наиболее физиологичен и целесообразен, именно его нужно вырабатывать у больных.

Встречное (извращенное) дыхание — вдох — живот втягивается, выдох — расслабляется; способствует массажу органов брюшной полости. Не может быть автоматично, так как нефизиологично.

Верхнегрудное: исх. п. — сидя, откинувшись на спинку стула, ноги вытянуты, одна рука (как было отмечено выше) лежит на груди, другая на животе. На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе — опускается. Руки контролируют эти движения. Вдох и выдох желательно производить через нос.

Нижнегрудное (реберное): исх. п. — стоя или сидя на краешке стула, кисти рук пальцами вперед плотно обхватывают нижнебоковые отделы грудной клетки. На вдохе нижнебоковые отделы грудной клетки расширяются, на выдохе грудная клетка опускается, возвращаясь в исх. п., при этом кисти рук сдавливают ее. Вдох производится через нос, выдох — через губы, сложенные трубочкой.

Брюшное (диафрагмальное): исх. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях, под колени можно положить валик. Одна рука на груди, другая на животе. На вдохе брюшная стенка поднимается вверх вместе с рукой, другая рука, лежащая на груди, остается неподвижной. На выдохе живот втягивается, лежащая на нем рука надавливает на живот. Вдох через нос, выдох — через губы, сложенные трубочкой.

Смешанное (полное): исх. п. — сидя в позе кучера (голова слегка опущена, глаза закрыты, чтобы полнее сосредоточиться на процессе дыхания, его методике); менее эффективно исх. п. стоя или лежа. После выдоха производится медленный вдох через нос, при котором совершается волнообразное движение живота и грудной клетки в такой последовательности: живот выпячивается, нижние отделы грудной клетки расширяются, верхние отделы грудной клетки поднимаются вверх и вперед. Живот в конце указанных движений несколько втягивается, плечи и ключицы приподнимаются. Выдох в обратной последовательности движений: живот и грудная клетка возвращаются в исх. п. (при ее ригидности она сдавливается ладонями, положенными на нижнебоковые отделы грудной клетки), плечи и ключицы опускаются. Выдох должен быть в 1,5—2 раза длиннее вдоха. Все движения выполняются плавно, непрерывно.

Дыхательные упражнения с толчкообразным выдохом — вдохнуть носом, затем, открыв рот, одним или несколькими толчками выдохнуть. Резко выдыхаемый воздух выносит мокроту и вызывает естественный кашель.

Рекомендуется всем больным в раннем послеоперационном периоде при плотной фиксации послеоперационной раны (при операциях на органах брюшной полости методист, если позволяет рана, подводит свои руки под реберные дуги больного, чтобы избежать значительного повышения внутрибрюшного давления при кашле); всем больным с нагноительными заболеваниями легких в дренажных положениях; больным пневмонией. Если мокрота плохо отходит, то перед толчкообразным выдохом назначается вибрационный массаж грудной клетки.

Упражнения, удлиняющие и тренирующие выдох:

Произвольно удлиняется выдох на счет методиста или про себя (вдох на 2 счета, выдох — на 4). Удлинить выдох можно и искусственным путем, создавая препятствия: вдох носом, выдох ртом через сжатые зубы, через губы, вытянутые трубочкой, через нос, через одну ноздрю. При выдохе через рот сопротивление возникает при произнесении отдельных звуков или их сочетаний (а, о, у, ж, з, щ, бр-р-рх, хр-р-р-р и т.п.). Для тренировки удлиненного выдоха можно включать в занятия произнесение скороговорок: вдох, на выдохе произносится фраза: «Как на горке на пригорке жили 33 Егорки — раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д., на сколько «Егорок» хватит выдоха.

Рекомендуется больным хроническими заболеваниями легких с развитием пневмосклероза и эмфиземы.

ДУ в дифференцированном дыхании: эти упражнения способствуют воспитанию носового дыхания (применяются в стоматологии, отоларингологии). Вдох через одну ноздрю — выдох через другую, вдох носом — выдох ртом и наоборот.

ДУ с задержкой дыхания на вдохе: постепенное увеличение времени задержки дыхания способствует адаптации к гипоксии и гиперкапнии (действует как встречное дыхание при лечении неврозов). Кратковременная задержка на 1—2 секунды без натуживания способствует улучшению коронарного (сердечного) кровообращения.

ДУ с задержкой дыхания на выдохе: кратковременная задержка дыхания способствует разгрузке малого круга кровообращения, адаптации к гипоксии и гиперкапнии. Применяется при лечении неврозов, врожденных и приобретенных пороках сердца, сопровождающихся легочной гипертензией.

источник

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное, или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании Диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли, легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;

улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;

уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;

ускорить рассасывание при воспалительных процессах;

уменьшить проявление бронхоспазма;

увеличить отделение мокроты;

стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

П р о т и в о п о к а з а н и я для занятий ЛФК:

дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;

усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

противодействовать возникновению ателектазов.

В период постельного режима, с 3-5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические. Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений — 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5-10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4-8 раз с максимальной амплитудой движения.

Продолжительность процедуры — 10-15 мин; самостоятельные занятия — по 10 мин 3 раза в день.

На палатном, полупостельном режиме, с 5-7-го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений —1:1, 1:2. Учащение пульса допускают до 10-15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения до 8-10 раз в среднем темпе. Продолжительность занятия 15-30 мин, используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течение дня — до 2 ч, занятия — индивидуальные, малогрупповые и самостоятельные.

С 7-10-го дня (не ранее) больных переводят на общий режим. Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса — до 100 уд./мин. Продолжительность одного занятия — 40 мин; применение упражнений, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией

Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.

На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент» приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией

Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе..

Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.

Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.

Руками повторять движения пловца брассом. Вдох —в ИП, выдох— руки развести в стороны.

На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.

В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.

Круговые движения руками — «гребля».

В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.

Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. ОбЩее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20-25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией

Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин).

Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.

На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях.

«Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП. .

Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-5 мин).

Читайте также:  Клиника диагностика и лечение паратонзиллярного абсцесса

ИП — стоя, папка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять оалку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.

Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.

Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

стимулировать крово- и лимфообращение в целях уменьшения воспаления в плевральной полости;

профилактика развития спаек и шварт;

восстановление физиологического дыхания;

повышение толерантности к физическим нагрузкам.

На постельном режиме при экссудативном плеврите лечебную гимнастику начинают со 2-3-го дня, чтобы не допустить образования спаек. Боли при дыхании и движениях туловища не являются противопоказанием для применения упражнений.

Для профилактики развития спаек применяют специальные дыхательные упражнения: наклоны туловища в «здоровую» сторону попеременно на вдохе и на выдохе. При выполнении этих упражнений растягивается плевра, так как происходит максимальная экскурсия легких и грудной клетки.

На занятиях используют упражнения дыхательные статического и динамического характера для здорового легкого, общеукрепляющие динамические — для увеличения экскурсий грудной клетки, особенно пораженной стороны. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений — 1:1, 1:2. Общая нагрузка малой интенсивности, учащение пульса на 5-10 уд./мин. Упражнение повторяют 4-8 раз в медленном и среднем темпе с полной амплитудой. Принимая во внимание болевой синдром, продолжительность занятия небольшая — 5-7 мин, и повторяют его через каждый час.

Полупостельный режим назначают в конце 1-й нед. Продолжительность занятия увеличивают до 20 мин, но уменьшают повторение его до 3-4 раз в день.

Общий режим назначают с 8-10-го дня. Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

Комплекс № 1. Упражнения для больных плевритом

Руки на нижних ребрах. На вдохе руки лежат свободно, на выдохе сдавливать средненижние отделы легких.

Методист фиксирует верхушки легких руками, на вдохе создать сопротивление, на выдохе надавливать, способствуя более полному выдоху.

Мешочек с песком лежит на эпигастральной области. На вдохе — руки вверх, живот куполообразно выпячивается, приподнимая мешочек, на выдохе руки вдоль туловища.

ИП — лежа на здоровом боку

На нижнебоковой поверхности грудной клетки мешочек с песком массой 1-2 кг. На вдохе рука вверх за голову, на выдохе вернуться в ИП.

Вдох в ИП, рука вдоль туловища. На выдохе рука вверх за голову. Выдох активный со звуком «ха».

Комплекс № 2. Упражнения для больных плевритом

На вдохе подъем прямой руки вверх с наклоном туловища в противоположную сторону.

В руках булавы или гантели. На вдохе руки в стороны, на выдохе наклон вперед, предметы положить перед собой.

В руках гимнастическая палка, движения «гребля на байдарке».

На вдохе руки в стороны, на выдохе подтянуть колено к животу.

Руки к плечам, на вдохе локти назад, прогнуться в грудном отделе позвоночника, на выдохе наклон вперед, локти соединить перед грудью.

В руках гантели. На вдохе руки вдоль туловища, на выдохе наклон в противоположную сторону, рука вверх.

В руках палка. Задержка дыхания на вдохе с наклоном в «здоровую» сторону.

Руки с мячом над головой. Вдох в ИП, на выдохе бросить мяч с силой вниз.

Стоя «здоровым» боком к спинке кровати. Рукой ухватиться за спинку кровати. На вдохе подняться на носки, прогнуться, на выдохе отклониться от спянки кровати, противоположной рукой тянуться к полу.

Руками держаться за спинку кровати. На вдохе подняться на носки и прогнуться, на выдохе — приседание.

Закончить процедуру в ИП —сидя, количество дыхательных и общетонизирующих упражнений—18-20.

Комплекс № 3. Упражнения для больных плевритом

В руках медицинбол, руки опущены. На вдохе поворот влево, медленно поднимать руки вверх, на выдохе опустить руки вниз.

В руках гимнастическая палка. На вдохе палку поднять над головой, прогнуться, подняться на носки, на выдохе руки опустить, ноги согнуть в коленях.

Выполняется вдвоем, стоя спиной друг к другу. Передавать мяч через стороны слева направо и наоборот.

«Бокс». На выдохе поочередно выбрасывать руку вперед, пальцы . в кулак.

На вдохе поднять плечи вверх, на выдохе пружинящие 2-3 наклона в противоположную сторону.

Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе максимально вытянуть руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе руки через стороны опустить.

Руками держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе подтянуться на носки, на выдохе максимально отклониться назад с опорой на пятки.

Стоя к стенке боком, рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе поворот туловища назад, противоположной рукой коснуться стенки, на выдохе поворот вперед, стоять лицом к стенке.

Руки перед грудью, выпрямлены, в руках гантели. Круговые движения в плечевых суставах 6-8 раз вперед и 6-8 раз назад.

Ходьба с максимальным выносом ноги вперед, руки опираются о согнутое колено.

Скрестная ходьба с поворотами туловища.

Закончить процедуру ходьбой в спокойном темпе (40-50 шагов в минуту) в течение 3 мин.

уменьшить воспаление в бронхах;

восстановить дренажную функцию бронхов;

усилить крово- и лимфообращение в системе бронхов, способствовать профилактике перехода в хронический бронхит;

повысить сопротивляемость организма.

П р о т и в о п о к а з а н и я для назначения ЛФК: те же, что и при острой пневмонии.

В течение 1-й нед. от начала заболевания применяют статические и динамические дыхательные упражнения в сочетании с общеукрепляющими — 1:1, 1:2, 1:3. Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

ЛФК при хронических неспецифических заболеваниях легких.

В группу хронических неспецифических заболеваний легких (ХНЗЛ) входят хроническая пневмония, пневмосклероз и эмфизема легких.

Эмфизема легких характеризуется частичным замещением эластической соединительной ткани соединительной волокнистой (фиброзной) тканью и ее разрастанием, развитием пневмосклероза, общим расширением легких.

обучить правильному дыханию с более глубоким выдохом;

уменьшить напряжение .дыхательных мышц, укрепить их;

улучшить обеспечение крови кислородом;

способствовать дренажу бронхов и полостей легкого;

увеличить подвижность грудной клетки;

повысить физическую работоспособность.

Противопоказания: те же, что и при других заболеваниях органов дыхания, но при «ржавой» мокроте применять физические упражнения можно.

Методика ЛФК в основном аналогична применяемой при острых заболеваниях органов дыхания в период общего режима. Добавляют упражнения на расслабление, обучение расслаблению начинают с мышц ног, затем переходят к мышцам рук, грудной клетки, шеи. В последующем обучают больного расслаблению мышц, не принимающих участие в упражнении. Например, при движениях ног мышцы рук, .шеи, грудной клетки должны быть расслаблены. Каждая процедура лечебной гимнастики должна завершаться упражнениями на расслабление. Больные должны самостоятельно 2-3 раза в день повторять упражнения на расслабление мышц и следить, чтобы мышцы шеи, грудной клетки в покое не были напряжены. При обучении дыханию фиксировать внимание больного на удлинении выдоха. Статические дыхательные упражнения с одновременным произно-. шением согласных и некоторых гласных звуков (з, ж, р, е и др.) усиливают вибрацию грудной клетки, что способствует выделению мокроты.

При обострении хронической пневмонии применяют методику ЛФК, назначаемую в острой стадии бронхолегочных заболеваний.

При наличии полостей в легких, сообщающихся с бронхиальным деревом (бронхоэктазы, абсцессы, каверны), дополнительно применяют дренажные упражнения, но не во время занятия лечебной гимнастикой, а в другое время, так как дренажные упражнения утомляют больного. Дренажные упражнения выполняют только при таком положении тела, когда гнойный очаг находится выше путей оттока. При наиболее частой локализации процесса в средней и нижних долях легкого больного укладывают на наклонную плоскость или кушетку с приподнятым ножным концом на 40-45°. Длительность дренажа зависит от общего состояния больного, переносимости воздействия. Продолжительность его — 10-30 мин. После выполнения дренажных упражнений необходим отдых не менее 30 мин.

Комплекс № 1. Упражнения для больных с гнойным процессом в верхнем отделе легких

На вдохе рука с «больной» стороны поднимается вверх и отводится назад с поворотом туловища в ту же сторону. На выдохе наклон в противоположную сторону, рука вдоль противоположной голени. На выдохе легкое покашливание, вибрационный массаж проекции верхней доли на грудную клетку.

На вдохе кисти рук привести к плечам, локти отвести назад, прогнуться; на выдохе наклон вперед, локти упираются в колени. Покашливание на выдохе.

На вдохе руки развести в стороны; на выдохе обхватить грудную клетку руками. Покашливание на выдохе.

Комплекс № 2. Упражнения для больных с гнойным процессом в средней доле легкого

На вдохе поднять руку вверх, на выдохе подтянуть колено к животу рукой. Покашливание на выдохе.

Рука на поясе. На вдохе поворот назад; на выдохе наклон вперед с максимальным выведением локтя вперед. ИП — лежа на спине

Под грудной отдел позвоночника подложен валик, голова запрокинута назад, ноги согнуты в коленях. На вдохе руки в стороны; на выдохе руками обхватить колени. Покашливание на выдохе.

Комплекс № 3. Упражнения для больных с гнойным процессом в нижней доле легких

ИП — лежа на боку на наклонной плоскости с поднятым ножным концом

1. На вдохе руку .отвести назад; на выдохе рукой подтянуть колено к животу. Покашливание на выдохе.

2. Свесить с кушетки голову и туловище, таз и ноги на кушетке. На вдохе руки развести в стороны, голову поднять, на выдохе, покашливая, руки и голову опустить вниз.

3. «Лазанье под перекладину».

ЛФК при бронхиальной астме

Бронхиальная астма — инфекционно-аллергическое заболевание; проявляется приступами одышки во время выдоха, выдох затруднен.

За д а ч и ЛФК: снять бронхоспазм, нормализовать акт дыхания, увеличить силу дыхательных мышц и подвижность грудной клетки, предотвратить возможное развитие эмфиземы, оказать регулирующее воздействие на процессы возбуждения и торможения в ЦНС.

П о к а з а н и я к назначению ЛФК: вне приступа астмы.

П р о т и в о п о к а з а н и я к назначению ЛФК:

легочно-сердечная недостаточность III степени;

тахикардия более 120 уд./мин;

одышка более 25 дыханий в минуту;

В условиях стационара курс разделяют на подготовительный и тренировочный. Подготовительный период продолжается не более 2 нед.

Применяют дыхательные упражнения общеукрепляющие, на расслабление и «звуковую» гимнастику.

ИП — лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, стоя.

Начинают лечебную гимнастику с обучения «полному» дыханию, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным подниманием грудной клетки. Во время выдоха грудная клетка опускается, живот втягивается. После освоения такого смешанного дыхания применяют удлинение вдоха по отношению к выдоху, а в последующем удлиняют выдох; в результате больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох.

Звуковая гимнастика — это специальные упражнения в произнесении звуков. Начинают с произнесения ммм, после чего следует выдох — пфф. Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол.

Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках п, т, к, ф, средняя — при звуках б, г, д, в, з; наименьшая — при звуках м, к, л, р. Рекомендуют произносить рычащий звук р-р-р-р- на выдохе, начиная от 5-7 до 25-30 с и звуки бррох, бррфх, дррох, дррфх, бррух, бух, бат, бак, бех, бах.

Звуковая гимнастика помогает выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. Следует обучить больного после вдоха через нос сделать небольшую паузу и выдохнуть воздух через открытый рот с последующей более удлиненной паузой.

На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений в соотношении 1:1. Продолжительность процедуры — от 10 до 30 мин, индивидуальные занятия—2-3 раза в день.

Тренировочный период начинают в стационаре и продолжают всю жизнь. Применяют методику подготовительного периода и добёвляют ходьбу или бег трусцой до 5 км в день, с учащением пульса до 100-120 уд./мин.

При появлении предвестников приступа бронхиальной астмы больному рекомендуют удобно сесть, положить руки на кадета юга стол, максимально расслабить мышцы туловища, ног, дышать поверхностно для того, чтобы глубокий вдох не раздражал нервные окончания в бронхах и не усиливал их спазм. На 4-5 с во время выдоха — задержать дыхание.

В межприступном периоде больного обучают также умению задержать дыхание во время умеренного выдоха.

Комплекс № 1. Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим)

ИП — сидя на стуле, руки на коленях

На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.

На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в ИП.

На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону, на выдохе вернуться в И П.

Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опустить вниз, произнося звук ш-ш-ш.

На вдохе — руки на коленях; на выдохе произносить звук ж-ж-ж.

Руки перед грудью, пальцы в «замок». На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор урегулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета: вдох — 1,2; выдох — 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. В конце курса ‘продолжительность выдоха должна увеличиться до 30-40 с.

Комплекс № 2. Упражнения для больных бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)

Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.

Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.

На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком ха.

Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.

В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.

Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться и ИП.

Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук уф или ух.

Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Для полной реабилитации больных заболеваниями органов дыхания целесообразны физические тренировки.

П о к а з а н и я к их применению:

период выздоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита;

начало и полная ремиссия ХНЗЛ;

тренировочный период при бронхиальной астме.

П р о т и в о п о к а з а н и я :

острый период «заболевания,

легочно-сердечная недостаточность — в фазе декомпенсации.

Ф о р м ы тренировок: тренажеры общего действия (велотренажер, беговая дорожка), ходьба, бег, физические упражнения и плавание в бассейне.

Нагрузки применяют в интервальном режиме. Например, бег 4 мин со скоростью 7-8 км/ч, затем ускорение на 10-15 с до 10 км/ч, после чего в течение 2-3 мин дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Продолжительность бега — 30 мин 3 раза в неделю или 20 мин 4 раза в неделю.

источник